Какая наука изучает русский язык: языкознание — Науки о языке

Содержание

какие разделы науки о русском языке вы знаете?

Грамматическая основа:Многие компоненты клеток в микроскоп не видны,поскольку они прозрачны, но, чтобы сделать их видивыми,клетки окрашивают,предворит

ельно обработав их специальным средством ​

Никому из воинов не случалось думать, далеко ли до звезд. Тимур водил их по земным дорогам неужто этому царевичу земных алмазов мало, неужто этот пове

дет свои поинства за самими звёздами?по данному отрывку написать сочинение включая в него описание ночного сада и звёздного неба. срочно пожалуйста​

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения :Заблудившись в лесу,1) на детей напал панический страх.2) вам следует найти какой-нибу

дь ориентир.3) у нас постепенно кончились продукты. 4) мы развели большой костер.А17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное) 1) Мы встретились возле остановки трамвая, находящейся напротив Дворца культуры.2) Те, кто пришли последними, не смогли купить книгу. 3) С романом-обломов» школьники знакомятся в старших классах4) Бабушка любила единственного внука и гордилась им A19. В каком слове ударение на втором слоге? 1)начал; 2) углубить; 3) свекла;4) досуг​

Выпишите словосочетания в два столбика в соответствии с тем, какие окончания у глаголов: ударные или безударные.
Бегут ручьи, жмурит глаза, открывает

двери, льёт из лейки, победит в конкурсе, знает правило, творит чудеса, поёт нараспев, скучает по Родине, сидит тихо, при- зывает к справедливости, проснётся рано, зальётся смехом.

вы рассказывали что либо о вашей поездке по стране?что-либо какой член предложения

ПОЖАЛУЙСТА!!! СРОЧНО РЕБЯТ!!!
Написать наречия и объяснить их правописание. Словарный диктант: досух…., сначал…, замертв…, направ…, проч…, вскач…, зам

уж…, точ…(в)точ…, настеж…, невтерпеж…, (по)тихоньку, крепко (накрепко), куда(ни)будь).кое(как), шиворот (на)выворот, (не)жда(н)нн)о- (не)гадан(нн)о, по(заячьи), по(осеннему), по(дружески), во(первых), во(вторых), в(пятых), кое(где), кто(то), кто(нибудь), еле(еле), давным(давно), бок(о)бок, до(смерти), на(лету), с(налету), на(ходу, на(миг), в(миг), на(память), по(памяти), на(силу), под(силу).

А13. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. Но в ТО (ЖЕ) самое время на другом конце города происходили невероятные события. 1)

ТОЖЕ- всегда пишется слитно2) ТО ЖЕ — всегда пишется раздельно: 3) ТОЖЕ- здесь это сочинительный союз:4) ТО ЖЕ — здесь это местоимение с частицей ЖЕ.A14. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?1) выглянув, 2) зависимость; 3) высохший; 4) засеявший.А15: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) более сильный;2) трое суток;3) обе девушки: 4) в двухтысяча втором году

Спишите пословицы. Укажите спряжение глаголов. Выделите окон- чания.1) Злой человек добром век не проживёт. 2) И лес шумит дружней, когда деревьев мно

го. 3) Из ежовой кожи шубы не сошьёшь. 4) За чем пойдёшь, то и найдёшь. 5) Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.СРОЧНО ПЖ

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная проверяемая ударением?1) р.,сток, ул.жить, посп..шить:2) оп. .раться, впеч, тление, с..лют;3)

упр..влять, прибл..жаться, оц..нить; 4) к..рифей, дост..влять, заг. реть.​

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
Образовать с помощью приставки –по и суффиксов –ому-(-ему-) / -и- наречия. Разобрать получившиеся наречия по составу: зимний, и

юньский, добрый, купеческий, московский, птичий.
зимний_________________________июньский__________________________
добрый_________________________купеческий________________________
московский_____________________птичий___________________________

1 Вопрос. Структура науки о русском языке. Основные разделы, предметы их изучения.

Наука
о языке называется языкознанием,
лингвистикой.

Основные
разделы науки о русском языке: фонетика
(звуки речи), морфемика (состав слова),
лексика (словарный состав языка),
морфология (слова как части речи),
синтаксис (словосочетания и предложения).

В
лингвистике выделяется несколько
разделов.

Лексикология
(ее предметом является слово) — учение
о словарном составе языка. Одним из
основных разделов лексикологии является
семантика (от греч. «сема»
— знак),
которая изучает вопросы, связанные со
значением слова, а также изменения
значения слова.

Специальным
разделом лексикологии является этимология
— наука, изучающая происхождение слова.

Фонетика
— раздел науки, который изучает звуковую
структуру языка. Звуки речи и способы
их образования.

Практическое
применение фонетика находит в орфоэпии
— науке о правильном произношении.

Словообразование
или морфемика — раздел науки о языке,
изучающий способы и средства образования
новых слов, а также строение имеющихся
слов.

Грамматика
изучает особенности построения языка,
она включает в себя два подраздела —
морфологию и синтаксис.

Морфология
(от греч. «морфе»
— форма,
«логос»
— наука,
слово), изучает словоизменение и части
речи. Слова могут изменяться по родам,
числам, падежам, лицам и т. д. В русском
языке части речи делятся на самостоятельные
и служебные.

Самостоятельные
части речи: существительное, прилагательное,
глагол, наречие, местоимение. Служебные
части речи: предлог, союз, частица.

Синтаксис
изучает словосочетания и предложения.

Предложение
и словосочетание — синтаксические
единицы русского языка. Орфография (от
греч. «орфо»
— правильный,
«графо»
— пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила
написания слов.

2 Вопрос. Звуки речи. Фонетические слоги. Фонетические слова.

Звуки
речи- это одна из самых первых сегментных
единиц. Звук в отличии других сегментных
единиц не имеет самостоятельного
значения. По особенностям своего
образования и звучания звуки речи
делятся на гласные и согласные.

Фонетический
слог – это один гласный звук или гласный
в сочетании с одним или несколькими
согласными звуками, которые в процессе
говорения произносятся одним толчком
выдыхаемого воздуха. Фонетический слог
(слог) – это наименьшая единица
произнесения слова, а звук – кратчайшая
единица речи.

Слоги
бывают ударными и безударными.

Слоги
бывают открытые(глас. заканчив.) и
закрытые(согл.)

Ещё
слоги бывают непрекрытые(если начало
с гласного зв.) и прикрытые ( если начало
с согл. зв.)

Фонетическое
слово­- называют любую ударную
словоформу иногда с примыканием к ней
клитиками(безуд.слово).

Клитики
разделяются:

1)проклитики
безуд.слово присоед.к ударному слову
слева (на крыше). В русском языке выступают
союзами и в редких случаях частицами.

2)энклитики
безуд. слово присоед. справа (дом-то,
напиши-ка) В русском языке энклитики
выступают частицы.

3 Вопрос. Синтагмы. Фразы. Суперсегментные единицы.

Синтагма
(греч. syntagma — нечто соединенное) или
речевой такт принято называть сочетание
слов или отдельные слова выделяемые в
речевом потоке микропаузами.

Основным
свойством синтагмы является это отрезок
звучащей речи произносимый одним напором
выдыхяемого воздуха без пауз.

Слеш
его постановка имеет факультативный
характер т.е. свободная постановка.

Синтагма
может также состоять из одного слова,
может совпадать с целым предложением.
Там, /где была раньше одинокая скала,
/лежала груда обломков (А р с е н ь е в)
(три синтагмы). На заводе все благополучно
(Куприн) (одна синтагма).

Фраза
(от греч. phrasis – выражение), основная
единица речи. Самая крупная единица
речевого потока. Границами фразы
являются паузы, а также определённые
интонационные признаки, указывающие
на её конец (например, в рус. языке –
понижение тона на последнем слоге
фразы). Распадается на такты (синтагмы),
которые состоят из фонетических слов
и слогов.

К
суперсегментным (нелинейным) единицам
относятся ударение и интонация. Они
отличаются от линейных единиц тем, что
не могут существовать сами по себе,
отдельно от сегментов, а только вместе
с ними, откуда их и название –
суперсегментные (иначе — сверхсегментные).

Разделы науки о языке (разделы языкознания)

Мы постоянно используем устную или письменную речь и редко задумываемся над тем, каково строение литературного языка. Для нас он средство, инструмент достижения определенной цели. Для лингвистов язык – это объект специальных научных исследований, результаты которых обобщаются в виде статей, монографий, словарей.

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

  • фонетики,
  • морфологии,
  • синтаксиса
  • и лексикологии.

Фонетика (от греч. рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).

Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

  • ономасиология (от греч. onoma – «имя», logos – учение) – наука, исследующая процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;
  • семасиология (от греч. semasia – обозначение, logos – учение) – наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность;
  • фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;
  • ономастика (от греч. onoma – имя) – наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей – антропонимика;
  • этимология (от греч. etymon – истина, logos – учение) – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;
  • лексикография (от греч. lexikon – словарь, grapho – пишу) – наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

 

Языкознание как наука

Что такое морфология в русском языке? Определение

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «фор­ма» и λόγος — «сло­во, уче­ние») — раз­дел грам­ма­ти­ки, основ­ным объ­ек­том кото­ро­го явля­ют­ся сло­ва есте­ствен­ных язы­ков, их зна­чи­мые части и мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки. В зада­чи мор­фо­ло­гии вхо­дит опре­де­ле­ние сло­ва как осо­бо­го язы­ко­во­го объ­ек­та и опи­са­ние его внут­рен­ней структуры.

Что такое морфология в русском языке

Слово «мор­фо­ло­гия» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В его соста­ве при­сут­ству­ют два гре­че­ских кор­ня : morphe, что зна­чит «фор­ма» + logos, кото­рое пере­ве­дем как «разум, поня­тие, мысль, речь и сло­во».

Понятие «мор­фо­ло­гия» мно­го­знач­ное. Оно встре­ча­ет­ся в био­ло­гии, напри­мер, мор­фо­ло­гия рас­те­ний, мор­фо­ло­гия живот­ных (в том чис­ле и человека).

Определение

Морфология — это раз­дел нау­ки о язы­ке, кото­рый изу­ча­ет сло­во как часть речи.

В линг­ви­сти­ке сло­вом «мор­фо­ло­гия» назы­ва­ют нау­ку о сло­ве с точ­ки зре­ния отне­сён­но­сти его к опре­де­лен­ной части речи. В рус­ском язы­ке все окру­жа­ю­щие нас сло­ва мож­но отне­сти к деся­ти частям речи, кото­рые в свою оче­редь делят­ся на само­сто­я­тель­ные, слу­жеб­ные и меж­до­ме­тия.

К само­сто­я­тель­ным частям речи отне­сем сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты (суще­стви­тель­ное), при­зна­ки пред­ме­тов (при­ла­га­тель­ное), дей­ствия (гла­гол), коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при счё­те (чис­ли­тель­ное) и обо­зна­ча­ют все эти поня­тия, кро­ме дей­ствий, (наре­чия), а так­же ука­зы­ва­ют на них (место­име­ния).

Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут опре­де­лять­ся, пояс­нять­ся сло­ва­ми дру­гих частей речи (доб­рый чело­век — очень доб­рый человек).

Служебных частей речи в рус­ском язы­ке все­го три:

  • пред­лог
  • союз
  • части­ца

Они  не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Служебные части речи исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи, меж­ду сло­во­со­че­та­ни­я­ми и меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, для при­да­ния пред­ло­же­нию раз­ных оттен­ков значения.

Особняком в рус­ской мор­фо­ло­гии сто­ит меж­до­ме­тие. Его не отно­сят ни к одной из само­сто­я­тель­ных или слу­жеб­ных частей речи. От само­сто­я­тель­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что они не име­ют обще­го и лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, а от слу­жеб­ных — тем, что они не выра­жа­ют ни свя­зей, ни отно­ше­ний меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и пред­ло­же­ни­я­ми. Это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют наши чув­ства, побуж­де­ния, но кон­крет­но не назы­ва­ют их при этом (ох! ах! увы!).

В роли меж­до­ме­тий может высту­пать любая часть речи и целое сло­во­со­че­та­ние, если они теря­ют спо­соб­ность обо­зна­чать пред­мет, при­знак или дей­ствие и слу­жат для выра­же­ния тех или иных чувств, например:

  • батюш­ки!
  • боже упа­си!
  • чест­ное слово!
  • вот те раз!
  • ужас!
  • беда!

В рус­ском язы­ке сло­во каж­дой части речи изу­ча­ет­ся с точ­ки зре­ния его обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, то есть сово­куп­но­сти грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний, и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Такое иссле­до­ва­ние сло­ва как части речи назы­ва­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским разбором.