Содержание
Составное сказуемое — урок. Русский язык, 8 класс.
Составное глагольное сказуемое
Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределённой формы, выражающей основное лексическое значение.
СГС образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.
Пример:
начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.
Вспомогательные глаголы, кроме грамматических значений наклонения и времени, выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления.
Пример:
«Пианист начал (продолжил, захотел, закончил…) играть».
Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь.
Пример:
«Я завтра смогу помочь тебе».
Также в роли вспомогательных глаголов могут выступать:
а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Пример:
«Я рад был бы тебе помочь»;
б) слова состояния надо, необходимо, можно, приятно и др.
Пример:
«Мне будет приятно тебе помочь».
В роли вспомогательного глагола или неопределённой формы может быть употреблён фразеологизм.
Пример:
«Он горит нетерпением участвовать в конференции (\(=\) хочет участвовать)».
«Он хочет принять участие в конференции (\(=\) хочет участвовать)».
Составное именное сказуемое
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Пример:
«Она была не тороплива, не холодна, не говорлива» (А. Пушкин).
В настоящем времени глагол-связка чаще всего отсутствует.
Пример:
«Небо — бездна».
В роли глагола-связки могут использоваться глаголы: стать, становиться, казаться, называться, представляться — и глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.
Пример:
«Дворец казался островом печальным» (А. Пушкин).
«Девушка пришла довольная».
Именная часть СИС может быть выражена:
часть речи | пример |
именем существительным | «Он был студентом». «Небо — бездна» |
именем прилагательным | «Она казалась усталой». «Он стал выше отца» |
именем числительным | «Пятью пять — двадцать пять» |
наречием | «Разговор будет начистоту» |
словом состояния | «Мне грустно». «Мне очень жаль» |
причастием | «Письмо не было распечатано» |
фразеологизмом | «Он был притчей во языцех» (\(=\) был известным) |
Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки:
ставится, если | не ставится, если |
подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже. Пример: «И. А. Крылов — русский баснописец».
«Пятью пять — двадцать пять».
«Расстояние между точками А и Б – шесть сантиметров» | подлежащее выражено личным местоимением. Пример: «Он врач» |
подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из них — инфинитив, а другой — существительное в именительном падеже. Пример: «Курить — здоровью вредить».
«Слушать тебя — удовольствие» | сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами (будто, словно, что). Пример: «Лес точно терем расписной» (И. Бунин) |
в состав сказуемого сходит указательная частица это или вот. Пример: «Совесть — это когтистый зверь» | сказуемое выражено существительным с отрицанием (частицей не). Пример: «Котёл горшку не товарищ» (Пословица) |
подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое выражено именительным падежом существительного при наличии логического ударения. Пример: «Я — внезапный излом, Я — играющий гром, Я — прозрачный ручей…» (К. Бальмонт) |
методика, типы и структура занятий
Цель: повторение и обобщение сведений о сказуемом.
Задачи:
Обучающая:
– обобщить знания о способах выражения сказуемого, типах сказуемого и способах его выражения.
Развивающая:
– закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым;
– развивать логическое мышление через постановку проблемных вопросов, требующих элементов анализа и синтеза;
– формировать умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления.
Воспитывающая:
– прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности;
– способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Ход занятия
1. Проверка домашнего задания.
1. Проверка мини-сочинений на тему «Зима»;
2. Чтение выписанных из художественных произведений предложений с разными способами выражения подлежащего.
3. Орфоэпическая пятиминутка: хоровое проговаривание блоков.
– Ты добрался до аэропорта?
– Где взять банты на праздник? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах.
– Купи бронированный автомобиль.
– Когда же ты наконец включишься в работу?
– Вы созвонитесь и дайте нам ответ.
– Создан (прецендент, прецедент.)
– Они балуют своих детей, а потом удивляются, что дети получаются избалованными.
– Она покупает шарфы каждый сезон.
– Нельзя ли забронировать билет?
– У каждой двери свой секрет.
– Владелец бутиков.
– Ваше ходатайство отклонено.
– Обратитесь в совет директоров.
– Отчет за первый квартал.
– Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из сети.
3. Актуализация опорных знаний. Повторение сведений о предложении.
1) Фронтальная работа.
1. Задание 1. Восстановите определения:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … – это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают…
2. Задание 2. Представленные предложения рассыпались на части. Соедините по смыслу части предложений, объясните орфограммы.
Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.
И она и?чезла навсегда.
Искру туши до пожара.
Красоту только тронь (не) брежной рукой.
А Беду отведи до удара.
(Не) правда с правдою (не) знает(?) ся.
3. Беседа.
1) Каким знаком препинания мы соединяем эти предложения? Почему? Давайте вспомним виды сложных предложений. Какие сложные предложения у вас получились?
2) Выделите грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.
3) В каком наклонении употреблены глаголы? Чем ещё может быть выражено простое глагольное сказуемое?
4. Изучение нового материала.
1) Беседа. Работа с таблицей.
1). Рассмотрите слайд, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.(Слайд № 1)
2) Работа с учебником, с. 57–58 по теме «Понятие о составном глагольном сказуемом».
Задание: рассмотрите схему построения составного глагольного сказуемого. Запишите схему в тетрадь.
3) Беседа.
1) Теперь обратимся к данному предложению.
Он начал писать сочинение.
2) Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?
3) Какой глагол несёт грамматическое значение?
4) Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.
5) Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?
(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).
6) Если вспомогательный глагол можно заменить на другие, значит он может иметь не одно значение.
4) Работа с таблицей. Рассмотрите слайд № 2 вспомогательных глаголов и их значений. Он дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива. Выпишите по 2–3 примера вспомогательных слов разных значений.
Основные вспомогательные слова
1. Начало, конец, продолжение действия: начать, стать, закончить, приняться, продолжить, прекратить.
2. Желательность, возможность, необходимость действия: уметь, успеть, желать, мечтать, хотеть, стараться.
3. Эмоциональная оценка действия: любить, нравиться, надеяться, бояться, стыдиться, готовиться.
4. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов: рад, должен, готов, обязан, достоин.
5. Фразеологические сочетания: иметь желание, сделать усилие, дать согласие.
5. Закрепление изученного материала.
1) Выполнение упражнений.
1. Задание 1. Запишите с новой строчки следующие глаголы:
Строить, расстаться, смотреть, приходить, учиться.
Если мы составим с этими глаголами предложения, то они будут выполнять функцию простых глагольных сказуемых. Если мы добавим к ним вспомогательный глагол – они станут составными глагольными сказуемыми.
Добавьте вспомогательные глаголы разных значений. Запишите получившиеся составные глагольные сказуемые в тетрадь. Составьте предложение, используя получившиеся сказуемые.
Запись на доске с объяснением.
2. Выборочный диктант (инструктаж).
Попробуйте самостоятельно найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые. Выпишите их в тетрадь.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
5. Подведение итогов.
1) Беседа.
1) Какие виды сказуемого вы сегодня изучили? Что называется простым глагольным сказуемым?
2) Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
3) Какие значения может иметь вспомогательный глагол?
4) Какой компонент выражает лексическое значение сказуемого?
5) Какой компонент сказуемого выражает его грамматическое значение?
6. Домашнее задание. Составить или найти в литературных произведениях примеры предложений с разными видами сказуемых.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
§20. Составное глагольное сказуемое — гдз по русскому языку для 8 класса Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова
Упражнение 103
Условие:
Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?
Решение:
Простые глагольные сказуемые — в предложениях 3 (дошёл), 5 (стояла), 6 (шла). Остальные являются составными глагольными сказуемыми. Вспомогательные глаголы выражают грамматическое значение — продолжительность времени действия, время действия, его лицо, число, род и т.д., а основной глагол выражает лексическое значение.
Советы:
Составные сказуемые являются одним членом предложения. Их нужно подчёркивать единой чертой, не разрывая, исключая случаи, когда слова сказуемого находятся не рядом в предложении.
Упражнение 104
Условие:
Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?
Решение:
Я могу встретить этого человека.
Я рад встретить этого человека.
Я обязан встретить этого человека.
Я готов встретить этого человека.
Я согласен встретить этого человека.
Я должен встретить этого человека.
В каждом из этих предложений — разное отношение говорящего к тому, на кого направлено действие встретить.
Советы:
Можно попробовать поставить и другие вспомогательные глаголы.
Упражнение 105
Условие:
Прочитайте и спишите текст. Какие слова употреблены в составных глагольных сказуемых в роли вспомогательных? Определите их как части речи.
Решение:
Советы:
Иногда составные сказуемые «разрываются», то есть его части разделяются какими-либо членами предложения.
Упражнение 106
Условие:
Расскажите о своих планах на ближайшее будущее в 5-6 предложениях с составным глагольным сказуемым. По возможности употребите в составном глагольном сказуемом глаголы со значением начала, продолжения и конца действия; прилагательные обязан, должен, рад. Предложения запишите, подчеркните их грамматические основы.
Решение:
Каждый вечер я планирую, чем буду заниматься на следующий день Завтра утром, когда встану с кровати, я буду делать делать зарядку. После зарядки я обязана буду принять душ, чтобы чувствовать себя свежо. Затем я начну собираться в школу. Я должна одеться, причесаться и собрать рюкзак со всеми школьными принадлежностями. Затем я пойду в школу и буду заниматься 6 уроков. После школы я буду рада вернуться домой. Я сделаю уроки и буду заниматься своим хобби — рисованием. В 22:00 я лягу спать.
Советы:
Идеи для написания данной работы:
1. Планы на каникулы;
2. Планы на выходные;
3. Планы на вечер.
Составные сказуемые
Составное сказуемое – это сказуемое, лексическое и грамматическое значение которого выражается в разных словах. В русском языке выделяют составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое – состоит из 2ух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола (инфинитив) передающей основное смысловое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола выражает:
- 1) указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, продолжать, прекратить (фазовые глаголы). Например, он начал учиться в школе.
- 2) указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, предполагать (модальные глаголы). Например, она хочет расторгнуть договор.
- 3) Эмоциональную оценку действия: любить, бояться, страшиться (эмоциональные глаголы). Например, он любит поспорить.
- 4) краткие прилагательные: рад встретиться, должен прийти, готов помочь.
Инфинитив, входящий в состав гл. сказуемого называется субъективным, так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть. От сост., глагольного сказуемого следует отличать инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства. Инфинитив дополнение – объектный, так как обозначает действие другого лица: «Антоненко приказал людям покинуть базу». Инфинитив со значением цели примыкает к глаголу со значением движение и обозначает цель действия: пошел гулять, поехал учиться.
Составное именное сказуемое — состоит из глагола-связки и именной части (имя сущ., прил., и т.д.), выражающей его основное смысловое значение.
Составное именное сказуемое разделяется на основную часть, представленную именами или схожими категориями слов, и вспомогательную, в роли которой выступает спрягаемая форма глагола, утратившая вещественное значение. Основной компонент называют именной частью, а вспомогательный — связкой.
Связка нужна, чтобы выражать:
- модальность и время
- связь между подлежащим и сказуемым
- модальные отношения между предметом и признаком.
Разберем пример: Зрелище становилось страшным. Глагол-связка становилось указывает на 1) модальное значение реальности 2) зависимость от подлежащего в виде формы числа и падежа 3) признак как возникающий.
Именная часть составного сказуемого выражается разными частями речи:
- 1) существительным в Им. П. (он мой брат), в Тв. П я был другом;существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: он был в забытьи, он без гроша; цельным словосочетанием, в котором главное слово существительное в Р.П. со значением качества: эта женщина высокого роста; она была скромной породы
- 2) прилагательным в именительном или творительном падеже, например, погода прекрасная;он стал грустным; прилагательным в степени сравнения: Ты самый лучший
- 3) краткой формой причастия и прилагательного, например, земля истоптана; шторм опасен;
- 4) наречием, например, комиссия уже здесь;я был настороже;
- 5) числительным, например, дважды два – четыре; их изба была второй с краю. ;
- 6) местоимением, например, эти ботинки мои; Это что-то новенькое .
Глаголы – связки:
1) глагол быть – является наиболее употребительным, выражает грамматическое значение: она была умной; он будет адвокатом. Это называется отвлеченной связкой. В настоящем времени связка – нулевая. Например, он уставший; я – поэт. Однако глагол быть может выступать как самостоятельным простым гл., сказуемым со значением бытия или обладания: у него было три сына. Или другой пример: Андрей явился домой неожиданно .
2) Полузнаменательные глаголы-связки,, выражающие модально-временные отношения и вносящие в значение сказуемого различные дополнительные смысловые оттенки: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться, выглядеть, представляться (глаголы становиться, стать, оказаться – могут быть самостоятельными: «он оказался в центре города, становиться у стены»).
3) Знаменательные глаголы-связки: глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени: приехать, вернуться, сидеть, лежать и т.д. (со знаменательной связкой: он сидел у окна) Если глагол становиться связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с гл. (он сидел усталый – важно, что он –усталый, а не то, что он сидел, лежал и т.д.). Знаменательный глагол можно заменить грам., связкой быть: он сидел усталый – он был усталый; Связку можно сделать нулевой: он сидел усталый – он усталый.
Глаголы-связки могут иметь следующие значения:
- обладание признаком: быть, являться, оставаться и др
- возникновение признака, оценка его как меняющегося: становиться, делаться и др.
- обнаружение признака: оказаться, получиться, выйти;
- оценка признака как предполагаемого: казаться, представляться;
- оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению: считаться, слыть и др.
Следует принимать во внимание так называемые связки-частицы (это, вот, таков, как, значит, точно, словно и др.). Они не являются самостоятельными, а входят в часть связки: знаки препинания – это как нотные знаки; твои речи будто острый нож.
Урок в 8 классе «Составное глагольное сказуемое» — Материалы к урокам — Каталог статей
Открытый урок в 8 классе
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.
А начнем мы с повторения.
3. Повторение сведений о предложении.
Восстановите определения (устно):
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .
4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.
Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.
I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)
Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)
II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.
Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)
С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)
( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)
Что означают данные афоризмы?
Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?
В каком наклонении стоят сказуемые?
Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.
5. Понятие о составном глагольном сказуемом.
Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.
6. Обобщение.
Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?
Какую роль играет вспомогательный глагол?
(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)
7. Работа на местах.
Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.
1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)
2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.
( В. Перелешин)
3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)
4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)
5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.
(Ф.М. Достоевский)
6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)
(I -2, 5; II- 1,3,4, 6.)
Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.
(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)
А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?
(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)
(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)
9. Пауза для отдыха.
А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.
Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.
А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.
10. Работа по притче.
Учитель читает текст притчи, а ученики внимательно слушают и определяют тему и основную мысль текста.
Принять себя.
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья кусты и цветы. Дуб сказал что он ум…рает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.
После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стение ответило что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав оно добавило «Король ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб виноград или розу, ты посадил бы их. Вид…мо, я не могу
быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».
(Притча о том, что у каждого существа в этом мире есть своё назначение. Основная мысль заключается в том, что важно оставаться самим собой и стараться развивать свои лучшие качества, не сравнивая себя с другими.)
Учащиеся вставляют пропущенные буквы, расставляют недостающие знаки препинания, подчеркивают составные глагольные сказуемые и комментируют ответы.
(Двое учеников ставят своеобразный эксперимент, пытаясь заменить СГС простым, делают вывод о том, что вспомогательные глаголы может, могу, постараюсь несут дополнительное значение возможности, желательности действия.)
(Не может давать, не может цвести, не могу быть, постараюсь развить.)
Принять себя.
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умИрает потому, что у него нет иголок, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза увЯдала потому, что она не может цвести так же прекрасно, как роза.
После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее рАстение. Он спросил, почему оно не увЯдает. РАстение ответило, что считает радость жизни само собой разумеющейся. Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу, ты посадил бы их. ВидИмо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».
Работа с клише.
Опираясь на притчу, закончите предложения.
1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть …
2. Нужно работать над собой, чтобы стать…
3. Не следует сравнивать себя с …
4. Когда человек на своем месте, он становится…
(1- самим собой, 2- лучше, чем ты есть сейчас, 3- другими людьми, 4-счастливым, нужным, востребованным.)
11. Обобщение изученного на уроке.
Сказуемое может быть … и …
Составное глагольное сказуемое состоит из … и …
Грамматическое значение сказуемого выражается …
Неопределенная форма глагола выражает …
12. Домашнее задание:
выучить теоретический материал (стр. 70-71), написать мини-сочинение на тему «Деревце внутри меня», используя составные глагольные сказуемые. Напишите о том, как сделать, чтобы маленькое деревце внутри каждого из нас стало большим крепким деревом, которое все будут замечать, как стать личностью, достойной уважения и любви.
13. Рефлексия.
Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)
Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое (§ 20)
Цели урока: 1) познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое, 2) определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.
I. Повторение правописания н и нн;не в прилагательных и причастиях.
Повторение организуется на основе словарного диктанта с конструированием и ведется под руководством учителя.
Проверка знаний и умений, восстановление пробелов осуществляются сразу же в ходе практической работы.
Д иктует учитель: Выполняют ученики:
1)Опасная дорога Неопасная дорога,
не опасная, а приятная дорога,
дорога неопасна;
2)Законченная рукопись незаконченная рукопись,
рукопись, не законченная автором,
рукопись не закончена.
Длинная юбка, сожженное письмо, обобщенный опыт, вспаханное поле.
— Какова синтаксическая роль прилагательных и причастий в этих примерах?
• Индивидуальные задания учащимся.
— Согласовать сказуемое с подлежащим, записать:
1) Молодость и природа ускорил.. мое выздоровление. (А. Пушкин)
2) Толпа напоминал.. темный вал океана. (М. Горький)
3) В сакле собрал..сь множество народу. (М. Лермонтов)
4) Целый ряд обстоятельств помешал.. осуществлению проекта.
5) Несколько лодок валял..сь на берегу. (В. Арсеньев)
6) Большая часть ребят уехал.. на экскурсию, дома остал..сь незначительное меньшинство.
II. Работа над новым материалом.
1. Учащиеся отвечают на вопросы (с. 51).
— Сколько частей в составном глагольном сказуемом?
— В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)?
— В какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?
Восьмиклассники приходят к выводу, что составное глагольное сказуемое образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.
Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределенной форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом. Кроме грамматических значений наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления его совершить и т. п.
2. Далее учащиеся читают теоретические сведения на с. 52.
III. Тренировочные упражнения.
1. Учащиеся выполняют упр. 103, указывают простые и составные глагольные сказуемые, уточняют значения вспомогательных глаголов в составных глагольных сказуемых.
2. В упр. 104 заменяют составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Отвечают на вопрос, как изменится смысл предложения.
IV. Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания
1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
б) Я стал слабеть здоровьем.
в) Мой брат — студент.
г) Княжна слыла любительницей музыки.
д) В коридоре было три двери.
2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Дом будут строить каменщики.
б) Сирень начинает отцветать в начале лета.
в) Он казался всесторонне образованным человеком.
г) В путешествии мы узнали много интересного.
д) Мы предложили ему поиграть с нами.
3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
а) Маленькая гостиная была неуютной.
б) Наше завтра будет прекрасно.
в) Мы с Аликом принялись за работу.
г) Прямо к станции бежит тройка удалая.
д) Иван Степанович засмеялся в голос, не стесняясь.
Ответы: 1б, 2б, 3в.
• Задание творческого характера. Составьте текст, употребляя данные словосочетания в качестве сказуемых.
Рад был встретиться, обязан беречь, стал разучивать, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал покататься.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: учить теоретические сведения на с. 51—52; выполнить письменно упр. 105, 106.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440728-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe
СОСТАВНОЕ | |||||
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ | СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ | ||||
Способы выражения простого глагольного сказуемого: 1. Уже проснулись певчие птицы. (гл. прош. вр., в изъявительном наклонении) 2. В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно. (гл. в условном наклонении) 3. Возьмите с собой в проход карту. (гл. в повелительном наклонении) Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду. Еще громче будут петь птицы. Ты постоянно вешаешь мне лапшу на уши | Вспомогательное слово Глагол-связка + Способы выражения вспомогательного слова:
Брат перестал заниматься и может отстать в учебе. (рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.) Я рад вам помочь. Обрати внимание: 1. Неопред. форма глагола не всегда входит в состав сказуемого. Она может выступать в качестве любого члена предложения. Подлежащим: Курить – здоровью вредить. Дополнением: Врачи запретили ему (что?) курить. (Действия, выраженные глаголами, совершают разные лица, значит, курить не является частью сказуемого.) Обстоятельством: Он вышел (зачем?) покурить. Определением: Привычка (какая?) курить ему повредила. 2. Составное глагольное сказуемое может включать и более 2-х слов: Я был рад вам помочь. | Именная часть Неопределенная форма глагола + Способы выражения глагола-связки: Я был учителем. Я буду учителем. Я ○ учитель ( в настоящем времени связка нулевая)
Все делается светлее от первого снега. Я хочу быть учителем. Способы выражения именной части: Он ○ весельчак. Он был весельчаком. Он был сегодня очень веселый. Брови ее были сдвинуты. Хлеба уже ○ обмолоченные. Вишневый сад теперь ○ мой. Два да три будет пять. Ей туфли будут впору. Он был высокого роста. | |||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | |
начать стать закончить приняться продолжить бросить пуститься прекратить | уметь успеть желать мечтать хотеть стараться предполагать привыкнуть пытаться | любить нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться ненавидеть страшиться трусить | рад должен готов обязан достоин | иметь желание сделать усилие дать согласие гореть желанием иметь честь иметь намерение дать обещание иметь привычку | Пример |
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.) |
| ||||
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.) |
| ||||
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться) |
| ||||
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.) |
| Пример | |||
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.) | смог получить, помогли привести | ||||
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.) | начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить | ||||
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться) | любил посвящать | ||||
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.) | надо было проводить, рада была возвести | Виды деятельности учащихся | Оценки учеников (комментарии) | ||
Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | ||
1. | Умение находить основу предложения |
|
|
|
|
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
|
|
3. | Определение формы сказуемого |
|
|
|
|
4. | Знание частей речи |
|
|
|
|
5. | Умение делать вывод. |
|
|
|
| Виды деятельности | Оценка работы (комментарии) |
Знаю | Умею | Сомневаюсь | |||
1. | Нахождение основы предложения |
|
|
| |
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
| |
3. | Определение формы сказуемого |
|
|
| |
4. | Знание частей речи |
|
|
| |
5. | Умение делать вывод. |
|
|
|
советов по грамматике: что такое составные предикаты?
Чтобы хорошо писать, нужно понимать, как построены предложения.Здесь мы рассмотрим составные предикаты и их отличия от составных предложений.
Что такое составные предикаты?
Каждое полное предложение (или предложение) должно иметь подлежащее и сказуемое:
- Подлежащее — это человек или вещь, выполняющая действие глагола.
- Предикат — это часть предложения, которая сообщает нам, что субъект делает или чем занимается. Это может быть просто глагол или дополнительная информация (например,g., объект или модификатор, такой как наречие или предложная фраза).
Стандартный предикат будет иметь один главный глагол или глагольную фразу. Но сказуемое может содержать более одного глагола или глагольной фразы, все из которых описывают один и тот же предмет. Это известно как составной предикат .
Составное сказуемое может состоять из двух глаголов, соединенных соединением:
Двери скрипели и дребезжали .
Здесь, например, подлежащее — «двери», а глаголы «скрипел» и «грохотал» образуют единое сказуемое (т.е., оба слова относятся к тому, что делают двери).
Но иногда составной предикат может быть более сложным:
Симфония начинается мягко, переходит в крещендо и заканчивается росчерком .
Здесь предикат содержит три глагола (то есть «начинается», «строит» и «заканчивается»), но также содержит модификаторы, которые говорят нам больше о действиях, которые они описывают.
Составной предикат может содержать сколько угодно глаголов и модификаторов.Но длинные предложения бывает трудно читать, поэтому лучше не использовать длинные предикаты.
Составные предикаты и составные предложения
Подобно составному сказуемому, составное предложение будет включать более одного глагола (или глагольной фразы). Но эти «соединения» различаются и в других отношениях, в том числе в том, как они должны быть подчеркнуты. Давайте посмотрим на разницу.
В типичном составном предложении два (или более) независимых предложения соединяются союзом. И чтобы показать, что это отдельные предложения, мы добавляем запятую перед союзом.Например, мы могли бы сказать:
Сэм позавтракала , и затем выгуливала собаку.
Здесь вместо одного предложения с составным предикатом у нас есть два отдельных независимых предложения (т.е. каждое предложение будет работать как предложение само по себе). В первом случае подлежащее — «Сэм», а сказуемое — «позавтракал». Во втором предложении подлежащее — «она», а сказуемое — «выгуливал собаку».
Считаете это полезным?
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте советы по написанию от наших редакторов прямо на свой почтовый ящик.
Если бы мы представляли ту же информацию, что и составной предикат с одним подлежащим, мы не включали бы запятую перед «и»:
Сэм позавтракал и погулял с собакой.
Это предложение содержит два глагола («ел» и «ходил»), но оба являются частью одного предложения с одним подлежащим («Сэм»).Таким образом, фраза «позавтракал, а потом погуляла с собакой» является одним составным сказуемым.
Важно отметить, что при необходимости мы можем разбить составное предложение на два простых предложения, вообще не меняя формулировку:
Сэм позавтракал. ✔
А потом она выгуливала собаку. ✔
Оба они являются законченными грамматическими предложениями. Но если бы мы попытались сделать то же самое с составным предикатом, вторая половина была бы фрагментом:
Сэм позавтракал. ✔
А потом погуляли с собакой. ✘
Если вы не уверены, является ли что-то составным предложением, и поэтому не уверены, стоит ли добавлять запятую, попробуйте разбить его на два отдельных предложения.
Корректура по грамматике
Мы надеемся, что этот пост объяснил вам основы составных предикатов. Если вам нужна дополнительная помощь в написании текста от наших экспертов по грамматике, почему бы не попробовать наши услуги по корректуре? Загрузите бесплатный пробный документ объемом 500 слов сегодня.
Показывает действие как возможное / невозможное, обязательное, необходимое, желаемое и т. Д. И может состоять из: 1) Модальный глагол + инфинитив Доказать все можно. 2) модальное выражение: быть + инфинитив, иметь + инфинитив Я должен работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. 3) a V с модальным значением + инфинитив / герундий ( надеяться, ожидать, намереваться, пытаться, пытаться, стремиться, желать, желать, желать и т. Д.) Он попытался открыть банку и сильно порезал палец. Собираемся в Швейцарию. 4) модальные выражения + инфинитив ( уметь, быть обязанным, быть связанным, желать, беспокоиться, быть гонгом, быть способным и т. Д. ) Я собираюсь покинуть Париж. 5) глаголы и выражения, используемые в предложениях, содержащих Subj.Inf.Construction: Бастуют около 4000 рабочих порта Составной глагольный аспект Предикат Он выражает начало, продолжительность или прекращение действия и состоит из таких глаголов, как начинать, начинать, падать, начинать, продолжать, продолжать, продолжать, продолжать, останавливаться. , прекратить, закончить и т. д.+ инфинитив / герундий. Сюда же относятся к и к инфинитиву + . Его кости перестали болеть. Смешанные типы предикатов (содержит 3 элемента) 1) составной модальный номинальный предикат Не думаю, что я хочу быть недобрым. 2) номинальный предикат составного аспекта Серый дом перестал быть домом для семьи. 3) составной предикат модального аспекта Он должен перестать бездельничать и всех критиковать. 3 Вторичные детали ПЛАН: Объект а) Определение б) Способы выражения О. в) Виды О. Атрибут a) Определение b) Способы выражения A. Приложение а) Определение б) Виды А. Модификатор наречия а) Определение б) Способы выражения AM. в) Положение AM г) Семантические типы AM Независимые части предложения а) прямой адрес б) дизъюнкты в) конъюнкты г) междометия Объект Отель O.является частью дополнения глагола, глагола или прилагательного внутри глагольных, вербальных (не конечных) или прилагательных фраз. Он относится к человеку или предмету, или положению дел, на которое влияет или создается действие или состояние, выраженное предикатом предложения, или связано с ним. В одном простом предложении может быть 2 объекта: Мэри отправила Джейн письмо. Местоимение it может использоваться как формальный объект (выраженный инфинитивом или герундийной фразой), добавляемый в конец предложения: Я не хочу, чтобы с ним так обращались. О. может быть представлен одним словом, фразой, предикативной конструкцией или придаточным предложением. Части речи: существительное, местоимение, числительное, субстантивированное прилагательное или причастие ( раненый ), инфинитив, герундий, предикативная конструкция (нефинитные придаточные) Они настояли на том, чтобы я ему ответил , цитата Она воскликнула Боже мой. В сложном предложении придаточное предложение может служить O. к глаголу в главном предложении Я не знал, где они жили. Виды O:
Атрибут А. — второстепенная часть предложения, которая составляет часть существительной фразы, изменяет ее заголовок и обозначает качество человека или вещи. Он может быть представлен одним словом, фразой или придаточным предложением; он может предшествовать изменяемому слову или следовать за ним. Части речи: прилагательное, местоимение ( my, эти ), числительное, существительное, причастие спящий младенец , герундий таблеток для сна, инфинитив книга для чтения , наречие номер выше , предложные фразы анекдотов ваших братьев. трибутивные предложения, используемые в качестве постмодификаторов, превращают все предложение в сложное: Я никогда не забуду тот день, когда мы впервые встретились. Аппозиция A. — это особый вид атрибутивного отношения между именными фразами (аппозитивами), которые обозначают одно и то же лицо или вещь: лицо или вещь, на которую ссылается один аппозитив, характеризуется или объясняется другим аппозитивом, который дает этому человеку или вещи другое имя: Дж. Смит, декан, вилла; слово грамматика . Виды A:
Дата: 11.12.2015; view: 2415 |
Что такое предикат и примеры использования
Предикат — это часть предложения, описывающая подлежащее.Изучите этот раздел, чтобы узнать больше о предикате, его примерах и типах.
Если подлежащее — это суть предложения, сказуемое предложения — это то, что придает смысл сердцу. Предложение с одним подлежащим не может иметь тонны смысла, но с присоединенным предикатом предложение становится целым. Предикат составляет одну из двух наиболее важных частей предложения, вторую — подлежащее. Предикат импровизирует подлежащее предложения или пытается описать его, делая предложение осмысленным.Без сказуемого читатель конкретного предложения может не знать предмета. Чтобы понять, как предикат работает в предложении, было бы лучше, если бы вы рассмотрели большое количество примеров, которые помогут продемонстрировать, как он функционирует в рамках предложения. Примеры также сосредоточены на отношениях, существующих между сказуемым и подлежащим. В вашем распоряжении также информация о типах предикатов. Изучение того, что должно произойти, поможет вам лучше понять, как предикат функционирует в предложении.
Примеры и типы предикатов
- Райан, Дэйв и Питер прошли долгий путь вместе .
- Побывав на концерте, Дэйв побежал и какое-то время пропускал .
- «Великие умы обсуждают идеи ; средние умы обсуждают события ; маленькие умы обсуждают людей . — Элеонора Рузвельт
- Учителя учат , проповедники проповедуют .
- Телеграмма, которая должна была поступить к нему вовремя, была запоздалой, но содержала волнующие новости.
- Сантош и его семья живут в городе Бангалор.
Типы предикатов
Существует четыре основных типа предикатов, и их можно классифицировать на основе как структуры, так и морфологических характеристик предиката. Это означает, что под двумя баннерами могут быть одинаковые четыре типа.
Структурная классификация
- Простой предикат — далее классифицируется как простой вербальный предикат и простой именной предикат.
- Составной предикат — далее классифицируется как составной глагольный предикат и составной именной предикат.
Морфологическая классификация
- Вербальное предикат — Далее делится на простое глагольное и составное глагольное предикат.
- Номинальный предикат — далее делится на простой номинальный и составной номинальный предикат.
Простой глагольный предикат
Простое сказуемое встречается в предложении, в котором сказуемое состоит всего из одного слова.В английском языке легко заметить простые словесные сказуемые.
Например: Runners run .
Составные глагольные предикаты
Составные глагольные предикаты, как и простые глагольные предикаты, распространены в английском языке. Сложные глагольные предикаты, встречающиеся в предложении, состоят из большего количества слов, чем одно, и либо имеют отмеченные модальности, либо описывают конкретное событие. Например: Стив и Джобс вместе пообедали .
Простой номинальный предикат
Исходя из вхождения, простые номинальные предикаты и составные номинальные предикаты почти не используются в предложениях.Простое именное сказуемое — это сказуемое, состоящее из существительного или прилагательного, но глагол-связь не используется. Простой именной предикат иногда используется в английском языке, но все же было бы полезно знать и понимать эту форму, чтобы лучше понимать предикат. Простой именной предикат может использоваться в двух случаях:
- Простые именные предикаты используются в предложениях, в которых непосредственное окружение подлежащего существительного и сказуемого существительного используются для предположения иррациональности, лежащей в основе связанной идеи.Предложения такого рода всегда восклицательные или оканчиваются восклицательным знаком. В таком предложении не используется глагол-ссылка. Например: Мои идеи баллистичны!
- Они также используются в предложениях, в которых сказуемое ставится в самом начале предложения, а подлежащее следует в следующей половине. Использование глагола ссылки недопустимо. Такие предложения почти всегда используются, когда человек пытается использовать неформальный стиль речи. Например: Вкусное блюдо, это.
Составной номинальный предикат
Составное именное сказуемое всегда имеет глагол-связь и сказуемое, которое может быть выражено с помощью различных частей речи, обычно включая существительное, прилагательное и наречие.
Морфологическая классификация
Морфологическая классификация предикатов во многом зависит от того, как классифицируется глагол. Поскольку вы знаете, как действуют именные и вербальные предикаты, вам не потребуется много времени, чтобы выяснить их морфологические классификации. Простые глагольные предикаты — это предикаты, состоящие только из одного слова, а составные глагольные предикаты состоят из более чем одного слова. Та же логика может быть применена к простым номинальным предикатам и составным номинальным предикатам.Что касается внутренней природы предикатов, они функционируют таким образом, чтобы оправдать свои тезки. Однако когда дело доходит до скелетной структуры предложения, предикаты лучше всего классифицировать морфологически.
Имея в своем распоряжении всю вышеупомянутую информацию, понимание предикатов не должно быть проблемой для вас. Один за другим, шаг за шагом, можно победить предикаты. Совет: чтобы понять одну половину, важно знать другую половину. Другими словами, чтобы понять, как функционируют предикаты, стоит ознакомиться с тем, как субъект функционирует в рамках предложения.Уловка также заключается в том, чтобы перебирать примеры и придумывать собственные предложения, которые состоят как из предикатов, так и из подлежащих. Прежде чем вы это узнаете, вы должны быть мастером использования предиката при построении предложения.
запятых в составных предикатах
brendan-c на flickr
Джон съел кусок пиццы пепперони и выпил бутылку пива.
Если это предложение не заставляет вас невольно нахмуриться, значит, вы неправильно понимаете запятые. Однако, к сожалению, по моему опыту как редактора, так и читателя статей из различных источников, многие образованные люди не понимают, что делает это грамматически необоснованным. Не спускайте глаз, и вы тоже будете видеть это все время.
Давайте разберемся.
Согласно Purdue OWL, вы не должны ставить запятую между двумя глаголами или глагольными фразами в составном сказуемом.
«Джон» является предметом предложения. «Съел кусок» и «выпил бутылку» — это упрощенные версии двух словесных фраз составного сказуемого (части предложения, описывающей то, что делает Джон).
Джон съел кусок и выпил бутылку.
Идет загрузка.
Эта основная структура предложения не должна включать запятую.Это не вопрос стиля или предпочтений. Это не спорное грамматическое правило. Это очень частая ошибка.
Раз уж мы заговорили об этой теме, вот аналогичная ошибка: Джон съел кусок пиццы пепперони и картофельные чипсы. Запятой там тоже быть не должно. Per Purdue: не ставьте запятую между двумя существительными, существительными фразами или предложениями существительного в составном подлежащем или составном объекте.
Тем не менее, люди могут так беспокоиться о том, когда следует использовать запятые, что они начинают придумывать свои собственные экземпляры.
Теперь есть связанная структура, в которой следует использовать запятые. Это когда запятая разделяет независимые предложения, которые соединяются координирующим союзом: Джон съел кусок пиццы пепперони и выпил бутылку пива. Грамматически это предложение отличается от исходного примера двумя независимыми предложениями («Джон съел кусок» и «он выпил бутылку пива»), разделенными согласованным союзом («и»).
Опять же, в этом предложении нет запятой: Джон съел кусок пиццы и выпил бутылку пива.
Это предложение соответствует: Джон съел кусок пиццы и выпил бутылку пива.
Составные и сложные предикаты в японском языке
Резюме
Сложные и сложные предикаты — предикаты, которые состоят из двух или более лексических элементов и функционируют как предикат одного предложения — представляют собой важный класс лингвистических объектов, которые относятся к чрезвычайно широкому диапазону вопросов во взаимодействии морфологии, фонологии, синтаксиса и семантики.Японский язык широко использует составные слова, чтобы преобразовать один глагол в сложный. Эти процессы объединения охватывают несколько модулей грамматической системы, таким образом преодолевая границы между морфологией, синтаксисом, фонологией и семантикой. По степени фонологической интеграции можно выделить два типа составных предикатов. В первом типе, называемом плотных составных предикатов , два элемента из исконной лексической страты тесно сливаются и склоняются как единое целое для времени.В этой группе составные глаголы глагол-глагол, такие как arai-nagasu [wash-let.flow] ‘смывать’ и hare-agaru [sky.be.clear-go.up] ‘для неба, чтобы полностью очистить »преобладают по количеству и продуктивности над составными глаголами существительного и глагола, такими как tema-doru [time-take]« занять много времени (чтобы закончить) ».
Второй тип, называемый свободным составные предикаты принимают форму «Существительное + Предикат (Глагольное Существительное [VN] или Прилагательное Существительное [AN])», как в постсинтаксических составах, таких как [sinsya: koonyuu] no okyakusama ([нов.car: покупка] GEN клиенты) «клиенты, которые покупают (г) новую машину», где символ «:» означает короткий фонологический разрыв. Примечательно, что свободное составное соединение допускает комбинации транзитивного ВН с его агентом-субъектом (внешний аргумент), как в [Supirubaagu: seisaku] no eiga ([Спилберг: производство] GEN film) «фильм / фильмы, которые производит / продюсирует Спилберг» — паттерн, который недопустим в тесных составных словах и на самом деле считается универсально невозможным в языках мира при словесном соединении и включении существительных.
В дополнение к огромному разнообразию жестких и свободных составных предикатов в японском языке есть дополнительный класс синтаксических конструкций, которые в целом функционируют как сложные предикаты. Типичными примерами являются конструкция легкого глагола, где после предложения, начинающегося с VN, следует легкий глагол suru ‘do’, как в Tomodati wa sinsya o koonyuu (sae) sita [friend TOP new.car ACC Purchase ( даже) сделал] «Мой друг (даже) купил новую машину» и построение физических атрибутов человека, как в Sensei wa aoi me o site-iru [учитель TOP blue eye ACC do-ing] «У моего учителя голубые глаза. .’В этих конструкциях именные фразы, непосредственно предшествующие глаголу suru , семантически характеризуются как неопределенные и нереферентные и отвергают синтаксические операции, такие как перемещение и удаление. Семантическая неопределенность и синтаксическая неподвижность задействованных НП также наблюдаются с конструкцией, состоящей из человеческого субъекта и глагола aru ‘быть’, as Gakkai ni wa oozei no sankasya ga atta ‘Было большое количество участников на конференции.Совокупность таких «словоподобных» свойств, общих для этих составных и сложных предикатов, создает сложные проблемы для современных теорий взаимодействий морфология-синтаксис-семантика в отношении таких тем, как лексическая целостность, морфологическое соединение, синтаксическое включение, семантическое включение, псевдо -инкорпорация и бессрочные / неконференциальные НП.
Сложный глагол
В лингвистике составной глагол или сложный предикат — это составное слово, состоящее из нескольких слов, которое действует как один глагол.Одним из компонентов этого соединения является легкий глагол или вектор , который несет любые изменения, указывающие на время, настроение или аспект, но дает только тонкие оттенки значения. Другой, «основной», компонент — это глагол или существительное, которое несет большую часть семантики соединения и определяет его аргументы. Обычно это либо основная форма, либо соединительная причастная форма .
Составной глагол также называется «сложным предикатом», потому что семантика, формально моделируемая предикатом, определяется первичным глаголом, хотя оба глагола появляются в поверхностной форме.Считается ли составное существительное + глагол (N + V) «составными глаголами» — это вопрос соглашения об именах. Обычно термин сложный предикат обычно включает соединения N + V, тогда как термин сложный глагол обычно зарезервирован для соединений V + V. Однако некоторые авторы также называют составные слова N + V составными глаголами.
Сложные глаголы следует отличать от последовательных глаголов, которые обычно обозначают последовательность действий и в которых глаголы относительно равны по семантическому и грамматическому весу, а также от вспомогательных глаголов.
Структура
Таким образом, существует два класса сложных предикатов:
- V + V составляет : Истинный составной глагол, где первый глагол (или второй …) является легким глаголом (LV), за которым следует (или которому предшествует …) основной или тяжелый глагол. За некоторыми исключениями все составные глаголы чередуются со своими простыми аналогами. То есть удаление светлого глагола / вектора никак не влияет ни на грамматичность, ни на значение: निकला nikalā ‘(Он) вышел.’В некоторых языках оба компонента составного глагола могут иметь конечные формы: Kurukh kecc-ar ker-ar lit. «умер-3пл пошел-3пл» ‘(Они) умерли’.
- Соединение N + V : Соединение существительного + глагол, преобразовывающее существительное в глагольную структуру; аргументы и семантика определяются буквой N, а временные маркеры / флексии передаются буквой V. Сюда входят примеры растянутых английских глаголов, таких как take a walk или commit suicide . Часто глаголы, участвующие в составлении N + V, также участвуют в качестве LV в составах V + V.Составное N + V встречается почти во всех языках, особенно в LV, таких как «do», «make» и т. Д., И иногда не считается истинным составным глаголом.
Языки с составными глаголами
Сложные глаголы очень распространены во всех языках Индии, хотя они чаще встречаются в северных индоарийских языках, чем в дравидийских языках. Помимо хинди-урду и панджаби, они встречаются в других индоиранских языках, таких как персидский, маратхи и непальский, в тибето-бирманских языках, таких как лимбу и невари.Кроме того, они очень часто встречаются в алтайских языках, таких как корейский, японский, и в центральноазиатских тюркских языках, казахском, узбекском и кыргызском, а также в языках северо-востока Кавказа, таких как цезский и аварский. В индоевропейском языке греческий также есть некоторые глагол-глагольные соединения.
Английский
Традиционно английский язык выражает тонкие различия в отношении начала, продолжительности, завершения или повторения действия в форме составных глаголов с использованием вспомогательных средств или других лексических механизмов.Примеры здесь: было начало , было , было просмотрено и т. Д. [1] Это использование уменьшило потребность в создании сложных предикатов.
Хотя составные глаголы V + V в английском встречаются редко, форму можно проиллюстрировать примером «начать чтение». В некоторых интерпретациях можно рассматривать «начало» как легкий глагол, который несет в себе маркеры типа времени. Однако основная часть смысла, а также аргументы «начали читать», т.е. ответы на вопросы типа кто? (агент) или , что он «начал читать» (объект) определяется вторым, основным глаголом, «читать».Обратите внимание, что «start» также изменяет значение или семантику, сосредотачиваясь на ранней части «чтения». Также обратите внимание, что «start» несет в себе метки множественного числа / времени ( они начинают | он начинает читать ), тогда как «чтение» появляется в этой фиксированной форме и не меняется с временем, числом, полом и т. Д.
Вопрос о том, являются ли герундивные формы, такие как «начать чтение», составными глаголами, в английском языке спорно; многие лингвисты предпочитают рассматривать «чтение» как наименование в его герундийской форме. Однако обработка составного глагола может иметь некоторые преимущества, особенно когда речь идет о семантическом анализе.Например, в X начинает читать Y , вопрос о том, что начал X, менее показателен, чем то, что x «начал читать».
В английском языке есть много примеров составных предикатов N + V: см. Растянутый глагол.
Иногда примеры из английского языка для составных глаголов оказываются последовательными глаголами, например: Для чего вы пошли и сделали это? ; или ваш бизнес может просто начать и оставить .
Хинди
Составные глаголы очень распространены в индоарийских языках, таких как хинди-урду и панджаби, где до 20% форм глаголов в текущем тексте могут быть составными.
Например, хинди निकल गया nikal gayā , lit. «выход пошел» означает «вышел», а निकल पड़ा nikal paRā , букв. «выход упал» означает «ушел» или «выпалил». В этих примерах निकल nikal — это основной глагол, а गया gayā и पड़ा paRā — легкие глаголы. Примерно половина всех составных глаголов хинди использует karna (делать) в качестве легкого глагола, а еще 20% используют hona (быть) в качестве легкого глагола.
Японский
В японском языке много составных глаголов, отражающих агглютинативный характер древнеяпонского языка.
Аналогичным образом, как на английском языке начните читать , так и на японском 読 み 始 め る yomihajimeru «start- CONJUNCTIVE -read» «начать чтение», векторные глаголы start и 始 め る hajimeru «start» изменяются согласно времени отрицание и т.п., в то время как основные глаголы чтение и 読 み йоми «чтение» обычно остаются прежними.Исключением является пассивный залог, в котором и английский, и японский язык изменяют основной глагол, т.е. начинают читаться как и 読 ま れ 始 め る yomarehajimeru lit. «read- PASSIVE- (CONJUNCTIVE) -start» начать читать .
Некоторые составные части японского языка подверглись грамматикализации, что отражено в орфографии. Многие японские слова образуются путем соединения двух глаголов, например, «пойти и спросить» (行 っ て 聞 く, ittekiku ? ), а в японской орфографии лексические элементы обычно записываются с помощью кандзи (здесь 行 く и 聞 く), а грамматические элементы написаны хираганой (как в соединении て).Таким образом, составные глаголы обычно записываются с использованием кандзи для каждого составляющего глагола, но некоторые суффиксы стали грамматизированными и записываются хираганой, например «попробуй, смотри» (〜 み る, -miru ? ), from » см. «(見 る, miru ? ), как в» попробуйте съесть (это) и посмотреть «(食 べ て み る, tabetemiru ? ).
Обратите внимание, что только исконно японские глаголы (глаголы ямато котоба) составлены таким образом; Японские глаголы являются закрытым классом, и заимствованные слова, которые могут использоваться как глаголы с помощью вспомогательного глагола -suru (〜 す る ? , (to) do), не составляют соединения — сам глагол suru может быть изменен (как в shitemiru — (to) попытаться сделать (что-то)), но не будет сочетаться с другим глаголом.
Испанский с элементами кичуа
Под влиянием субстрата кичуа носители эквадорского альтиплано изобрели новые составные глаголы на испанском языке:
- De rabia puso rompiendo la olla , «В гневе (он / она) разбил горшок». (Букв. От гнева положить сломав горшок)
- Botaremos matándo te «Мы тебя убьем». (См. Quichua huañuchi-shpa shitashun , букв. Kill- CP throw.1plFut, तेरे को मार डालेंगे)
Греческий (современный)
Составные глаголы современного греческого языка образуются как другие составные части языка, образуя составную основу за счет префикса основы второго глагола к другому глаголу с помощью составного интерфикса -o-. Хотя склоняется только второй глагол, типичный греческий составной глагол представляет собой координационное соединение, образованное двумя семантически противоположными, равными глаголами, и в семантических терминах ни один из них не может быть назначен составной головой с другим как зависимый.Действие, выраженное глаголом, семантически равно использованию обоих глаголов по отдельности, связанных союзом. Примеры: μπαίν-ω [‘бено]’ Я иду ‘+ βγαίν-ω [‘ vjeno] ‘Я выхожу’ = μπαινοβγαίνω [beno’vjeno] ‘Я вхожу и выхожу’; ανάβ-ω [a’navo] ‘Я зажигаю’ σβήν-ω [‘zvino]’ Я тушу (свет) ‘= αναβοσβήνω [anavo’zvino]’ Я вспыхиваю и гасну ‘. Семантически они равны фразам μπαίνω και βγαίνω «Я вхожу и выхожу», ανάβω και σβήνω «Я загораюсь и гасну».
Исторические процессы и грамматикализация
При изменении языков векторный или легкий глагол может сохранять свое первоначальное значение до разной степени обесцвечивания , что является частью процесса грамматикализации.Таким образом, в хинди составном nikal paRā (выход + падение) paRā почти не имеет своего значения «падение», хотя некоторая завершенность падения также передается как аспект совершенства. С другой стороны, японское «hajimeru» (начало) сохраняет значительную часть своего независимого значения слова даже в составе.
В конечном итоге было высказано предположение, что особенно часто встречающиеся LV могут стать грамматизированными, так что теперь они могут систематически встречаться с другими глагольными составляющими, так что они становятся вспомогательными глаголами (например,грамм. английский глагол «быть», как в «Я ем», или «имел» в «они закончили»), или, после изменения звука, даже клитика (сокращенный глагол, как в «Я»). В частности, считается, что некоторые глагольные склонения (например, латинские формы будущего времени) возникли именно таким образом.
См. Также
Список литературы
(PDF) Объёмная интерпретация сложных предикатов в японском языке: унифицированный лексический анализ
Каплан, Рональд и Энни Заенен. 1989. Зависимости на большом расстоянии, составная структура и функциональная неопределенность
.В Марк Балтин и Энтони Крох (ред.), Альтернативные концепции
структуры фразы
, 17–42. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Катол, Андреас. 2000. Линейный синтаксис. Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Китагава, Ёсихиса. 1994. Предметы по японскому и английскому языкам (Выдающиеся диссертации по лингвистике
). Нью-Йорк и Лондон: издательство Garland.
Коидзуми, Масатоши. 1994. Именительные предметы: Роль ТП в японском языке.В Масатоши
Коидзуми и Хироюки Ура (ред.), Формальные подходы к японской лингвистике 1 (MIT Working
Papers in Linguistics 24), 211–230. Кембридж, Массачусетс: Кафедра лингвистики и философии
, Массачусетский технологический институт.
Кубота, Юсуке. 2005. К единому анализу интерпретации объема сложных предикатов
в японском языке: свидетельства конструкции легкого глагола. В Стефане Му
¨
ller (ed.),
Труды 12-й Международной конференции по грамматике структуры фраз, управляемой головой,
232–252.Стэнфорд: публикации CSLI. [Доступно на http://csli-publications.stanford.edu/
HPSG / 6 /]
Куно, Сусуму. 1973. Строение японского языка. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Куно, Сусуму. 1983. Шин Нихон бунпу кэнкю [Новые исследования японской грамматики]. Токио:
Тайшукан.
Курода, Шиге-Юки. 1965. Причинные формы на японском языке. Основы языка 1, 20–40.
Маннинг, Кристофер Д. 1996. Эргативность: структура аргумента и грамматические отношения
(диссертации по лингвистике).Стэнфорд: публикации CSLI.
Мэннинг, Кристофер Д., Иван А. Саг и Масайо Иида. 1999. Лексическая целостность японских причинных причин
. В Роберте Д. Левин и Джорджии Грин (ред.), Исследования в современной фразе
структура грамматики
, 39–79. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Мацумото, Йо. 1996a. Сложные предикаты в японском языке. Стэнфорд и Токио: CSLI Publications
& Kurosio Publishers.
Мацумото, Йо.1996b. Синтаксическое описание явлений легких глаголов в японском языке. Журнал
Восточноазиатская лингвистика 5, 107–149.
Миягава, Сигеру. 1980. Сложные глаголы и лексика. Кандидат наук. диссертация, Университет
Аризона.
Нербон, Джон, Клаус Неттер и Карл Дж. Поллард (ред.). 1994. Немецкий язык в фразе, управляемой головой.
Структурная грамматика (CSLI Lecture Notes 46). Стэнфорд: публикации CSLI.
Поллард, Карл Дж. И Иван А. Саг. 1994. Управляемая головой грамматика структуры фраз (Исследования в современной лингвистике
).Чикаго и Лондон: Чикагский университет Press.
Поллард, Карл Дж. И Ын Чон Ю. 1998. Единая теория объема для квантователей и WH-фраз.
Журнал лингвистики 34, 415–445.
Рип, Майк. 1994. Объединение доменов и изменение порядка слов в немецком языке. В Nerbonne et al.
(ред.), 151–197.
Рихтер, Франк. 2000. Математический формализм для лингвистических теорий с применением в
Грамматика структуры фраз, управляемая головами. Ph.Докторская диссертация, Eberhard-Karls-Universita
¨
t
Tu
¨
bingen. Версия от 28 апреля 2000 г.
Рихтер, Франк и Манфред Зайлер. 1999. Анализ лексических словосочетаний сентенциального отрицания
и отрицательного согласия во французском языке. В Валиа Кордони (редактор), Tu
¨
bingen Studies in Head-driven
Phrase Structure Grammar (Arbeitsberichte des SFB 340/132), 231–300. Tu
¨
bingen: Университет
of Tu
¨
bingen.
Рихтер, Франк и Манфред Зайлер (ред.). 2005. Труды семинара ESSLLI ’05 по
эмпирическим вызовам и аналитическим альтернативам строгой композиционности. Эдинбург:
Университет Хериот-Ватт. [Доступно на http://www.sfs.uni-tuebingen.de/~fr/esslli/05/proceedings/
rs-esslli05.pdf]
Riehemann, Susanne Z. 1998. Деривационная морфология на основе типов. Сравнительный журнал
Германская лингвистика 2, 49–77.
Рю, Бён-Рэ.1993. Совместное использование структуры и передача аргументов: подход HPSG к вербальным конструкциям существительных
(SfS-Report 04-93). Tu
¨
bingen: Департамент лингвистики, Университет
Tu
¨
bingen.
Саг, Иван А., Томас Вазоу и Эмили М. Бендер. 2003. Синтаксическая теория: формальное введение.
2 изд. Стэнфорд: публикации CSLI.
Шибатани, Масаёши. 1976. Причинение. В Масаёси Шибатани (изд.), Японская генеративная грамматика
(Syntax and Semantics 5), 239–294.