Состоит гидросфера: Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Содержание

Гидросфера

Гидросфера (в перев. с греч. hydro — вода и sphaira — шар) — водная оболочка Земли. Свыше 96% гидросферы составляют моря и океаны; около 2% — подземные воды, около 2% — ледники, 0,02% — воды суши (реки, озера, болота). Общий объем гидросферы Земли — свыше 1 миллиарда 500 миллионов км3. Из них в океанах и морях — 1370 миллионов км3, в подземных водах — около 60 миллионов км3 в виде льда и снега — около 30 миллионов км3, во внутренних водах — 0,75 миллиона км3, а в атмосфере — 0,015 миллиона км3.

Объем гидросферы постоянно меняется. По расчетам ученых, 4 миллиарда лет назад ее объем составлял всего 20 миллионов км3, то есть был почти в 7 тысяч раз меньше современного. В будущем количество воды на Земле, по-видимому, также будет возрастать, если учесть, что объем воды в мантии Земли оценивается в 20 миллиардов км3 — это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Полагают, что поступление воды в гидросферу будет осуществляться из глубинных слоев Земли и при вулканических извержениях.

По данным, учитывающим только разведанные запасы подземной воды, на пресную воду на всей планете приходится только 2,8%; из них 2,15% находится в ледниках и только 0,65% в реках, озерах, подземных водах. Главная масса воды (97,2%) — соленая.Гидросфера — единая оболочка, так как все воды взаимосвязаны и находятся в постоянных больших или малых круговоротах. Полное обновление вод происходит по-разному. Воды в полярных ледниках возобновляются за 8 тысяч лет, подземные воды — за 5 тысяч лет, озера — за 300 дней, реки — за 12 дней, водяной пар в атмосфере — за 9 дней, а воды Мирового океана — за 3 тысячи лет.

Гидросфера играет очень большую роль в жизни планеты: она накапливает солнечное тепло и перераспределяет его на Земле; с Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки.

За геологическую историю в гидросфере происходили значительные изменения, однако известно о них мало. Подсчитано, что в ледниковые периоды резко возрастало количество льда, и за счет этого происходило уменьшение объема и понижение уровня Мирового океана на десятки метров. В настоящее время гидросфера охвачена невиданными по скорости и размерам преобразованиями, связанными с технической деятельностью человека. Ежегодно используется около 5 тысяч км3 воды, а загрязняется в 10 раз больше. Некоторые страны начали испытывать нехватку пресной воды. Это не означает, что ее на Земле мало: просто человек еще не научился ее рационально использовать.

Гидросфера взаимодействует с литосферой. Об этом свидетельствуют эрозионные и аккумулятивные процессы, связанные с работой воды. Взаимодействует гидросфера и с атмосферой: облака состоят из паров воды, испарившихся с поверхности морей и океанов. Гидросфера также взаимодействует и с биосферой, так как живые существа, населяющие биосферу, не могут жить без воды. Взаимодействуя с различными оболочками планеты, гидросфера выступает, в свою очередь, как часть целостной природы земной поверхности.

Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Когда я впервые посмотрел «Солярис» Тарковского, я ничего не понял, но ещё долго ходил как во сне. Было какое-то странное тревожное послевкусие. Невзначай подлила масла в огонь мама, заметив, что, может быть, вода на Земле тоже мыслит и чувствует, только совсем по-другому, нежели мы. Давайте же вместе совершим экскурсию по Водному Царству нашего мира, и, кто знает, вдруг и удастся увидеть нечто скрытое ранее.

Что такое гидросфера

Гидросфера – это, если дословно, водная оболочка Земли, то есть вся совокупная вода планеты. Основной компонент гидросферы, вода, существует в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Причём формы в различных состояниях способны сосуществовать совместно, как, например, вода океана и айсберг. Кстати, вся вода, находящаяся в твёрдом состоянии (ледники, снежные покровы, вечная мерзлота), имеет своё особое название – криосфера.

Из каких частей состоит гидросфера

Выделяют следующие составные части гидросферы:

  • мировой океан. Это крупнейшая часть водной оболочки содержит более 95% всей земной воды и покрывает около 71% поверхности Земли;
  • подземные воды. Составляющие примерно 4% гидросферы, эти воды служат своеобразными природными артериями, питающими фауну и другие водоёмы;
  • ледники. Около 1%;
  • почвы, атмосферный пар и, как это ни странно, реки, озёра и водохранилища – менее 0.05%.

Мировой океан

В заключение мне бы хотелось отметить несколько интересных моментов касательно Мирового океана. Во-первых, в конце XX века к известной океанской «братии» (Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый) прибавился антарктический родственник – Южный океан, омывающий Антарктиду. Так что теперь официально на Земле пять океанов, а не четыре. Во-вторых, именно благодаря Мировому океану наша Земля заслужила ласковое прозвище — «голубая планета». В-третьих, как раз Мировой океан всегда был непременным и активным участником практически всех важнейших географических открытий. И в-последних… кто знает… может быть, он сейчас слышит нас и, возможно, даже что-то говорит…

ХиМиК.ru — ГИДРОСФЕРА — Химическая энциклопедия

ГИДРОСФЕРА (от греч. hydor-вода и sphaira — шар), водная оболочка
Земли, расположенная между атмосферой и твердой земной корой -литосферой.
В более широком смысле в гидросферу входят (в скобках указан объем в 106
км3), кроме Мирового океана с окраинными и внутриконтинентальными
морями (1370), поверхностных вод суши (0,5), также льды и снега полярных
и горных областей (35,3), атм. воды (0,013), подземные воды (1300) и воды,
содержащиеся в живых организмах (0,00005). Все воды гидросферы можно рассматривать
как р-ры солей разл. концентрации.

Воды Мирового океана занимают 70,8% земной пов-сти. Средняя глубина
его 3,8 км, средняя т-ра вод 3,8 °С. На долю Мирового океана приходится
ок. 90% всех вод гидросферы, поэтому хим. состав последней близок к составу вод
океана, в к-рых преобладают О (85,7%), Н (10,8%), С1 (1,93%) и Na (1,03%).
Больше всего в Мировом океане (и в гидросфере) содержится ионов Cl,
SO22-, Na+, Mg2+, несколько
меньше — Br, Са2+ , К+. Средняя концентрация
солей 35 г/л. В океанич. водах присутствуют все известные хим. элементы,
но концентрация большинства из них низкая. В то же время общее кол-во элементов
в океанич. водах огромно, напр. Аи содержится 6*106 т, Ag-5*109
т,
U-5*108 т. Из морской воды добывают NaCl, Mg, Вг. Запатентованы
способы извлечения Аи и Ag.

Поверхностные воды составляют 0,03% от общего объема гидросферы. Это осн. источник
водоснабжения и орошения. В речных руслах содержится всего 1,2 тыс. км3,
но годовой сток всех рек Земли достигает 41,8 тыс. км3. В озерах
содержится ок. 280 тыс. км3воды. Хим. состав и концентрация
солей в этих водах определяется климатич. зоной.

Большой объем гидросферы составляют льды и снега полярных областей. В Антарктиде
ок. 14 млн. км2 покрыто льдами. Общий объем льда, по данным
разных исследователей, составляет от 22 до 35,3 млн. км3.

Атм. воды находятся гл. обр. в виде пара. Общее кол-во осадков, ежегодно
выпадающих на пов-сть Земли, составляет 520 тыс. км3, т.е. за
год смена всей влаги в атмосфере происходит 40 раз. Содержание солей в
атм. водах обычно не превышает 50 мг/л.

Подземные воды Наиб. разнообразны по фазовому состоянию и физ.-хим.
св-вам. Концентрация солей в них может изменяться от 0,05 до 400 г/кг.
Общее кол-во подземных вод, по оценке В. И. Вернадского, 1300 млн. км3,
по расчетам А.П. Виноградова, — в 10 раз больше.

Под влиянием солнечной радиации все воды гидросферы находятся в непрерывном
круговороте, в процессе к-рого осуществляется тесная связь прир. вод с
атмосферой, литосферой и живым в-вом планеты.

===
Исп. литература для статьи «ГИДРОСФЕРА»: Львович М. И., Мировые водные ресурсы и их будущее, М.,

1974; Войткевич Г. В., Закруткин В. В., Основы геохимии, М., 1976; Дерпгольц
В. Ф., Мир воды, Л., 1979. Ю.Ю. Бугельский.

Страница «ГИДРОСФЕРА» подготовлена по материалам химической энциклопедии.

Строение и состав гидросферы

Строение и состав гидросферы

Автор: Администратор

Сетевой журнал «Педагогический поиск» —

География

Козичева Татьяна Евгеньевна

учитель географии первой квалификационной категории

Состав и строение гидросферы

Цели урока:
• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику, учебник, часы, сигнальные карточки.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным приложением к учебнику.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Организация внимания учащихся, настраивание на учебную работу.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
« Приветствие учащихся. Я рада видеть ваши добрые и любопытные лица. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, и в такой благоприятной атмосфере начнем наш урок.»

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учитель:
Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, И мы вместе совершим удивительное открытие. Я держу в руках – самый удивительный минерал на Земле. (маленькая коробочка с образцом воды).
Учитель: ( Что такое минералы? — Минералы -это вещества из которых состоят горные породы. И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы владеем этим минералом. Посмотрите на слайд 1.Может вы уже догадались? Что же это может быть? Нет. Тогда в этом нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Я прочитала без главного слова. Угадайте его.
(Если угадают, открываем шкатулку)
Если не угадали, то предлагаем следующую подсказку:

Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница — вода!

Учитель:
Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.
Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?
Учащиеся отвечают –ГИДРОСФЕРА.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Учитель: Правильно. Мы говорим о гидросфере.
Вспомните из 5 класса:
1.Определение этой оболочки.
2.Из каких слов образовано название оболочки.
«ГИДРОСФЕРА ( « Гидро » — от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар).»
3.Какие оболочки Земли вы еще знаете?
Но прежде, чем перейти к новой теме давайте вспомним план изучения оболочек Земли.
Учащиеся:
1.Название оболочки и расшифровка термина.
2.Состав и строение оболочки.
3.Что происходит в оболочке?
4.Основные природные явления, связанные с этой оболочкой.
5.Оболочка и человек.

Учитель: Правильно. Первый вопрос мы с вами изучали в 5 классе. 4 и 5 изучим на последующих уроках. А 2и 3 пункты плана – это вопросы нашего урока. Посмотрите еще раз на план. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что нам сегодня предстоит узнать, изучить. Посовещайтесь в группах.
Учащиеся: Совещаются в группах. Формулируют цель урока при помощи учителя.
«• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.»

4.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:

Учитель: Сегодня мы последовательно изучим гидросферу. Условия работы я вам буду задавать, а вы при выполнении поднимаете зеленые карточки — значит вы справились и идем вперед. Ну а если не получается, то красные, и я и ваши одноклассники придут на помощь.

1.Состав и строение оболочки.

Учитель: Воды на Земле очень много. Она есть и в океанах, морях, реках и т.д. Посмотрите сколько синего цвета на карте океанов. Возникает вопрос. Что включает в себя гидросфера? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо поработать с текстом учебника и рисунком 61 на стр.94.
Итак, самостоятельно ознакомьтесь с текстом и рисунком.
1.Какие составные части гидросферы вы выделили?
2.Одинаков ли объем этих частей?
3.Чего больше на Земле? Чего меньше?
(Идет беседа учащихся и учителя в ходе которой выясняются ответы на поставленные вопросы.)

Слайд 2. Состав гидросферы.

Учитель: Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей
Давайте попробуем составить схему.
Обсудите в группах, как можно составить схему «Состав гидросферы.»
Сделайте схему в тетрадях. Кто затрудняется поднимайте красные карточки. Кто сделал – зеленые.
( Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

2.Что происходит в оболочке?

А) Мировой круговорот воды в природе.
Учитель: Постановка проблемного вопроса: Подумайте и скажите. Если гидросфера состоит из отдельных частей, то существуют ли они изолированно друг от друга, или связаны между собой? Связана ли гидросфера с другими оболочками Земли?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Учитель: Я обращаю ваше внимание на слова известного географа А. А. Григорьева. Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Далее, используя слайд 3. Мировой круговорот воды.
Учащиеся пытаются объяснить, как происходит Мировой круговорот воды. ( Работа в группах. Какая группа первой справляется, поднимает зеленую карточку. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием.)
Учитель:
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.

И.Якимов.
Учитель: Что означает слово «круговорот»? ……
означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».
Учитель: Давайте все встанем, каждая группа возьмется за руки, покрутится.
Так и в природе вода находится в постоянном движении, т. е. происходит круговорот.
Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(С.Щипачев).

Б) Три состояния воды на Земле.
Учитель: А как же вода связывает все оболочки на Земле? Как это происходит? Давайте внимательно посмотрим на слайд. Слайд 4. Три состояния воды.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Разбирая вопрос о том, что происходит с водой в природе, учитель предлагает составить схему и изучить ее.
( Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

В) Соотношение площади воды и суши.
Учитель:
Посмотрите карту полушарий в атласах, на настенной карте, слайд 1.
Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой. ( Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.)
Кто готов поднимите зеленые сигнальные кружочки.

Слайд 5.Соотношение площадей суши и океана.

(Источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.
5. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ МАТЕРИАЛА:

1.Слайд 6.Выполните задание. Составить схему МКВ.
2. Как вы думаете вся ли вода возвращается с суши в Океан одновременно?
3.Составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота на основе текста учебника на с 95 -96.
1.Вода в живых организмах.
2.Вода материковых ледниковых полярных широт.
3.Воды болот и горных ледников.
4. Воды океанов.
5.Вода озер.
6.Глубокие подземные воды.
7.Воды рек.
8.Вода в атмосфере.

Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Слайд 8. Контроль.
1.Какой из перечисленных 6 природных объектов не имеет признака, общего для остальных?
А).Подземные воды.
Б).Мировой океан.
В).Многолетняя мерзлота.
Г).Ледники.
Д).Барханы.
Е).Реки.

2.Морскую воду называют « жидкой рудой», потому что…
А).Вода на Земле обладает свойством растворять многие вещества.
Б).Вода существует в 3 состояниях.
В).Вода – составная часть живых организмов.
Г).Из воды можно добывать не только соль, но и другие минеральные вещества.

3.Раставьте части гидросферы в порядке убывания объема содержащейся в них воды.
А).Ледники и снежники.
Б).Мировой океан.
В).Подземные воды.
Г).Озера.
4.Как называется постоянное движение воды из Океана на сушу через атмосферу и обратно?
А).Мировой круговорот воды в природе.
Б).Круговорот жидкости в природе.
В). Мировой круговорот жидких веществ.

5.Какой воды на Земле больше?
А).Опресненной.
Б).Пресной.
В).Соленой.

7.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ:
1. Изучить § 28.( Прочитать, закрепить в памяти.)
2. Ответить на вопросы 3—4., с.96.
3. Выполнить задания 5-8, с.96.
4. Для желающих повысить свою результативность, получить дополнительно «5», выполнить задания 9, 10 на стр.96.
8.РЕФЛЕКСИЯ: Подведение итогов урока.
— Я узнал новое на уроке…
-Мне понравилось работать в группах…
-Мне было интересно работать по…
— У меня были такие затруднения, как…
— У меня возникли проблемы с тестом, но я…
Список использованной литературы:
1.Алексеев А. И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 классы, учебник для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2014.
2.Поурочные разработки. География 5-6 классы. Махов С.И., Махова И. П., М: Просвещение, 2009.

ЕГЭ по географии, подготовка к ЕГЭ по географии 2021 в Москве, оценки, шкала перевода, проходные баллы — Учёба.ру

11Географические модели. Географическая карта, план местности
21Атмосфера. Гидросфера
32Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование
42Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природа России
51Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков и России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России
61Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
71Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов
81Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения
91Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения
101Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства
112Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
121Городское и сельское население. Города
131География отраслей промышленности России. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта
142Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России
152Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам
161Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России
171Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле
182Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города
191Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы
201Часовые зоны
211Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население. Регионы России
221Природные ресурсы
231Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология
241Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
251Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России
261Географические модели. Географическая карта, план местности
271Географические модели. Географическая карта, план местности

Гидросфера Земли – из чего состоит водная оболочка, карта, роль и происхождение

Сложно представить себе мир без воды – настолько она важна и незаменима. Экология планеты напрямую зависит от гидрологического цикла, другими словами, все процессы обмена веществами и энергией регулируются постоянным круговоротом воды. Она испаряется с поверхности водоемов и суши, ветер переносит пары в другое место. В виде осадков вода возвращается на Землю, процесс повторяется вновь и вновь. Мировые запасы этой жизненно необходимой жидкости занимают более 70 % всей площади планеты, причем основная масса сосредоточена в океанах и морях – 97% всего количества является морской и океанической соленой водой.

Благодаря высокой способности растворять в своей массе различные вещества, вода имеет различный химический состав практически повсеместно. К примеру, два соседних колодца могут удивить диаметрально противоположными химическими формулами содержимого, благодаря различию состава почвы, через которые вода просачивается.

Основные компоненты гидросферы

Как всякая масштабная система, существующая на планете, гидросфера состоит из целого ряда компонентов, участвующих в кругообороте:

  • подземные воды, чей полный состав обновляется очень долго, нужны сотни и миллионы лет;

  • ледники, укрывающие горные вершины – здесь полное обновление растянуто на тысячелетия, исключение составляют огромные запасы пресной воды на полюсах планеты;

  • океаны и моря, другими словами, Мировой океан – здесь полную смену всего объема воды следует ожидать раз в 3 тыс. лет;
  • замкнутые озера и моря, не имеющие стоков – возраст постепенных изменений в составе их воды исчисляется сотнями веков;
  • реки и ручьи изменяются гораздо быстрее – через неделю в них могут появиться совершенно другие химические элементы;
  • газообразные скопления жидкости в атмосфере – пары – в течение суток могут получить абсолютно разные между собой составляющие;
  • живые организмы – растения, животные, люди имеют уникальную способность изменять структуру и состав воды в своем теле в течение нескольких часов.

Хозяйственная деятельность человека нанесла обороту воды в гидросфере планеты весьма существенный урон: многие реки и озера испорчены химическими выбросами, в результате которых нарушается площадь испарения влаги с их поверхности. Как результат – уменьшение количества осадков и неурожайные периоды в земледелии. И это лишь начало списка, рассказывающего о вреде чрезмерной хозяйственности человеческой цивилизации на планете!

Гидросфера — ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Гидросфера — водная оболочка Земли, состоит из воды, не вступившей в химическую реакцию и находящейся в твердом, жидком, либо газообразном состоянии. Она состоит из Мирового океана и вод суши. Общий объем гидросферы около 1400 млн. км3, основная масса воды — 96,5 % — воды Мирового океана, соленые, непригодные для питья. На долю материковых вод приходится лишь 3,5 %, из которых более 1,7 % содержится в виде льда и только 1,71 % в жидком состоянии (реки, озера, подземные воды). Остальной объем водной оболочки Земли, или гидросферы, находится в связанном состоянии в земной коре, в живых организмах и в атмосфере (примерно 0,29 %).

Все воды Земли взаимосвязаны и находятся в непрерывном движении: вода испаряется с земной поверхности, охлаждается в атмосфере, конденсируется и выпадает в виде атмосферных осадков. Различают большой (океан — атмосфера — суша — океан) и малый (океан — атмосфера — океан) круговороты воды.

В процессе круговорота воды происходит ее обновление во всех частях гидросферы. Так, подземные воды обновляются за сотни тысяч и миллионы лет; полярные ледники за 8—15 тыс. лет; воды Мирового океана — за 2,5—3 тыс. лет; замкнутые, бессточные озера — за 200—300 лет, проточные — за несколько лет; реки — за 12—14 суток; водяной пар атмосферы — за 8 суток; вода в организме — за несколько часов. Мировой круговорот воды связывает все внешние оболочки Земли и организмы.

Мировой океан. Мировой океан занимает 71 % земной поверхности и разделяется на океаны, моря, заливы, проливы. Общий объем воды Мирового океана — 1 млрд. 370 млн. км3. В его водах растворено 73 химических элемента из 92 известных в природе и 118, известных на сегодня в Периодической таблице Д. И. Менделеева. Средняя глубина Мирового океана 3711 м.

Океаны — крупные части Мирового океана, обособленные материками.

Море — часть океана, обособленная сушей.

Различают окраинные моря, неглубоко вдающиеся в сушу, сохраняющие широкую связь с океаном, и внутренние моря, глубоко вдающиеся в сушу.

Залив — часть океана, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с остальной частью водоема.

Пролив — узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее водные бассейны.

В рельефе дна океана выделяют составные части.

• Подводная окраина материка сложена земной корой материкового типа. Состоит из шельфа (подводной мелководной равнины глубиной до 200 м) и материкового склона (глубина до 2500—3000 м).

• Переходная зона сложена корой переходного типа, включает окраинные моря, островные дуги, глубоководные желоба.

• Ложе океана сложено корой океанического типа. Состоит из срединных океанических хребтов и глубоководных котловин (4—4,5 км).

Среди свойств вод Мирового океана выделяют температуру и соленость.

Температура воды Мирового океана изменяется в вертикальном направлении (понижается с глубиной, т. к. солнечные лучи не проникают на большую глубину) и горизонтальном (температура поверхностных вод понижается от экватора к полюсам от +25 °С до — 1 °С в связи с разницей количества получаемого солнечного тепла).

В воде Мирового океана растворены все известные вещества. Соленость — количество растворенных в воде минеральных веществ. Средняя соленость Мирового океана 35 %% (промилле), то есть в 1 л воды содержится 35 г солей. Показатель солености зависит от соотношения количества атмосферных осадков и величины испарения, а также от таяния льдов и речного стока с материков.

Воды Мирового океана находятся в постоянном движении. Движение воды бывает колебательным (волны, вызванные ветром, и цунами, вызванные подводными землетрясениями) и поступательным (течения).

Главная причина возникновения течений — ветры общей циркуляции атмосферы (пассаты, переносы). По температуре течения делятся на теплые (их вода теплее сопредельных частей океана) и холодные (их вода холоднее сопредельных частей океана). Общее направление теплых течений — от экватора к полюсам, холодных — от полюсов к экватору.

Приливно-отливные течения возникают под действием сил притяжения Луны и Солнца.

Океанские течения значительно влияют на климат прибрежных территорий, которые они омывают.

Мировой океан — лоно жизни на Земле, сейчас 160 тысяч живых организмов живут в воде Мирового океана. Животный мир океана можно разделить на три группы:

• Планктон — совокупность простейших, не способных к самостоятельному передвижению;

• Нектон — животные, активно передвигающиеся в толще воды;

• Бентос — совокупность придонных организмов.

Мировой океан имеет огромное значение в жизни людей. Это источник природных ресурсов: биологических (рыбы, морепродукты, жемчуг и пр.) и минеральных (нефть, газ). Это транспортное пространство и источник энергетических ресурсов.

Hydrosphere — Energy Education

Рис. 1. Показанный выше источник считается частью гидросферы. [1]

Гидросфера — это компонент Земли, состоящий из всей жидкой воды на планете. Гидросфера включает в себя водохранилища, такие как океаны, моря, озера, пруды, реки и ручьи. В целом гидросфера очень велика, одни океаны покрывают около 71% площади поверхности Земли. [2] [3]

Движение гидросферы и водообмен между гидросферой и криосферой является основой гидрологического цикла.Непрерывное движение и обмен воды помогает образовывать течения, которые перемещают теплую воду из тропиков к полюсам и помогают регулировать температуру Земли. Таким образом, водообмен является жизненно важной частью гидросферы. [2]

Важно отметить, что хотя гидросфера , в основном, состоит из воды, есть также некоторые «примеси» или добавки к этой воде, которые включают растворенные минералы, растворенные газы и твердые частицы. Некоторые из них можно рассматривать как загрязнение, в то время как другие необходимы для здоровья экосистем. [4] Например, слишком много отложений вредно для окружающих экосистем, в то время как недостаточный уровень растворенного кислорода в воде приводит к гипоксическим условиям, которые могут нанести вред экосистемам. Таким образом, тонкий баланс необходим для здоровых экосистем, окружающих различные компоненты гидросферы.

Компоненты

Рис. 2. На этом изображении показан цикл гидросферы [5] .

Любая водохранилище на Земле, содержащее жидкую воду, считается частью гидросферы.Из-за этого существует обширный список образований, составляющих гидросферу. К ним относятся: [4]

  • Океаны : Большая часть воды на планете Земля — ​​это соленая вода, и подавляющее большинство этой соленой воды содержится в океанах.
  • Пресная вода : Пресной воды гораздо меньше, чем соленой, и она находится в разных местах.
    • Поверхностные воды : К поверхностным источникам пресной воды относятся озера, реки и ручьи.
    • Грунтовые воды : Пресная вода, находящаяся под землей, составляет небольшую часть пресной воды на Земле.
  • Ледниковая вода : Вода, которая тает с ледников.
  • Водяной пар в атмосфере

Воздействие человека на гидросферу

В новейшей истории люди коренным образом изменили гидросферу. Загрязнение воды, перекрытие рек, осушение водно-болотных угодий, изменение климата и ирригация — все это изменило гидросферу.Эвтрофикация, вызванная выбросом удобрений и сточных вод в водохранилища, вызвала искусственное обогащение водной среды питательными веществами. Чрезмерное цветение водорослей может привести к опасным условиям гипоксии в воде. Кислотные дожди от выбросов SOx и NOx от сжигания ископаемого топлива привели к подкислению компонентов гидросферы, нанося вред окружающим экосистемам. [6]

Наконец, когда люди изменяют естественный поток воды в гидросфере, отклоняя и перекрывая реки, это вредит окружающим экосистемам, которые зависят от источника воды.Это также может привести к высыханию некоторых акваторий и попаданию чрезмерного количества наносов в ручьи и реки. [6]

Климат

Свойства и движение гидросферы важны для поддержания разнообразия климата, существующего во всем мире. Океан, который содержит 97% воды на Земле, особенно важен для климатической системы. Сам океан служит резервуаром, который способствует поглощению солнечной радиации. Поскольку океан настолько обширен, он поглощает большое количество энергии Солнца.Кроме того, океан важен для климатической системы, поскольку он ограничивает скорость изменения климата. Кроме того, океан служит для перераспределения энергии и тепла по всему земному шару, внося свой вклад в различные средние температуры, существующие на земном шаре. [2]

Список литературы

Гидросфера Земли | Изучение планет

Земля — ​​единственная планета в нашей солнечной системе, на которой присутствует жидкая вода. Более двух третей поверхности Земли покрыто водой.Помимо океанов, гидросфера состоит из воды в озерах и ручьях, подземных вод, льда ледников и водяного пара в атмосфере.

Морской лед

Около 13% морской поверхности Земли покрыто льдом. Количество льда и его распределение в полярных регионах влияют на то, сколько энергии Земля поглощает от Солнца. Это, в свою очередь, влияет на климат Земли.

Морской лед Уэдделла
Радиолокационное изображение зоны сезонного морского льда размером 45 х 18 км (28 миль х 11 миль) в море Уэдделла, Антарктида.Большая часть ледяного покрова состоит из более мелких округлых льдин, видимых как серо-синие круги. Эти данные помогают ученым оценить размеры и толщину ледяного покрова.

спутников осуществляют непрерывный мониторинг арктического морского льда с 1979 года. В течение года площадь, покрытая льдом, изменяется. Каждое лето лед тает до минимума и снова накапливается зимой. За последние три десятилетия ученые наблюдали снижение за десятилетие минимальной площади и толщины морского льда.

НАСА Изображение любезно предоставлено
JPL Imaging Radar.
Снимок сделан 3 октября 1994 года с помощью прибора SIR-C / X-SAR на борту космического челнока Endeavour

.

Это изображение показывает протяженность арктического морского льда 17 сентября 2014 года. Красная линия показывает среднюю минимальную протяженность с 1981 по 2010 год. Изображение было создано с использованием данных со спутника GCOM-W1 Японского агентства аэрокосмических исследований.

Снег

В регионах с умеренным климатом большая часть зимних осадков выпадает в виде снега.На возвышенностях в летние месяцы может оставаться снег. Таяние этого снега может дать воду для орошения и гидроэнергетики.

Спутниковые наблюдения за снежным покровом помогают предсказать, сколько воды будет доступно в более засушливые летние месяцы в некоторых районах.

На этой анимации показан средний годовой снежный покров (1971–1995) и протяженность морского льда (1978–1995) в северном полушарии. Снег показан белым цветом, а морской лед — темно-синим. Для создания этого набора данных использовались различные спутниковые данные, включая данные GOES и AVHRR.

Круговорот воды

Вода гидросферы находится в постоянном движении. Вода испаряется как с суши, так и с морей. Водяной пар в атмосфере конденсируется, образуя облака, и выпадает в виде дождя или снега. То, что падает на сушу, в конце концов переносится в море, чтобы начать цикл заново. Это водный или гидрологический цикл.

Изображение любезно предоставлено
Интернет-сайт «Окна во Вселенную».
© Мичиганский университет.

3.4: Гидросфера, криосфера и биосфера

Гидросфера и криосфера

Гидросфера включает все воды на поверхности Земли, такие как океаны, озера, реки, ручьи и грунтовые воды. 97% всей воды на Земле составляет морская вода (обсуждается в главе 7).

Криосфера — это замороженная вода на Земле, включая ледники, морской лед, снег, пресноводный лед и мерзлый грунт (вечная мерзлота).

Гидрологический цикл иллюстрирует движение воды через гидросферу и криосферу . Движение воды и льда разрушает поверхность суши и обеспечивает океанические бассейны отложениями. Растворенные вещества становятся солью в морской воде. Соли в морской воде концентрируются по мере испарения воды, а затем выпадают в виде осадков, большая часть которых возвращается в океан. Остальное падает на землю и становится льдом, стоком, грунтовыми водами или поглощается и высвобождается живыми существами, в основном растениями.

Рисунок 3.6. Гидрологический цикл иллюстрирует движение воды через гидросферу и криосферу .

Биосфера

Термин биосфера — районы Земли, населенные живыми организмами. Жизнь, как мы ее знаем, требует жидкой воды. Пока что биосфера известна только на Земле. Биосфера Земли охватывает поверхность суши, океаны и поверхностные воды (включая морское дно в самых глубоких частях океанических бассейнов).Жизнь находится в нижних слоях атмосферы (с учетом птиц, летающих насекомых и переносимых ветром пыльцы и микробов) и глубоко под землей, например, в пещерах, и даже глубже, где микробы были обнаружены в грунтовых водах и в пористых пространствах между минеральными зернами твердого вещества. рок глубоко в недрах. Микробы могут переносить температуры, близкие к температуре кипения, и экстремальные кислотные условия горячих источников и термальных бассейнов в Йеллоустонском национальном парке и других гидротермальных условиях по всему миру. Обнаружены микробы, поедающие и истощающие запасы нефти в нефтяных резервуарах глубоко под землей.Одна из наиболее востребованных целей в освоении космоса — найти свидетельства существования биосфер на других планетах и ​​лунах.

Hydrosphere — New World Encyclopedia

Движение воды вокруг, над и через Землю называется круговоротом воды , ключевым процессом гидросферы.

В физической географии термин гидросфера (греч. hydro означает «вода») описывает совокупную массу воды, находящуюся на, под и над поверхностью планеты.Гидросфера Земли состоит в основном из океанов, но технически включает облака, внутренние моря, озера, реки и подземные воды.

Обилие воды на Земле — уникальная особенность, которая отличает нашу «голубую планету» от других в Солнечной системе. Приблизительно 70,8 процента Земли покрыто водой, и только 29,2 процента — это terra firma . Средняя глубина Мирового океана составляет 3794 м (12 447 футов), что более чем в пять раз превышает среднюю высоту континентов.Масса океанов составляет примерно 1,35 × 10 18 тонны, или примерно 1/4400 общей массы Земли.

Гидросфера играет ключевую роль в развитии и поддержании жизни. Считается, что самые ранние живые организмы, вероятно, появились в водянистом супе. Кроме того, жизнь каждого человека начинается в водной среде утробы матери, наши клетки и ткани в основном состоят из воды, и большинство химических реакций, которые являются частью жизненных процессов, происходят в воде.

История

Формирование

Существует несколько теорий относительно образования гидросферы Земли. Эта планета содержит пропорционально больше поверхностной воды, чем сопоставимые тела во внутренней солнечной системе. Выделения воды из недр Земли недостаточно, чтобы объяснить количество воды.

Одна из гипотез, завоевавшая популярность среди ученых, заключается в том, что ранняя Земля подвергалась периоду бомбардировки кометами и богатыми водой астероидами.Считается, что большая часть воды на поверхности сегодня возникла из внешних частей Солнечной системы, например, из объектов, прибывших из-за Нептуна.

Ледниковые периоды

На протяжении истории Земли был ряд периодов, когда значительная часть гидросферы была заблокирована в форме ледникового льда. Была даже выдвинута гипотеза, что в криогенный период этот морской лед простирался до экватора (см. Земля-снежок).

В настоящее время считается, что в истории нашей планеты произошло четыре крупных ледниковых периода. Текущий ледниковый период начался около 4 × 10 7 лет назад и усилился в течение плейстоцена. Самый последний выход ледяных щитов произошел всего 10 000 лет назад.

Жизнь

Все известные в настоящее время формы жизни полагаются на активную гидросферу. Вся органическая химия, указывающая на жизнь, происходит с водой в качестве растворителя. Круговорот воды в гидросфере Земли позволяет очищать соленую воду до пресной.Воздействие испарения и заболоченных болот способствует удалению из атмосферы значительной части атмосферных загрязнителей (например, кислотных дождей). Благодаря этому процессу круговорот воды очищает газовую атмосферу. Хотя большая часть жизни на планете существует в соленых океанах, люди особенно заинтересованы в гидросфере, потому что она обеспечивает пресную воду, от которой мы зависим.

Поиск жизни на других небесных телах в нашей солнечной системе сосредоточен на первом обнаружении воды.Гидросферы других планетных тел также находятся в центре внимания исследований, чтобы найти места, в которых люди могут обитать без необходимости транспортировать с собой всю свою воду.

Extinction

По оценкам ученых, примерно через 5 × 10 9 лет Солнце исчерпает запас водорода в своем ядре и превратится в сверхгиганта. Внешняя атмосфера значительно расширится, и планета Земля будет находиться в фотосфере Солнца (той части Солнца, которая непрозрачна для света).Во время этого процесса температура поверхности поднимется намного выше точки кипения воды, и вся вода на поверхности Земли испарится.

Круговорот воды

Круговорот воды (или гидрологический цикл) описывает методы транспортировки воды в гидросфере. Этот круговорот включает воду под поверхностью Земли и в горных породах (литосфера), воду в растениях и животных (биосфера), воду, покрывающую поверхность планеты в жидкой и твердой формах, и воду в атмосфере в форме воды. пар, облака и осадки.Движение воды в гидросфере описывается гидрологическим циклом. Это движение легко увидеть в реках и ручьях, но труднее сказать, есть ли это движение в озерах и прудах.

Характеристики океана, влияющие на его движение, — это его температура и соленость. Холодная вода плотнее теплой, а соленая вода плотнее пресной. Комбинация температуры и солености воды определяет, поднимается ли она на поверхность, опускается на дно или остается на некоторой промежуточной глубине.

Другие гидросферы

Считается, что толстая гидросфера существует вокруг спутника Юпитера, Европы. Внешний слой этой гидросферы почти полностью заморожен, но современные модели предсказывают, что подо льдом находится океан глубиной до 100 километров. Этот океан остается в жидкой форме из-за приливного изгиба Луны на ее орбите вокруг Юпитера.

Было высказано предположение, что другой спутник Юпитера, Ганимед, также может обладать подводным океаном. Однако ожидается, что ледяной покров на Ганимеде будет толще, чем на Европе.

См. Также

Внешние ссылки

Все ссылки получены 22 января 2018 г.

Источники

Энциклопедия Нового Света Писатели и редакторы переписали и завершили статью Википедия
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства. Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников Энциклопедии Нового Света, , так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа.Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедия Нового Света :

Примечание. могут применяться ограничения на использование отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.

1A: Наука о Земле

Часть A: Наука о Земле

Наука о земных системах — это изучение процессов, которые перемещают энергию и материалы между педосферой, гидросферой, биосферой и атмосферой.

Визуализация системы Земля как совокупность четырех перекрывающихся взаимодействующих сфер. Щелкните изображение, чтобы увеличить.
Изображение предоставлено: Дженнифер Лумис, TERC / Изображение Биосферы предоставлено ORBIMAGE © Orbital Imaging Corporation. Обработка Центром космических полетов имени Годдарда НАСА. Источник изображения: Изучение науки о системе Земля-Земля объединяет множество других наук о Земле: геологию, гидрологию, химию, ботанику и зоологию, а также метеорологию. Полная система Земли состоит из четырех перекрывающихся, взаимодействующих «сфер».»

  • Геосфера (литосфера): твердая Земля (горные породы на поверхности и во внутренних слоях Земли) и почва. В этом блоке мы сосредоточимся только на педосфере , которая является самой внешней почвой. слой
  • Гидросфера: все водоемы Земли, включая подземные воды. Гидросфера также включает в себя криосферу , которая состоит из мировых ледяных щитов и морского льда. В этом разделе мы сосредоточимся только на жидкой воде.
  • Биосфера: все живое, от микробов до людей и все, что между ними.
  • Атмосфера: газовое одеяло, окружающее всю планету и простирающееся до края космоса. Атмосфера включает воздух, осадки, облака и атмосферные аэрозоли (крошечные частицы, взвешенные в воздухе).

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о каждой из четырех сфер и о том, как они связаны друг с другом.

Педосфера

Почвы составляют тонкий слой, называемый педосферой, который покрывает многие поверхности суши Земли.Хотя почва составляет лишь около 10% поверхности Земли, это ценный природный ресурс, глубоко влияющий на все остальные части экосистемы. Почвы содержат питательные вещества и воду для растений и животных, фильтруют и очищают воду и влияют на количество воды, которая возвращается в атмосферу с образованием дождя. Пища, которую мы едим, и большинство материалов, которые мы используем для изготовления бумаги, зданий и одежды, зависят от почвы. Понимание почвы помогает нам понять, где строить дома, дороги, строения и детские площадки.

Важные функции почвы включают:

  • Обеспечение богатой питательными веществами среды для сельского хозяйства
  • Производство и хранение таких газов, как диоксид углерода
  • Накопление тепла и воды
  • Обеспечение приюта для миллиардов растений, животных и микроорганизмов
  • Фильтрация воды и сточных вод
  • Обеспечение сырьем для строительства, медицины, искусства, макияжа и т. Д.
  • Отходы разложения
  • Обеспечение моментального снимка геологической, климатической, биологической и человеческой истории

Гидросфера

Почти три четверти нашей планеты покрыто водой.Все водные объекты, включая океаны, озера, реки, ручьи и подземные воды подземные воды : вода под поверхностью земли в подземных ручьях и водоносных горизонтах. Вода в земле хранится в промежутках между каменными частицами (нет, подземных рек и озер нет). Подземные воды медленно движутся под землей, обычно под углом вниз (из-за силы тяжести), и в конечном итоге могут просачиваться в ручьи, озера и океаны. являются частью гидросферы. Гидросфера играет несколько очень важных ролей в системе Земли.Вода необходима для жизни. Многие растения и животные называют воду своим домом, но всем растениям и животным нужна вода, чтобы выжить. Люди также ежедневно используют воду для таких целей, как промышленность и транспорт, отдых и производство электроэнергии.

Океаны, которые содержат более 97% воды Земли, помогают регулировать глобальный климат, поглощая большое количество солнечной энергии и циркулируя тепло от экватора к полюсам через течения. На поверхностные океанические течения также влияют атмосферные ветры.Энергия ветра передается в верхние слои океана и помогает циркулировать океанской воде. Вода постоянно перемещается между гидросферой, педосферой и атмосферой за счет транспирации растений (испарение воды с листьев растений).

Биосфера

Обузданный Белоглазка ищет жуков на этом дереве с яркими цветами. Источник изображения: Wikimedia Commons Биосфера включает в себя все живое. Жизнь на Земле существует даже в самых неожиданных местах, в том числе внутри скал на поверхности Земли и под ней, под океанами и полярными льдами и даже в воздухе.Уникальные погода и климат Земли делают ее «подходящей» для жизни. Существование жизни — это то, что отличает Землю от других планет в нашей солнечной системе.

Биосфера также влияет на климат. Растения используют энергию солнца для фотосинтеза — процесса, который удаляет углекислый газ из атмосферы и добавляет кислород. Животные (и люди) вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. Деятельность человека, такая как сжигание ископаемого топлива или лесов, также приводит к увеличению выбросов в атмосферу парниковых газов, таких как углекислый газ.Эти газы могут удерживать тепло и препятствовать его утечке в космос, тем самым способствуя общему потеплению планеты.

Связи между биосферой и гидросферой и педосферой также чрезвычайно важны. Все живые существа нуждаются в воде, чтобы выжить. Многие растения полагаются на почву как на ценные питательные вещества, а люди и животные, в свою очередь, полагаются на эти растения как на пищу.

Атмосфера

Атмосфера — это больше, чем просто воздух, которым мы дышим. Он также включает ветер, облака и осадки.Этот тонкий слой газа, окружающий Землю, удерживает тепло, чтобы согреться; защищает нас от вредного излучения; управляет океанскими течениями, которые распределяют тепло и помогают регулировать климат; приносит дождь жаждущим посевам; и многое другое.

Атмосфера также включает аэрозоли, которые представляют собой крошечные частицы, взвешенные в воздухе. Типичные примеры аэрозолей включают соль в морских брызгах, дым от пожаров, смог и пыль. Аэрозоли могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека. Изменения качества воздуха из-за увеличения концентрации аэрозолей могут усугубить болезни сердца и легких, такие как астма и бронхит.Иногда аэрозоли накапливаются или оседают в почве и водоемах, что может привести к подкислению и серьезному ущербу для экосистем. Присутствие аэрозолей в атмосфере также может влиять на радиационный баланс и климат Земли, рассеивая падающий солнечный свет, разрушая озон в стратосфере и увеличивая образование облаков.

Остановись и подумай

1: Назовите что-нибудь из каждой из четырех сфер системы Земли (педосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера), с которыми вы взаимодействуете каждый день.

2: Как эти вещи влияют на вашу жизнь?

Система Земля — ​​Научно-учебный центр

Попытка понять, как эта планета, которую мы называем домашней работой, может показаться запутанной — так много всего происходит одновременно! Ученые разбивают принцип работы системы Земли на несколько подсистем — атмосферу, биосферу, геосферу (или литосферу) и гидросферу.

Прежде чем мы посмотрим, что делают все эти подсистемы, важно помнить, что подсистемы не работают изолированно — каждая зависит от трех других и взаимодействует с ними.

Атмосфера

Атмосфера представляет собой слой газов, окружающих Землю. По сравнению с размером Земли, это тонкий слой, состоящий в основном из азота и кислорода с небольшим количеством углекислого газа и других газов. Атмосфера важна по ряду причин — она ​​защищает Землю от падающих солнечных лучей, в ней циркулируют газы, необходимые растениям и животным для выживания, и она отвечает за нашу погоду.

Биосфера

Биосфера состоит из всех живых организмов на Земле.Их среда обитания простирается от верхних слоев атмосферы до глубины земли и дна океана — любого места, где может существовать жизнь.

Геосфера

Геосфера — это физическая Земля — ​​скала, магма и почва. Геосфера простирается от центра Земли (ядро, мантия и кора) до пыли в атмосфере и даже включает отложения, обнаруженные в океанах.

Гидросфера

Гидросфера — это вся вода, содержащаяся на Земле: молекулы воды в воздухе, айсберги и ледники, грунтовые воды, озера, реки и океаны.

Как взаимодействуют подсистемы?

Это большой вопрос, и для его объяснения потребуется много книг, но подумайте об этом примере. Мы знаем, что погода бывает в атмосфере, но без гидросферы не было бы воды, которая могла бы испаряться, и поэтому не могли бы образоваться облака или дождь. Без океанов и суши (гидросфера и геосфера) не было бы ветра (поскольку ветры порождаются разницей температуры воздуха между сушей и океанами).

Без атмосферы (дающей нам воздух для дыхания и защиты от падающих солнечных лучей) на Земле не было бы жизни.Было бы бесплодно, как луна. Без воды жизнь в том виде, в каком мы ее знаем, перестала бы существовать. Наконец, без геосферы не было бы мира, на котором можно было бы жить!

Посмотрите на меняющийся ландшафт Земли. Реки разрушают геосферу, изменяя физическую среду, так что растения и животные должны адаптироваться или умирать. Плохая погода может усилить выветривание горных пород (способ разрушения горных пород), изменяя как физический, так и химический состав горных пород.

Это несколько примеров, показывающих, как системы взаимосвязаны.Нарушение одной системы может привести к серьезным последствиям для устойчивости другой системы.

Природа науки

В этой теме показано, как наука является способом объяснения мира и как ученые работают вместе для этого. Изучая это, студенты смогут задавать вопросы, находить доказательства, а также делиться и изучать знания.

Связанное содержание

Узнайте больше из этих статей:

Изучение четырех сфер Земли

Поверхность земли можно разделить на четыре взаимосвязанные сферы: литосферу, гидросферу, биосферу и атмосферу.Думайте о них как о четырех взаимосвязанных частях, составляющих целостную систему; в данном случае — жизни на Земле. Ученые-экологи используют эту систему для классификации и изучения органических и неорганических материалов, обнаруженных на планете.

Литосфера

Литосфера, иногда называемая геосферой, относится ко всем горным породам Земли. Он включает в себя мантию и кору планеты, два самых внешних слоя. Валуны горы Эверест, пески Майами-Бич и лава, извергающаяся с горы Килауэа на Гавайях, — все это компоненты литосферы.

Фактическая толщина литосферы значительно варьируется и может составлять примерно от 40 км до 280 км. Литосфера заканчивается в точке, когда минералы в земной коре начинают демонстрировать вязкое и жидкое поведение. Точная глубина, на которой это происходит, зависит от химического состава земли, а также от тепла и давления, действующих на материал.

Литосфера разделена примерно на 12 основных тектонических плит и несколько небольших плит, которые складываются вместе, как головоломка.Основные плиты включают Евразийскую, Индо-Австралийскую, Филиппинскую, Антарктическую, Тихоокеанскую, Кокосовую, Хуан-де-Фука, Североамериканскую, Карибскую, Южноамериканскую, Шотландскую и Африканскую плиты.

Эти пластины не закреплены; они медленно движутся. Трение, возникающее при столкновении тектонических плит друг с другом, вызывает землетрясения, извержения вулканов и образование гор и океанских желобов.

Гидросфера

Гидросфера состоит из всей воды на поверхности планеты или вблизи нее.Сюда входят океаны, реки и озера, а также подземные водоносные горизонты и влажность атмосферы. Ученые оценивают общий объем около 1,3 миллиарда кубических километров.

Более 97% воды на Земле находится в океанах. Остальная часть — это пресная вода, две трети которой заморожены в полярных регионах Земли и в горных снежных покровах. Интересно отметить, что, хотя вода покрывает большую часть поверхности планеты, вода составляет всего 0.023% от общей массы Земли.

Вода на планете не существует в статической среде, она меняет форму в процессе гидрологического цикла. Он падает на землю в виде дождя, просачивается в подземные водоносные горизонты, поднимается на поверхность из источников или просачивается из пористой породы и течет из небольших ручьев в более крупные реки, которые впадают в озера, моря и океаны, где некоторые из них испаряется в атмосферу, чтобы начать цикл заново.

Биосфера

Биосфера состоит из всех живых организмов: растений, животных и одноклеточных организмов.Большая часть земной жизни на планете обитает в зоне, простирающейся от 3 метров под землей до 30 метров над ней. В океанах и морях большая часть водных организмов обитает в зоне, простирающейся от поверхности до глубины примерно 200 метров.

Но некоторые существа могут жить далеко за пределами этих ареалов: известно, что некоторые птицы при определенных обстоятельствах летают на высоту до 7000 метров над землей. С другой стороны спектра была обнаружена морская улитка, обитающая на глубине. ниже 6000 метров в Марианской впадине.Известно, что микроорганизмы выживают даже за пределами этих диапазонов.

Биосфера состоит из биомов, которые представляют собой области, где можно вместе встретить растения и животных схожей природы. Пустыня с ее кактусами, песком и ящерицами — один из примеров биома. Коралловый риф — другое.

Атмосфера

Атмосфера — это совокупность газов, окружающих нашу планету, удерживаемых земной гравитацией. Большая часть нашей атмосферы расположена близко к поверхности Земли, где она наиболее плотная.Воздух нашей планеты на 79% состоит из азота и чуть менее 21% из кислорода; оставшееся небольшое количество состоит из аргона, диоксида углерода и других газовых примесей.

Сама атмосфера поднимается на высоту около 10 000 километров и делится на четыре зоны. Тропосфера, в которой находится около трех четвертей всей массы атмосферы, простирается от 8 до 14,5 километров над поверхностью земли. За этим простирается стратосфера, которая поднимается на 50 километров над планетой.Затем идет мезосфера, которая простирается примерно на 85 километров над земной поверхностью. Термосфера поднимается примерно на 600 километров над землей, а затем, наконец, экзосфера, самый внешний слой. За пределами экзосферы лежит космическое пространство.

Заключение

Все четыре сферы могут быть и часто присутствуют в одном месте. Например, кусок почвы будет содержать минералы из литосферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *