Лексикология это раздел науки о языке: Лексикология – что изучает, примеры, разделы (5 класс,русский язык)

Содержание

Лексикология — это… Что изучает лексикология?

Лексикология — это раз­дел линг­ви­сти­че­ской нау­ки, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Чтобы понять, что такое лек­си­ко­ло­гия, выяс­ним про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сло­ва. Этот язы­ко­вед­че­ский тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ским сло­вам lexikos (сло­вес­ный) < lexis (сло­во, выра­же­ние, обо­рот речи) и logos (поня­тие, уче­ние). Если крат­ко выра­зить суть это­го назва­ния раз­де­ла язы­ко­зна­ния, то лек­си­ко­ло­гия — это уче­ние о сло­ве.

Что изучает лексикология?

В линг­ви­сти­ке сло­во иссле­ду­ет­ся в раз­ных его про­яв­ле­ни­ях, начи­ная с внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки (фоне­ти­ка) и закан­чи­вая внут­рен­ним содер­жа­ни­ем (лек­си­че­ское зна­че­ние). Одним из раз­де­лов язы­ко­зна­ния явля­ет­ся лек­си­ко­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет сло­ва язы­ка как целост­ную систе­му, име­ю­щую свои внут­рен­ние свя­зи, функ­ции, кате­го­рии и поня­тия. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет не толь­ко отдель­ные сло­ва, а весь сло­вар­ный запас язы­ка в его вза­и­мо­свя­зи как нечто цель­ное, объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щее и функ­ци­о­ни­ру­ю­щее по сво­им внут­рен­ним законам.

Определение

Лексикология — это раз­дел язы­ко­зна­ния, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Узнаем подроб­нее, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия, какие аспек­ты сло­ва её привлекают.

Лексикология и значение слова

Предметом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся сло­во, в первую оче­редь, с точ­ки зре­ния его спо­соб­но­сти что-то назы­вать. Любое само­сто­я­тель­ное сло­во в язы­ке соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и пр. Оно обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, кото­рая инте­рес­на лек­си­ко­ло­гии с точ­ки зре­ния смыс­ло­во­го содер­жа­ния сло­ва, его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Лексикология выяс­ня­ет связь зна­че­ния сло­ва с поня­ти­ем, кото­рое оно выра­жа­ет, и выде­ля­ет раз­лич­ные типы его значения.

В рус­ском язы­ке сло­ва могут иметь пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние.

Прямое зна­че­ние сло­ва чёт­ко соот­но­сит­ся с обоб­щён­ным поня­ти­ем об опре­де­лён­ной реа­лии дей­стви­тель­но­сти, с пред­став­ле­ни­ем о пред­ме­те, сло­жив­шем­ся в созна­нии носи­те­лей языка.

Переносное зна­че­ние сло­ва воз­ни­ка­ет на его осно­ве в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния свя­зей меж­ду поня­ти­я­ми или пред­ме­та­ми и уста­нов­ле­ния допол­ни­тель­ных логи­че­ских, мета­фо­ри­че­ских или мето­ни­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду ними. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

  • горь­кий вкус — горь­кая исти­на, горь­кий опыт, горь­кие рыдания;
  • теп­лая вода — тёп­лые крас­ки, тёп­лое отношение;
  • чер­ная боро­да — чёр­ная зависть, чёр­ный день, чёр­ное золо­то, чёр­ный ход.

Кроме того, лек­си­ко­ло­гия ста­вит перед собой зада­чи реше­ния про­блем, свя­зан­ных не толь­ко с его спо­соб­но­стью обо­зна­чать пред­мет или с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей смыс­ла сло­ва. Номинативной функ­ци­ей сло­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся его иссле­до­ва­ние как основ­ной еди­ни­цы язы­ка. Значение слов явля­ет­ся объ­ек­том само­го вни­ма­тель­но­го изу­че­ния лек­си­ко­ло­ги­ей. По семан­ти­ке, по отно­ше­нию друг к дру­гу выде­ля­ют лексико-грамматические груп­пы слов: сино­ни­мы, анто­ни­мы, омо­ни­мы и паро­ни­мы.

Лексикология и происхождение слов

Лексикология изу­ча­ет сло­ва с точ­ки зре­ния их про­ис­хож­де­ния. Этими иссле­до­ва­ни­я­ми зани­ма­ет­ся раз­дел лек­си­ко­ло­гии — эти­мо­ло­гия. В сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют искон­но рус­ские сло­ва как само­быт­ный пласт лек­си­ки (ворог, шолом, берег) и заим­ство­ван­ные сло­ва.

Множество ино­языч­ных слов (утюг, сара­фан, пюре, матч) попол­ни­ли состав лек­си­ки в резуль­та­те кон­так­тов с дру­ги­ми наро­да­ми, обме­на быто­вой и куль­тур­ной инфор­ма­ци­ей, с раз­ви­ти­ем научно-технического про­грес­са и появ­ле­ни­ем новых поня­тий и реа­лий дей­стви­тель­но­сти. Особо отме­тим заим­ство­ва­ния из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь в рус­ском язы­ке и сей­час состав­ля­ют зна­чи­мую часть книж­ной лексики.

Активная и пассивная лексика

Объектом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся актив­ная и пас­сив­ная лек­си­ка рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке отме­тим огром­ный слой вос­тре­бо­ван­ной лек­си­ки, необ­хо­ди­мой для повсе­днев­но­го обще­ния людей. В актив­ную лек­си­ку вхо­дят сло­ва, кото­рые понят­ны всем гово­ря­щим и нахо­дят­ся в посто­ян­ном упо­треб­ле­нии. На фоне актив­ной лек­си­ки выде­ля­ют­ся уста­рев­шие сло­ва — исто­риз­мы и арха­из­мы, кото­рые состав­ля­ют её пас­сив­ный слой.  Пассивная лек­си­ка понят­на всем гово­ря­щим, но не упо­треб­ля­ет­ся в обыч­ном рече­вом обще­нии. К ней при­над­ле­жат так­же нео­ло­гиз­мы — новые сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют вновь воз­ник­шие поня­тия и пред­ме­ты. Эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­ей новиз­ной. Они еще не при­жи­лись в язы­ке и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и при­выч­ны­ми в речи.

Лексикологию инте­ре­су­ет сло­вар­ный состав язы­ка с точ­ки зре­ния его исполь­зо­ва­ния. В язы­ке выде­ля­ют обще­упо­тре­би­тель­ную лек­си­ку и лек­си­ку огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы, жар­гон, сленг, арго). В лите­ра­тур­ный язык вхо­дят так­же  неко­то­рые област­ные сло­ва (диа­лек­тиз­мы), упо­треб­ле­ние кото­рых вна­ча­ле было огра­ни­че­но тер­ри­то­ри­ей (кол­до­би­на, вспо­лох, око­ли­ца, пахать и пр.)

Стилистическая лексикология

Словарный состав рус­ско­го язы­ка нача­ли изу­чать в 18 веке. Неоценимый вклад в раз­ви­тие нау­ки о сло­вар­ном соста­ве внес рус­ский уче­ный М. В. Ломоносов. Он обра­тил самое при­сталь­ное вни­ма­ние на сти­ли­сти­че­ское рас­сло­е­ние лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, на осо­бен­но­сти соче­та­е­мо­сти слов и исполь­зо­ва­нии их в обще­ствен­ной жизни.

Лексикология изу­ча­ет сти­ли­сти­че­скую диф­фе­рен­ци­а­цию сло­вар­но­го соста­ва язы­ка, соот­но­ше­ние сти­лей речи друг с дру­гом. С этой точ­ки зре­ния лек­си­ка рус­ско­го язы­ка при­над­ле­жит основ­ным функ­ци­о­наль­ным стилям:

  • официально-деловой стиль;
  • пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль;
  • науч­ный стиль;
  • худо­же­ствен­ный стиль.

К этим книж­ным сти­лям пись­мен­ной речи при­мы­ка­ет раз­го­вор­ный стиль, свой­ствен­ный непри­нуж­дён­но­му обще­нию людей в обыч­ной жиз­ни. Для него харак­тер­ны раз­го­вор­ные сло­ва (элек­трич­ка), сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем (матуш­ка, бра­тиш­ка), обра­ще­ния, пря­мая речь и пр.

Отметим, что основ­ную часть любо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лексика.

Составляющей частью лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся фра­зео­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет устой­чи­вые выра­же­ния, часто сино­ни­мич­ные по зна­че­нию одно­му сло­ву (кот напла­кал — мало; куры не клю­ют — мно­го).

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF

Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое и грамматическое значение слова

Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое и грамматическое значение слова

Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексику, лексическую систему языка.

Лексикология как самостоятельная наука сложилась к середине XX века. Предмет изучения — слово.

В лексикологии слова рассматриваются как единицы словарного состава языка, которая служит для называния предметов и явлений действительности и имеют определенное лексическое значение.

Задачи лексикологии:

1) определить, что такое слово;

2) представить структуру словарного состава языка по различным параметрам:

— по происхождению;

— по функционированию;

— по активности употребления и т.д.;

3) уточнить лексическую семантику — связанный с лексикологией раздел языкознания, в котором изучается предметно-понятийное значение слова. Семантика изучает природу лексического значения, типы лексических значений, многозначность, явление синонимии, антонимии и т.п.;

4) изучить устойчивые сочетания (фразеологизмы), выделить основные типы фразеологических единиц. Фразеологизм, как и слово, является единицей наименования;

5) исследовать пути пополнения и развития словарного состава;

6) разработать типологию словарей, описать типы словарей. Лексикография связана с лексикологией.

Слово представляет собой единство лексического и грамматического значений. Лексическое значение выражает понятие о предмете, или действии, или признаке предмета, или признаке действия.

В предложении: Хэгды дяв эендерэн. Большая лодка плывёт слово хэгды большая обозначает величину лодки, слово дяв лодкаобозначает предмет — лодку, сделанную из берёсты, слово эендерэн плывёт обозначает движение этой лодки по воде. Это и составляет лексическое значение данных слов.

Помимо лексического значения слово имеет несколько грамматических значений, а именно: слово хэгды большая — это имя прилагательное, качественное, в единственном числе, в именительном падеже. Слово дяв лодка — это имя существительное, в единственном числе, в именительном падеже. Слово эендерэн плывёт — это глагол изъявительного наклонения, несовершенного вида, настоящего времени, третьего лица, единственного числа. Слово дяв — подлежащее предложения, слово эендерэн — сказуемое предложения, слово хэгды — определение. Значение части речи, члена предложения, числа, времени, лица, падежа — всё это грамматические значения слова.

Грамматические значения слова составляют грамматическую характеристику слова. Грамматические значения слов выражаются при помощи различных грамматических средств. Грамматическое значение, выраженное при помощи грамматических средств языка, называется грамматической категорией.

Урок 98. лексика и орфография — Русский язык — 6 класс

Русский язык

6 класс

Урок № 98

Лексика и орфография

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Основные понятия лексикологии, фразеологии.

2. Лексический и орфографический анализ слов.

3. Редактирование текстов с лексическими ошибками.

Тезаурус

Лексика – это словарный состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, цельные по своему значению.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но отличающиеся лексическим значением: невежа невежда, искусный — искусственный.

Лексические нормы – это правила, которые регулируют употребление слов в соответствии с их значениями и сочетание слов в речи.

Лексическая ошибка – нарушение лексической нормы.

Богатая речь – это разнообразная речь, в ней редко повторяются одни и те же слова.

Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают.

Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке всё взаимосвязано: от произношения зависит написание слова, правильное написание определяется значением и сочетаемостью слов. Для решения орфографических задач требуется аналитический навык. Возьмём для анализа слово стобалльник. Есть 8 вариантов его написания, какие из них правильные? 

Для начала определим, сколько букв л должно быть в слове. Стобалльник – это человек, набравший сто баллов. В русском языке есть слово бал и слово балл. Заглянем в толковый словарь.

Бал – большой праздничный вечер с танцами.

Балл – цифровая оценка чего-либо.

Стобалльник – это человек, набравший 100 баллов. Значит, в слове пишутся две буквы л.

Теперь нужно решить, есть ли в слове дефис. Сложное слово образовано от подчинительного сочетания сто баллов. Следовательно, пишется слитно, если мы выбрали буквенную запись. Если запись включает цифры, то нужно писать дефис.

Теперь оба варианта правильные. 

Дадим теперь лексический комментарий слову стобалльник. Это слово разговорное, в литературной речи его следует заменить сочетанием «тот, кто набрал сто баллов».

Мы решили орфографическую задачу, и для этого нам понадобились знания по лексикологии, умение пользоваться справочной информацией из разных источников.

Анализ значений слов помогает решать орфографические задачи. Рассмотрим ряд слов: горение, гора, горевать. Несмотря на то, что корни в этих словах звучат одинаково, слова не являются однокоренными, их правописание подчиняется разным правилам. В слове горение в корне гор чередующаяся гласная. Буква о пишется в безударном положении. В остальных словах безударная гласная о проверяется ударением: гора – горы, горевать – горе. Такие корни называются омонимичными.

Давайте теперь решим задачу по лексике. Мама попросила вас купить в магазине молока. Вы пришли в магазин, а там молока несколько видов: пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное. Какое купить? Проведём исследование и заглянем в словари. Пастеризовать – подвергнуть пастеризации – нагреванию до 60-70 градусов, при котором погибают вредные микробы, но сохраняются витамины и вкусовые качества продукта. Этот способ сохранения продукта впервые применил французский бактериолог Луи Пастер. Его именем и назвали процесс. Латинское слово ультра означает «сверх, чрезмерно». Значит, ультрапастеризация – это процесс нагревания продукта (термическая обработка) с целью продлить его срок годности. Стерилизовать – это нагреть выше 100 градусов. При таком нагреве уничтожаются не только вредные, но и полезные вещества. Исследование закончено. Осталось сделать выбор покупки. Но эта задача уже не лингвистическая. 

Нужно уметь употреблять слова в соответствии с их значениями. Это означает соблюдать лексические нормы языка. Нарушение таких норм приводит к лексическим ошибкам. 

Давайте разберёмся, какими могут быть лексические ошибки.

Употребление одного слова вместо другого. Например: «Я обратно прочёл рассказы А. Чехова». В этом предложении слово обратно употреблено вместо слова снова или опять. 

Следующий вид ошибки – нарушение сочетаемости слов. Слово закадычный разговорное, имеет ограничения в сочетаемости: можно сказать закадычный друг, закадычный приятель, но нельзя закадычный рыбак, закадычный автолюбитель. Правильно сказать: заядлый рыбак, завзятый рыбак.

К ошибкам относится неправильное употребление историзмов, архаизмов, неологизмов при описании событий другой эпохи. Например: «Пушкин закончил элитный лицей». Слово элитный не может быть отнесено к XIX веку. 

Ошибкой является неуместное использование сниженной лексики. Пример: «Подежурь заместо меня». Просторечие заместо нужно заменить литературным вместо. 

Ошибки могут быть допущены при употреблении фразеологизмов. Их нужно воспроизводить в том виде, в каком они существуют в языке. Пример неправильного употребления: провести вокруг пальца, нужно сказать: обвести вокруг пальца. 

Чтобы не допускать ошибок, нужно выработать привычку пользоваться словарями. Это поможет обогатить речь, её словарный запас. 

Как определить, является ли речь человека богатой? Для этого нужно узнать, есть ли в ней повторы, много ли их. Богатой называют разнообразную речь, в которой реже повторяются одни и те же слова, чаще используются синонимы. 

Речь человека должна быть также точной и выразительной. Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают. Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.  

Вот пример такой речи в стихотворении Самуила Маршака:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь. 

Нужно стремиться к тому, чтобы наша речь была правильной, богатой, точной, образной.

Тренировочные задания

Множественный выбор

Укажите ряды, в которых все пары являются синонимами.

Вандал – дикарь, чуткий – стыдливый, обет – клятва.

Реформа – обсуждение, радушный – гостеприимный, добродушный – доблестный.

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждую пару слов, в случае необходимости обратиться к словарям. Не являются синонимами пары чуткий – стыдливый, реформа – обсуждение, добродушный – доблестный.

Правильный ответ

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте на месте пропусков подходящее слово.

Нужно зайти в ателье, чтобы … платье. Надо … друзей. На ужин нужно … макароны. Нужно … окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем … употребления слова в речи. Наводим … в доме. Процесс … к знаменателю. Читать про … .

А) примерить б) примирить в) отварить г) отворить д) частоту е) чистоту ж) привидения з) приведения.

Чтобы вставить подходящие слова, нужно понять смысл корней, найти проверочное. Примерить – примерка, примирить – мирный, отварить – варят, частота – частый, чистота – чистый, приведение – привёл, привидение – привиделось. В слове отворить гласную в корне проверить нельзя.

Правильный ответ

Нужно зайти в ателье, чтобы примерить платье. Надо примирить друзей. На ужин нужно отварить макароны. Нужно отворить окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем частоту употребления слова в речи. Наводим чистоту в доме. Процесс приведения к знаменателю. Читать про привидение.

Разделы науки о языке (разделы языкознания)

Мы постоянно используем устную или письменную речь и редко задумываемся над тем, каково строение литературного языка. Для нас он средство, инструмент достижения определенной цели. Для лингвистов язык – это объект специальных научных исследований, результаты которых обобщаются в виде статей, монографий, словарей.

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

  • фонетики,
  • морфологии,
  • синтаксиса
  • и лексикологии.

Фонетика (от греч. рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).

Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

  • ономасиология (от греч. onoma – «имя», logos – учение) – наука, исследующая процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;
  • семасиология (от греч. semasia – обозначение, logos – учение) – наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность;
  • фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;
  • ономастика (от греч. onoma – имя) – наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей – антропонимика;
  • этимология (от греч. etymon – истина, logos – учение) – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;
  • лексикография (от греч. lexikon – словарь, grapho – пишу) – наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

 

Языкознание как наука

Лексика 6 класс тесты с ответами

Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по теме: «Лексика»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите правильное утверждение:

+ А) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

Б) Лексикология – это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

В) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Г) Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей.

2. Что такое лексика?

А) Речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы.

Б) Слова или словосочетания, являющиеся названиями определённых понятий какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

+ В) Словарный состав языка

Г) Раздел науки о языке, который изучает виды морфем и морфемный строй слова.

3. Какой раздел лексикологии изучает устойчивые речевые обороты?

А) Этимология

+ Б) Фразеология

В) Семантика

Г) Лексикография

4. Что означает термин «неологизмы»?

А) Это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

Б) Это слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению.

В) Это иноязычные слова, пополнившие словарный состав русского языка.

+ Г) Это новые слова, которые появились в языке в результате развития культуры, общества, создания новой техники и орудий труда.

5. Слова, различные по написанию и звучанию, но одинаковые или близкие по значению – это: А) Антонимы

+ Б) Синонимы

В) Омонимы

Г) Паронимы

6. Какой можно употребить синоним к слову «диалект»?

А) Новизна

+ Б) Говор

В) Интонация

Г) Жаргон

7. Какое слово относится к устаревшей лексике?

+ А) Кафтан

Б) Брюки

В) Трюмо

Г) Абажур

8. Какой ряд синонимов устаревших и современных слов неправильный?

А) чело-лоб

Б) очи-глаза

В) глаголет-говорит

+ Г) ланиты-губы

9. Определите слово по его лексическому значению «Заранее намеченный путь следования»:

А) Траектория

+ Б) Маршрут

В) Карта

Г) Поход

тест 10. В каком ряду все слова заимствованные?

А) Соловей, сыр, итог, ткань

Б) Экзамен, лес, максимум, гитара

В) Диалог, компьютер, шуба, лист

+ Г) Абсурд, прогресс, алфавит, мираж

11. Укажите верное значение фразеологизма «Как в воду глядел»:

А) Остаться безнаказанным, без плохих последствий

Б) Занимался пустыми, бессмысленными рассуждениями

+ В) Предвидел, точно предсказал события, как будто знал заранее

Г) Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём-либо разбираться, чувствовать себя уверенно

12. Какие слова относятся к профессионализмам?

+ А) Штатив

Б) Буря

В) Земля

Г) Считать

13. Соедините правильно профессионализм и сферу деятельности, к которой он относится:





А) Антракт

1) Живопись

Б) Пословица

2) Театр

В) Мольберт

3) Литература

Г) Соло

4) Музыка

Ответ: А)-2), Б)-3), В)-1), Г)-4)

14. Укажите ряд слов, в котором только одни синонимы:

А) Смеяться, хохотать, гоготать, истерить

+ Б) Холодный, прохладный, студёный

В) Дарить, презентовать, жертвовать

Г) Разговор, диалог, лекция

15. Сколько антонимов может быть у слова «кислый»?

+ А) 1

Б) 2

В) 4

Г) 6

16. Как называются слова с переносным значением?

А) Олицетворения

Б) Эпитеты

+ В) Метафоры

Г) Сравнение

17. Выберите синоним к выделенному слову в предложении «Приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду»:

А) Управиться

Б) Исправить

+ В) Узнать

Г) Закончить

18. Укажите предложение, в котором слово «золотые» используется в переносном значении?

А) Оксане подарили на День рождения золотые серьги и браслет

+ Б) У этого часового мастера определённо были золотые руки

В) Золотая пряжка поблескивала на ботинке, намекая всем на статус своего хозяина

Г) А вокруг лежало только лишь золото да серебро

19. Укажите вариант, в котором антоним подобран неправильно:

А) Умный – глупый

Б) Радушно – неприязненно

В) Защитить – обидеть

+ Г) Смелый – застенчивый

тест-20. Выберите правильное утверждение:

+ А) Омонимы — это слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению.

Б) Антонимы — это слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению.

В) Синонимы – это слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению.

Г) Омонимы – это слова, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

21. Что такое лексическое значение слова?

А) Правильное произношение слова

Б) Переносное значение слова

В) Происхождение слова

+ Г) Прямое значение слова

22. Как называется словарный запас одного человека?

А) Лексика

Б) Лексикология

+ В) Лексикон

Г) Лексиграф

23. Что является минимальной значимой частью языка?

+ А) Слово

Б) Звук

В) Буква

Г) Слог

24. Что образует лексику?

А) Предложения

+ Б) Слова

В) Тексты

Г) Словосочетания

25. Для чего нужно лексическое значение слова?

А) Чтобы знать, как правильно пишется слово

Б) Чтобы знать происхождение слова

+ В) Чтобы отличить одно слово от другого

Г) Для разнообразия

26. В каком словаре объясняется лексическое значение слова?

А) Орфографическом

+ Б) Толковом

В) Этимологическом

Г) Словообразовательном

27. Как называется слово, у которого есть несколько лексических значений?

А) Двусоставное

+ Б) Многозначное

В) Заимствованное

Г) Переносное

28. Выберите словосочетание с переносным значением:

А) Светлая комната

Б) Светлые волосы

+ В) Светлое будущее

Г) Светлая полоска

29. Какое слово однозначное?

А) Кнопка

Б) Хвост

В) Рукав

+ Г) Герб

тест_30. Какое слово относится к многозначным?

А) Бинт

+ Б) Земля

В) Ива

Г) Фломастер

31. Выберите слово, у которого есть только одно лексическое значение:

А) Слух

Б) Иголка

В) Кисть

+ Г) Бинокль

32. Какая лексика составляет основу русского языка?

+ А) Общеупотребительная

Б) Основная

В) Профессиональная

Г) Художественная

33. Что не относится к лексике ограниченного употребления?

А) Профессионализма

Б) Жаргонизмы

В) Диалектизмы

+ Г) Заимствования

34. Какой синоним подходит слову Диалектизмы?

А) Разговор

+ Б) Говор

В) Народ

Г) Другой

35. Кто использует профессионализмы в своей речи?

А) Жители определенной местности

Б) Только учёные и профессоры

+ В) Представители определенных специальностей

Г) Все люди в повседневной жизни

36. Какое слово относится к общеупотребительной лексике?

А) Качка

Б) Кардиограмма

В) Пинцет

+ Г) Утро

37. Какое слово лишнее?

А) Программа

Б) Интернет

+ В) Менеджер

Г) Юзер

38. Выбери лишний профессионализм:

+ А) Глюки

Б) Реанимация

В) Симптом

Г) Диагноз

39. Что такое неологизм?

А) Устаревшее слово

Б) Слово, вышедшее из употребления

+ В) Новое слово, недавно появившееся в языке

Г) Словарное слово

тест*40. Какое слово не считается неологизмов?

А) Амбиция

Б) Аниматор

+ В) Адъютант

Г) Аниматор

41. Как называются устаревшие названия современных предметов и явлений?

А) Историзмы

+ Б) Архаизмы

В) Неологизмы

Г) Диалектизмы

42. Выберите современный синоним слова Ланиты:

А) Глаза

Б) Губы

В) Уши

+ Г) Щеки

43. Каким синонимом заменено в современном русском языке слова ветрило?

А) Мельница

Б) Корабль

+ В) Парус

Г) Окно

44. Какое слово является историзмом?

+ А) Боярин

Б) Уста

В) Глаголить

Г) Толмач

45. Какое слово имеет исконно-русское происхождение?

А) Фонарь

+ Б) Снег

В) Автомат

Г) Студент

Лексикология как раздел языкознания

Понятие и методы лексикологии

Определение 1

Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики языка, то есть совокупности его слов, его словарного запаса.

Термин «лексикология» произошёл от сочетания двух греческих слов: «lexikоs» и «logos», которые переводятся на русский язык как «относящийся к слову» и «учение», соответственно.

При проведении лексикологических исследований пользуются методами, принятыми в общем языкознании. К таким относятся сравнительно-исторический, описательный, структурный, сопоставительный (типологический), конструктивный и другие методы.

Кроме того, частными методами лексикологии являются дистрибутивный, компонентно-аппозитивный, трансформационный, количественно-статистический методы, а также метод субституции.

Лексикология предоставляет лингвистам такие результаты, которые могут быть использованы в других разделах языкознания, связанных с лексикологией. В частности, речь идёт про психологическое, неврологическое и социальное направления языкознания.

Предмет лексикологии

Исследования в рамках лексикологии проводятся по следующим направлениям, непосредственно связанных со словарным составом языка:

  • проблема слова как основной языковой единицы;
  • структура лексики языка;
  • функционирование лексических единиц;
  • варианты пополнения и развития лексики языка;
  • взаимосвязь лексики и внеязыковой действительности.

Проблема слова как основной языковой единицы является предметом изучения общей теории слова, в рамках которой она рассматривается в трёх аспектах: структурном (устанавливаются критерии отдельности и тождества слова), семантическом (анализируется лексическая семантика, то есть соотнесённость слова с выражаемым им понятием и обозначаемым им в речи предметом) и функциональном (рассматривается роль слова в структуре и функционировании языка в целом, а также во взаимодействии с единицами других уровней языковой системы).

Рассматривая структуру лексики языка, исследователи обращают внимание, во-первых, на отношения между лексическими единицами как элементами системы, а во-вторых, на стратификацию словарного состава, то есть его расслоение на неоднородные слои.

Изучая функционирование лексических единиц, лексикология изучает частоту употребления лексики, различие устного и письменного использования лексики, семантическую и лексическую сочетаемость слов, обусловленные контекстом особенности лексики и др.

Словарный состав языка (как и сам язык) постоянно пополняется и развивается. Основными вариантами этого процесса являются словообразование, образование для слов новых значений, образование словосочетаний, осуществление лексических заимствований.

Лексика непосредственно связана с внеязыковой действительностью, поскольку последняя находит своё отражение в словарном составе языка. В частности, лексикологией изучается взаимосвязь лексики и культуры, влияние лексики на мировоззрение, фоновая лексика и др.

Классификация лексикологии

Специалисты по лексикологии выделяют следующие его виды:

  • общая лексикология;
  • частная лексикология;
  • историческая лексикология;
  • сопоставительная лексикология;
  • прикладная лексикология.

Общая и частная лексикологии соотносятся между собой как общее и частное языкознании. Соответственно, общая лексикология занимается вопросами общими закономерностями строения, функционирования и развития словарного состава различных языков. А частная лексикология изучает словарный состав одного конкретного языка (например, русского).

В рамках исторической лексикологии изучается история слов в соответствии с историей того, что эти слова обозначают: предметы, явления, понятия и т.п. Результаты исследований исторической лингвистики находят применение в исторической науке. Историческая лингвистика изучает слова как диахронно (то есть динамика изменений словарного состава), так и синхронно (то есть статическое описание состояния лексики языка в конкретный исторический период.

В предмет изучения исторической лексикологии входят:

  • отдельное слово;
  • весь словарный состав языка;
  • история слов как таковых;
  • формы изменений значений слов;
  • процессы, происходящие в семантической структуре слов (например, процесс синонимизации).

В историко-лексикологических исследованиях принято выделять два аспекта: семасиологический (изучение изменений значения слов) и ономасиологический (изучение изменения способа наименования объектов).

Сопоставительная лексикология изучает словарный состав через сопоставления (сравнения) различных аспектов лексики. Благодаря этим исследованиям можно получить следующие результаты:

  • установление языкового родства;
  • определение структурно-семантических сходств и различий словарных составов;
  • выявление общих закономерностей лексического характера.

В основном внимание сопоставительной лексикологии обращено на сопоставлении наиболее широко используемых в исследуемых языках лексикологических категорий: фразеологии, синонимии, антонимии и т.п. Данные, полученные в результате сопоставительно-лексикологических исследований, широко используются прикладной лингвистикой.

Прикладная лексикология является частной разновидностью прикладной лингвистики и поэтому ориентирована на решение практических задач функционирования словарного состава языка. Принято выделять следующие разделы прикладной лексикологии: лексикография (на более глубоком уровне изучает значения слов, на основе которых составляют словари), перевод (предоставляет материал для сопоставительной лексикологии), лингвопедагогика (изучает вопросы преподавания лексики языков) и культура речи (умение выразительно использовать в речи слова).

Таким образом, рассмотренные выше разновидности лексикологических направлений полностью раскрывают предмет этой науки.

Тест по теме «Лексикология. Фразеология» 6 класс.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

3. В каком словаре можно узнать значение слова?

А) в орфоэпическом словаре

Б) в орфографическом словаре

В) в толковом словаре

Г) в словообразовательном словаре

4. Какое выражение является верным?

А) К общеупотребительным словам относят ту лексику, которая знакома не всем людям, говорящим на данном языке.

Б) К общеупотребительным словам относятся слова, известные большинству людей и употребляемые всеми.

В) К общеупотребительным словам относят лексику, связанную с особенностями работы той или иной специальности.

Г) К общеупотребительным словам относят лексику, которая образовалась непосредственно в русском языке в разные периоды ее развития.

5. В каком словаре можно узнать произношение слов?

А) толковом словаре

Б) этимологическом

В) орфографическом

Г) орфоэпическом

6. Найдите многозначное слово.

А) Адресат

Б) Брюки

В) Гребень

Г) Торт

7. Подберите антонимы к выделенным словам

А) острый (______________) нож.

Б) добрый (______________) человек.

В) долгая (_______________) ночь.

Г) теплый  (______________) вечер.

8. Какое из данных слов является устаревшим?

А) коробейники

Б) бурак

В) акварель

Г) мольберт

9. Укажите неверное утверждение

А) за бугром — жаргонизм

Б) тихий — громкий — антонимы

В) земля – необщеупотребительное слово

Г) делать из мухи слона – фразеологизм

10. Найдите соответствия

1. Диалектизмы

А. клава, домашка, трояк, ботан

2. Профессионализмы

Б. Поручик, кафтан, лакей

3. Историзмы

В. Ланиты, перс, чело

4. Архаизмы

Г. Бурак, кочет, векша

5. Неологизмы

Д. акварель, мольберт, гамма

6. Жаргонизмы

Е. селфи, спонсор, планшет

11. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

А) профессионализмы.

Б) неологизмы.

В) синонимы.

Г) антонимы.

12. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки.

    1) аккуратный

    А) безобразный

    2) трудиться

    Б) неволя

    3) жизнерадостный

    В) ослабить

    4) говорун

    Г) небрежный

    5) свобода

    Д) молчун

    6) усилить

    Е) бездельничать

    7) красивый

    Ж) угрюмый

  2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. 

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

15. Объясните значение фразеологических оборотов

А) кожа да кости — ________________________

Б) на всех парусах — ______________________

В) рукой подать — _________________________

Лексикология — Определение и примеры

Лексикология — это раздел лингвистики, изучающий словарный запас (лексику) данного языка. Прилагательное: лексикологический .

Этимология

Из греческой лексики — + -логия, «слово + учеба».

Лексикология и синтаксис

« Лексикология имеет дело не только с простыми словами во всех их аспектах, но также со сложными и составными словами, значимыми единицами языка.Поскольку эти единицы должны быть проанализированы как с точки зрения их формы, так и их значения, лексикология полагается на информацию, полученную из морфологии, изучения форм слов и их компонентов, а также семантики, изучения их значений. Третья область, представляющая особый интерес в лексикологических исследованиях, — этимология, изучение происхождения слов. Однако лексикологию не следует путать с лексикографией, написанием или составлением словарей, которая является особой техникой, а не уровнем изучения языка…

«Существенное различие между синтаксисом и лексикологией состоит в том, что первый имеет дело с общими фактами языка, а второй — с особыми аспектами … Синтаксис является общим, потому что он имеет дело с правилами и закономерностями, которые применяются к классам слов как в целом, тогда как лексикология является особенной, потому что она связана с тем, как отдельные слова действуют и влияют на другие слова в том же контексте. Хотя пограничные случаи действительно существуют как в лексикологии, так и в синтаксисе, например, в случае «грамматических» или «функций» Словом, различие между двумя уровнями довольно ясно.» (Говард Джексон и Этьен Зе Амвела, слов, значений и словарный запас: Введение в современную английскую лексикологию . Continuum, 2007)

слов содержимого и функциональных слов

«[T] преподаватели английского языка обычно различают слов содержания , например снег и горы , и функциональных слов , таких как это и на и из и на … Лексикология — это изучение содержательных слов или лексических элементов.» (M.A.K. Halliday et al., Lexicology and Corpus Linguistics . Continuum, 2004)

Лексикология и грамматика

«И грамматика, и лексикология вовлекают нас в бесконечно большое количество внешне различных единиц. В случае грамматики это словосочетания, придаточные предложения и предложения; в случае лексикологии единицами являются слова, или, точнее … . лексические элементы . В грамматике типично делать общие и абстрактные утверждения о соответствующих единицах, демонстрируя общую конструкцию, несмотря на формальные различия.Для лексикологии характерно делать конкретные утверждения об отдельных единицах. Как следствие, хотя грамматика языка лучше всего описывается в главах, посвященных различным типам построения, нормально иметь дело с лексикой языка в алфавитном словаре, где каждая статья посвящена отдельному лексическому элементу ». (Randolph Quirk et al., A Comprehensive Grammar of the English Language , 2nd ed. Longman, 1985)

Лексикология и фонология

«На первый взгляд может показаться, что фонология никак не взаимодействует с лексикологией .Но внимательный анализ покажет, что во многих случаях различие между двумя идентичными лексическими элементами может быть сведено к различию на уровне фонологии. Сравните, например, пару слов toy и b oy, f ee t и f i t, pi ll и pi n . Они различаются только одной звуковой единицей (положение которой выделено [курсивом] в каждом слове), и все же это различие имеет серьезные последствия на уровне лексикологии ». (Этьен Зе Амвела,« Лексикография и лексикология.» Энциклопедия преподавания и изучения языков» Рутледж «, изд. Майкл Байрам. Рутледж, 2000 г.)

Произношение: lek-se-KAH-le-gee

★ Лексикология — разделы языкознания .. Информация | Около

Пользователи также искали:

лексикология,

Лексикология,

ветви,

лексикология pdf,

лексикология как раздел языкознания,

специальная лексикология,

лекции по лексикологии,

описательная лексикология,

разделы лексикологии,

описательный,

ветка,

лингвистика

специальный,

лекции,

какие,

делает,

изучение,

типы,

виды лексикологии,

американское диалектное общество,

Диалект,

Общество,

Американец

Американское диалектное общество,

архаизм

архаизмы

частичный,

лексикология архаизмов,

определение архаизмов,

архаизмы в английском,

Лексикология как раздел лингвистики 🔥

Лексикология (от Gr lexis «слово» и logos «обучение») — это раздел лингвистики, занимающийся лексикой языка и свойствами слов как основных единиц язык.Термин vосabu1arу используется для обозначения системы, образованной суммой всех слов и эквивалентов слов, имеющихся в языке.

Термин слово обозначает базовую единицу данного языка, являющуюся результатом ассоциации определенного значения с определенной группой звуков, пригодных для определенного грамматического использования. Таким образом, слово является одновременно семантической, грамматической и фонологической единицей.

Общее изучение слов и лексики, независимо от специфических особенностей любого конкретного языка, известно как общая лексикология .Лингвистические явления и свойства, общие для всех языков, обычно

именуются языковыми универсалиями . Специальная лексика уделяет внимание описанию характерных особенностей лексики данного языка.

Историческая лексикология или этимология обсуждает происхождение различных слов, их изменение и развитие, а также исследует языковые и экстралингвистические силы, изменяющие их структуру, значение и использование. Дескриптивная лексикология занимается лексикой данного языка на данном этапе его развития. Он изучает функции слов и их конкретную структуру как характеристику, присущую s у s t e m.

Описательная лексикология английского языка, как и английского слова в его морфологических и семантических структурах, исследует взаимозависимость между этими двумя аспектами. Эти структуры идентифицируются и различаются по контрасту по характеру и расположению их элементов.Лексикология также изучает все виды семантических группировок и семантических отношений: синонимию, антонимию, гипонимию, семантические поля и т. Д.

justify; «> Раздел лингвистики, занимающийся причинно-следственными отношениями между тем, как язык работает и развивается, с одной стороны , а факты социальной жизни, с другой стороны, именуются социолингвистикой.

Важность английской лексикологии основывается не на размере ее словарного запаса, каким бы большим он ни был, а на том факте, что в настоящее время это мировая лексика. наиболее широко используемый язык.

Итак, лексикология как отрасль лингвистики имеет свои собственные цели и методы научного исследования, основной задачей которой является изучение и систематическое описание лексики определенного языка с точки зрения его происхождения, развития и текущего использования. Следовательно, лексикология исследует слова, группы слов, эквиваленты слов и морфемы, из которых состоят слова.

Лексикология — обзор | Темы ScienceDirect

3 Концепция лексемы

Понятие лексемы соответствует понятию лексикографа «лексическая запись» (см. Лексикология и лексикография ).Лексема — это абстрактное понятие, объединяющее информацию о произношении и значении слова, а также о его грамматических свойствах. Таким образом, лексема cat включает фонологическое представление (/ kat /) и семантическое представление (того, что означает слово «кошка»). Кроме того, многие будут включать информацию о том, что кошка относится к синтаксической категории «существительное». В лексическое представление сокращения глагола мы должны были бы включить идиосинкразическую информацию о том, что его формы прошедшего времени / причастия нерегулярны.Для (практически синонимичных) глаголов «стоп» и «прекращение» лексические представления должны включать в себя информацию, которая обе принимает дополнение предложения, глагол которого находится в форме — ing ( Они остановили / прекратили изучение ) и что только прекратили , но не стоп может принимать форму инфинитива (ср. Они перестали изучать , но не * Они перестали изучать в нужном смысле). Таким образом, лексема — это сложный знак, сочетание звуковой формы со значением (вместе с другой грамматической информацией).

pick and write — это явно разные лексемы, и у каждой есть свой набор форм. Рассмотрим слова unpick или rewrite . Это не формы pick , write , а новые производные лексемы, образованные добавлением un -, re — к началу базовой формы исходного глагола. Это добавляет некоторой смысловой составляющей к старой лексеме. Создание новых сложных лексем с помощью таких морфологических приемов, как эта, является деривационной морфологией.Формирование отдельных форм одной лексемы — это флективная морфология. Это традиционное и полезное различие, хотя на практике его очень сложно провести даже на языке с относительно небольшой морфологией, таком как английский.

Деривационная морфология часто изменяет часть речи слова, так что мы можем образовывать существительные из глаголов ( drive — driver ), глаголы из существительных ( flea — deflea ), прилагательные из существительных ( грязь — грязь ) ) и так далее (см. Классы слов и части речи ).Часто говорят, что интонация не может изменить часть речи, но это заблуждение. Таким образом, глаголы часто имеют формы причастия, и они ведут себя очень похоже на прилагательные, служа для модификации существительных, и во многих языках согласовываются с существительным, как и любое другое прилагательное (примеры английского языка будут формами в -ing или -ed как горячая вода, свежие яблоки ). Однако причастия обычно рассматриваются как формы глагола, потому что они не рассматриваются как создание новой лексемы.Однако именно здесь традиционное различие становится трудным из-за двусмысленности в традиционной грамматике по поводу значения изменяемых форм. Например, обычно говорят, что выбранных означает «прошедшее время выбора». Но если бы это было правдой, выбранных имели бы другое значение, чем выбранных , что означает «настоящее время выбора» (с 3-м субъектом единственного числа). ). ‘Но теперь похоже, что изменяемые словоформы претерпевают изменение значения, которое должно превратить их в новые лексемы.

Решение состоит в том, чтобы сказать, что изменяемые формы не передают значения напрямую, а скорее связаны с (абстрактными) характеристиками, такими как [TENSE: Past] или [NUMBER: Plural]. Эти функции затем интерпретируются семантически различными (иногда сложными и косвенными) способами. С другой стороны, производные процессы можно рассматривать как знаки, добавляющие их значение к значению базовой лексемы. Однако это не бесспорно, и некоторые лингвисты утверждают, что словообразовательные значения столь же косвенны, как и словоизменительные значения, и поэтому они не будут отличать словоизменение от словообразования.

Таким образом, для данного языка может быть полезно различать словоизменительные функции (признаки) от словообразовательных значений, хотя на практике это различие не всегда легко провести. Во многих языках чередования, такие как drive — driver , чрезвычайно регулярны до такой степени, что их лучше всего рассматривать как флективные. С другой стороны, в некоторых языках только несколько существительных имеют форму множественного числа (например, мандаринский китайский), и это предполагает, что множественные числа в таких языках являются случаями деривационной морфологии, а не словоизменения.Некоторые утверждают, что, следовательно, мы должны различать два типа флексии: один, который является чисто физическим (« контекстное изгибание »), например флексия согласия, и другой, которому дается прямая семантическая интерпретация (« внутреннее изгибание »), например множественное число или прошедшее напряженные интонации. Тем не менее, по-прежнему очень сложно отличить внутреннее перегибание от производного.

Связи лексикологии с другими отраслями языкознания.

Лексикология и ее связи с другими отраслями языкознания.

Определение лексикологии.

Слово лексикология — греческое. Он состоит из двух морфем: lexis (слово) + logos (наука). Лексикология — наука о словах.

Другое определение: лексикология — это раздел лингвистики, изучающий словарный запас и характерные особенности слов. Он исследует различные смысловые отношения, существующие в языке, и то, как слова обеспечивают и поддерживают осмысленное общение.

Основная задача лексикологии — изучение и систематическое описание лексики с точки зрения ее происхождения, развития и текущего использования.

Различные разделы лексикологии:

Историческая / диахроническая лексикология
Описательная / синхронная лексикология

Общая лексикология является частью лингвистики (). Он изучает словарный запас в целом, независимо от () специфических особенностей любого конкретного языка.

Специальная лексикология — это лексикология определенного языка ().

Историческая лексикология изучает исторические изменения слов в процессе языкового развития. Он изучает развитие словарного запаса, происхождение слов, их смысловые отношения с течением времени и развитие их значения. Слово диахроническое состоит из двух морфем: диа (через) и хронос (время), то есть с течением времени.

Дескриптивная лексикология изучает словарный запас определенного языка на определенном этапе его развития.Слово Synchronic состоит из двух морфем: syn (вместе с) и chronos (время).

Первым, кто сказал о различии синхронического и диахронического, был Соссюр. Сегодня эти два подхода тесно взаимосвязаны, потому что синхронное состояние языка является результатом исторического развития.

Еще один раздел лексикологии. Лексикология бывает сравнительной и сравнительной. Сравнительная лексикология изучает близкородственные языки с точки зрения их сходства и различий.Контрастная лексикология изучает как родственные, так и неродственные языки и устанавливает их различия и сходства.

Прикладная лексикология () изучает, как знание лексикологических проблем может быть применено в таких областях, как перевод, лексикография и так далее. Лексикография — это наука о составлении словарей.

Связи лексикологии с другими отраслями языкознания.

1) Лексикология тесно связана с фонетикой, потому что у них один и тот же объект изучения, они оба изучают слово, но фонетика изучает внешнюю форму, а лексикология изучает внутреннюю форму слова.

2) Лексикология связана с грамматикой, потому что лексикология изучает слова, а грамматика изучает грамматические отношения между словами и то, как слова объединяются в фразы и предложения. Конструктивное общение невозможно без знания грамматических правил.

3) Лексикология связана с историей языка, потому что история языка изучает изменения и развитие словарного запаса с течением времени.

4) Лексикология связана со стилистикой, потому что стилистика изучает дифференциацию словарного запаса по сфере общения.

5) Лексикология связана с социолингвистикой, потому что социолингвистика изучает экстралингвистические и социальные причины изменений словарного запаса языка.

Слово.

:

Лексикологический очерк — 4206 слов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Киевский национальный лингвистический университет
Отчетный доклад
по сравнительной лексикологии английского и украинского языков Лекция 1.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ В СИСТЕМНОЙ СТРУКТУРЕ ЯЗЫКА Кулик Анастасия Группа ПА09-12
Переводчик
Научный руководитель:
Никонова В.Г.Профессор, доктор филологических наук
Киев 2014 ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ: ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ, КОНТРАСТИВНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИИ3.СВЯЗЬ ЛЕКСИКОЛОГИИ С ФОНЕТИКОЙ, СТИЛИСТИКОЙ, ГРАММАТИКОЙ И ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЯЗЫКОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Лексикология — это раздел лингвистики, науки о языке. Термин «лексикология» состоит из двух греческих морфем «лексика» — слова, фразы и «логос», которые обозначают изучение раздела знаний. Таким образом, буквальное значение термина «лексикология» — «наука о слове». Лексикология как раздел лингвистики имеет свои цели и методы научного исследования.Его основная задача — изучение и систематическое описание лексики с точки зрения ее происхождения, развития и текущего использования. Лексикология изучает слова, различные группы слов, фразеологические единицы и морфемы, из которых состоят слова. Лексикология тесно связана с другими разделами лингвистики: фонетика, например, исследует фонетическую структуру языка и занимается изучением внешней звуковой формы слова. Грамматика — это изучение грамматической структуры языка.Он связан с различными средствами выражения грамматических отношений между словами, а также с образцами, по которым слова объединяются в группы слов и предложения. Существует также тесная связь между лексикологией и стилистикой, которая связана с изучением природы, функций и стилей языков. 1. РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛЕКСИКОЛОГИИ: ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ, КОНТРАСТИВНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ Общее изучение слов и лексики, независимо от специфических особенностей любого конкретного языка, известно как общая лексикология.Лингвистические явления и свойства, общие для всех языков, обычно называют языковыми универсалиями. Специальная лексикология уделяет внимание описанию характерных особенностей лексики данного языка. Эта книга представляет собой введение в изучение современного английского слова и лексики. Поэтому это книга по специальной лексикологии. Само собой разумеется, что всякая специальная лексикология основана на принципах общей лексикологии, а последняя составляет часть общей лингвистики.Поэтому также включен большой материал, который подходит для любого языка, особенно в отношении принципов, концепций и терминов. Наглядные примеры везде взяты из английского языка, на котором говорят в Великобритании. В последние годы было написано очень много, чтобы обеспечить теоретическую основу, на которой можно сравнивать и описывать словари разных языков. Это относительно новое направление обучения называется контрастивной лексикологией. Совершенно очевидно, что нас будет особенно интересовать сравнение английских и украинских слов.Развитие любого словаря, а также отдельных его элементов составляет предмет исторической лексикологии или этимологии. Этот раздел лингвистики обсуждает происхождение различных слов, их изменение и развитие, а также исследует языковые и экстралингвистические силы, изменяющие их структуру, значение и использование. В прошлом исторический подход всегда сочетался со сравнительным методом. Историческую лексикологию критиковали за ее атомистический подход, то есть за рассмотрение каждого слова как отдельной и изолированной единицы.Этот недостаток …

Ссылки: Baugh A.C. и Cable T. История английского языка. 3-е изд. Лондон, 1978.
Болинджер, Дуайт. Аспекты языка. 3-е изд. Н.Ю., 1981.
Гинзбург Р. S. et al. Курс современной английской лексикологии. М., 1979.
Хэллидей М.А.К., Маклнтош А. и Стревенс П.Д. Лингвистическая наука и преподавание языков. Лондон, 1964.
Лион, Джон. Язык и лингвистика: введение. Кембридж, 1981.
Нида, Юджин. Компоненциальный анализ смысла.Введение в семантические структуры. Гаага — Париж, 1975.
Поттер С. Современная лингвистика. Лондон, 1957.
Сержантсон М. История иностранных слов на английском языке. Лондон, 1935.
Универсалии языков / Под ред. Дж. Гринберга. Кембридж, Массачусетс, 1961.

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

определение лексикологического по The Free Dictionary

Несогласие судьи Гинзбурга отреагировало на этот поток информации, заявив: «В отличие от суда, я не думаю, что словари, обзоры сообщений прессы или Библия диспозитивно говорят нам, что означает« несет », встроенное в [раздел] 924 (c) (1).«(126) Чтобы доказать эту точку зрения, судья Гинзбург продолжила перечислять свои собственные противоречивые исторические и литературные источники, прежде чем сделать вывод:« Эти и лексикологические источники Суда ярко демонстрируют, что слово «нести» обычно используется для передачи различных сообщений. «(127) Интересно, что судья Скалиа присоединился к инакомыслию судьи Гинзбурга, несмотря на то, что во многих других случаях он ссылался на словари в благоприятной или блокирующей манере. Интервью, речи и твиты Трампа проходили через различные лексикологические тесты, изучение словарного запаса, уровней понимания и сложности .Наконец, в будущих исследованиях необходимо предоставить больше доказательств в поддержку трехмерной модели и мудрости личности из других подходов, таких как лексикологический или экспериментальный. APVV-0342-11 Словарь многословных выражений (лексикографические, лексикологические и сравнительные исследования) и ( 50%) Европейским научным фондом (ESF) COST Action n. Наконец, подробный глоссарий (шестьдесят пять страниц в две колонки) напоминает нам, что EETS остается верным своему первоначальному raison-d’etre быть лексикологическим ресурсом.Все главы высокого качества и служат для иллюстрации различных способов, с помощью которых корпусная лингвистика стала важной областью развития лингвистических исследований, особенно лексикологических и грамматических, а также овладения языком и перевода, поскольку они являются основными подразделами. -дисциплины, представленные в томе. Ей следовало использовать диафрагму!) * Этот AU можно было бы назвать лексикологическим вызовом мужскому шовинизму. На конференции в Страсбурге в сентябре 2012 г. 16 статей — 10 на английском языке — посвящены лексикологическим исследованиям Библия и ее отношение к толкованию и переводу.И хотя я действительно давно хотел вписать свою работу в область науки — литературной, лексикологической и социологической, я должен признать, что написал только эссе, неоднозначный жанр, в котором анализ соперничает с письмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *