Мягкий знак в середине слова правило: Правила написания мягкого знака ь

Содержание

Русский язык. » ‘Ь’ знак в середине и в конце слова»

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

Наглядность:

  • карточки в форме солнышка и тучки;

  • карточки для словарной работы;

  • карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

  • карточки со схемами позиций мягкого знака;

  • наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I. Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Цели урока (психологическая минутка).

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

— Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

— Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

— Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

— Где может стоять второй знак (в конце слова)

— Итак, сначала все пропишем в воздухе.

— А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

— А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

— Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

  • у неё нет собственного звука,

  • но может влиять на звук, стоящий перед ней,

  • не может стоять в начале слова

  • не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать — скажешь

IV. Словарная работа:

— Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

— Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

— Почему (проверяем по словарю).

— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

— Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Какие слова отвечают на вопрос Кто?

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

— Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

— Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

— Почему? (правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

— Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

— Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V. Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

— Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет.)

— Почему в этих словах пишется мягкий знак?

— А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

— Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

— А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

— Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ — ] .

4 б., 3 зв.

— Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII. Работа с предложением.

— Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

— Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

— Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

— А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль(комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII. Работа в парах.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

— В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

— Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX. Итоги урока.

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

— Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

Урок «Правописание Ь в конце и в середине слова перед согласными»

Русский язык 2 класс

Тема: «Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»

ЦЕЛИ УРОКА:

Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Развивать умения составлять предложения

Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения , анализировать, делать выводы.

    Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

    Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

    Ресурсы: словарное слово ,презентация к уроку, тетради .

    Тип урока: нова тема.

    Методы: по источнику познания:

    словесный,

    -наглядный,

    -практический;

    по степени взаимодействия учителя и учащихся:

     

    -самостоятельная работа;

    -работа в парах;

    Формы обучения: — фронтальная, работа в парах.

    Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

    Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение

    Ход урока:

    1. Орг.момент:

    -Встаньте ровно и красиво

    прозвенел уже звонок,

    Сядьте тихо и неслышно

    и скорей начнем урок.

     

    -Какой у нас урок?( русский язык)

    -Для чего нам нужен русский язык?

    2. Актуализация знаний.

    Слайд1— Прочитайте слова (окунь,пальчик,зверь,пень,альбом,крыльцо)

    -Что их объединяет? (ь)

    Работа в тетради.

    Дети: Я тетрадь свою открою …

    — Запишите число ,классная работа.

    М.Ч. Слайд3,4

    -Пропишите Ь .

    Слайд 5

    — Прочитайте еще раз слова. Какие слова не переносятся? Почему?

    -Какую работу можно выполнить с этими словами?

    Работа в паре.

    -Запишите слова в два столбика.

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    Проверьте себя.

    -У кого по другому?. У кого как на доске?

    — По какому признаку разделили слова?

    — Какое место занимает Ь в этих словах? (стоит после согл. )

    -Какую роль играет Ь в словах каждого столбика?(смягчает согл)

    -Подчеркните согласную букву, которую смягчает Ь зеленым карандашом.

    Тема урока

    -Сформулируйте тему урока ( правописание…

    Слайд 8.

    очему Ь особая буква?

    Слайд 9.

    Словарная работа.

    Слайд 10.

    — Прочитай через одну букву и ты узнаешь словарное слово.(учитель)

    -Кто такой учитель?

    -Запишите это слово. Что заметили? Укажите количество букв и звуков. Почему букв больше, чем звуков?

    Слайд 11.

    -Запишите синонимы к слову учитель.

    — Как вы понимаете пословицу?

    -Объясните подчеркнутые буквы и знаки?

    Вывод.

    — Какой вывод можно сделать о работе мягкого знака?

    Слайд12.

    Как правильно переносить слова?( по слогам)

    -Посмотрите, правильно поставлен знак переноса в словах?

    Слайд 14

    — А как правильно перенести слова с Ь в середине?

    Слайд 15.-Прочитайте правило.

    Слайд16.-Выполните задание.

    Слайд17 .Взаимопроверка.

    -Оцените работу друг друга.

    Слайд 18.-Выполните задание.

    Слайд 19.-Проверьте,оцениете.

    Слайд 20.Итог урока.

    -Чему учились?

    Тема: «Мягкий знак в конце и в середине слова». | Карточки контроля по русскому языку

    Тема: «Мягкий знак в конце и в середине слова».









    Звук / с / можно записать с помощью
    либо s , либо c .

    sc стопка sk ill сн руда sp ider ул возраст sw зуд

    se lfish si lly sy мболь
    ce ntury ci garette cy cle

    возраст общий оранжевый
    бинт нежный упаковка
    клетка зародыш стр.
    повреждение петля этап
    опасность язык странно
    аварийный багаж незнакомец
    мусор управлять подросток
    Энджи гигант маржа
    аллергический гигантский магия
    извиниться имбирь жесткий
    цифра жираф вялый
    двигатель представить трагический
    извинения гимназия цыганка
    духовенство гимнастика пухлый
    тренажерный зал гипс скупой