Безударные гласные в корне проверяемых и непроверяемых ударением: Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова — урок. Русский язык, 10 класс.

Содержание

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской формы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его слогов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т

Определение

Выделение глас­но­го зву­ка в сло­ге силой голо­са, повы­ше­ни­ем его тона и дол­го­той зву­ча­ния — это уда­ре­ние в слове.

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лексемы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей слова:

в при­став­ке

Примеры

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш

в корне

Примеры

посо́л, ле́пка, со́лнечный

в суф­фик­се

Примеры

убега́ть, отрази́ть, горячо́

в окон­ча­нии

Примеры

мольба́, дож­дево́й, вет­ряно́й

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся безударным.

Определение

Безударные глас­ные кор­ня — это глас­ные зву­ки, кото­рые не выде­ля­ют­ся голо­сом и тре­бу­ют про­вер­ки для пра­виль­но­го написания.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
волна — во́лны
1. Большой — маленький
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — большой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопросу:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что делает?
писал — пи́шет
3. Назови ласково
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя способами:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные слова

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му слова

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать одно­ко­рен­ное слово.

Примеры:

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёсны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребен­ка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые ударением.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­удар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные слова.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, маль­чик с раз­ви­тым воображе́нием, пого­во­рим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в сло­ве «вооб­ра­же­ние» и род­ствен­ных лек­се­мах име­ет­ся орфо­грам­ма непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва.

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких лек­сем име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в словарях.

Слова с непро­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне явля­ют­ся словарными.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му словарю.

Примеры

  • або­ри­ген, аромат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бордюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, виртуоз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастроли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дисциплина;
  • ини­ци­а­ти­ва, инициалы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобура;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, негодовать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оранжевый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, привилегия;
  • ста­кан, ста­ди­он, столяр;
  • табу­рет, тротуар;
  • фон­тан
  • элик­сир, этикетка.

Тест

Удалось осво­ить мате­рил? Убедись в этом. Пройди тест на тему «Безударные глас­ные в корне сло­ва».

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF

Карточки по русскому языку 2 класс «Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением». | Методическая разработка по русскому языку (2 класс):

Правописание безударной гласной в корне

(2 класс)

Карточка 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова к проверяемым.

Ст..кольный, в ..кне,  ..довитый, сн..говик, сл..дить, п..тнистый, н. .га, кр..чать, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

Карточка 2.

Распределите слова в два столбика: 1) с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова; 2) непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ябл..ко, хв..сты, р..га, б..рёза, сл..ны, вр..чи, т..варищ, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, д..журный, м..сной, л..ства, б..ран, кр..чать, к..пуста, т..мнота, д..ждливый, д..ван, цв..тет, скр..пит.

Карточка 3.

Запишите  слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

Карточка 4.

                                               

1 вариант

   К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г…лодать —  ………………………….                             ст…рожка-   ………………………………

в…здушный —  ……………………..                             в. ..сёлый —    ………………………………

д…лёкий —     ……………………….                             ч…совщик —  ………………………………

ш…стёрка —   ……………………….                             кр…кливый — ……………………………..

                                                    2 вариант

   Вставь  нужную  букву  и рядом  запиши проверочное  слово.

к…рмушка  —  (  о,а)   —  ………………………….  д…ревья —  (е,и) — …………………………….

уг…щать  —  (а,о) —      ……………………………..  ст…рожить — ( а,о) — …………………………

ш…лестеть  — (е,и) —  ………………………………  ш…рстяной — (е,и) — …………………………

ж…стянка — (е,и) —    ……………………………….  м…рской —  (о,а)  —   ………………………….

т…пло —  (е,и) —    ……………………………… ……  ж…мчужина — (и,е) — ………………………..

Карточка 5.

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

                                         

Онлайн тест: Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Тест «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» разработан специально для закрепления пройденного материала по этой теме и состоит из 10 вопросов, в каждом из которых по 4 варианта ответа. Пожалуй, эта тема является одной из самых сложных во 2 классе, ведь в русском языке огромное множество слов, в каждом из которых лишь одна ударная гласная, написание которой очевидно, и несколько безударных, написание которых в данном случае важно узнать и запомнить.

Поэтому для получения положительной оценки перед выполнением задания школьнику предлагается повторить необходимые правила. Следует вспомнить, что безударной является та гласная, которую нельзя поставить в ударное положение. В этом случае невозможно подобрать проверочное слово ни подбором однокоренного, ни изменением формы. В данной ситуации нужно запомнить правильное написание.

Важно понимать, что произношение безударных гласных слышится нечетко, менее звонко, поэтому трудно понять, какую букву следует поставить в слове, ведь слышаться может одна, а на деле записывать следует другую. Слова, имеющие непроверяемую гласную, называются словарными, следовательно, для самопроверки нужно пользоваться орфографическим словарем.

Существует множество подобных слов, и, чтобы быстрее и легче запомнить их написание, нужно выполнять различные ежедневные упражнения. Например, можно выписывать слова, обводить необходимую гласную, подбирать несколько однокоренных слов, ставить ударение. Тем самым активируется зрительная память, и затем, во время письма, знания помогут с выбором необходимой гласной.

Во время тестирования следует внимательно читать вопросы и предложенные ответы, а затем выбирать один правильный. Ответив, ученик может самостоятельно оценить собственные знания, сделать выводы и, при необходимости, заполнить пробелы в пройденном материале. Выполнение подобного рода заданий поначалу может показаться ему трудным, но затем, решив несколько раз такие тесты без помощи родителей или учителей, он поймет, насколько это интересно.



Пройти тест онлайн


Может быть интересно


Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.

Написать комментарий

Спасибо за комментарий, он будет опубликован после проверки

Безударные гласные в корне

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент — ?

в…кторина — ?

ор…гинал — ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

Проверяемые и непроверяемые написания безударных гласных

ТЕМА.
Проверяемые и непроверяемые написания

безударных
гласных.

ЦЕЛИ: продолжать
углублять знания учащихся по языку,
закрепить материал по теме, полученный
в младших классах, на уроках украинского
языка; учить работать со словарём;
формировать и развивать практические
умения и навыки, продолжать работать
над развитием и культурой речи,
совершенствовать речевые навыки,
способствовать расширению кругозора
учащихся, их творческой активности;
воспитывать чувство гордости за свою
страну, за великих людей Украины,
воспитывать бережное отношение к
природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:
словари, компьютерная продукция: портрет
В.А.Сухомлинского, текст его сказки «Два
мотылька», макет дерева (его можно просто
нарисовать на плакате, можно прикрепить
большие ветки, а на них листочки с
заданиями).

ТИП УРОКА:
урок усвоения новых знаний.

ЭПИГРАФ:
Чтобы грамотно писать,

Нужно
много правил знать.

  1. Организационный
    момент.

1. Работа над
эпиграфом посредством беседы с учащимися.

  1. Постановка
    целей и задач урока.

Мотивация
учебной деятельности.

  1. Формирование
    учебных умений и навыков.

1.А сейчас,
ребята, предлагаю вам отгадать загадку.

Его весной
и летом

Мы видели
одетым,

А осенью
с бедняжки

Сорвали
все рубашки.

Но зимние
метели

В меха его
одели. (Дерево)

— Запишите
отгадку в тетради.

— Выделите
корень.

— Поставьте
ударение в слове.

— Какой гласный
в слове требует проверки?

— Как мы
проверим написание?

— Запишите
проверочное слово.

Учитель.
Ребята, а какие бывают деревья?

( Дерево
жизни, моё дерево, дерево рода…)

А вот Дерево
жизни! Мы с вами должны стремиться
сорвать с дерева жизни самые ценные
плоды: знания, мудрость, любовь, доброту.
Предлагаем ребятам сорвать с дерева
листики, на которых написаны слова с
безударными гласными. Ребята срывают
листки, читают своё слово и подбирают
проверочное слово.

Таким образом,
мы с вами приобретали знания.

2.На нашем
дереве кроме листьев есть и плоды. На
каждом из них пословица, смысл которой
вы должны объяснить.

— Холоден
сентябрь, да сыт.

— Солома
с огнём не улежится.

— Не хвались
началом, а хвались концом.

— Меньше
говори, да больше делай.

Ребята,
подумайте над содержанием последней
пословицы.

Какие люди
поступают именно так? ( Так поступают
мудрые люди)

3. А теперь я
хочу обратить ваше внимание на портрет
Василия Александровича Сухомлинского.
Посмотрите внимательно. Имя этого
известного украинского педагога вам
хорошо знакомо. Он воспитывал в детях
личное отношение к окружающей
действительности, понимание своего
дела и ответственности перед родными,
товарищами и обществом и, что главное,
перед собственной совестью. В этом году
ему исполнилось бы 95! Он любил страну,
в которой жил, свою работу, школу, где
был директором 23 года, любил детей. Он
сумел сорвать со своего дерева жизни
любовь.

Я предлагаю
вам прочитать его сказку «Два мотылька».
Все его произведения дают информацию
к размышлению.

( текст
сказки предварительно распечатать для
каждого ученика).

— Прочитайте
сказку.

— Почему оба
мотылька посерели?

— Какова
основная мысль сказки?

— Попробуйте
придумать своё название.

— Выпишите 2
предложения со словами с безударными
гласными, проверяемыми ударением и
подберите к ним проверочные.

4. Играем на
уроке. « Эстафета».

Класс делим
на 2 команды, учитель открывает доску,
на которой 2 столбика слов с пропущенными
орфограммами. Нужно вставить пропущенный
безударный гласный, выделить корень,
рядом записать проверочное слово и
передать эстафету. Побеждает команда,
которая первой справится с заданием. (
Этот вид работы вполне может заменить
физразминку).

сч…стливый
д…ждливый

пл…сал
к…чал

тр…щат
п…щат

б…льница
с…лонка

л…вить
в…зить

5. Словарный
диктант по рисункам. С нашего дерева
ребята срывают листки с изображением
предметов. Записывают их названия,
подбирают проверочные слова.

Гнездо,
сосна, грибы, цветок, дерево.

6. Самостоятельная
работа. На доске загадки. Ученики
записывают отгадки в тетради, подчёркивают
безударные гласные, рядом записывают
проверочные слова.

Грамоты не
знаю, а весь век пишу. (Перо)

Мы бьём
исправно каждый час, но вы, друзья, не
бейте нас. ( Часы)

Хвост пушистый,
мех золотистый, в лесу живёт, кур крадёт.
(Лиса)

Маленькие
ушки жмутся друг к дружке, колечками
шерсть и копытца есть.

(Овца)

Без брёвен
через реки мосты строит. (Мороз)

7. Работа с
сигнальными карточками.

У каждого
ученика карточки с буквами А, О, Я, Е, И.
Учитель читает слова, ученики поднимают
нужную карточку.

Ночной,
верхушка, родной, пятёрка, листок,
тропинка, прямой, темнота, лошадка,
солёный, диковина, далеко, волчата.

  1. Домашнее
    задание. (Предлагаем учащимся выполнить
    одно задание на выбор)

1.Из
художественной литературы выписать 3
предложения, в которых есть слова с
безударными гласными в корне. Подобрать
проверочные слова.

2.Составить
2-3 предложения на тему: «Что я узнал о
В.А.Сухомлинском?». Используйте слова
с безударными гласными.

  1. Итог.
    Оценивание.

Ребята, если
вы разобрались с темой слабо — поднимите
кружочек красного цвета, если
хорошо-жёлтого, а отлично-зелёного.

Мы сегодня
с вами учились, значит, что приобрели?
(Знания)

Знания мы
будем использовать, применять в жизни.
Значит, будем какими? (Мудрыми)

Будем мудрыми,
а мудрые люди любят жизнь, любят людей,
любят дело, которым занимаются.

А что любил
В.А.Сухомлинский, чью сказку мы сегодня
читали?

Значит, мы
учились у него любви.

А что ещё
следует ценить в людях? (Доброту)

Добрым, умным,
мудрым, умеющим любить всё, что нас
окружает -таким следует быть в жизни.
Поэтому хочу, чтобы вы со своего дерева
жизни сумели сорвать самые ценные плоды:
знания, мудрость, любовь, доброту. Спасибо
вам за урок! А закончить его хотелось
бы словами В.А.Сухомлинского: «Умей
чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его
глазах сложный духовный мир».

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА | Поурочные планы по русскому языку 5 класс

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА