____________________ДОУ №4 «Аленушка» ОАО «ПСОМ»________________________
наименование организации – заявителя
Программа работы академической площадки АСОУ
по теме «Повышение уровня коммуникативной компетенции воспитателя в условиях непрерывного образования»
Актуальность Современный этап развития дошкольного образования и система профессионального становления воспитателей дошкольных образовательных организаций требует глубокого всестороннего анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей совершенствования коммуникативной компетенции воспитателя в условиях профессионального развития. Актуальность исследования связана, с теми изменениями, которые происходят в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и условиях введения профессионального стандарта Педагог.
А так же существуют проблемы:
1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности воспитателя в рамках введения ФГОС дошкольного образования;
2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности воспитателей к изучению и внедрению коммуникативных технологий;
3. Неумение воспитателей осознать и определять свои коммуникативные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.
4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми информационно-коммуникативными средствами.
Гипотеза:
Повышение коммуникативного уровня воспитателей в овладении современными образовательными технологиями.
Обеспечение постоянного коммуникативного развития воспитателей дошкольного образования.
Всё это обусловливает необходимость проведения целенаправленной исследовательской работы с воспитателями по формированию у них социально-коммуникативных умений, являющихся неотъемлемой частью коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности. Современная ситуация требует от воспитателя дошкольного образования не только владения суммой коммуникативных знаний, навыков, но и практических умений организации образовательной речевой среды в дошкольных образовательных учреждениях.
Целью исследования является раскрытие понятий коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образования как условия эффективности его профессиональной деятельности.
Достижение цели предполагало решение следующих задач:
• раскрыть сущность и структуру коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности, как психологического феномена;
• выявить особенности проявления коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности у воспитателей дошкольного образования;
• определить педагогические условия формирования коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности у воспитателей дошкольного образования.
Объект исследования - коммуникативная деятельность воспитателя дошкольного образования.
Предмет исследования - особенности проявления коммуникативной компетенции и коммуникативной компетентности у воспитателя дошкольного образования и пути их совершенствования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, сделанные выводы и обобщения могут быть использованы в планировании и содержательном наполнении методической работы дошкольных образовательных организаций по повышению качества коммуникативной компетенции воспитателей дошкольного образования. Предложенные критерии и уровни сформированности коммуникативной компетенции и компетентности могут быть применены при диагностике и организации дифференцированной работы с воспитателями дошкольного образования.
Косвенным показателем практической значимости является зафиксированный в исследовании факт устойчивого интереса воспитателей дошкольного образования к различным формам коммуникативной деятельности.
Содержание работы
Ожидаемые результаты – готовность воспитателя дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Воспитатели, участвующие в исследовательской программе:
- умеют четко выражать свои мысли (как устно, так и письменно); - умеют грамотно выстраивать свою речь (как устную, так и письменную); - умеют расположить к себе собеседника; - умеют слушать собеседника; - умеют прогнозировать «ход» общения; - умеют создавать современную развивающую информационно-коммуникативную образовательную среду; - умеют создавать необходимые психолого-педагогические условия воспитания, развития и детей дошкольного возраста; обеспечивать безопасность их жизнедеятельности; - умеют организовать образовательный процесс в контексте личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком.
Содержание, сроки и этапы деятельности АП
Подготовительный (организационный) этап:
С 01 января 2020 года - по 31 декабря 2016г.
На этом этапе проходит:
- изучение нормативно-правовой базы развития коммуникативной компетенции воспитателя на соотнесение ее с ФГОС дошкольного образования, это способствует совершенствовать аналитические умения педагогов;
- изучение научно-методической литературы и документации по проблеме развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- изучение ОЭР по развитию коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;
- изучение образовательных потребностей и коммуникативных затруднений педагогов при изучении профессионального стандарта Педагог - для разработки плана повышения квалификации педагогов.
- анкетирование педагогов владения знаниями о современной коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования, как условия повышения качества дошкольного образования;
- сбор и обработка эмпирических данных;
- уточнение аппарата исследования;
- организация экспериментального исследования: 1 — проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 — осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 — изучение результатов деятельности воспитателя дошкольного образования экспериментальных и контрольных группах; 4 — проведение заключительного среза; 5 — проведение количественного, качесттвенного и сравнительного анализа развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- определение методик исследования коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- Организуется экспериментальное исследование: 1 — проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 — осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 — изучение результатов деятельности воспитателя дошкольного образования экспериментальных и контрольных группах; 4 — проведение заключительного среза; 5 — проведение количественного, качественного и сравнительного анализа развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- разрабатывается система методических и педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования;
- разрабатывается Дорожная карта развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования.
Основной (практический) этап:
С 1января 2017г – по 31 декабря 2017г.
На этом этапе нарабатывается методические рекомендации по использованию конструктивных форм общения воспитателя дошкольного образования со всеми участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Проводится апробация «Дорожной карты» развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования, что способствует развитию рефлексивных способностей воспитателей и способности выбирать педагогические технологии соответствующие основным проблемам развития собственной коммуникативной компетенции.
Заключительный (обобщающий):
С 01 января 2018г – по 31 декабря 2018г.
На этом этапе происходит обобщение и трансляция результатов исследовательской деятельности и опыта дошкольных образовательных организаций и воспитателей, что способствует развитию самооценки профессиональных качеств.
Основными формами методической работы с воспитателями по реализации ФГОС будут мероприятия, направленные на освоение педагогом позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, а также способствующие формированию контрольно – оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции. Такие формы работы это не просто консультации, где воспитатель ведет себя пассивно, а семинары – практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т.д.
Возможности диссеминации (конкретное направления или использование результатов ОЭР) Материалы экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут быть использованы в программе курса повышения квалификации «Виртуальная стажировка».
Руководитель
организации-заявителя
Заведующий ДОУ №4
«Аленушка» ОАО «ПСОМ»
Железная Т.В.
_________________
«______»____________ г Руководитель структурного подразделения АСОУ
______________________
«______»____________ г.
.
План работы академической площадки АСОУ
по теме «Повышение уровня коммуникативной компетенции воспитателя в условиях непрерывного образования»
на 2020 год
__________________ДОУ №4 «Аленушка» ОАО «ПСОМ»________________________
(наименование организации-заявителя)
№
п/п Содержание работы (направление и виды деятельности, мероприятия и т.п.) Сроки реализации Ожидаемый результат Ответственный
1. Изучение нормативно-правовой базы развития коммуникативной компетенции воспитателя на соотнесение ее с ФГОС дошкольного образования, это способствует совершенствовать аналитические умения педагогов
Семинар январь Аналитическая справка Железная Т.В., заведующий ДОУ
2. Медико-педагогический консилиум: « Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья». (Результаты диагностики) январь Аналитическая справка Железная Т.В., заведующий ДОУ, Салунина Т.Ю. врач
3. «Информационно-компьютерные технологии в работе педагога, как необходимый фактор повышения профессиональной компетенции педагога» Обмен передовым педагогическим опытом март Материалы консультаций, презентации Железная Т.В., заведующий ДОУ, заместитель заведующей по ВМР Тылик Ю.В.педагог-психолог Макушкина С.В.
4. «Педагогические технологии в современном мире» Педагогическая мастерская февраль Презентации Железная Т.В., заведующий ДОУ
Все воспитатели
5. Мастер-классы для родителей:
1. Совместное творчество родителей и детей с помощью ПМК «Фантазеры»
2. Сказкотерапевтический тренинг о взрослении девочек для мам «Гуси-лебеди»
Январь
Май
Выставка рисунков
Отзывы родителей, материалы тренинга
Воспитатель специалист по информатике Акимова Е.М.
Педагог-психолог Макушкина С.В.
6. Использование мультимедиатехнологий в образовательной среде детского сада, для повышения профессионального уровня педагога
Круглый стол апрель Разработка анкет Заместитель заведующей по ВМР Тылик Ю.В.
7. Проблемный семинар «Проблемы духовно –нравственного развития в различных видах детской деятельности» Заместитель заведующей по ВМР Тылик Ю.В., педагог-психолог Макушкина С.В.
8 Круглый стол «Решение задач духовно-нравственного развития дошкольников в контексте ФГОС» апрель Презентации
9 Научно-практический семинар «ЭОР по развитию коммуникативной компетенции воспитателя дошкольной образовательной организации»
18 мая Презентации, мастер-классы Заместитель заведующей по ВМР Тылик Ю.В.
10 Международная научно-практическая конференция «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технология реализации»
октябрь статьи Тимофеева Л.А.
11 Интерактивная игра-презентация для родителей «Города России – в рассказах детей» октябрь Презентация
Отзывы родителей Заместитель заведующей по ВМР Тылик Ю.В., воспитатель Щукина Н.А.
12 Проблемный семинар «Дорожная карта» развития коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования».
Ноябрь Дорожная карта Все воспитатели
Руководитель
организации-заявителя
Заведующий ДОУ №4
«Аленушка» ОАО «ПСОМ»
Железная Т.В.
_________________
«______»____________ г
Руководитель
структурного подразделения АСОУ________________
__________________________________
«______»____________ г