Использование природных ресурсов это: Урок 51. рациональное природопользование — Естествознание — 11 класс

Содержание

Рациональное использование природных ресурсов: понятие и правовые критерии | Лунева

1. Боголюбов С. А. Экологическое (природоресурсное) право. — М., 2010.

2. Бринчук М. М. Принципы экологического права. — М., 2013.

3. Голиченков А. К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Экологическое право : сборник материалов научно-практических конференций 1995- 1998 гг. — М., 1999.

4. Институты экологического права. — М., 2010.

5. Клюканова Л. Г О концепции развития науки экологического права в рамках синергетической парадигмы // Экологическое право. — 2012. — № 6.

6. Кочуров Б. И., Ивашкина И. В. Развивающаяся устойчивость: стратегия развития городов и регионов // Хартия Земли — практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. — Казань, 2016.

7. Кочуров Б. И., Ивашкина И. В. Урболандшафты Москвы и их пространственная трансформация // Экология урбанизированных территорий. — 2015. — № 2.

8. Мельгунов В. Д. Рациональное использование и охрана недр в интересах нынешнего и будущих поколений как принцип современного горного права // Экологическое право. — 2014. — № 4.

9. Перчик А. И. Горное право. — М., 2008.

10. Петров В. В. Экологическое право России. — М., 1995.

11. Петрова Т В. XVI Международная научно-практическая конференция «Стратегия национального развития и задачи науки экологического и земельного права» // Экологическое право. — 2016. — № 1.

12. Петрова Т В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики // Экологическое право. — 2016. — № 3.

13. Прошунина Е. В. Правовые критерии рационального землепользования // Политика, государство и право. — 2015. — № 6.

14. Романова О. А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // Lex Russica. — 2016. — № 6.

15. Соловьев Н. В. Сравнительно-правовой анализ системы регулирования рационального использования природных ресурсов в Российской Федерации // Общество и право. — 2008. — № 2.

16. Ходжаев А. А. Вопросы правового обеспечения принципов рационального использования природных ресурсов в странах СНГ // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 53.

17. Цуранова А. И. Рациональное использование недр: понятие и юридические критерии // Журнал российского права. — 2013. — № 9.

Комплексное рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных и морских районов, включая исключительные экономические зоны — Глава 17.

Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов — Повестка дня на XXI век — Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития

Глава 17. Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов
Программные области
А. Комплексное рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных и морских районов, включая исключительные экономические зоны

Основа для деятельности

17.3. Прибрежный район включает в себя разнообразные и высокопродуктивные местообитания, имеющие важное значение для населенных пунктов, развития и обеспечения местного населения средствами к существованию. В пределах 60 км от береговой линии проживает более половины населения мира, причем к 2020 году его доля может возрасти до трех четвертей. В прибрежных районах сосредоточена значительная часть малоимущего населения планеты. Прибрежные ресурсы имеют жизненно важное значение для многих местных общин и коренного населения. Важную роль играют также исключительные экономические зоны (ИЭЗ), где под государственным контролем проводятся мероприятия по освоению и сохранению природных ресурсов на благо населения этих стран. В небольших островных государствах или странах такие зоны в наибольшей степени подходят для осуществления деятельности в целях развития.

17.4. Несмотря на национальные, субрегиональные, региональные и глобальные усилия, нынешние подходы к рациональному использованию морских и прибрежных ресурсов не всегда позволяли добиться устойчивого развития, и во многих районах мира наблюдается быстрый процесс истощения прибрежных ресурсов, деградации и ухудшения состояния окружающей среды прибрежных районов.

Цели

17.5. Прибрежные государства берут на себя обязательство обеспечивать комплексное рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных районов и морской среды в пределах их национальной юрисдикции. Для этого, в частности, необходимо:

a) обеспечить комплексный процесс разработки политики и принятия решений с участием всех заинтересованных секторов в целях содействия сопоставимости и сбалансированности видов использования;

b) определить существующие и планируемые виды использования прибрежных районов и их взаимодействие;

c) сосредоточить внимание на четко определенных вопросах, связанных с рациональным использованием прибрежных районов;

d) применять превентивный и осторожный подход при планировании и осуществлении проектов, включая предварительную экспертизу и систематическое наблюдение за последствиями реализации крупных проектов;

e) оказывать содействие разработке и применению таких методов, как учет использования национальных ресурсов и экологических издержек, который отражал бы стоимостные изменения, связанные с использованием прибрежных и морских районов, с учетом таких факторов, как загрязнение, деградация морской среды, истощение ресурсов и разрушение среды обитания;

f) обеспечивать, по мере возможности, доступ заинтересованных лиц, групп и организаций к соответствующей информации, а также возможности для консультаций и участия в процессе планирования и принятия решений на надлежащем уровне.

Деятельность

а) Вопросы управления

17.6. Каждое прибрежное государство должно рассмотреть вопрос о создании или, по мере необходимости, укреплении соответствующих механизмов координации (таких, как орган по планированию политики на высоком уровне) для комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных и морских районов и их ресурсов на местном и национальном уровнях. Такие механизмы, при необходимости, должны включать консультации с академическим и частным секторами, НПО, местными общинами, группами потребителей ресурсов и коренным населением. Такие национальные механизмы координации должны, в частности, обеспечивать:

a) выработку и осуществление политики в области земле- и водопользования и выбора соответствующих районов для той или иной деятельности;

b) осуществление на надлежащем уровне планов и программ комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных и морских районов;

c) подготовку схематических описаний прибрежных районов с определением критических зон, включая зоны, подверженные эрозии, схем развития физических процессов, конфликтов между пользователями и конкретных приоритетов в области рационального использования;

d) предварительную оценку воздействия на окружающую среду, систематическое наблюдение за осуществлением крупных проектов и последующую деятельность, включая систематический учет результатов в процессе принятия решений;

e) чрезвычайные планы действий на случай антропогенных и стихийных бедствий, включая вероятные последствия возможного изменения климата и повышения уровня моря, а также чрезвычайные планы на случай ухудшения состояния и загрязнения окружающей среды, вызванных антропогенными факторами, включая разливы нефти и других материалов;

f) улучшение обустройства прибрежных населенных пунктов, особенно в том, что касается жилья, обеспечения питьевой водой и очистки и удаления сточных вод, твердых отходов и промышленных стоков;

g) периодическую оценку воздействия внешних факторов и явлений, с тем чтобы обеспечить осуществление целей комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных районов и морской среды;

h) сохранение и восстановление нарушенных важнейших местообитаний;

i) интеграцию секторальных программ по обеспечению устойчивого развития в отношении населенных пунктов, сельского хозяйства, туризма, рыболовства, портов и отраслей промышленности, оказывающих воздействие на прибрежные районы;

j) адаптацию инфраструктуры и создание альтернативных рабочих мест;

k) развитие людских ресурсов и подготовку кадров;

l) программы в области просвещения и информирования общественности;

m) поощрение применения экологически безопасной технологии и устойчивых методов;

n) разработку и одновременное применение критериев качества окружающей среды.

17.7. Прибрежные государства, по их просьбе и при поддержке международных организаций, должны принимать меры, направленные на сохранение биологического многообразия и продуктивности морских видов животных и растений и их мест обитания, находящихся в пределах их национальной юрисдикции. Эти меры, в частности, могли бы включать: проведение обзоров биологического многообразия морских ресурсов, составление перечней находящихся под угрозой видов и критических мест обитания в прибрежных и морских районах, создание охраняемых районов и рациональное управление ими, а также поддержку научных исследований и распространение их результатов.

b) Данные и информация

17.8. Прибрежные государства, по мере необходимости, должны совершенствовать свои возможности в области сбора, анализа, оценки и применения информации в целях рационального использования ресурсов, включая оценку экологических последствий деятельности, затрагивающей прибрежные и морские районы. Учитывая степень и масштабы изменений, происходящих в прибрежных и морских районах, первоочередное внимание следует уделять информации, предназначенной для целей их рационального использования. Для этого, в частности, необходимо:

a) создавать и пополнять базы данных для оценки и рационального использования прибрежных районов, всех морей и их ресурсов;

b) разработать социально-экономические и экологические показатели;

c) проводить регулярную экологическую экспертизу состояния окружающей среды прибрежных и морских районов;

d) составлять и обновлять схематические описания ресурсов прибрежных районов, мероприятий, видов использования, мест обитания и охраняемых районов на основе критериев устойчивого развития;

e) осуществлять обмен информацией и данными.

17. 9. Необходимо укреплять сотрудничество с развивающимися странами и, по мере необходимости, с региональными и субрегиональными механизмами в целях расширения их возможностей для достижения вышеуказанных целей.

с) Международное и региональное сотрудничество и координация

17.10. Роль международного сотрудничества и координации на двусторонней основе, а также сотрудничества и координации, осуществляемых на субрегиональном, межрегиональном, региональном или глобальном уровнях, заключается в поддержке и дополнении национальных усилий прибрежных государств, направленных на обеспечение комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных и морских районов.

17.11. Государства, по мере необходимости, должны сотрудничать в разработке национальных руководящих принципов комплексного рационального использования и развития прибрежной зоны с учетом имеющегося опыта. Глобальная конференция по обмену опытом в данной области могла бы состояться до 1994 года.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

17.12. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 6 млрд. долл. США, в том числе порядка 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

17.13. Государства должны сотрудничать в разработке необходимых систем управления деятельностью в области систематического наблюдения, проведения исследований и сбора информации о прибрежных районах. Они должны обеспечивать развивающимся странам доступ к экологически безопасным технологиям и методам и передавать им эти технологии в целях оказания содействия устойчивому развитию прибрежных и морских районов. Развивающиеся страны также должны разрабатывать технологии и создавать собственный научно-технический потенциал.

17.14. Международные организации — будь то субрегиональные, региональные или глобальные — должны по мере необходимости оказывать помощь прибрежным государствам, по их просьбе, в указанных выше областях, уделяя особое внимание развивающимся странам.

с) Развитие людских ресурсов

17.15. Прибрежные государства должны оказывать всестороннее содействие организации обучения и подготовки в области комплексного рационального использования и устойчивого развития прибрежных и морских районов, в частности, для ученых, технологов, управленческого звена (включая руководителей на уровне общин) и пользователей, политических руководителей, коренного населения, рыбаков, женщин и молодежи. Проблемы рационального использования, развития и охраны окружающей среды, а также вопросы местного планирования должны находить свое отражение в учебных программах и приниматься во внимание при проведении кампаний по информированию общественности, при этом необходимо надлежащим образом учитывать традиционные знания в области экологии и социально-культурные ценности.

17.16. Международные организации — будь то субрегиональные, региональные или глобальные — должны по мере необходимости оказывать помощь прибрежным государствам, по их просьбе, в указанных выше областях, уделяя особое внимание развивающимся странам.

d) Создание потенциала

17.17. По просьбе прибрежных государств следует оказывать им всю необходимую помощь в их усилиях по созданию потенциала, и там, где это целесообразно, создание потенциала должно быть одним из элементов двустороннего и многостороннего сотрудничества в области развития. Прибрежные государства могли бы, в частности, рассмотреть вопрос об осуществлении следующих мероприятий:

a) обеспечении условий для создания потенциала на местном уровне;

b) проведении консультаций по вопросам прибрежных и морских районов с представителями местных органов управления, деловых и научных кругов, группами потребителей ресурсов и широкой общественностью;

c) координации секторальных программ в процессе создания потенциала;

d) выявлении имеющихся и потенциальных возможностей, средств и потребностей развития людских ресурсов и научно-технической инфраструктуры;

e) создании научно-технической базы и проведении исследований;

f) оказании содействия развитию людских ресурсов и образованию;

g) оказании поддержки центрам передового опыта в области комплексного рационального использования прибрежных и морских ресурсов;

h) поддержки опытно-демонстрационных программ и проектов, связанных с комплексным рациональным использованием прибрежных и морских районов.

 

The worldwide leader in displays

AOC respects your data privacy

Why cookies? Simply because they are used to help the website function, to improve your browser experience, to integrate with social media and to show relevant advertisements tailored to your interests. Click ‘I accept’ to accept cookies or read our cookie statement to learn how to turn off cookies.

Language and location select

Choose your desired language and location, by default this will be English and the country your currently stay.

Choose your location

Russia

  • België
  • Luxemburg
  • Österreich
  • Deutschland
  • die Schweiz
  • France
  • España
  • Portugal
  • Danmark
  • Suomi
  • Norge
  • Sverige
  • United Kingdom
  • Ireland
  • Türkiye
  • Polska
  • Česko
  • Slovensko
  • Magyarország
  • Ελλάδα
  • Κύπρος
  • Shqipëria
  • България
  • Македонија
  • România
  • מדינת ישראל
  • Hrvatska
  • Bosna i Hercegovina
  • Србија
  • Slovenija
  • Eesti
  • Latvija
  • Lietuva
  • Россия
  • Беларусь
  • Moldova
  • Україна
  • საქართველო
  • Italia
  • Nederland
  • United states of America

Choose your language

Russian

  • Czech
  • Danish
  • Dutch
  • English
  • Finnish
  • French
  • German
  • Italian
  • Norwegian
  • Polish
  • Russian
  • spanish
  • Sweden
  • Turkish

Accept cookies & remember settings

Deny cookies

Что такое природопользование

Чуть больше года назад в МГИМО была создана
кафедра международных комплексных проблем
природопользования и экологии
. В своем
экспертном комментарии доцент кафедры мировой экономики Владимир Горбанев
объясняет суть понятия «природопользование».

Одной из серьезнейших глобальных проблем современности является усиленный
рост потребления и использования как самих природных ресурсов, так и
экосистемных услуг. Это объясняется, с одной стороны, увеличением
численности населения планеты, а с другой — ростом экономики и
технической вооруженности человечества. Одновременно с увеличением
потребления усиливается глобальная деградация окружающей среды. В то же
время темпы роста количества мероприятий по охране окружающей среды явно
отстают от этого процесса.

Изучением проблем, связанных с возникшим противоречием, занимается наука
о природопользовании — геоэкология. В отличии
от экологии — биологической науки — геоэкология является частной
географической наукой о взаимодействии человека с окружающей его
средой. Непосредственно природопользование не может рассматриваться как
научное направление. Природопользование — это, прежде всего, деятельность.
Это комплекс практических мер, направленных наиспользование природных ресурсов
и экосистем.

Природопользование может носить двоякий характер. Оно может быть
нерациональным — экологически опасным, истощительным. И наоборот,
рациональным — экологически безопасным, неистощительным, обеспечивающим
потребности общества в природных ресурсах и экологических услугах для
развития, без вреда окружающей среде.

Концепция рационального природопользования впервые была разработана
советскими географами, в том числе Д.Л. Армандом, который еще
в 60-х годах прошлого века писал: «Моральный долг каждого поколения —
оставить следующему поколению природные богатства в лучшем состоянии
и в большем количестве, чем оно получило от предыдущего».
В дальнейшем эта концепция была развита в работах советских
и российских ученых: В.А. Анучина, В.С. Преображенского,
Н.Ф. Реймерса, Э.В. Гирусова, С.Н. Бобылева, Н.Н. Клюева,
И.Н. Волковой и других. Значительно позже идеи рационального
природопользования получили свое продолжение за рубежом в виде
концепции устойчивого развития.

По В.А. Анучину рациональное природопользование, включающее в себя
воспроизводство и охрану природы, подразумевает «качественный
и количественный учет природной среды и природных ресурсов
с прогнозированием возможностей их общественного, а не только
производственного использования».

Наиболее характерная черта современности — экологизация экономического
развития. Экономика индустриальной эпохи нацелена на экономический рост
в условиях увеличения потребления, а значит на разрушение
окружающей среды и в особенности экосистем, которые являются, прежде
всего, фундаментом жизни, и только во вторую и третью
очередь — природным ресурсом.

Наступающая эпоха постиндустриализации коренным образом меняет суть
природопользования. Если раньше речь шла о состоянии отдельных видов
природных ресурсов, то в настоящее время человечество сталкивается
с глобальной геоэкологической проблемой, где все компоненты окружающей
среды — природные, техногенные, социальные — переплетаются
в единый узел.

В постиндустриальных, развитых странах в последние 20-30 лет наблюдается
резкое сокращение потребления сырья и материалов. «Экономика знаний»
способствует смягчению проблем окружающей среды. В то же время
в индустриальных и уж тем более в доиндустриальных странах
сохраняется бедность, усиливается деградация окружающей среды, учащаются
геоэкологические катастрофы. В странах Евросоюза на природоохранные
проекты выделяется 4-9% ВВП, в США меньше — около 2,5% ВВП,
причем этот показатель растет. В результате природоохранных мероприятий
в этих странах удалось снизить нагрузку на окружающую среду при
одновременном росте объемов производства.

Развитые страны, обеспечивающие более 80% мирового ВВП, производят менее
65% мировых отходов и 50% выбросов углекислого газа. Хотя,
конечно, следует заметить, что на эти же страны приходится менее
20% мирового населения. По оценкам МВФ потребление природных ресурсов
в развитых странах на единицу готовой продукции сокращается ежегодно
на 1,23%. Расширяется использование вторсырья: в ФРГ
сельскохозяйственные отходы, отработанные масла утилизируются на 90%,
корпуса автомобилей — на 98%. Одновременно рациональное
природопользование достигается за счет географических сдвигов
в структуре экономики: энерго- и материалоемкие производства
заменяются наукоемкими, причем первые все чаще перемещаются
в развивающиеся страны.

Конечно, объективности ради следует подчеркнуть, что постиндустриальные
функции в развитых странах сложно переплетаются с индустриальными,
что характерно в первую очередь для средних и малых предприятий
и компаний. Потребности населения на Западе отнюдь
не уменьшились, наоборот — они все время растут. Сегодня один житель
развитых стран потребляет столько же ресурсов, сколько 20 человек
в развивающихся, а потребление энергии одним американцем эквивалентно
её потреблению 14 китайцами или 531 эфиопом. В целом развитые
страны потребляют 50% общемировой энергии и 80% сырьевых ресурсов.

И, тем не менее, интенсивная экономика постиндустриальных государств
демонстрирует гибкость и способность адаптироваться к меняющимся
условиям природопользования. В результате внедрения ресурсосберегающих
технологий им удалось за 10-20 лет в 1,5-2 раза снизить
ресурсоемкость своего ВВП.

В то же время постсоциалистические и развивающиеся страны продолжают
двигаться экстенсивным путем: объемы потребления ресурсов у них меняются
параллельно (или даже более высокими темпами) с ростом экономики.

Как уже отмечалось выше, на состояние природопользования решающую роль
оказывает рост населения, ведущий к росту потребления. Впервые на эту
связь указал англичанин Т. Мальтус. Суть его модели заключается
в том, что население по его подсчетам возрастает в геометрической
прогрессии (удваивается через каждые 25 лет). А средства
существования возрастают в арифметической прогрессии. Отсюда он делает
вывод, что прирост населения будет превышать прирост средств существования, что
приведет к голоду и другим отрицательным последствиям.

Модель 26-летнего ассистента Массачусетсского технологического института
Д. Медоуза, изложенная им с соавторами в 1972 г. , приводила
к выводу, что примерно к 2020-2025 гг. наступит «предел роста»,
после чего, если не будут приняты адекватные меры, случится глобальная
экологическая катастрофа, упадок экономики и резкое снижение численности
населения до уровня, который сможет выдержать окружающая среда.

Однако в дальнейшем Д. Медоуз с соавторами пришли к выводу, что к
1990 г. человечество уже вышло «за пределы роста», т.е.
за пределы самоподдержания геоэкосистемы «Земля», причем примерно
на 20%. При этом авторы модели придерживаются оптимистического сценария,
показывая, что последствия выхода за пределы роста поправимы, но для этого
необходима политическая воля.

Помимо ресурсных ограничений роста мировой экономики и соответственно
природопользования существуют геоэкологические ограничения, к которым
можно отнести негативные изменения качества окружающей среды. На него
оказывают влияние такие процессы, как глобальное изменение климата, сокращение
биоразнообразия, обезлесивание, опустынивание, деградация почв, загрязнение
морской среды, пресных вод, почв, атмосферы, дефицит водных ресурсов
и другие негативные процессы и явления.

Видимо, правы те ученые, которые полагают, что в эпоху постиндустриализации
экономика должна стать экоэкономикой и перейти от парадигмы роста
к парадигме развития. Только в этом случае мы сможем обеспечить
рациональное природопользование.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике

«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Коммерческое использование данной информации запрещено.

При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.

Как получить разрешение на пользование ресурсами природы?

Существует специальный документ, который предоставляет законные права организациям, частным и юридическим лицам, предприятиям на эксплуатацию определенного перечня ресурсов природы — разрешение на использование природных ресурсов. Но нельзя забывать, что в данном документе обязательно указываются установленные лимиты.

Что включает в себя это понятие

Чтобы разобраться с условиями, на которых можно получить разрешение, следует для начала четко разобраться в понятии «природные ресурсы» — что это?

  • запасы шельфа континента и экономической морской зоны;
  • животный и растительный мир, который относится к резервам, имеющим государственное значение;
  • залежи, расположенные в пределах территории охраняемой или заповедной зоны;
  • животные и растения, занесенные в Красную (Зеленую) книгу страны;
  • все виды полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
  • ПИ, относящиеся к разряду местного предназначения.

Лицензию можно получить в специальных организациях, предоставив необходимый общеобязательный пакет документации. Специалисты быстро оформят необходимую документацию и ответят на все вопросы.

Особенности получения разрешения

Данная процедура осуществляется в строгом соответствии определенных этапов:

  • заявка с четким указанием причины и необходимости предоставления полномочий;
  • план, согласно которому в перспективе будут использованы определенный биоресурсы.

Следует отметить, что существует исключение: в случае, если нужно получить добро на эксплуатирование водных резервов, в обязательном порядке к выше перечисленным документам следует также добавить заверенный и подписанный обеими сторонами договор.

Получение договора водопользования согласуется в обязательном порядке с органами местного самоуправления. В Договоре прописываются все детали, касательно применения запасов воды, которые находятся на поверхности или в глубины воды; условия, на которых будут эксплуатироваться территории акватории; при необходимости расписаны условия и объемы пользования водными залежами, как источника электрической энергии.

Производство землеустроительных работ, которое предполагает использование водных, земельных, и других биоресурсов невозможно без лицензии на их эксплуатацию. За консультацией в подобных вопросах и помощью в получении полномочий лучше обратиться в специальную компанию.

________________________________

Возможно, Вам также будет интересно

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

СМЕНА СТАТУСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СЕЛЬХОЗЗЕМЕЛЬ

СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЛИ

КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Направление Рациональное природопользование — специальность , Магистратура в ТюмГУ, Институт наук о Земле

Код и наименование направления подготовки

Природопользование – это прикладная часть фундаментальных знаний по экологии, направленная на знание природных ресурсов и их рациональное использование, сохранение и восстановление.

Сейчас реализуется множество крупных проектов, но остро ощущается нехватка специалистов, способных оценить и предотвратить уровень негативного воздействия деятельности человека на природные экосистемы в целом. Программа готовит специалистов для решения как фундаментальных, так и прикладных задач в области природопользования:

  • экологический мониторинг сред жизни и локальных территорий, активно осваиваемых человеком;
  • охрана окружающей среды;
  • ведение природоохранной документации;
  • проведение экспертизы и ОВОС проектов и т.п.


Контактная информация:
Институт наук о Земле,
[email protected]

Учебный план

Учебный план

Основные дисциплины:

  • компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании, 
  • картографирование в экологии и природопользовании, 
  • промышленная экология и мониторинг загрязнения окружающей среды, 
  • экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, 
  • экологическое проектирование, 
  • риск-анализ и сопровождение проектов, 
  • административно-правовая система управления природопользованием, 
  • экономическая оценка компенсаций за негативное воздействие на окружающую среду, 
  • система управления охраной окружающей среды предприятий и производств.


Дисциплины по выбору:

  • управление отходами производства и потребления, 
  • лицензирование природопользования, 
  • инструментальные методы оценки воздействия на окружающую среду, 
  • инженерно-экологические изыскания, 
  • планирование, организация и принятие решений в сфере экологии и природопользования, 
  • экологический менеджмент и аудит.


Руководитель магистерской программы: доктор географических наук, профессор Осипов Виктор Авенирович

Занятия ведут доктора и кандидаты наук:


а также приглашенные специалисты-практики:

Практики

Места проведения практики:

  • Департамент недропользования и экологии Тюменской области, 
  • Росприроднадзор, 
  • Росгидромет,  
  • ООО «ТюменНИИгипрогаз»,
  • НАО «СибНАЦ».


Также магистранты будут проходить научно-исследовательскую практику в учебно-научных структурах университета:

  • кафедрах физической географии и экологии, социально-экономической географии и природопользования, картографии и ГИС, 
  • Институте экологии и рационального использования природных ресурсов ТюмГУ

Достижения

Призы регионального конкурса студенческих научных работ,  победы на конкурсе «Профессия – эколог», призы всероссийских олимпиад, участие студентов в конференциях, форумах и профессиональных конкурсах.

Результаты обучения

По окончании программы студенты получат следующие навыки:

  • основы проектирования, экспертно-аналитическая деятельность и выполнение исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов;

  • диагностика природоохранных проблем
  • разработка типовых природоохранных мероприятий и оценка воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду для обеспечения устойчивого развития;
  • использование нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ
  • разработка плана мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами.

Трудоустройство и карьера

Места трудоустройства выпускников: проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, компании, институты в сфере экологии и природопользования;

общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Где работают наши выпускники: 

  • ООО «Промнефтегазэкология»
  • Управление Росприроднадзора по Тюменской области
  • ОАО «СургутНИПИнефть»
  • Нижне-Обское бассейновое управление
  • ООО «ТюменНИИгипрогаз»
  • НАО «СибНАЦ»

Основные образовательные программы


Специальность 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» направлена на изучение проблем рационального использования природных ресурсов и их устойчивого развития. Студентов-экологов мы готовим для работы в сфере общественно-производственной деятельности, направленной на рациональное использование природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества. В сферу деятельности включены вопросы изучения способов, методов и форм предотвращения негативных последствий бездумного использования природных богатств и их истощения.


При подготовке студентов-экологов по специальности 20. 02.01 «Рациональное использования природохозяйственных комплексов» в Колледже широко используется междисциплинарный подход, формирование экологического мировоззрения на базе нескольких сфер образования, занимающихся проблемами окружающей среды: географии, биологии, химии, геологии, экологии, экономики и др. Междисциплинарный подход обеспечивает подготовку специалистов, способных работать в сферах связанных с оценкой риска нагрузок на природные ландшафты, выявления проблем, негативно влияющих на здоровье человека и состояние окружающей среды.


Выпускник Колледжа после окончания обучения по данной специальности готов к выполнению следующих видов деятельности:

  • проводить мероприятия по защите окружающей среды от вредных воздействий
  • проводить производственный экологический контроль в организациях
  • эксплуатировать очистные установки, очистные сооружения и полигоны
  • обеспечивать экологической информацией различные отрасли экономики
  • выполнять работы по рабочей профессии лаборант химического анализа




Специальность

Код

ФГОС

Учебный

план

Аннотации

рабочих

программ

дисциплин

Программа подготовки

специалистов среднего звена

(ППССЗ)

Рациональное использование природохозяйственных комплексов

20. 02.01

Cтандарт

Рациональное

использование

природохозяйственных

комплексов

На базе основного общего образования



На базе среднего общего образования


На базе основного общего образования



На базе среднего общего образования


Описание Образовательной программы на базе основного общего образования



Описание Образовательной программы на базе среднего общего образования


Квалификация выпускника: техник-эколог
Срок обучения:

— на базе основного общего образования (9 классов) – 3 года 10 месяцев.
Форма обучения: очная

Набор студентов на специальность проводится без вступительных испытаний, по результатам освоения поступающими программ основного общего (среднего общего) образования.
Профильными дисциплинами при поступлении на специальность 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» являются:

  • Биология
  • Русский язык


Профессиональная подготовка предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • общий гуманитарный и социально-экономический
  • математический и общий естественнонаучный
  • профессиональный


и разделов:

  • учебная практика
  • производственная практика (по профилю специальности)
  • производственная практика (преддипломная)
  • промежуточная аттестация
  • государственная итоговая аттестация


Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности.

В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и производственная практика (по профилю специальности). По окончании курса профессионального модуля обучающиеся сдают экзамен (квалификационный). ПМ.01 Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий включает:
МДК.01.01 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды
МДК.01.02 Природопользование и охрана окружающей среды
МДК.01.03 Методы определения загрязняющих веществ в природной среде
УП.01.01 Учебная практика
ПП.01.01 Производственная практика (по профилю специальности)
Экзамен (квалификационный)
ПМ.02 Производственный экологический контроль в организациях включает:
МДК.02.01 Промышленная экология и промышленная радиоэкология
УП.02.01 Учебная практика
ПП.02.01 Производственная практика (по профилю специальности)
Экзамен (квалификационный).
ПМ.03 Эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов включает:
МДК.03.01 Управление твердыми отходами, твердыми бытовыми отходами и радиоактивными отходами
МДК.03.02 Очистные сооружения
УП.03.01 Учебная практика
ПП.03.01 Производственная практика (по профилю специальности)
Экзамен (квалификационный).
ПМ.04 Обеспечение экологической информацией различных отраслей экономики включает:
МДК.04.01 Информационное обеспечение природоохранной деятельности
МДК.04.02 Экономика природопользования
МДК.04.03 Экологическая экспертиза и экологический аудит
МДК.04.04 Программное обеспечение экологических работ
УП.04.01 Учебная практика
ПП.04.01 Производственная практика ( по профилю специальности)
Экзамен (квалификационный)
ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих включает:
МДК. 05.01 Выполнение работ по рабочей профессии лаборант химического анализа
УП.05.01 Учебная практика
ПП.05.01 Производственная практика (по профилю специальности)
Экзамен (квалификационный).

Использование ресурсов и его последствия

Использование ресурсов

Высокий уровень жизни, которым мы наслаждаемся здесь, в Германии, полностью зависит от наличия природных ресурсов. Помимо абиотического и биотического сырья, мы используем воду, почву, воздух, биоразнообразие и землю в качестве среды обитания и в рекреационных целях; а для получения энергии мы используем энергию ветра, солнечную энергию и приливные течения. Эти ресурсы также служат поглотителями выбросов, свалками отходов и незаменимыми факторами производства в сельском и лесном хозяйстве.

Но, к сожалению — и это неизбежно — использование ресурсов по всей цепочке поставок приводит к загрязнению окружающей среды; плюс использование ресурсов во всем мире неуклонно растет.

Экологические последствия для всей цепочки поставок

То, как мы используем ресурсы, часто провоцирует необратимые экологические изменения. Добыча и переработка невозобновляемого сырья часто являются энергоемкими видами деятельности, предполагающими широкомасштабное вмешательство в экосистемы и водный баланс и приводящие к загрязнению воздуха, почвы и воды.Даже добыча и производство возобновляемых ресурсов часто связаны с интенсивным использованием энергии, материалов, химикатов и в некоторых случаях воды; и все это приводит к загрязнению. Зеленые земли часто трансформируются в пахотные земли, и в некоторых случаях при этом разрушаются целые экосистемы.

Короче говоря, добыча и переработка сырья всегда воздействуют на окружающую среду, что приводит к деградации почвы, нехватке воды, утрате биоразнообразия, нарушению функций экосистемы и обострению глобального потепления.И это еще не все. Поскольку использование продуктов, сделанных из сырья, почти всегда приводит к выбросам парниковых газов, загрязнению, повреждению экосистемы и / или утрате биоразнообразия. Продуктам нужна энергия и вода, а также земля для транспортировки, сбыта и использования. Неправильное использование продукта вызывает вредные выбросы, которые могут попасть в нашу воду, почву и воздух. Те самые элементы инфраструктуры, которые мы принимаем как должное, такие как наши дома, не говоря уже о бесчисленных повседневных действиях, часто связаны с интенсивным использованием ресурсов и приводят к вымощению новых земель, повреждению экосистем и порче красоты природы.

И даже на конечном этапе цепочки поставок экологический ущерб неизбежен. Например, рециркуляция требует энергии, использование отходов в качестве энергии приводит к образованию парниковых газов и других загрязнителей, а новые земли постоянно заняты свалками отходов.
Таким образом, использование ресурсов уже несколько превышает регенеративные возможности Земли в силу того факта, что невозобновляемые природные ресурсы ограничены, а их качество часто посредственное. Возрастающее давление на природные ресурсы в результате устойчивого роста населения во всем мире может спровоцировать конкуренцию со стороны других потенциальных пользователей.

Использование ресурсов также имеет социальные последствия

Бесчисленные социальные последствия использования ресурсов связаны с такими проблемами, как распределение сырья, свободный доступ к чистой воде и продовольственная безопасность во всем мире.
По оценкам, потребление сырья на душу населения в промышленно развитых странах мира в четыре раза больше, чем в менее развитых странах. Однако, хотя львиная доля добавленной стоимости от использования ресурсов создается в промышленно развитых странах, менее развитые страны часто несут на себе основную тяжесть экологических и социальных последствий производства сырья.

Производство сырья

Люди в рассматриваемых регионах сообщают о нарушениях, таких как серьезные нарушения прав человека или необратимый экологический ущерб в результате добычи сырья, что часто вызывает проблемы со здоровьем в результате загрязнения воздуха и питьевой воды. Другие последствия включают в себя изгнание местного населения со своей земли и принуждение к селиться в другом месте, не говоря уже о растущей бедности. В областях, которые страдают от этих последствий, усилия со стороны компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых и аналогичными операциями, по обеспечению устойчивого развития немногочисленны и разрозненны.Более того, в некоторых государствах прибыль от производства сырья используется для финансирования вооруженных конфликтов. Согласно статистике ООН, природные ресурсы играют ключевую роль в 40 процентах всех внутригосударственных конфликтов.

С точки зрения жизненного цикла продукта, мы здесь, в Германии, по крайней мере частично несем ответственность за такие экологические и социальные результаты в силу нашей растущей зависимости от импортного сырья и продуктов, изготовленных из него. В некоторых случаях это также относится к экологически безопасным сырьевым материалам, таким как корм для животных и энергетические культуры, которые мы используем в таком изобилии и для которых используются большие участки плодородных земель.Использование удобрений и пестицидов в некоторой степени не контролируется, и никакие защитные меры не принимаются. Это может негативно сказаться на здоровье местного населения. Перемещение и принудительное переселение местного населения, а также захват земель могут подорвать снабжение местного населения продуктами питания, в то время как неустойчивые методы производства часто вызывают деградацию почвы и нехватку воды, а также уничтожают столь необходимые плодородные земли.

Утилизация продукции в конце жизненного цикла

Утилизация продукции в конце жизненного цикла также может иметь социальные последствия.Неправильная и незаконная утилизация вывезенных отходов может спровоцировать токсичные выбросы и серьезные заболевания, не говоря уже о том, что такую ​​работу часто выполняют дети.

На пути к прозрачности и устойчивому развитию

Здесь, в Германии, мы реализуем различные стратегии, направленные на более эффективное использование ресурсов и рациональное использование ресурсов с целью удержания негативных социально-экологических последствий использования ресурсов в разумных пределах. Также ключом к таким усилиям являются программы управления отходами и законы об ответственности за качество продукции.

В интересах достижения этих целей мы участвуем в передаче знаний и технологий, направленных на содействие эффективному использованию ресурсов и рациональному использованию ресурсов.

Однако устойчивое и эффективное использование ресурсов часто возможно только в том случае, если стандарты устойчивого развития определены и соблюдаются. Меры по сертификации являются ключевым инструментом в этом отношении и для повышения прозрачности производства сырья. Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) является хорошим примером этого.
В интересах достижения этих целей UBA работает над укреплением стандартов устойчивого развития, а также над системами сертификации землепользования, производства и использования абиотического и биотического сырья.

Использование природных ресурсов | CSR Compass

Если вы считаете, что существует повышенный риск того, что ваши поставщики не используют природные ресурсы на ответственном основании, и вы хотите включить эту тему в приложение к вашему Кодексу поведения, вы можете добавить следующие требования в свой Кодекс поведения, нажав «Сохранить в буфер обмена».

Некоторые из природных ресурсов мира становятся дефицитными и истощаются в результате их использования людьми, и ими следует управлять для обеспечения устойчивых поставок в будущем.

Использование природных ресурсов

а. Поставщик имеет необходимые разрешения на выращивание, сбор урожая, добычу и / или связанное с производством использование природных ресурсов в производстве (возобновляемых и невозобновляемых).

г. Поставщик соблюдает законодательные требования в отношении выращивания, сбора урожая, добычи и / или использования природных ресурсов, связанных с производством (например,грамм. дерево, вода, рыба, металлы, масло и т. д.).

г. Поставщик документирует список или регистр, касающиеся выращивания, сбора, добычи и / или использования природных ресурсов, связанных с производством.

г. Поставщик документирует, что сотрудники, занимающиеся выращиванием, сбором урожая, добычей и / или использованием природных ресурсов, связанных с производством, прошли надлежащую подготовку и обладают необходимой квалификацией.

e. Поставщик явно пытается предотвратить, минимизировать и устранить значительные воздействия от выращивания, сбора урожая, добычи и / или использования природных ресурсов, связанных с производством, с помощью экологически безопасных методов, эффективности и альтернативного использования ресурсов.

ф. Поставщик знает и может документально подтвердить происхождение всех природных ресурсов, которые выращиваются, собираются, добываются и / или используются в производстве.

г. Выращивание, сбор урожая, добыча и / или использование природных ресурсов (например, воды) поставщиком не оказывает отрицательного воздействия на окружающую природную среду или сообщества.

ч. Выращивание, сбор урожая и / или использование возобновляемых ресурсов поставщиком не влияет отрицательно на устойчивость ресурса (например,грамм. способность к регенерации — например чрезмерная рыбалка).

и. Поставщик демонстрирует усилия по замене невозобновляемых ресурсов, используемых в производстве, возобновляемыми ресурсами.

Сохранить в буфер обмена

Устойчивое использование природных ресурсов: проблема управления

Уравновешивание прав и интересов над природными ресурсами

Определение того, как люди могут и должны получать доступ к природным ресурсам, извлекать из них выгоду, участвовать в принятии решений и нести ответственность за них, было сформировано такими концепциями, как собственности и права .

С одной стороны, права собственности делят земли и территории на: частную собственность, права на которую принадлежат частным лицам или компаниям; общая собственность, права на которую разделяет сообщество; публичная собственность, права на которую принадлежат государству; и области открытого доступа, где не наделены никакими конкретными правами (Aggrawal & Elbow, 2006). Права собственности тесно связаны с правами на природные ресурсы, которые включают право использовать ресурс, например, охоту в лесу; или права управления, дающие право принимать решение об использовании, например, наложение ограничений на сезонную охоту. С точки зрения управления, разные типы собственности и права доступа могут одновременно принадлежать нескольким участникам: водно-болотное угодье может принадлежать государству, управляться местным советом и использоваться общинами в качестве рыболовных угодий.

Понятие гарантии владения и пользования указывает на то, что права человека на природные ресурсы и определенные земли признаны и подлежат защите. Эти права являются ключом к предотвращению конфликтов и укреплению социальной защиты, а также к долгосрочному устойчивому использованию ресурсов.

С другой стороны, существуют индивидуальные и коллективные права в отношении качества жизни. Декларация Организации Объединенных Наций о правах крестьян и других людей, работающих в сельских районах (UNDROP), например, гласит, что «жители и другие люди, работающие в сельских районах, имеют право на доступ к устойчивым способ природных ресурсов, имеющихся в их общинах, которые необходимы для обеспечения адекватных условий жизни », и что они« имеют право участвовать в управлении этими ресурсами »(статья 5). ЮНДРОП подчеркивает важность маломасштабных устойчивых практик и необходимость усиления защиты и признания групп, которые испытали историческую маргинализацию и жестокие конфликты из-за использования ресурсов.

Аналогичным образом, Декларация ООН о правах коренных народов (ДПКН) и Конвенция 169 Международной организации труда (МОТ) (МОТ 169) защищают индивидуальные и коллективные права коренных народов. Статья 8 (2b) ДПКН предусматривает, что государства должны предотвращать и обеспечивать возмещение за «любые действия, которые имеют целью или следствием лишение их земель, территорий или ресурсов.Оба текста также говорят о важности обеспечения свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) коренных народов в отношении использования их земель, при этом статьи 11 (2) и 28 ДПКН подчеркивают право коренных народов на возмещение за прошлые нарушения СПОС.

Существует также право на здоровую окружающую среду, закрепленное в региональных договорах, включая процедурные права на доступ к информации и процессам принятия решений, а также право на чистый воздух, безопасный климат, здоровую пищу, безопасную воду, безопасную окружающая среда для работы и игр, а также здоровые экосистемы (Совет ООН по правам человека, 2019). В конечном итоге эффективность этих достижений в области международного права зависит от готовности национальных правительств реализовать их. На сегодняшний день только 23 страны ратифицировали МОТ 169, и многие страны по всему миру еще не приняли соответствующее законодательство для защиты прав, закрепленных в ДПКН. Для этого и для защиты соответствующих прав в рамках UNDROP и права на здоровую окружающую среду правительства должны провести энергичные реформы в рамках национальной политики, законов, программ и институтов, которые будут способствовать изменению приоритетов страны и обеспечить учет экологических и социальных проблем во всех сферах деятельности. секторов, уделяя особое внимание расширению прав и возможностей маргинализированных групп.Чтобы решения в обществе лучше учитывали экологическое и социальное благополучие, видные деятели, в том числе Специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде, призывают к применению правозащитных подходов к управлению природными ресурсами.

В целом, это представляет собой сложную архитектуру, динамичную по своей природе, часто основанную на обычной практике и требующую уравновешивания «конкурирующих» прав и интересов с помощью закона и политики. Структуры редко бывают простыми: часто существуют перекрывающиеся или даже конфликтующие системы, и это влияет на устойчивость управления ресурсами.

Государства играют центральную роль в обеспечении баланса прав и интересов. Нормативные акты, касающиеся добывающего сектора, определяют, как исключительные права пользователя корпорации могут повлиять на право населения в целом на безопасную и здоровую окружающую среду. Подходы к этому уравновешивающему действию, а также к распределению, признанию и защите прав, а также к выполнению связанных обязанностей различаются в разных штатах и ​​меняются с течением времени.

Иногда такой баланс интересов благоприятствует более сильным игрокам.Происходя из исторического наследия и траектории принятия решений, существует структурное неравенство в доступе к ресурсам, владении и гарантиях владения и пользования (Oxfam, 2014). Эти проблемы непропорционально сильно влияют на женщин, сельские общины и коренные народы, которые часто считаются пассивными реципиентами изменений политики, в отличие от правообладателей и ключевых участников устойчивого управления природными ресурсами.

Женщины сталкивались с исторической изоляцией от процессов принятия решений, связанных с землей и ресурсами (UN Women, 2020).Из-за устойчивых патриархальных гендерных норм во всем мире они меньше, чем мужчины, контролируют земли и ресурсы, которые они традиционно используют и на которые полагаются для получения средств к существованию и благополучия. На основе анализа 180 стран Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнаружила, что из 164 стран, которые прямо признают права женщин на владение, использование и принятие решений в отношении земли наравне с мужчинами, только 52 страны гарантировать эти права как в законе, так и на практике (OECD, 2019).Таким образом, важно, чтобы государства обеспечивали реализацию и защиту прав женщин на природные ресурсы с помощью соответствующих механизмов.

Лидеры коренных народов и культурные лидеры, в том числе Садхгуру Джагги Васудев, Хинду Умару Ибрагим и Бааба Маал, обсудили основанный на ценностях подход к рациональному использованию земель на 14-м заседании Конференции сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в 2019 году (фото: Анхелес Эстрада, IISD / ENB)

Коренные народы также борются за признание своих прав.Например, в Финляндии, Швеции и Канаде возникли правовые споры из-за проблемы установления баланса между суверенным правом государства управлять и эксплуатировать природные ресурсы и правом коренных народов на самоопределение в отношении традиционных территорий и традиционного использования ресурсов. В глобальном масштабе также возникают конфликты из-за конкретных политических подходов, таких как методы сохранения, основанные на моделях строго охраняемых территорий, или расширение крупной инфраструктуры, такой как установка гидротехнических плотин, которые способствуют перемещению коренных и сельских народов.

Расширение международных инвестиционных договоров еще больше усугубляет существующие различия во власти. Стимулируя коммерциализацию и приватизацию земли и ресурсов и часто отдавая приоритет правам и интересам инвесторов над интересами местного населения, они рискуют ограничить политику в интересах общества и подорвать доступ общественности к мерам по исправлению положения (Cotula, 2015, 2016).

Управление природными ресурсами — обзор

В настоящее время управление природными ресурсами уже стало важнейшим препятствием для экономического роста и социального развития, поскольку быстрый рост и быстрое развитие в основном основаны на огромном потреблении природных ресурсов.Чтобы сбалансировать использование природных ресурсов и устойчивое развитие экономики, многие нормативные акты о ресурсах должны быть усилены, чтобы гарантировать усилия по экономии природных ресурсов и определить оптимальное распределение природных ресурсов.

Появившиеся большие данные открывают новые перспективы и возможности в области DEA (анализ охвата данных). Манделл [32] предложил первые два родственных бикритериальных математических метода; Лозано и Вилла [31] предложили модели централизованного распределения ресурсов на основе DEA; Bi et al. [8] предложили основанный на DEA подход к распределению ресурсов и постановке целей; Wu et al. [44] предложили подход, основанный на DEA, с учетом как экономических, так и экологических факторов для распределения ресурсов; Du et al. [17] предложили итеративный подход на основе DEA к распределению постоянных затрат и ресурсов; Фанг [22] предложил новый подход к распределению ресурсов, основанный на факторах, таких как анализ эффективности.

Недавно Zhu et al. [50] изучали распределение и использование природных ресурсов в провинциях в Китае, используя две модели DEA: первая модель DEA основана на ориентации на ввод природных ресурсов для измерения эффективности использования природных ресурсов, а вторая модель DEA приносит максимальные доходы после того, как природные ресурсы исчерпаны. выделено.Первая модель задается формулой

min⁡ρ0 = 1−1m∑i = 1msix − xi0s при условии ∑j = 1nλjxij + six− = xi0 (i = 1, …, m), ∑j = 1nλjekj + ske− = ek0 (k = 1, …, d), ∑j = 1nλjyrj − sry + = yr0 (r = 1, . .., s), ∑j = 1nλj = 1, λj, six−, ske−, sry + ⩾0, ∀j, i, k, r,

где xij, ekj и yrj обозначают входы природных ресурсов, входы неестественных ресурсов и выходы DMUj, соответственно; λj — переменные интенсивности, six−, ske− и sry + — переменные резервов для входов природных ресурсов, входов не связанных с природными ресурсами и выходов, соответственно; индекс 0 обозначает DMU, ​​эффективность которого измеряется, а 0⩽ρ0⩽1.Вторая модель задается формулой

max⁡R = ∑j = 1n∑r = 1sPryˆrjsubject to∑q∈D (j) λqjxiqj⩽xˆij∀j∀i, ∑q∈D (j) λqjekqj⩽ekj∀j∀k , ∑q∈D (j) λqjykqj⩾yˆrj∀j∀r, ∑j = 1nxˆij = Bi∀i, ∑q∈D (j) λqj = 1∀j, 0⩽xˆij⩽βxij∀j∀i, λqj⩾ 0∀j∀q∈D (j), xˆij⩾0∀j∀i, yˆrj⩾0∀j∀r,

где Pr — цены выпускаемой продукции; xˆij и yˆrj обозначают, соответственно, количество природных ресурсов, которые должны быть выделены провинциальному региону j , и объем продукции, который будет произведен провинциальным регионом j после распределения; xij и eij обозначают, соответственно, объемы потребленных природных и неестественных ресурсов, измеренные текущим наблюдением за провинциальным регионом j ; λqj — переменные-множители, соответствующие ранее наблюдаемому производству в провинциальном регионе j , а R обозначает максимальный общий доход, полученный после того, как общие природные ресурсы Bi будут переданы провинциальным регионам. Zhu et al. [50] указали, что наиболее эффективное распределение природных ресурсов требует, чтобы около половины провинциальных регионов снизили потребление природных ресурсов, тогда как остальные могут сохранить свое первоначальное потребление.

Природные ресурсы — Энергетическое образование

Термин ресурс относится к любому качеству или веществу, которое ценится людьми, потому что оно способно удовлетворить потребность или желание. [1] Ресурсы, которые обычно беспокоят энергетический сектор, — это природные ресурсы .Хотя эта энциклопедия в основном посвящена ресурсам [[поток первичной энергии]] и первичным топливным ресурсам, природные ресурсы включают другое сырье, полученное от природы, например медь или алюминий в форме руд.

С точки зрения энергетики первичные виды топлива, такие как уголь, нефть, природный газ и уран, являются природными ресурсами. Более того, природные потоки, такие как ветер, и гидроэнергетика также являются природными ресурсами. В отличие от потоков, первичное топливо находится в земных отложениях, которые необходимо обнаружить и добыть.Многие месторождения этих природных ресурсов были обнаружены, но многие месторождения еще не открыты. Термин « место» [2] используется для описания всех природных ресурсов, существующих на Земле — неоткрытых и открытых. В нефтегазовой отрасли это называется «все запасы нефти на месте». В этой отрасли также используется термин «ресурсная база», который обычно означает месторождения, которые, как предполагается, когда-нибудь станут частью запасов. [2]

Запасы — это обнаруженные природные ресурсы; могут быть доступны с помощью современных технологий и экономически целесообразно извлекать (это выгодно).Важно отметить, что потоки энергии, такие как ветер, не имеют связанных резервов, поскольку их хранилище еще предстоит обнаружить. используется только при наличии. Оценки общего наличия природных ресурсов основаны на информации, полученной в результате исследований. [3]

  • Энергетические ресурсы
  • Рисунок 1. Нефтяные ресурсы довольно обширны и являются одним из источников энергии. [4]

  • Рисунок 2.Ветер — это ресурс, который не всегда доступен, что снижает его надежность. [5]

Уголь, нефть и природный газ относятся к невозобновляемым ресурсам, но это может сбивать с толку, так как создается впечатление, что эти ресурсы скоро закончатся. Прогнозируется, что запасы ископаемого топлива в будущем будут сокращаться (см. Описание этого пика Хабберта), однако вряд ли это будет тем, что ограничивает использование ископаемого топлива. Напротив, необходимость замедлить изменение климата, скорее всего, приведет к сокращению использования ископаемого топлива.Огромное количество этих природных ресурсов останется на месте, потому что существует предел того, сколько углекислого газа можно безопасно выбросить в атмосферу. Это означает, что даже несмотря на то, что ископаемое топливо невозобновляемо, многое останется в земле, потому что так много неразведано или недоступно сейчас и будет меньше использоваться в будущем. [6]

Наличие ресурсов и резерв

главная страница

И наличие ресурсов, и запасы относятся к некоторому количеству минерала или топлива в земле, но это не одно и то же.Это различие можно изучить с помощью диаграммы Маккелви. Диаграммы Маккелви отображают информацию о том, как наличие природного ресурса может со временем превратиться в заповедник.

Типы ресурсов

Природные ресурсы существуют в различных месторождениях. Эти месторождения сопряжены с различными трудностями при извлечении, и есть определенная степень уверенности в их существовании. Полезно разделить событие в целом на более мелкие части, чтобы понять, почему определенные месторождения не могут быть резервом.Существующие типы ресурсов: [3]

  • Идентифицированный ресурс : Этот депозит был измерен до такой степени, что существующая сумма может быть достаточно хорошо определена количественно. Кроме того, существуют оценки того, насколько больше этого ресурса доступно в данном месторождении. Выявленные ресурсы были измерены, поэтому есть уверенность в том, сколько их существует. Эта уверенность приобретается после тщательного обследования больших территорий по всему миру.Эти депозиты могут быть доступны или недоступны.
  • Неизвестный ресурс : Это объем ресурса, который неизвестен и который трудно оценить. Эта часть включает часть природных ресурсов, которые предположительно существуют, но еще не измерены.

В совокупности выявленные и неоткрытые залежи представляют собой совокупность природных ресурсов. Некоторые месторождения в настоящее время не открыты или недоступны, но в будущем дальнейшая разведка и развитие технологий могут позволить этим месторождениям стать известными и экономически жизнеспособными.Если это происходит, эти месторождения добавляются к резервам, и мировые запасы увеличиваются. [6]

Для дальнейшего чтения

Список литературы

  1. ↑ С. Мэйхью, Географический словарь. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2015.
  2. 2,0 2,1 Spe.org, 2018. [Онлайн]. Доступно: https://www.spe.org/industry/docs/GlossaryPetroleumReserve-ResourcesDefinitions_2005.pdf. [Доступ: 30 июля 2018 г.].
  3. 3,0 3,1 Сара Фридл. (29 мая 2015 г.). Ресурсы и резервы: определения и примеры [Online]. Доступно: http://study.com/academy/lesson/resource-energy-vs-reserve-energy.html
  4. ↑ Pixabay. (29 мая 2015 г.). Буровая вышка [Онлайн]. Доступно: http://pixabay.com/en/drilling-tower-chimney-factory-226710/
  5. ↑ Pixabay. (29 мая 2015 г.). Вертушка ротора [Онлайн]. Доступно: http://pixabay.com/en/rotor-pinwheel-energy-eco-energy-488538/
  6. 6.0 6,1 Дж. Бойл, Б. Эверетт, С. Пик, Дж. Рэмидж. (29 мая 2015 г.). Энергетические системы и устойчивость: сила для устойчивого будущего, 2-е изд. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2012 г.

Природные ресурсы — чудо науки

Введение в ESS3.A

из Основы естественнонаучного образования для школьников до 12 лет: практики, сквозные концепции и основные идеи (страницы 191-192)

Люди зависят от Земли , океан, атмосфера и биосфера для множества различных ресурсов, включая воздух, воду, почву, минералы, металлы, энергию, растения и животных.Некоторые из этих ресурсов являются возобновляемыми в течение жизни человека, а некоторые — невозобновляемыми (минеральные ресурсы и ископаемое топливо) или невосполнимыми в случае утраты (вымершие виды).

Материалы, важные для современного технологического общества, неравномерно распределены по планете (например, нефть на Ближнем Востоке, золото в Калифорнии). Большинство элементов существует в земной коре в концентрациях, слишком низких для извлечения, но в некоторых местах, где они сконцентрированы геологическими процессами, извлечение экономически целесообразно.Исторически сложилось так, что люди населяли регионы, которые климатически, гидрологически и геологически выгодны с точки зрения наличия пресной воды, производства продуктов питания посредством сельского хозяйства, торговли и других аспектов цивилизации. Доступность ресурсов влияет на геополитические отношения и может ограничивать развитие. По мере роста мирового населения и потребностей людей в улучшении условий жизни ресурсы, которые в прошлом считались легкодоступными, такие как земля для сельского хозяйства или питьевая вода, становятся все менее и более ценными.

Все формы добычи ресурсов и землепользования связаны с экономическими, социальными, экологическими и геополитическими издержками и рисками, а также с выгодами. Новые технологии и правила могут изменить баланс этих факторов — например, научное моделирование долгосрочного воздействия на окружающую среду использования ресурсов может помочь выявить потенциальные проблемы и предложить желательные изменения в моделях использования. Сегодня большая часть энергии производится из невозобновляемых источников, таких как уголь и нефть. Однако достижения в смежных науках и технологиях снижают стоимость энергии из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, и некоторые нормативные акты поощряют их использование.В результате в будущем поставки энергии, вероятно, будут поступать из гораздо более широкого круга источников.

Природные ресурсы для деятельности продовольственной системы

Природные ресурсы лежат в основе продовольственных систем, от производства до переработки, распределения, потребления и управления отходами.

На предыдущем этапе мы узнали об использовании природных ресурсов, используемых в продовольственных системах, и, в частности, о фундаментальной роли земли, почвы и воды в производстве продуктов питания. В этой статье мы более подробно исследуем, какие природные ресурсы, как возобновляемые, так и невозобновляемые, используются во всех продовольственных системах и где они используются: от производства до обработки, распределения, потребления и, наконец, управления отходами.Продовольственные системы зависят от множества природных ресурсов Земли: земли, воды, полезных ископаемых, ископаемого топлива, биоразнообразия и экосистемных услуг. Эти ресурсы нужны нам не только для сельского хозяйства и рыболовства, но и для обработки, упаковки, распределения и потребления продуктов питания. Практически для всех видов деятельности в продовольственной системе требуется энергия, большая часть которой в настоящее время поступает из ископаемого топлива или, в традиционных системах, из топливной древесины, животных и человеческого труда. Показательные функции природных ресурсов, используемых в деятельности продовольственной системы (ЮНЕП, 2016)Многие из этих ресурсов — земля, вода, биоразнообразие, а также экосистемные товары и услуги — в определенных пределах могут быть возобновлены. В принципе, их можно использовать веками или даже дольше при правильном управлении, поскольку они пополняются или регенерируются естественным образом. Однако без надлежащего управления потенциал этих ресурсов для поддержки продовольственных систем будет снижен, что приведет к снижению урожайности, уловов рыбы или животноводства. Особенно важно избегать пересечения каких-либо критических пороговых значений или «переломных моментов», после которых регенерация идет очень медленно (например,грамм. деградация почвы) или невозможна (например, исчезновение видов). Другие ключевые природные ресурсы являются невозобновляемыми, что означает, что их естественные запасы не могут быть восстановлены после эксплуатации — или они пополняются только за счет очень медленных естественных циклов. Важнейшие невозобновляемые ресурсы, используемые в продовольственных системах, включают минералы (питательные вещества, металлы и другие добытые ресурсы, такие как известь) и ископаемое топливо. Очевидно, что ископаемое топливо со временем может быть исчерпано. Минералы, такие как фосфор, на самом деле не истощаются, но их можно удалить из систем производства продуктов питания, если они не улавливаются и не используются повторно.Большая часть фосфора, используемого в сельском хозяйстве, попадает в отходы жизнедеятельности человека и в конечном итоге попадает на дно океана, где его восстановление для будущего использования будет очень дорогостоящим. Гораздо разумнее восстановить фосфор и повторно использовать его в сельском хозяйстве, прежде чем он будет утерян из системы. Как возобновляемые, так и невозобновляемые природные ресурсы имеют решающее значение для производства продуктов питания, в частности (например, сельского хозяйства, аквакультуры и рыболовства), и в определенной степени используются во всех видах деятельности продовольственной системы. Это означает, что устойчивое управление природными ресурсами играет центральную роль в обеспечении продовольственной безопасности.Тем не менее, деятельность продовольственных систем во многих случаях значительно ухудшает природные ресурсы, от которых они зависят, а также способствует изменению климата, локальному и региональному загрязнению. Кроме того, природные ресурсы истощаются из-за роста населения и развития. Если мы хотим обеспечить всем людям безопасную и питательную пищу в надлежащих количествах, нам необходимо знать о природных ресурсах, используемых в деятельности продовольственной системы, рационально и эффективно управлять ими и снижать воздействие на окружающую среду.Как показано в Таблице 1, различные виды деятельности продовольственной системы используют разные природные ресурсы и на разных уровнях. Производство продуктов питания является особенно ресурсоемким, поскольку для выращивания сельскохозяйственных культур требуются большие площади земли, вода для орошения, экосистемные услуги, такие как опыление, и минералы для удобрений, среди прочего. Тем не менее, земля также используется для предприятий пищевой промышленности, складов, магазинов и, в конце концов, для свалки пищевых отходов. Между тем ископаемое топливо — все еще наш основной источник энергии — используется во всех продовольственных системах: для производства агрохимикатов; для питания сельскохозяйственных машин, оборудования для пищевой промышленности и холодильного оборудования; перевозить еду; готовить и собирать отходы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *