Макушкина Светлана Вячеславовнапедагог-психолог ДОУ №4,г.Мытищи, ул.Крупской 5а, 141002Духовно-нравственное развитие воспитание дошкольниковпосредством знакомства с народным творчеством«Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание к высшим добродетелям» Е. Н. Трубецкой.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”. В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания является * освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, * духовные потребности и их формирование, * этические знания, эстетический вкус, * самосознание, * эмоциональная сфера, * чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; * эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативные способности (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт). Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится и через приобщения его к культурному наследию своего народа. «Одна из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины»- утверждается в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях «Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России» [2] Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности дошкольников. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей» [2] Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В нашем детском саду реализуется программа интеллектуально-личностного развития дошкольников «Умные игры в добрых сказках». Дети знакомятся с развивающими играми на основе народных сказок и былин. Трудно переоценить роль сказки в воспитании подрастающего поколения. "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического,она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." - писал И. А. Ильин. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку - дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах "Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей" отмечал В.А.Сухомлинский На наших занятиях мы знакомимся не только с русской народной сказкой, но и с былинами. Да, читать и понимать их трудно, но какую пищу для ума и для познания своего народа они дают! Работа, проводимая нами с детьми по сказкам и былинам, включает нетрадиционные приемы при её организации развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности
Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей в работе по данной программе является социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина своей страны, понимающего и принимающего культурные традиции своей страны посредством народного творчества. Поставленная цель реализуется через следующие задачи: · формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; · воспитание нравственных качеств личности ребёнка, · освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; · приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. · приобретению детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, былины; · формирование у детей интереса к духовным и нравственным проблемам и личностное отношение к данной литературе Знакомство с народной сказкой и былиной необходимо ребенку для: · передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; · передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; · духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу – могу, хорошо – плохо и т.д.) Рассказывая и познавая сказку или былину, помогая герою с помощью развивающих игр дети почерпнут первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настроит ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно содействует героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства. Но мы не только рассказываем сказку. Основной смысл наших занятий уделить внимание педагога формулированию детьми своего личностного отношения к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям. Приведем пример: Былина про Илью Муромца: Мы помним, что калики перехожие напоили Илюшу водой и стал он сильным и отправился он на поле помогать отцу с матерью. А затем испросил Илья благословения у родителей идти защищать землю Русскую. Любопытен момент, что детей очень заинтересовало благословение. А зачем это? А как это? И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей. Что это как не восстановление связи с родовой и семейной памятью? Погружение в тему былин дает нам возможность постичь и понять знания детей о семейных традициях духовного становления, даст возможность, наблюдая семейную жизнь окружающих, установить причинно-следственные связи таких явлений, как «семейный лад», «семейная душа», «почитание стариков», «послушание родителям» и наоборот – «семейный разлад» Близка детям и тема сострадания и сопереживания: они радуются, что взял Кокованя вместе с Даренкой еще и Муренку и делают вывод, что за добро отплатят тебе добром. «А вот если бы не взял Муренку, то и Серебряное копытце не увидел» - делают вывод дети. Понимают и принимают близко к сердцу дошкольники и тему творчества. В «Каменном цветке» по сказам Бажова их поражает, что Данилу не удовлетворяет работа, которую он сделал, пусть она даже всем нравится. Он хочет сделать так, чтобы его самого удовлетворяло качество и степень его мастерства. Эта тема поиска творческого пути вызвала даже спор: а смог бы я разбить цветок. Забегая вперед, отмечу, что впоследствии дети, выкладывая из кубиков самостоятельные узоры, прислушивались к себе – а мне нравится?доволен ли я продуктом своего творчества? Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы, на основе которой формируются мотивы выполнения ребёнком нравственных норм. Для более глубокой работы со сказкой мы подготавливаем родителей дошкольников к этому процессу в домашних условиях. Такая подготовительная работа включает различные формы: групповые родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, на которых родители не только знакомятся с методикой работы со сказкой, но знакомятся с литературой, упражняются в ответах на вопросы детей, касающиеся годового круга, обычаев и традиций народа, к которому принадлежат от рождения. Вместе с родителями мы вырабатываем ответы на вопросы, которые часто задают дети: Что такое «тоска по родимому краю? («Аленький цветочек» Аксакова) Что значит «Испросить благословения» («Илья-Муромец») Как понимать «Почитай старших» (Добрыня Никитич) Что значат понятия «добрый молодец», «красна девица», «пир горой», «светелка» и пр. Кроме того, знакомясь со сказкой дети имеют возможность познакомиться с прекрасными иллюстрациями Билибина, Рачева. Знакомясь с былинами дети рассматривают замечательные картины М.Врубеля, В.Васнецова которые, несомненно, являются золотым фондом нашей культуры Результатом работы по реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников в программе «Умные игры в добрых сказках» можно определить выработку следующих критериев: *осознание ребёнком тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитать в детях: *совестливость и порядочность, *самоотверженность и незлобие, *сопереживание и сочувствие, *патриотизм; *понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и др. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, семье, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. . Список литературы:
1. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков ПРОЕКТ Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009 2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. 3. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст] : программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др.] // Методист. - 2011. - № 8. – С. 21 – 27. 4. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11. – С. 20 – 22. 5. Сапрыкина, Т. А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка [Текст] / Т. А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 8. – С. 22 – 24. 6. Устюжанина, С. А. Дорога добра [Текст] : программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. - № 4. – 46 – 61.
7. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 1. – С. 19 – 21. |
Жена приготовила вкусняшку с какого-то сайта в интернете. Говорит: — А сегодня на ужин что-то новенькое. Я такое ещё никогда не делала. Накладывает в тарелки, сопровождая это всё комментарием, что это она прочитала в интернете и ей захотелось это приготовить. На что старший сын (6 лет) ей отвечает: — А нас в садике таким часто кормят. У нас повара умные, они и без компьютера готовить умеют. |