Содержание
Безударные гласные в корне слова
Безударные гласные в корне слова — это неударяемые гласные, написание которых проверяется подбором родственных слов или изменением грамматической формы.
Чтобы понять, что такое безударные гласные в корне слова, начнем с того, что слова русского языка произносятся с выделением голосом гласного звука одного из его слогов.
Понаблюдаем:
- кра-со-та́
- о-кно́
- бле-сти́т
Определение
Выделение гласного звука в слоге силой голоса, повышением его тона и долготой звучания — это ударение в слове.
В русском языке ударение является одной из фонетических примет слов. Иногда только ударение различает лексемы:
- и́рис и ири́с;
- за́пах и запа́х.
Что такое безударные гласные корня?
В русском языке ударение может находиться на гласных звуках разных частей слова:
в приставке
Примеры
вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш
в корне
Примеры
посо́л, ле́пка, со́лнечный
в суффиксе
Примеры
убега́ть, отрази́ть, горячо́
в окончании
Примеры
мольба́, дождево́й, ветряно́й
Когда в слове голосом выделяется гласный звук любой другой морфемы, кроме корневой, тогда гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции, из-за чего слышится неясно. Такой гласный корня называется безударным.
Определение
Безударные гласные корня — это гласные звуки, которые не выделяются голосом и требуют проверки для правильного написания.
Русская орфография основывается на морфологическом принципе письма. Суть его состоит в том, что независимо от звучания в слове сохраняется единое написание морфем, кроме случаев чередования гласных и согласных. Если исходить из этого принципа, то безударные гласные корня пишутся всегда одинаково, то есть так же, когда они находятся под ударением и, соответственно, слышатся четко и ясно.
А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.
Понаблюдаем:
- закрепи́ть — кре́пкий;
- посоли́ть — посо́л, соль.
Способы проверки безударных гласных в корне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много волна — во́лны | 1. Большой — маленький ковёр — ко́врик |
2. Много — один паруса — па́рус | 2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: Где? моря — в мо́ре Что делал? Что делает? писал — пи́шет | 3. Назови ласково зима — зи́мушка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень | |
5. Что делал? — Что? плясал — пля́ска |
Безударные гласные корня можно проверить двумя способами:
1. подобрать однокоренные слова
- подари́ть — дар, пода́рок;
- поглоща́ть — гло́тка;
- зелёный — зе́лень;
2. изменить грамматическую форму слова
- писа́ть — пи́шет;
- большо́й — бо́льше;
- страна́ — стра́ны.
Правило написания безударных гласных
Правило
В безударном положении в корне слова пишется та же буква, которая выступает под ударением, если изменить грамматическую форму слова или подобрать однокоренное слово.
Примеры:
- сиде́ть — си́дя;
- посвяти́ть — свя́тость;
- посвети́ть — свет;
- скрипе́ть — скрип;
- весе́нний — вёсны;
- полоска́ть рот — поло́щет;
- поласка́ть ребенка — ла́ска;
- сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
- умоля́ть — мо́лит;
- умали́ть значение, роль — ма́лый;
- о́зимь — зи́мний;
- о́земь — о зе́млю.
В русском языке существуют безударные гласные в корне слов, проверяемые и не проверяемые ударением.
Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением
В некоторых словах безударные гласные в корне невозможно проверить ударением, даже если изменить грамматическую форму или подобрать к ним однокоренные слова.
Понаблюдаем:
- воображе́ние — дам волю воображе́нию, мальчик с развитым воображе́нием, поговорим о воображе́нии;
- воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.
Сделаем вывод, что в слове «воображение» и родственных лексемах имеется орфограмма непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Это так называемые беспроверочные написания. Среди таких лексем имеются исконно русские слова, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Их орфография зафиксирована в словарях.
Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне являются словарными.
Правописание наиболее употребительных слов следует просто запомнить или в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю.
Примеры
- абориген, аромат;
- багровый, бордовый, бордюр;
- ватрушка, винегрет, вестибюль, виртуоз;
- горизонт, гармония, гастроли;
- делегация, диапазон, дисциплина;
- инициатива, инициалы;
- коварный, катастрофа, коктейль, компонент, конфорка, кобура;
- ладонь, лазурный;
- матрос, молоко, медаль;
- наваждение, негодовать;
- обаяние, обоняние, оранжевый
- палитра, палисадник, панорама, поликлиника, параметр, привилегия;
- стакан, стадион, столяр;
- табурет, тротуар;
- фонтан
- эликсир, этикетка.
Тест
Удалось освоить материл? Убедись в этом. Пройди тест на тему «Безударные гласные в корне слова».
Видеоурок
Безударные гласные в корне» data-lazy-type=»iframe» data-src=»https://www.youtube.com/embed/CeviUCj_MiA?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Скачать статью: PDF
Карточки по русскому языку 2 класс «Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением». | Методическая разработка по русскому языку (2 класс):
Правописание безударной гласной в корне
(2 класс)
Карточка 1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова к проверяемым.
Ст..кольный, в ..кне, ..довитый, сн..говик, сл..дить, п..тнистый, н. .га, кр..чать, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.
Подчеркните безударные гласные.
Карточка 2.
Распределите слова в два столбика: 1) с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова; 2) непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Ябл..ко, хв..сты, р..га, б..рёза, сл..ны, вр..чи, т..варищ, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, д..журный, м..сной, л..ства, б..ран, кр..чать, к..пуста, т..мнота, д..ждливый, д..ван, цв..тет, скр..пит.
Карточка 3.
Запишите слова, подберите проверочные.
Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.
Карточка 4.
1 вариант
К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
г…лодать — …………………………. ст…рожка- ………………………………
в…здушный — …………………….. в. ..сёлый — ………………………………
д…лёкий — ………………………. ч…совщик — ………………………………
ш…стёрка — ………………………. кр…кливый — ……………………………..
2 вариант
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.
к…рмушка — ( о,а) — …………………………. д…ревья — (е,и) — …………………………….
уг…щать — (а,о) — …………………………….. ст…рожить — ( а,о) — …………………………
ш…лестеть — (е,и) — ……………………………… ш…рстяной — (е,и) — …………………………
ж…стянка — (е,и) — ………………………………. м…рской — (о,а) — ………………………….
т…пло — (е,и) — ……………………………… …… ж…мчужина — (и,е) — ………………………..
Карточка 5.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте.
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
Онлайн тест: Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Тест «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» разработан специально для закрепления пройденного материала по этой теме и состоит из 10 вопросов, в каждом из которых по 4 варианта ответа. Пожалуй, эта тема является одной из самых сложных во 2 классе, ведь в русском языке огромное множество слов, в каждом из которых лишь одна ударная гласная, написание которой очевидно, и несколько безударных, написание которых в данном случае важно узнать и запомнить.
Поэтому для получения положительной оценки перед выполнением задания школьнику предлагается повторить необходимые правила. Следует вспомнить, что безударной является та гласная, которую нельзя поставить в ударное положение. В этом случае невозможно подобрать проверочное слово ни подбором однокоренного, ни изменением формы. В данной ситуации нужно запомнить правильное написание.
Важно понимать, что произношение безударных гласных слышится нечетко, менее звонко, поэтому трудно понять, какую букву следует поставить в слове, ведь слышаться может одна, а на деле записывать следует другую. Слова, имеющие непроверяемую гласную, называются словарными, следовательно, для самопроверки нужно пользоваться орфографическим словарем.
Существует множество подобных слов, и, чтобы быстрее и легче запомнить их написание, нужно выполнять различные ежедневные упражнения. Например, можно выписывать слова, обводить необходимую гласную, подбирать несколько однокоренных слов, ставить ударение. Тем самым активируется зрительная память, и затем, во время письма, знания помогут с выбором необходимой гласной.
Во время тестирования следует внимательно читать вопросы и предложенные ответы, а затем выбирать один правильный. Ответив, ученик может самостоятельно оценить собственные знания, сделать выводы и, при необходимости, заполнить пробелы в пройденном материале. Выполнение подобного рода заданий поначалу может показаться ему трудным, но затем, решив несколько раз такие тесты без помощи родителей или учителей, он поймет, насколько это интересно.
Пройти тест онлайн
Может быть интересно
Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.
Написать комментарий
Спасибо за комментарий, он будет опубликован после проверки
Безударные гласные в корне
А13.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):
хорОший – прихорАшИВАться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
вОРОта – привРАтник,
хОРОнить – охРАна,
зОЛОто – зЛАто,
хОЛОдный – прохЛАда.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент — ?
в…кторина — ?
ор…гинал — ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…стительный, переск…чил, вн…мал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть, закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать, нач…нать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…стительный, переск…чил, вн…мал
2) д…лины, нап…дение, в…дать
3) ст…реть, закл…наю, пон…мать
4) тв…рчество, расст…лать, нач…нать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Ответы: 4, 4, 1.
Рекомендуем:
Проверяемые и непроверяемые написания безударных гласных
ТЕМА.
Проверяемые и непроверяемые написания
безударных
гласных.
ЦЕЛИ: продолжать
углублять знания учащихся по языку,
закрепить материал по теме, полученный
в младших классах, на уроках украинского
языка; учить работать со словарём;
формировать и развивать практические
умения и навыки, продолжать работать
над развитием и культурой речи,
совершенствовать речевые навыки,
способствовать расширению кругозора
учащихся, их творческой активности;
воспитывать чувство гордости за свою
страну, за великих людей Украины,
воспитывать бережное отношение к
природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
словари, компьютерная продукция: портрет
В.А.Сухомлинского, текст его сказки «Два
мотылька», макет дерева (его можно просто
нарисовать на плакате, можно прикрепить
большие ветки, а на них листочки с
заданиями).
ТИП УРОКА:
урок усвоения новых знаний.
ЭПИГРАФ:
Чтобы грамотно писать,
Нужно
много правил знать.
Организационный
момент.
1. Работа над
эпиграфом посредством беседы с учащимися.
Постановка
целей и задач урока.
Мотивация
учебной деятельности.
Формирование
учебных умений и навыков.
1.А сейчас,
ребята, предлагаю вам отгадать загадку.
Его весной
и летом
Мы видели
одетым,
А осенью
с бедняжки
Сорвали
все рубашки.
Но зимние
метели
В меха его
одели. (Дерево)
— Запишите
отгадку в тетради.
— Выделите
корень.
— Поставьте
ударение в слове.
— Какой гласный
в слове требует проверки?
— Как мы
проверим написание?
— Запишите
проверочное слово.
Учитель.
Ребята, а какие бывают деревья?
( Дерево
жизни, моё дерево, дерево рода…)
А вот Дерево
жизни! Мы с вами должны стремиться
сорвать с дерева жизни самые ценные
плоды: знания, мудрость, любовь, доброту.
Предлагаем ребятам сорвать с дерева
листики, на которых написаны слова с
безударными гласными. Ребята срывают
листки, читают своё слово и подбирают
проверочное слово.
Таким образом,
мы с вами приобретали знания.
2.На нашем
дереве кроме листьев есть и плоды. На
каждом из них пословица, смысл которой
вы должны объяснить.
— Холоден
сентябрь, да сыт.
— Солома
с огнём не улежится.
— Не хвались
началом, а хвались концом.
— Меньше
говори, да больше делай.
Ребята,
подумайте над содержанием последней
пословицы.
Какие люди
поступают именно так? ( Так поступают
мудрые люди)
3. А теперь я
хочу обратить ваше внимание на портрет
Василия Александровича Сухомлинского.
Посмотрите внимательно. Имя этого
известного украинского педагога вам
хорошо знакомо. Он воспитывал в детях
личное отношение к окружающей
действительности, понимание своего
дела и ответственности перед родными,
товарищами и обществом и, что главное,
перед собственной совестью. В этом году
ему исполнилось бы 95! Он любил страну,
в которой жил, свою работу, школу, где
был директором 23 года, любил детей. Он
сумел сорвать со своего дерева жизни
любовь.
Я предлагаю
вам прочитать его сказку «Два мотылька».
Все его произведения дают информацию
к размышлению.
( текст
сказки предварительно распечатать для
каждого ученика).
— Прочитайте
сказку.
— Почему оба
мотылька посерели?
— Какова
основная мысль сказки?
— Попробуйте
придумать своё название.
— Выпишите 2
предложения со словами с безударными
гласными, проверяемыми ударением и
подберите к ним проверочные.
4. Играем на
уроке. « Эстафета».
Класс делим
на 2 команды, учитель открывает доску,
на которой 2 столбика слов с пропущенными
орфограммами. Нужно вставить пропущенный
безударный гласный, выделить корень,
рядом записать проверочное слово и
передать эстафету. Побеждает команда,
которая первой справится с заданием. (
Этот вид работы вполне может заменить
физразминку).
сч…стливый
д…ждливый
пл…сал
к…чал
тр…щат
п…щат
б…льница
с…лонка
л…вить
в…зить
5. Словарный
диктант по рисункам. С нашего дерева
ребята срывают листки с изображением
предметов. Записывают их названия,
подбирают проверочные слова.
Гнездо,
сосна, грибы, цветок, дерево.
6. Самостоятельная
работа. На доске загадки. Ученики
записывают отгадки в тетради, подчёркивают
безударные гласные, рядом записывают
проверочные слова.
Грамоты не
знаю, а весь век пишу. (Перо)
Мы бьём
исправно каждый час, но вы, друзья, не
бейте нас. ( Часы)
Хвост пушистый,
мех золотистый, в лесу живёт, кур крадёт.
(Лиса)
Маленькие
ушки жмутся друг к дружке, колечками
шерсть и копытца есть.
(Овца)
Без брёвен
через реки мосты строит. (Мороз)
7. Работа с
сигнальными карточками.
У каждого
ученика карточки с буквами А, О, Я, Е, И.
Учитель читает слова, ученики поднимают
нужную карточку.
Ночной,
верхушка, родной, пятёрка, листок,
тропинка, прямой, темнота, лошадка,
солёный, диковина, далеко, волчата.
Домашнее
задание. (Предлагаем учащимся выполнить
одно задание на выбор)
1.Из
художественной литературы выписать 3
предложения, в которых есть слова с
безударными гласными в корне. Подобрать
проверочные слова.
2.Составить
2-3 предложения на тему: «Что я узнал о
В.А.Сухомлинском?». Используйте слова
с безударными гласными.
Итог.
Оценивание.
Ребята, если
вы разобрались с темой слабо — поднимите
кружочек красного цвета, если
хорошо-жёлтого, а отлично-зелёного.
Мы сегодня
с вами учились, значит, что приобрели?
(Знания)
Знания мы
будем использовать, применять в жизни.
Значит, будем какими? (Мудрыми)
Будем мудрыми,
а мудрые люди любят жизнь, любят людей,
любят дело, которым занимаются.
А что любил
В.А.Сухомлинский, чью сказку мы сегодня
читали?
Значит, мы
учились у него любви.
А что ещё
следует ценить в людях? (Доброту)
Добрым, умным,
мудрым, умеющим любить всё, что нас
окружает -таким следует быть в жизни.
Поэтому хочу, чтобы вы со своего дерева
жизни сумели сорвать самые ценные плоды:
знания, мудрость, любовь, доброту. Спасибо
вам за урок! А закончить его хотелось
бы словами В.А.Сухомлинского: «Умей
чувствовать рядом с собой человека,
умей понимать его душу, видеть в его
глазах сложный духовный мир».
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА | Поурочные планы по русскому языку 5 класс
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
16. 06.2013
31178
0
Цели:
повторить
наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить
работу по развитию умений выделять корень и определять ударения; сосредоточить
внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне
слова.
Ход урока
I.
Проверка домашнего задания.
II.
Словарно-орфографическая работа
Гладиолус,
аромат, парад, солдат, гигант, громадный,
оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание,
вестибюль, облако, яблоко.
Парад
– паро
– готовлю
(лат.).
Солдат
– сольдо
–
монета (итал.) – ‘жалованье’.
гигант – гигас – гигант (греч. ).
громадный – гранд –
очень
большой (франц.).
С
понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить
грамматическую основу предложения.
III.
Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28.
В
о п р о с ы:
–
Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?
– Приведите примеры.
– Сравните свои наблюдения с теоретическими
сведениями на с. 15 учебника.
IV.
Закрепление умений.
проводится на материале упражнений
29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях и на доске), особое внимание следует
обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование.
V.
Выборочный диктант.
Задание.
Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
Зима,
страна, вода, земля, жалеть, деревья, деревня, жалить, пастух, прелесть,
кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, корзина, тарелка, молоко.
VI.
Проверьте безударные гласные разными способами.
1. Осень позолотила
леса и поля. 2. Пожелтели деревья в лесу. 3. Дети
шли по лесной тропинке. 4. Потянул легкий ветерок.
5. Настали холодные дни.
VII.
Комментированное письмо.
Быстро зашагать, далекие
края, подарить цветы, присоединиться к группе, поглядеть
вверх, разломать забор, показать картину.
VIII.
Разбор слов по составу.
Перелетные,
веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец.
–
В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением?
Объяснительный
диктант.
Осень на реке
Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и
поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С
каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только
утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется
льдом. А снег падал и уже больше не таял.
Домашнее задание: упражнение
32; орфограмму № 1 выучить.
Разработка урока. Русский язык 10 класс проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Разработка урока. Русский язык 10 класс.
Учитель: Н.В.Пивень
Тема урока: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Цель: Совершенствование навыков правописания безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
Задачи:1.Образовательные: понимание основных правил правописания.
2. Развивающие: развивать орфографические навыки, логически выстраивать
структурные элементы; находить метапредметные связи.
3. Воспитательные: нравственно-этическая ориентация, формирование,
мировоззрения, способности к самооценке.
— знать правила написания безударных гласных в корне – проверяемых и непроверяемых;
— уметь находить и выделять необходимую информацию.
— максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий;
— формировать способность к общению, коммуникативную компетенцию;
— воспитать потребность в сохранении общественных ценностей.
— развитие навыка работы с текстом, умение выбирать главную информацию из текста, систематизировать материал;
— способность к самооценке
— овладение навыками смыслового чтения.
Оборудование: презентация, компьютер, тексты И.С.Тургенева, Д.Гранина, тесты, карточки, орфографические словари
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: Системно — деятельностный подход в обучении; элементы технологии критического мышления, проблемного обучения.
Этап урока
Содержание этапа
Образовательные задачи
1. Орг.момент
Слайд № 1 – титульный
Слайд №2 — стихотворение
Приветствие.
Добрый день, я хочу вам пожелать новых открытий и положительных эмоций.
Ведь день – как будто листик чистый,
Ты сам решаешь: что, куда…
Начни его с хороших мыслей,
И все получится тогда!
Мотивировать учащихся к учебному действию.
2. Орфоэпическая пятиминутка
Слайд №3 «Поставь ударение»
Слайд №4 — проверка
Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог,
в польском языке – на предпоследний слог,
в чешском языке – на первый.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
Орфоэпическая минутка.
Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, шарфы, торты, банты.
(Учащиеся выполняют задание, затем обмениваются карточками и делают взаимопроверку)
Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
3. Создание проблемной ситуации
Слайд №5 «Зачеркни букву»
Слайд №6 «Ответ»
Слайд №7 «Тема урока»
Слайд №8 «Цели и задачи»
Мотивация
– Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология и орфография)
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Принципы русской орфографии)
Упражнение на быстроту реакции. Зачеркнёте буквы З, Ж, Ши сообщите о своём «открытии». Успеха!
Ж
П
Ш
Р
З
О
В
Ш
З
З
Е
Ж
Р
Ж
Я
З
Ж
Е
Ж
З
М
Ш
Ы
З
Е
И
Ш
Н
Е
Ж
П
Ж
Р
О
Ш
В
Ш
Е
Ж
Ш
Р
Я
Ж
З
Е
Ж
М
Ы
Е
Г
Ш
З
Л
Ш
А
Ж
С
Ш
Ш
З
Ж
Н
З
Ы
Е
К
Ш
О
З
Р
З
Н
Ш
З
Я
— Какова тема сегодняшнего урока?
– Как считаете, достаточно полны наши знания? Для чего нам нужно углублять их?
(Чтобы грамотно писать, всегда интересно узнавать что-то новое, сдать успешно ЕГЭ).
— Запишем тему урока в тетрадь.
1. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
4. Проверка домашнего задания. Беседа по п. 18
Слайд №9 «Принципы русской орфографии»
1. Слово учителя
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями.
— На каких принципах строится русская орфография?
2. Сообщения учащихся «Принципы русской орфографии»
1 Морфологический – Ларюшин А.
2. Фонетический – Чурин О.
3. Исторический – Сабуров Ф.
4. Дифференцированного написания – Биктагиров Р.
5. Слитное, раздельное, дефисное написание – Шлепп М.
3. Задание: распределите орфограммы в соответствие с принципами русской орфографии
написание корней родственных слов
Морфологический
написание ЖИ — ШИ
Традиционный
написание приставок на З-С —
Фонетический
правописание гласных в приставках, типа под —
Морфологический
написание Ы-И после приставок на согласную
Фонетический
непроверяемые написания
исторический
раздельное написание слов
Принцип слитного, дефисного, раздельного написания
гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи
фонетический
1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
2. Организовать обобщение актуализир. способов действий.
3.Мотивировать учащихся к учебному действию.
4. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
5. Усвоение новых знаний и способов действия
Слайд №10 «Непроверяемые гласные»
– Почему же авторы учебника считают необходимым снова говорить на «старую» тему.
— Обратимся к параграфу 19 и составим необычный план: это будет план-памятка в форме советов. Используйте форму повелительного наклонения глаголов.
1. Написание безударной гласной проверяй путем подбора родственных слов или форм слова, в к-ых эта гласная стоит под ударением.
2. Не используй в качестве проверочных слов формы глагола несовершенного вида на –ыва-ива.
3. Если написание безударной гласной нельзя проверить подбором родственных слов, написание такого слова запомни.
Учитель:В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяетсяпо орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.
Организовать построение проекта изучения нового знания:
1. Обучающиеся ставят цель
2. Определяют средства (алгоритмы, справочники, Интернет…)
3. Формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
6. Закрепление изученных способ действий.
Слайд №11 «Музыка» «Июльское утро»
Скучной, холодной осенью так хочется тепла, чего — то яркого. Я предлагаю вам текст И.С. Тургенева.
А летнее июльское утро? Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? …Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало… Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался, воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет, туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния.
Э, да это гроза!.. Трава, кусты — все вдруг потемнело. Скорей! Вон,
кажется, виднеется сарай… Скорее!.. Вы добежали, вошли… каков дождик! Каковы молнии! Кой-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!
(И. С. Тургенев)
Учитель: Уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, почувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе.
Выделенную часть текста спишите.
Найдите слова с проверяемыми (орф.1) и непроверяемыми (орф.2) орфограммами корня.
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
7. Контроль и самооценка знаний и способов действия
Слайд №12, 13 «Инструктаж»
Проверка – слайды №14-24
1. Устное выполнение упр.87, 88
2. Тест:
Задания в формате ЕГЭ
3. Проверка: работа в парах
-Каковы результаты теста?
— Почему допущена ошибка?
– Какие информационные источники могут вам помочь?
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
8. Определение и разъяснение домашнего задания.
Слайд №25 «Домашнее задание»
Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д.Гранин)
1. Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением, слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
2. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста. Объясните, почему. Ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.
1. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
9. Подведение итогов занятия
Слайд №26 «Закончи предложения»
Слайд №27 «Окончен урок»
Учитель: подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка. А с другой – взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом чего является большое количество слов, написание которых нужно запомнить.
Я попрошу вас закончить предложения:
1. Сегодня на уроке я повторил____________________________
2. Я удовлетворен (не удовлетворен) своей работой, т.к.____________
Учитель: Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Обзор
— Устное общение для лиц, не являющихся носителями английского языка
Ударение в словах, также называется лексическое ударение, — важная надсегментарная особенность английского языка, потому что она определяет многие другие аспекты произношения.
- Во-первых, ударение в слове определяет, какие гласные в слове будут произноситься с четкой гласной по сравнению с schwa .
- Во-вторых, ударение в словах влияет на произношение согласных: глухие согласные / т /, / р / и / к / в английском языке произносятся с устремлением либо вначале, либо в ударных слогах, но без стремления в безначальных безударных слогах.
- В-третьих, ударение в слове определяет, какая гласная (и) в слове будет произноситься длиннее или короче, в том числе какая гласная получает основное ударение и, следовательно, может быть отмечена еще большей длиной с помощью фокуса.
- В-четвертых, ударение в слове определяет, какой слог отмечен наивысшей, самой низкой тональностью или каким-либо другим отчетливым изменением высоты тона.
- Наконец, ударение в слове также определяет, какой слог, если таковой имеется, будет отмечен повышенной громкостью.
Примечание: Первичное напряжение отмечается большим пузырем, вторичное напряжение — средним пузырем, а ненапряженное — маленьким.
словесных ударных ошибок, которые не влияют на качество гласных, наносят лишь минимальный ущерб — то есть, когда первичный ударный гласный слова вместо этого произносится с вторичным ударением и наоборот. Тем не менее, английский предпочитает чередование ударных и ударных. безударные слоги. То есть очень редко английские слова содержат два ударных слога подряд, хотя исключения включают составные слова, такие как «housekeeper», и определенные слова с префиксом, такие как «треугольник» и «нелинейный».
В результате ошибки словесного ударения, которые сводят обычно ударные четкие гласные в слове к schwa, почти всегда меняют качество обычно безударных гласных слов с schwa на четкие. Другими словами, ошибка ударения в слове может легко изменить произношение каждой гласной в слове, что является серьезной проблемой, поскольку слушатели в значительной степени полагаются на шаблон гласных в слове.
- Большинство ошибок ударения в словах происходит из-за моделирования произношения слова на одном из его наиболее частых родственных слов.
- Некоторые учащиеся ошибочно используют словесное ударение из-за моделирования своего произношения на словах с одинаковым написанием, которые произносятся по-разному.
- Основная стратегия учащихся — использовать известное для разгадки неизвестного — не проблема. Ударение в словах английского языка сильно структурировано, что можно увидеть, выполнив поиск по всем словам, написание которых соответствует проблемному слову учащегося, от ударной гласной до конца слова
- Примеры см .:
Кроме того, там, где обычно ударные слоги, начинающиеся с / t /, / p / или / k /, вместо этого произносятся без ударения, слушатели L1 английского языка, вероятно, услышат эти звуки как / d /, / b / или / g /, соответственно.Это негативно повлияет на способность слушателя находить произносимое слово в своем ментальном словаре, который в значительной степени зависит от звуков согласных, особенно для согласных с высокой функциональной нагрузкой.
В результате ошибки ударения в словах могут легко привести к тому, что слушатели не смогут идентифицировать слово, которое говорит говорящий, и, следовательно, возможно, не смогут определить границу между словами. Кроме того, когда говорящие уделяют особое внимание нестандартной гласной в слове из-за несоблюдения стандартной схемы ударения в слове, внимание слушателей все равно будет обращено на это слово, но слушатели, скорее всего, заметят это слово. нестандартное произношение, , а не идея, на которую выступающий стремился привлечь внимание слушателей.Например, когда студент выделяет слово «экономика», но произносит его, следуя ударной схеме слова «экономика».
В целом, ошибки ударения в словах в английском языке часто очень разрушительны из-за разрушительного эффекта домино, который они приводят в действие. .
Где разместить стресс
К сожалению, не существует простого правила определения ударения в слове. Однако есть некоторые общие особенности, которые влияют на ударение в слове, например, слова с префиксами или суффиксами, происхождение слова или грамматическая функция.Ниже приведен краткий список наиболее распространенных моделей стресса на английском языке.
Слова с аффиксом — префиксом или суффиксом — обычно меняют ударение в слове. С префиксами это немного легче определить. Если слово содержит префикс, такой как pre-, dis-, ex-, re-, over-, under- и т. Д., Хорошее правило, которому следует следовать, заключается в том, что ударение будет падать на первый слог корневого слова.
Например:
- отменить -> un- DO
- преодолено -> больше- COME
- удлинить -> ex- TEND
- понять -> под СТЕНД
Единственным исключением из этого шаблона, как мы упоминали ранее, являются составные слова.То есть, когда префикс прикрепляется к существительному таким образом, что полученное слово является составным существительным. Обратите внимание на приведенные выше примеры — все они глаголы с добавленными префиксами. Когда полученное слово является существительным, ударение будет делаться на префиксе.
Например:
- верхнее покрытие -> O -верхнее покрытие
- нижнее белье -> ООН верхнее белье
- выход -> OUT -выход
Понимание грамматической функции слова очень важно при попытке выяснить, где ударение попадает в слово, особенно в тех, которые имеют префикс.
Суффиксы не так красивы и аккуратны, как префиксы. Суффиксы часто приводят к одному из трех шаблонов напряжения:
- Они нейтральны к стрессу, то есть не влияют на размещение напряжения
- Они заставляют ударение перемещаться на предпоследний слог — то есть ударение перемещается на предпоследний слог
- Они заставляют ударение перемещаться на предпоследний слог — то есть ударение перемещается на предпоследний слог
Суффиксы нейтрального стресса | Суффиксы полуавтоматического переключения | Суффиксы с предшествующим переключением передач | |||
---|---|---|---|---|---|
-dom KING -dom | -er KEEP -er | -cent com- PLA -cent | -cial or -tial ar-ti- FIC -ial | -al внутренний- NA -конечный | -cracy de- MOC -ra-cy |
— полный BEAU — полный | — капот NEIGH — капот | -cious de- LIC -ious | -ic cli- MAT -ic | -iety so- CI -e-ty | -ify di- VERS -i-fy |
— размер U — размер | — без END — без | -tion ed-u- CA -tion | -ctive re-pro- DUC -tive | -ity ac- TIV -i-ty | -ицид in- SECT -i-cide |
Приведенная выше таблица не является полным списком, но должна служить хорошей отправной точкой.
Есть также заимствованные из французского языка суффиксы, требующие ударения в слове, но они немного реже. Одним из распространенных суффиксов, заимствованных из французского языка, требующего ударения в слове, является NEER, например eng-i- NEER.
Другие общие суффиксы, заимствованные из французского языка, которые «украдут» ударение у слова, включают:
- -ee (траст-EE)
- -эск (pic-tur-ESQUE)
- -сс (ди-о-CESE)
- -ette (Kitch-e-NETTE)
- -ique (Cri-TIQUE)
Деятельность
Напряжение
Напряжение
Напряжение
Слоги в английских словах не имеют одинаковой громкости.Некоторые из них громкие, некоторые короткие и тихие, некоторые промежуточные. В английском есть три уровня стресса:
- основное ударение: самый громкий слог в слове. В односложных словах этот один слог имеет основное ударение (за исключением нескольких коротких служебных слов, таких как the, , которые могут вообще не иметь ударения). Первичное ударение отмечается в МФА поднятием вертикальной черты [ˈ] в начале слога.
- вторичное ударение: слогов, которые не полностью безударны, но не такие громкие, как первичное ударение.Вторичное ударение отмечается опущенной вертикальной чертой [ˌ] в начале слога.
- безударных слогов: слогов без ударения. В английском языке почти все они имеют schwa [ə] для своей гласной, хотя [i] также часто будет безударным, как [i] в happy [ˈhæpi]. (Очень редко другая гласная, отличная от шва, может быть безударной, например [o] в potato [pəˈteto] для большинства говорящих.)
Примеры:
[əˈnʌf] | достаточно | |
[ˌmænəˈtobə] | Манитоба | |
[ˈfotəˌɡɹæf] | фотография |
Хорошим примером разницы между вторичным ударением и полным отсутствием ударения является последний слог делегат , используемый как глагол и используемый как существительное.
[ˈdɛləˌɡet] | глагол: Вы должны делегировать свои обязанности | |
[ˈdɛləɡət] | существительное: мы избрали делегата в национальный комитет. |
Фонология — Примеры из практики: каталонский
Сокращение гласных в центральном каталонском
Диалекты каталонского языка также имеют процессы редукции гласных, в которых некоторые гласные появляются как шва, когда они встречаются в безударных слогах.Эти процессы работают по-разному в Центральном Каталонии и на Майорки. Более того, оба каталонских паттерна отличаются от паттерна GAE, представленного на предыдущей странице. В этом разделе мы сначала опишем и проанализируем паттерн, встречающийся в центральном каталонском языке, а затем перейдем к обсуждению редукции гласных в диалекте Майорки.
В этом разделе острый ударение на гласной в фонетической транскрипции указывает на ударение. Безударные гласные без ударения. В формах в (5), которые мы видели ранее, мы видим много примеров ударных [á] (выделенных жирным шрифтом).И наоборот, мы не видим примеров [a] без ударения. С другой стороны, мы видим шва [ə] в безударных слогах, но никогда — в слогах с ударением. Фактически, везде, где нижележащий / a / не имеет напряжения на поверхности, он реализуется как сокращенная гласная [ə], выделенная жирным шрифтом. ( Orthog означает орфографическое представление или стандартное написание.)
(5) Центрально-каталонский: ударение [á] против безударного [ə] |
Ортог | Базовый | ИПА | Английский глянец |
фет блат | / fet bl a t / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[féb bl á t] | «пшеничная пшеница» |
puc cantar | / puk k a nt a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[púk k ə nt á ] | ‘Я могу петь’ |
пук баньяр | / puk b a ɲ a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[púg b ə ɲ á ] | «Я могу купаться» |
горшок гуаньяр | / pk gw и , и / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[pɔ́g gw ə ɲ á ] | «он / она может победить» |
пластин | / pl a t pɾep a ɾ a t / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[пл á pp ə ɾ á т] | ‘пластина подготовленная’ |
колпачок банда | / k a p b a nd a / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[k á b b á nd ə ] | ‘нигде’ |
Мы можем быть уверены, что фонема / a / лежит в основе schwa в корнях для sing , bathe и win , потому что schwa в этих формах в (5) чередуется с [á] в родственных существительных для ‘ пение ‘, ‘ ванна, ванная ‘ и ‘ прибыль, прибыль ‘, где ударение приходится на корневую гласную / а /. Эти формы представлены в (6)
(6) Центрально-каталонский: ударение [á] против безударного [ə] |
Под напряжением [á] | Безударный [ə] | |||||
IPA | Каталонский | Английский | ИПА | Каталонский | Английский | |
/ а / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[k á n] | банка | ‘пение’ | [k ə nt á ] | кантар | ‘петь’ |
[b á ɲ] | баня | ‘ванна’ | [b ə ɲ á ] | баньяр | для купания | |
[gw á ɲ] | гуани | «прибыль, прибыль» | [gw ə ɲ á ] | гуаньяр | ‘на победу’ |
Для гласных [e] и [ɛ] мы можем сделать наблюдения, которые очень похожи на те, которые мы сделали для [a] выше. То есть, [e] и [ɛ] встречаются только в напряженных положениях и никогда не в безударных положениях на поверхности. Примеры в (7) показывают, что ударные гласные среднего фронта, напряженные [é] и расслабленные [ɛ́] в первом столбце IPA (т.е. [téns] и т. Д.) Соответствуют (безударным) [ə] во втором столбце IPA (IE [tən & iacute] и т. Д.) Эти чередования устанавливают, что чередующаяся гласная в корнях для «взять» и «слепой» — это / e /, а в корнях для «мед» и «сухой» — / ɛ /.
(7) Центрально-каталонский: подчеркнуто [é] и [ɛ́] vs.безударный [ə] |
Под напряжением [é], [ɛ́] | Безударный [ə] | |||||
IPA | Каталонский | Английский | ИПА | Каталонский | Английский | |
/ e / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[t é нс] | десятки | «он берет» | [t ə ní] | тенир | ‘взять’ |
[s é k] | cec | слепой | [s ə ésə] | ceguesa | « слепота » | |
/ ɛ / | [м ɛ́ л] | мел | медовый | [м ə лос] | мелос | ‘xx’ |
[s ɛ k] | сек | ‘сухой’ | [s ə káʎ] | вторичный | ‘xx’ |
Таким образом, все гласные фонемы / a ɛ e / имеют сокращенный аллофон [ə], который появляется, когда в этих гласных отсутствует ударение на поверхности.Округлые гласные задней части / o / и / ɔ / также уменьшаются без ударения, но в этих случаях эффект другой: чередование в (8) показывает, что поверхностные гласные [o] и [ɔ] в ударных позициях чередуются с [u] в безударных позициях.
(8) Центрально-каталонский: подчеркнутый [& oacute] и [ɔ́] против безударного [u] |
Под напряжением [ó], [ɔ́] | Безударный [u] | |||||
IPA | Каталонский | Английский | ИПА | Каталонский | Английский | |
/ о / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[b — т] | бот | ‘leap (имя существительное)’ | [b u tá] | ботар | ‘прыгать’ |
[ — с] | ос | ‘медведь’ | [ u sɛɛt] | оссет | ‘медвежонок’ | |
[d — nə] | дона | ‘женщина’ | [d u ná] | дунар | ‘xx’ | |
/ ɔ / | [pl ɔ́ ] | участок | ‘crying (имя существительное)’ | [pl u á] | рабочий | ‘плакать’ |
[ ɔ с] | ос | ‘кость’ | [ u sút] | оссут | ‘xx’ | |
[d ́ nə] | дона | ‘xx’ | [d u násə] | дунасса | ‘xx’ |
Наконец, примеры в (9) показывают, что высокие гласные / i u / не редуцируются: [i] и [u] появляются как в ударных, так и в безударных слогах.
(9) Центральный каталонский: высокие гласные / i / и / u / |
Под напряжением [ú], [í] | Безударный [i], [u] | |||||
IPA | Каталонский | Английский | ИПА | Каталонский | Английский | |
/ u / | Ваш браузер не поддерживает элемент audio .[s ú rt] | сюрт | «он берет» | [s u rtídə] | сюртида | ‘взять’ |
[k ú k] | у.е. | «тутовый шелкопряд» | [k u kɛɛt] | кекс | «маленький шелкопряд» | |
/ i / | [t í ] | цинк | «У меня есть» | [t i gí] | тингуи | ‘xx’ |
[f & iacute ltrə] | фильтр | ‘фильтр (существительное)’ | [f i ltrá] | фильтр | ‘фильтровать’ |
Результатом процессов сокращения гласных, связанных с ударением, является то, что свидетельство семи фонематических гласных качеств каталонского языка, / i e ɛ a o ɔ u /, проявляется только при ударении. Только три качества гласных / i ə u / встречаются в безударных позициях. В частности, трехсторонний фонематический контраст между / e ɛ a / нейтрализуется в [ə] в безударных позициях. Точно так же трехсторонний фонематический контраст между / o ɔ u / нейтрализуется в [u] при тех же условиях.
На этом мы завершаем описание редукции гласных в центральном каталонском языке. Как мы покажем в следующем разделе, факты редукции гласных в Майорки несколько иные.
пред. | наверх | следующий
Банкноты
.