Что такое грамматическая основа в русском языке 4 класс: Грамматическая основа предложения — это… (примеры)

Содержание

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Грамматическая основа предложения» с использованием технологий РКМЧП и ИКТ | Книга по русскому языку (4 класс) на тему:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Грамматическая основа предложения» с использованием технологий РКМЧП и ИКТ

Учитель: Приезжева К.И.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point (Состоит презентация из 8 слайдов).

 

Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.
  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1). 

— Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа и “Классной работы”.

  1. Стадия вызова.
  1. “Верные – неверные утверждения” (слайд 2).

— Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, — выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания — 3 минуты.

— Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?

  1. Стадия осмысления.
  1. Запись темы. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3). 
  • — Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
  • — Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
  • — Работа с флэш-анимацией “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
  • — Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4–6).

 Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.

  1. Работа с текстом (слайд 7)
  • — Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
  • — Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
  • — Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

— Укажите сложное предложение

  1. Физкультминутка

6.“Лови ошибку” (слайд 8).

— Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.

— Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.

  1. Выполнение упр. 162. 

— Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.

III. Стадия рефлексии. 

  1. Создание “синквейна”.
  • — Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
  • — Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка

Кто? Что? (тема).

1 существительное

2-я строка

Какой? (определение темы).

2 прилагательных

3-я строка

Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

3 глагола

3-я строка

Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

3 глагола

4-я строка

Что автор думает?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (новое звучание темы).

1 существительное

— Примеры синквейнов:

  • Подлежащее,
  • Главное, необходимое,
  • Говорит, называет, указывает.
  • Без него обойтись трудно.
  • Предмет.
  •  Сказуемое,
  • Главное, необходимое,
  • Сообщает, открывает, сказывает.
  • Без него как-то скучно.
  • Действие.

Подведение итогов. Запись домашнего задания.

Поурочный план по русскому языку на тему «Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения» 4 класс

Дата: __________________

Класс: _________________

Уроки № 94-95

Тема уроков: Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

Общая цель:

Обобщить знания и понимания по разделу «Синтаксис, через расширение практических навыков в коллаборативной среде.

Результаты обучения:

  1. Закрепляются ЗУН по теме; делают синтаксический разбор предложения.

  2. Развивается умение работать в группе, принимать коллективное решение.

  3. Воспитывается забота о животных.

Ключевые идеи, значимые для занятия:

  1. Знают признаки главных членов предложения.

  2. Умеют находить их в тексте, делать синтаксический разбор предложения.

  3. Учащиеся научатся работать в группах, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее.

Тип уроков: Урок общеметодологической направленности.

Методы: иллюстративный, объяснительный.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

  • Русский язык. Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

  • Русский язык. Сборник диктантов и текстов для изложений: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ В.К.Павленко, В.Г.Клыпа. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение материала 1.

Просмотр видео.

В бледном небе заметно мерцали звезды.

III. Закрепление материала 1.

Растения зацветают весной.

Деревья обижаются на людей.

Осина помолчала немного.

Люди посадили деревья.

Настала теплая ночь.

IV. Минутка чистописания.

Нн н дн чн

ночной дневной утренний

V. Физминутка.

VI. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

Упр. 207. Синтаксический разбор предложений. Списать. Подчеркнуть главные члены предложения. Определить, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

VII. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.

1. Упр. 208. Составление предложений. Соединить подлежащее и сказуемое (Солнце выглянуло. Туча надвинулась. Дождь полился. Ветер затих.) Составить с ними предложения. Подчеркнуть грамматическую основу предложений. Распространить предложения второстепенными членами.

2. Упр. 213. Учимся исправлять ошибки! Переставить слова так, чтобы восстановить смысл предложения. 1. Женщина в сером пальто с блестящими пуговицами держала за руку мальчика. 2. Девочка в красной кофте купила попугая. 3. Мальчик в синей футболке забил в ворота мяч. 4. К дому подбежала девочка в красных сапогах.

3. Проверь себя. Ответь на вопросы. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? что сделали? что будет делать? и другие.

4. Упр. 215. Работа над стихотворением. Беседа о празднике 8 Марта. Выучить стихотворение, написать его по памяти. Составить устный рассказ о тех, кого ты любишь и поздравишь с Международным женским днем 8 Марта.

VIII. Рефлексия.

  • Какие задания показались самыми интересными?

  • Какие наиболее трудными? Почему?

  • Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

  • Как бы вы оценили свою работу на уроке?

  • Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

  • А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько  вы:

  • Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

  • 2) Умеете применять свои знания (сидят за партами — плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

  • А я считаю, что вы на уроке поработали вот так… (поднимаю руки вверх) Это как? (отлично)

  • Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»

IX. Домашнее задание.

1. § 17. стр. 81. Упр. 209.

2. § 17. стр. 83. Упр. 216.

Презентация к уроку русского языка на тему «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.»

Презентация поможет наглядно усвоить материал по теме » Подлежащие и сказуемое как грамматическая основа предложения»


Просмотр содержимого документа

«Презентация к уроку русского языка на тему «Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.»»

Урок русского языка в 4 классе

Учите русский — годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом.

Диалог

Общение

Текст

Монолог

Обращение

Грамматическая основа

Расстояние преодолевает конь. Препятствия преодолевает воля.

Тема урока

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

Расстояние преодолевает конь. Препятствия преодолевает воля.

Цели урока

1. Узнать, что такое грамматическая основа предложения. 2. Научиться находить и выделять грамматическую основу в предложении.

Грамматическая основа предложения включает главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них.

Алгоритм нахождения грамматической основы

1. Прочитай предложение.

2. О ком или о чем говорится в предложении?

3. Задай вопрос(кто? или что?).Найди подлежащее.

4. Подчеркни одной чертой.

5. Какой частью речи выражено?

6. Задай вопрос(что делает? что сделает?…) Найди сказуемое.

7. Подчеркни двумя чертами.

8. Какой частью выражено?

9. Прочитай грамматическую основу.

Физкультминутка

Алгоритм нахождения грамматической основы

1. Прочитай предложение.

2. О ком или о чем говорится в предложении?

3. Задай вопрос(кто? или что?).Найди подлежащее.

4. Подчеркни одной чертой.

5. Какой частью речи выражено?

6. Задай вопрос(что делает? что сделает?…) Найди сказуемое.

7. Подчеркни двумя чертами.

8. Какой частью выражено?

9. Прочитай грамматическую основу.

Грамматические основы

1 вариант 2 вариант

  • Сад увядает. Мы сохраним.
  • Погода стояла. Вы знаете.
  • Ежи устраивают. Я выхожу.

  • Какие цели ставили в начале урока?
  • Что такое грамматическая основа предложения?
  • Достигли мы поставленных целей?
  • Где вам понадобятся эти знания?

Домашнее задание:

У.с.59, упр.88.

Урок закончен

Русский язык. 4 класс. Правила. Члены предложения.

 

 

Члены предложения бывают:

  • главные,
  • второстепенные.

Главные члены предложения:

  • подлежащее,
  • сказуемое.

 

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. Выражается именем существительным или местоимением. Подчёркивается одной линией.

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что делал, что будет делать и др. и обозначает действие предмета.  Выражается глаголом. Подчёркивается двумя линиями.

 

 

Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения:

  • определение,
  • дополнение,
  • обстоятельство.

Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным. Определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? (то есть на вопросы косвенных падежей). Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктиром:

Обстоятельство отвечает на следующие вопросы: где? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками:

 

 

 

Конспект урока для 2 класса «Грамматическая основа предложения»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г. Сафоново.

Тема:

(Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)

Учитель:

Цели и задачи урока:

— Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

— Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

— Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

— Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

— Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

— Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

— Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

— М/м проектор, презентация по теме.

Ход урока – путешествия.

I Оргмомент.

— Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики). Слайд 2

Если встанешь на заре –

крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится,

долго лист кружится.

Если выйдешь поутру –

галки стынут на ветру…

Вьются над парами

вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,-

в полдень сядешь на пенёк,

смотришь — на припёке

прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

пахнет горькая полынь,

тянет мёдом, мятой

и травой примятой.

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру –

галки стынут на ветру,

длинно тень ложится,

долго лист кружится.

II Минутка чистописания.

— Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)

— В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 3.

_____________________________________

_____________________________________

III Словарная работа.

— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.

2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 5.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.

— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?

(Сочетание –оро- )

— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

IV. Сообщение темы и цели урока. Слайд 7.

— Продолжаем наблюдать за природой осенью.

— Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к дер.ву.

— Объясните написание пропущенных букв.

(сорока –оро- , летит — лётчик, к дереву — деревья)

— Запишите.

— С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

— Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.

— Хором прочтите пр-е. О ком в нём говорится? (О сороке )

— Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

— Что говорится о сороке? (летит)

— Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

— Как называется главный член пр-я, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в пр-и, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

V Упражнение в нахождении грамматической основы.

— Мы отправляемся в воображаемый лес.

Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради.

1) Читаем 1 часть задания.

2) Стихотворение читает подготовленный ученик.

— Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?

(Знаки в конце пр-й)

— Мы участники этого сбора грибов.

— Работаем над пр-ями. Как определим начало и конец предложений? (1 слово в пр-и пишется с большой буквы, в конце пр-я стоит точка, или !? знаки)

— Прочтите 1 пр-е. Найдём грамматическую основу.

(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.

Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

Проверка.

Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.

о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.

VI Ф/М.

— А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.

«Прогулка в лес».

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Дальше по лесу идём –

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем.

Прыгать будем мы смелее.

1-2, 1-2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим –

На носочках пробежим.

Зайка скачет в чистом поле,

Хорошо скакать на воле!

Помахали мы зайчишке –

непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

VII Составление предложений по схемам с опорой на картину.

— Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 8.

— Какое время года?

— Как изменились деревья?

— Что растёт в лесу?

— Чем заняты дети?

— Что происходит на поле?

— А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

— Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

— Какой вопрос задан к сказуемому?

что? что сделала?. Осень наступила.

что? что сделал? Урожай созрел.

что? что делают? Машины работают.

что? что делают?. Грибы растут.

кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.

-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?

Проверка. Слайд 10.

Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.

VIII Творческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

— Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./

— Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Слайд 11.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

— Прочтите, что получилось.

— Находим главные члены предложения.

Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку)

IX Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/.

— Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой.

X Итог урока.

— Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 13.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

Оценка учащихся.

XI Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии.

8

Простое предложение и его грамматическая основа

·                  
Сегодня мы
вспомним все, что мы знаем о простом предложении.

·                  
Обновим в памяти
понятия односоставных и неполных предложений.

·                  
Систематизируем
знания об основе простого предложения.

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Предложения выполняют коммуникативную функцию.

− То есть, мы общаемся при помощи предложений?

− Молодец! Ты все-таки догадался.

Перед нами – три предложения: первое – вопросительное, второе
– повествовательное восклицательное, и третье – повествовательное
невосклицательное.

Предложение является законченным по смыслу и
интонационно
.

Так, например, если мы произнесем «Птицы… страны… юг…
тумбочка?!» это будет просто набор слов, так как здесь нет
смысловой и интонационной законченности. Но и такая фраза, как «Птицы прилетел
южное страной» не будет являться предложением.  Дело в том,
что слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически. «Птицы
прилетели из южных стран». Это – предложение.

Каждое предложение имеет грамматическую основу, то
есть, основную часть, состоящую из главных членов предложения.

В предложении может быть одна основа,  а может быть
больше одной основы.

Я играю на гитаре. Это простое предложение. В нем одна
грамматическая основа: я играю.

Я играю на гитаре, а моя сестра рисует. Сложное
предложение, потому что в нем две грамматические основы: я играю и сестра
рисует
.

Грамматической основой предложения являются подлежащее
и сказуемое.

Рассмотрим простое предложение Дождь идет.

Дождьподлежащее, то, о чем говорится
в предложении.

Идетсказуемое. Сказуемое обозначает
действие и состояние подлежащего.

Рассмотрим главные члены предложения подробнее. Начнем с подлежащего.

Подлежащее – главный член предложения.

Оно отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащее обозначает предмет, действие которого
выражается сказуемым
.

Подлежащее обычно выражается именем существительным в
форме именительного падежа.

София улыбнулась. Девушка пошутила.

Обратите внимание: подлежащим может быть как собственное, так
и нарицательное имя существительное.

В роли подлежащего также часто выступают местоимения.

Он искал ключи. Что-то еще потерялось.

Наиболее часто подлежащими бывают личные, неопределенные,
вопросительные и отрицательные местоимения.

Числительное также может выступать в роли подлежащего.

Трое шли по улице.

Достаточно часто подлежащее выражается неопределенной формой
глагола.

Сочинять – великий дар.

Наконец, подлежащее может быть выражено любой субстантивированной,
то есть перешедшей в разряд существительных частью речи.

Читающие быстрее развиваются.

В данном случае подлежащее выражено отглагольным
прилагательным.

Подлежащие могут также выражаться лексически или
синтаксически неделимыми сочетаниями.

Рассмотрим предложение Бабье лето в этом году наступило
рано
.

Есть большая разница между понятиями «лето» и «бабье лето».

Поэтому подлежащее в этом предложении – бабье лето.

Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим
является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве может такое
быть?

Есть большая разница между понятием дорога и
сочетанием железная дорога. В первом предложении подлежащее – железная
дорога
.

Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно,
подлежащее – куча народа.

Какое-то много почему-то улетает весной на юг. Нет,
подлежащее – много птиц.

Кто был награжден? Какой-то лучший? Лучший
кто? Подлежащее – лучший из учеников, иначе основа предложения
лексически не полна.

Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее – что-то
странное
.

Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.

Мы помним, что сказуемое поясняет, что делает лицо или
предмет или что происходит с лицом или предметом
.

Выделяется три типа сказуемых: простое
глагольное, составное глагольное и составное именное.

Так, в предложении Я читаю книгу будет простое
глагольное сказуемое – читаю.

В предложении Я начал читать книгу – составное
глагольное сказуемое – начал читать.

В предложении Я любитель книг – составное именное
сказуемое – любитель книг.

Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого
глагольного сказуемого
.

Простое глагольное сказуемое – и правда простое.
Потому что в его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том
числе и в сложных формах, поэтому нужно быть внимательными.

В роли простого глагольного сказуемого может также выступать
все, что по смыслу равняется одному глаголу.

Я поехал бы на экскурсию. Подлежащее – я.
Сказуемое – поехал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть,
одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.

Мы будем повторять орфографию. Будем повторять
сложная форма будущего времени глагола повторять. Так как это одна
глагольная форма, то сказуемое – простое глагольное.

Она взяла себя в руки. Взять себя в руки
фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: успокоиться.
Значит, сказуемое – простое глагольное.

Я пойду узнаю расписание. В таких сочетаниях
подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами
практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.

Составное глагольное сказуемое запоминается нам
тем, что в игру вступают так называемые связки. Действительно, это
сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое
значение
, и инфинитива, который выражает основной смысл сказуемого.

В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать,
закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть
. И так далее.

Он начал рассказывать о походе. Сказуемое – начал
рассказывать
. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное
глагольное сказуемое.

Я хотел рассмотреть эту картину. Хотел рассмотреть
– составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что хотел
сделать субъект.

Мы пытались до вас дозвониться. Сказуемое пытались
дозвониться
– составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл.
Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе,
они могут разделяться другими членами предложения.

Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад
познакомиться
. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и
краткие формы прилагательных. Сказуемое составное глагольное, потому что без
инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.

Составное именное сказуемое достаточно легко
определить. В нем действительно должно быть имя. Точнее – глагол-связка
(который, правда, может отсутствовать) плюс именная часть. При этом
значение сказуемого непременно выражается именной частью.

Она стала студенткой. Сказуемое – стала студенткой.
Без именной части сказуемое не имеет смысла.

Семью семь – сорок девять. Сказуемое – сорок девять,
связка отсутствует.

Это озеро прекрасно. Сказуемое – прекрасно,
связка отсутствует.

Её дочь давно замужем. Сказуемое здесь выражено
наречием – замужем. Оно составное именное.

Предложения также различаются по составу грамматической
основы
.

Это значит, что в предложении могут быть и подлежащее, и
сказуемое, а может – только подлежащее или только сказуемое.

Солнце светит ярко. Это предложение – двусоставное,
поскольку в нем есть подлежащее солнце и сказуемое светит.

Осень. Листопад. Эти предложения – односоставные.
В них есть только один главный член, который похож с виду на подлежащее, потому
что выражается формой именительного падежа имени существительного.

Холодает. Оденься! Эти предложения – тоже
односоставные. Главный член в них похож на сказуемое, поскольку выражается при
помощи форм глаголов.

Вспомним то, что мы знаем о типах односоставных
предложений
.

Определенно-личные предложения. В этих предложениях мы
всегда можем определить, кто совершает указанные действия: их совершает конкретная
личность
.

В такие предложения на место подлежащего можно легко
подставить местоимения я, ты, мы, вы.

С детства мечтаю летать. Можно подставить «я». Это
определенно-личное предложение.

Пожалуйста, сходи в магазин! Можно подставить «ты».

Через час вернемся из школы. Можно подставить «мы».
Это определенно-личное предложение.

Неопределенно-личные предложения, в отличие от
определенно-личных, не дают указания на конкретное лицо. Нам непонятно, кто
совершает действие
.

В неопределенно-личных предложениях на место подлежащего
можно подставить «они».

Тебе только что звонили. Кто конкретно звонил?
Непонятно. Это неопределенно-личное предложение.

На базаре продают фрукты. Кто продает конкретно?
Какие-то «они». Неопределенно-личное предложение.

На полях начали жатву. Кто начал? Неопределенно-личное
предложение.

Безличные предложения.

В них вообще нет указания ни на какое лицо. Действие
или состояние не зависит ни от каких лиц.

Очень часто в безличные предложения просится в качестве лица
какое-то «Оно». Во всяком случае, главные члены в них часто имеют суффикс или
окончание «О».

Не так давно рассвело. Действие выполняется само по
себе, без участия лица.

Ребятам было весело. Состояние проявилось вне
зависимости от лица, это безличное предложение.

Однако главный член в таких предложениях может выражаться,
например, и инфинитивом.

Ну как не улыбнуться в ответ? Указание на лицо
отсутствует. Предложение безличное.

Назывные предложения выделяются в отдельную группу.

Они просто описывают то, что есть, то есть, сообщают
о событии
действии.

Главный член в назывном предложении обычно выражается формой
именительного падежа существительных или местоимений.

Тучи.

Тихий дождик. Это предложение назывное и
распространенное, оно содержит определение.

Вот и осень. Предложение содержит указание. Но оно все
равно назывное.

Вспомним также о том, что позиции главных и второстепенных
членов предложения могут быть замещёнными и незамещёнными. То
есть, в предложении мы можем пропустить один или несколько членов, потому что
они понятны нам из контекста.

На заборе сидит крупная ворона. Это предложение полное,
в нем замещены все позиции.

На заборе – крупная ворона. Это предложение неполное.
В нем пропущено сказуемое.

− Где сидит крупная ворона?

− На заборе.

Второе предложение является неполным, так как в нем
незамещёнными будут позиции подлежащего, сказуемого и определения.

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен
главный или второстепенный член, необходимый для выражения мысли.

 Очень часто такие предложения проявляются в диалогах:

 − Куда это ты собираешься?

− В кино.

Значение неполного предложения может раскрываться из
контекста:

 Мы опоздали на целый час. Ужасно!

Наконец, часто неполной может быть часть сложного
предложения:

Девятый класс пишет сочинение, а восьмой – изложение.

русский язык. 4 класс. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения – Балабақша әлемі

Раздел: Путешествие в космос
Лексическая тема: Мир, в котором живут звезды
Тема: Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
УРОК:
Русский язык ШКОЛА:
ДАТА ИМЯ УЧИТЕЛЯ:
КЛАСС: 4 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок: 4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога
4. 2.6.1 сравнивать тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова и языковые средства, определять их роль в раскрытии темы и основной мысли
4.3.8.7 построение предложений по образцу, распространение предложений, предложения с однородными членами
Цели урока Участие в диалоге
Сравнение текстов
Построение предложений
Критерии оценивания Все учащиеся смогут:
Узнать, что такое распространенное и нераспространенное предложение.
Большинство учащихся смогут:
Соблюдать каллиграфические нормы.
Объяснить слова, употребленные в переносном значении.
Выписать предложения по схемам.
Рассказать о главных членах предложения.
Определить тему, тип текста.
Сравнить тексты.
Найти грамматическую основу предложения.
Сравнивать предложения.
Обозначать части речи.
Распространить предложения второстепенными членами предложениями.
Найти в тексте предложение, которое соответствует схеме.
Некоторые учащиеся смогут:
Составить предложение к схеме.
Привитие
ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Меж предметные связи Взаимосвязь с предметами:
– литература
– физическая культура
– естествознание
– познание мира
Предварительные знания Части речи. Лексическое значение наречий. Наречия места, времени, образа действия, степени качества. Роль наречий в тексте. Наречия – синонимы и антонимы. Виды предложений.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок прилетела звездочка. Она очень старательная и любопытная. Ей хочется вместе с нами узнавать правила русского языка. Изображение звезды
Вызов (К) Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Просмотр видео.
– Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем нашем уроке?
Определение темы и целей урока.
Звезда – это небесное тело, в котором идут термоядерные реакции, представляющее собой массивный светящийся газовый шар. Одни звезды очень яркие, другие – светят более слабо. Температура поверхности звезд также разная.
Звезды – наиболее распространенные объекты во вселенной. Количество существующих звезд очень сложно представить. Только в нашей галактике более 200 миллиардов звезд, а во вселенной громадное число галактик. Невооружённым взглядом на небе видно около 6000 звёзд, по 3000 в каждом полушарии. Звезды находятся от Земли на огромных расстояниях. Ближайшая к Земле звезда – это Солнце. https://www.youtube.com/watch?v=WphHXKFzeI4

Осмысление Работа над лексической темой урока
Минутка чистописания: работа с пословицей:
По звездам корабли ходят.
Работа с пословицей по плану:
1) Чтение пословицы.
2) Объяснение значения непонятных слов.
3) Выяснение смысла посло¬вицы в целом: о чем она и чему учит?
4) Подбор жизненной си¬туации, в которой можно употребить данную пословицу.

Вспоминаем главные и второстепенные члены предложения. Работа в паре с 12 упражнение 2. Учебник
Работа над лексической темой урока
Записать под диктовку предложения.
Звезда светит. Некоторые звезды светят ярко.
Выполнить синтаксический разбор предложений.
Соотнести предложения со схемой предложения.

С 14 упражнение 4. Соединить слова в пары. Составить и записать с ними предложения добавив второстепенные члены. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Небо забарабанили
Туча начался
Дождь надвинулась
Капельки потемнело
Выборочная проверка. Словесное взаимооценивание. (- и +). На доске схемы предложений.

Учебник
(Д, К) Динамическая пауза
Пришло время немного отдохнуть вместе с нашей звездочкой