Современные фантасты россии: ТОП-50 российских фантастов — новости фантастики — LiveJournal

Содержание

ТОП-50 российских фантастов — новости фантастики — LiveJournal

Сайт «АртМосковия» опубликовал ТОП-50 отечественных фантастов, причём в список вошли, как мэтры и основоположники жанра, так и современные авторы.

В лидерах следующие писатели:

  1. Макс Фрай
  2. Александр Беляев
  3. Владимир Поселягин

Целиком рейтинг выглядит так:

  1. Макс Фрай
  2. Александр Беляев
  3. Владимир Поселягин
  4. Кир Булычев
  5. Елена Звездная
  6. Андрей Круз
  7. Роман Злотников
  8. Вадим Панов
  9. Юрий Никитин (Гай Юлий Орловский)
  10. Татьяна Корсакова
  11. Сергей Тармашев
  12. Дмитрий Емец
  13. Дмитрий Глуховский
  14. Аркадий и Борис Стругацкие
  15. Евгений Гаглоев
  16. Ник Перумов
  17. Юрий Корчевский
  18. Наталья Жильцова
  19. Альбина Нури
  20. Галина Гончарова
  21. Александр Мазин
  22. Артем Каменистый
  23. Ольга Громыко
  24. Александр Бушков
  25. Мария Круз
  26. Андрей Белянин
  27. Сергей Алексеев
  28. Дмитрий Силлов
  29. Василий Головачёв
  30. Иван Ефремов
  31. Наталья Калинина
  32. Милена Завойчинская
  33. Елена Малиновская
  34. Анна Гаврилова
  35. Константин Калбазов
  36. Александр Прозоров
  37. Евгений Щепетнов
  38. Кира Измайлова
  39. Анна Велес
  40. Александра Лисина
  41. Андрей Земляной
  42. Павел Корнев
  43. Вера Чиркова
  44. Валерий Большаков
  45. Александра Черчень
  46. Александр Харников
  47. Александр Конторович
  48. Наталья Косухина
  49. Сергей Лукьяненко
  50. Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова

Кроме того, даётся и такая информация по 2017 году в жанровой литературе:

  • в России в прошедшем году опубликовано 550 авторов и 1100 книга совокупным тиражом более 3 500 000 экземпляров (без учета переизданий и дополнительных тиражей):
  • 60% писателей в 2017 году — это дебютанты;
  • 45% авторов — женщины, а 55% — мужчины;
  • 350 авторов опубликовали по одной книге;
  • 200 авторов опубликовали две или более книг.

Новые российские фантасты, которых стоит читать

Есть имена, которые у всех на слуху благодаря тому, что их книги уже признаны «классикой жанра», по ним сняты фильмы, а сами писатели то и дело мелькают в СМИ. И есть авторы, которые не так мощно раскручены, хотя ни в чём не уступают тем, кто у всех на устах. Вот о них-то и речь.


ReadRate представляет пятёрку новых фантастов, о которых незаслуженно мало пишут в СМИ. Они создают отличные книги, многие тексты по популярности спорят с самыми раскрученными бестселлерами. И совершенно непонятно, почему интервью у них берёт только «Мир фантастики», ведь их произведения стоит прочитать не только поклонникам этого жанра, но и просто любителям яркой прозы. Пятёрка лучших составлена на основе оценок пользователей ReadRate.

Дмитрий Рус

Математик по образованию, Дмитрий Рус не является основоположником жанра ЛитРПГ, но стал, пожалуй, самой яркой его звездой из пишущих на русском авторов. В ЛитРПГ герой попадает не просто в фантастический или параллельный мир, а в компьютерную игру.

«Срыв» – роман, открывающий самый популярный цикл Руса «Играть, чтобы жить». Главный герой Глеб смертельно болен. Выбор у него невелик: либо тихо угасать день за днём, либо с головой нырнуть в компьютерную игру, переселившись туда. Глеб решает играть, чтобы жить. Книга вряд ли зацепит поклонников «высокой» литературы, зато её можно назвать осуществившейся мечтой геймеров. Да и не только они, наверное, не прочь окунуться в мир, где так легко добывать богатства, победы, славу, а все испытания – всего лишь игра.

Яна Вагнер

Зловещая дилогия «Вонгозеро» и «Живые люди» Яны Вагнер наделала шума в Интернете, вторая книга цикла ещё в рукописи была номинирована на премию «НОС».

Загадочная эпидемия вынуждает людей бежать из больших городов. И самое страшное, пожалуй, не неизлечимый вирус, а сами люди, которым приходится выживать бок о бок.

Права на экранизацию первой книги дилогии уже приобрёл телеканал ТНТ. Во Франции Яна Вагнер стала настоящей звездой – там в переводе её книги выиграли солидные литературные премии, а за автографами к ней на книжных ярмарках выстраиваются очереди. Похоже, что и в России Вагнер вот-вот станет литературной звездой первой величины.

Алексей Пехов

Врач по образованию Алексей Пехов пишет классическое фэнтези. Наиболее известен цикл «Хроники Сиалы». В открывающем серию романе «Крадущийся в тени» есть всё, что положено по канону: обаятельный разгильдяй-эгоист, которого обстоятельства вынуждают отправиться в опасный квест во главе лихой компании. По дороге им встретятся эльфы, гномы, орки, гоблины и все, о ком вы ещё подумали. Казалось бы, очень похожие книги мы видели уже миллион миллионов раз. Но романы Пехова цепляют очень динамичным сюжетом, который не скупится на повороты и неожиданности.

Пехов – обладатель множества литературных премий, в том числе звания фантаст года. Часто пишет в соавторстве со своей женой, писательницей Еленой Бычковой.

Изображение:
fb.ru

Ольга Громыко

Ольга Громыко не мелькает на телевидении или в массовых СМИ, но масштабы её популярности впечатляют. Например, во время выступления писательницы на последней ММКВЯ книгопродавцы закрывали свои стенды, чтобы побывать на живой встрече с автором.

Микробиолог по образованию, Ольга пишет симпатичное юмористическое фэнтези, пропитанное украинским, белорусским и русским фольклором. Наиболее популярны циклы романов «Профессия: ведьма», «Космоолухи» и «Год крысы». В «крысиной» серии в центре повествования – милая, добрая, немного нелепая девушка, которая отправляется по сельской местности на поиски приключений во главе весёлой компании. Чтение-отдых с обязательным счастливым финалом.

Илья Шумей

Инженер-атомщик Илья Шумей – автор семи опубликованных книг, наследующих лучшие традиции советской фантастики. Вот доказательства «родства»: писатель очень внимательно относится к соблюдению фундаментальных законов природы. Да, даже в фантастике. Он подробно описывает механизмы – сказывается образование. И конечно же, к соблюдению законов фантастического мира, созданных им самим, отношение у Шумея тоже очень серьёзное. Никакой внутренней нелогичности и противоречивости.

Помимо технической-физической основательности, с советским «золотым стандартом» книги Шумея роднят герои – это настоящие мечтатели. Они заглядывают за горизонт, смотрят вперёд и видят недоступное другим, увлекают и ведут за собой. Таков Олег, герой космооперы «Звёзды нового неба». Таков и Андрей, герой новой повести «Незваный гость». Он парень рисковый, но при этом ответственный (как бы парадоксально это ни звучало). После автомобильной аварии, в которой Андрей чудом выжил, ему предстоит открыть законы мирового баланса удачи. И похоже, что спасать мир тоже придётся.

10 лучших отечественных книжных дебютов XXI века | Книги

Практически ежегодно в фантастике появляются яркие дебютанты, которые уже с первой книги обращают на себя пристальное внимание и критиков, и широкой публики. По крайней мере, за рубежом. В нашей фантастической литературе с этим похуже. Дебютантов-то много, вот только, если судить по их первым книгам, подавляющее большинство не выходит за рамки типичных МТА. Впрочем, есть и приятные исключения — хотя яркий дебют вовсе не гарантирует дальнейшей блистательной карьеры. О самых нашумевших дебютах нового века мы сегодня и расскажем.

1 

Дмитрий Скирюк «Осенний лис» (2000)

Первый роман фэнтезийного цикла о приключениях валашского травника Жуги. Автор явно вдохновлялся книгами Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте — и роман, и весь цикл о Жуге изобилуют колоритными персонажами и яркими образами «западнославянского фэнтези», текст написан живо и симпатично. Немудрено, что «Осенний лис» практически сразу снискал Скирюку славу среди поклонников фэнтези, да и критики отметили роман премией «Звёздный мост» за лучший дебют. Однако тетралогия о Жуге так и осталась самым заметным произведением автора. Сочинив ещё несколько неплохих романов и повестей (самое известное произведение — «Блюз чёрной собаки»), Скирюк от литературы фактически отошёл.

2 

Вадим Панов «Войны начинают неудачники» (2001)

Начальный том суперпопулярной серии городского фэнтези «Тайный город». Несмотря на топорный стиль и блёклых персонажей, роман привлёк внимание колоритным миром «тайной» Москвы, напряжённой интригой и лихими сюжетными поворотами. Автор за пару лет выдал целую россыпь романов серии, «подсадив» на своё творчество массу читателей, жаждущих острых ощущений. А ещё Панову удалось прибавить и в качестве своих текстов, и в их тематическом разнообразии. Так что на сегодня Вадим Панов заслуженно считается одним из ведущих авторов отечественной фантастики.

3 

Вера Камша «Тёмная звезда» (2001)

Роман, открывший фэнтезийную эпопею «Хроники Арции». Автор сумела привлечь поклонников качественной разработкой персонажей и грамотным использованием исторических аллюзий. Хотя книга рыхлая и ученическая — так, в ней прослеживается явное влияние Ника Перумова. Однако Вера Камша быстро изжила многие свои недостатки, превратившись в самого прогрессирующего автора отечественного фэнтези — каждый её новый роман был заметно лучше предыдущего. Вот только ставить финальную точку она пока так и не научилась — несмотря на ежегодные анонсы, ни одна из эпопей Камши до сих пор не завершена.

Самый стильный дебют

Хольм ван Зайчик «Дело жадного варвара» (2000)

Первый роман иронического  АИ-цикла «еврокитайского гуманиста», под маской которого скрывались Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов. Книга и цикл собрали множество наград, обретя внушительную фанбазу — даже среди тех, кто фантастикой не увлекается. Уж больно яркий мир придумали соавторы.

4 

Алексей Пехов «Крадущийся в тени» (2002)

Первый роман цикла авантюрно-эпического фэнтези «Хроники Сиалы». История ловкого вора Гаррета, хоть и была написана несколько суконным языком, пришлась по вкусу поклонникам фэнтезийных приключений. Вдобавок к читательскому успеху книга получила премию «Меч без имени» за лучший дебют. В дальнейшем Пехов стал писать гораздо лучше, сочинил более двадцати весьма успешных романов и стал одним из наиболее ярких авторов современной отечественной фантастики.

5 

Андрей Жвалевский, Игорь Мытько «Порри Гаттер и каменный философ» (2002)

Вдохновлённая успехом «поттерианы» пародия на Роулинг и не только. Роман положил начало трилогии и оказался самой удачной и остроумной отечественной насмешкой над историей «мальчика, который выжил». Книга номинировалась на премию «Старт» и вошла в число главных российских бестселлеров. Соавторы сочинили ещё несколько совместных произведений, а Жвалевский с успехом пишет книжки для детей и поныне.

6 

Ольга Громыко «Профессия: ведьма» (2003)

Начало цикла любовно-юмористического фэнтези о ведьме Вольхе. Лауреат премии «Меч без имени» за лучший дебют. Книга о непутёвой ведьме вывела Громыко в авангард отечественной юмористической фантастики. И хотя, честно говоря, юмор в дебютном романе довольно примитивный, приятный язык и симпатичные герои уже с первой книги стали фирменным знаком Громыко. А потом и юмористика у неё заметно «поумнела».

Самый скандальный дебют

Валерия Спиранде «Аграмонт» (2007)

Активно продвигаемое «Эксмо» фэнтези, сочинённое десятилетней девочкой, из которой издатели пытались слепить отечественного Кристофера Паолини. Однако маркетинговый залп обернулся пшиком, когда уже после выхода широко разрекламированной книги выяснилось, что это беззастенчивый плагиат японской видеоигры The Legend of Zelda: Ocarina of Time (1998).

7 

Дмитрий Глуховский «Метро 2033» (2005)

Постапокалиптический НФ-триллер о Москве, пережившей ядерную войну. Текст выкладывался в Сети, затем вышел в «Эксмо», а через два года за дело взялось издательство «Популярная литература», которое сделало роман стартом широко разрекламированного межавторского проекта. Результат — умопомрачительные для отечественного рынка тиражи, премия «Еврокона» за лучший дебют и переводы на два десятка языков. Роман стал символом грамотного маркетинга и эры «проектной» литературы.

8 

Ник Горькавый «Астровитянка» (2008)

НФ-роман для подростков, написанный работающим в США российским астрофизиком. Главное достоинство этого во многом вторичного, но увлекательного романа — искренняя пропаганда идеи «быть умным здорово», что для множества книг современной подростковой фантастики выглядит едва ли не откровением. Рукопись романа вышла в финал премии для детских книг «Заветная мечта», затем «Астровитянка» получила премию «Образ будущего» на конвенте «Странник». Книга имела большой успех (и не только у подростков), потому автор-любитель сочинил ещё два продолжения — правда, третий роман был скорее сборником слабосвязанных публицистических эссе.

9 

Мариам Петросян «Дом, в котором» (2009)

Роман в жанре магического реализма, над которым автор, художник-мультипликатор, работала более десяти лет. Петросян писала книгу для себя и самых близких друзей, однако, когда эта философская «сказка для взрослых» появилась в печати, то неожиданно обрела массовый успех (суммарный тираж превысил 50 тысяч). Роман получил массу наград, был переведён на несколько иностранных языков. А вот следующую значительную работу Петросян, видимо, читателям стоит ждать ещё нескоро…

Самый конфузливый дебют

Алексей Маврин «Псоглавцы» (2011)

Дебютный роман «русского Стивена Кинга», как окрестили его издатели из «Азбуки», сопровождался масштабной рекламной компанией, которая, впрочем, не помогла. Чтобы поправить дело, издателям пришлось раскрыть карты — оказалось, что книгу написал Алексей Иванов, автор культовых романов «Сердце Пармы» и «Золото бунта». Только так, через конфуз, «Псоглавцам» удалось достигнуть успеха.

10 

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь» (2016)

Постапокалиптическая драма об остатках человечества, выживающих после нападения инопланетян. Автор поначалу выложил текст на сайте «Самиздат», но заметно переделал его для «бумажной» публикации. Роман, вошедший в шорт-лист АБС-премии, написан в традициях «идейной» научной фантастики и напоминает произведения Сергея Снегова, Аластера Рейнольдса и Питера Уоттса. Правда, закрученный и изобретательный сюжет грешит некоторой избыточностью и нарочитым хитроумием, а многие герои книги смотрятся картонно. Зато книга являет солидный контраст с современной отечественной НФ, которая за редким исключением носит чисто развлекательный характер. Потому «Роза и Червь» имеет все шансы стать «первой ласточкой» возрождения серьёзной научной фантастики в России.

Наш обзор