Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке: урок по теме» Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке 11кл.

Содержание

урок по теме» Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке 11кл.


Основные нормы современного литературного


произношения и ударения в русском языке


 


Цели урока:


Обобщить знания, полученные в 5—9 классах, по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.


 


Ход урока


I. Проверка домашнего задания


1. Рассказать о разделе лингвистики «Фонетика и графика».


 


2. Проверить у доски задания 1, 3, 4 к упр. 7.


 


3. Комментирование и толкование непонятных слов из упражнения:


плетень — изгородь из сплетённых прутьев и ветвей;


плахта — кустарная украинская ткань, полосатая или клетчатая, а также её четырёхугольный отрез, носимый в качестве юбки;


шаровары — широкие штаны, заправляемые в голенища, вообще штаны широкого, свободного покроя.


4. Три человека выполняют индивидуальное задание:


— Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.


Пример текста:


На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землю толстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.


 


5. Во время подготовки учащихся к ответу и выполнения индивидуальных занятий класс пишет словарный диктант:


Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортёр, электорат.


— Дайте толкование слова электорат. (Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры.)


 


II. Работа по теме урока


1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).


я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние


— Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)


 


2. Можно предложить учащимся план-конспект теоретического материала.


Слово учителя:


Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.


Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении (например: «проглатывание» окончаний и суффиксов, произнесение «в нос»). Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.


 


3. Понятие об орфоэпической норме.


Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.


 


Нормы произнесения гласных звуков


Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов).


В безударном положении звучание гласных меняется.


— Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)


Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например:


лес [э] — лесник э];


грязь [а] — в грязи э];


лист [и] — листок э].


После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.


 


Нормы произнесения согласных звуков.


— Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.)


Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.


Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].


Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: tt уверенно переходит в tt, где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:


• допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).


• возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.


• более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].


Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.


Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].


Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о.


Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).


Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).


Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).


Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).


Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных).


Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.


Правило 9: чн произносится как [чн] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.


Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].


Правило 11: гк произносится как [хк’] — в словах легкий, мягкий.


Правило 12: гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.


Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.


Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).


Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]зак[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.


В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход.


Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.


Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).


Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]).


Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.


Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]).


Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).


Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).


Послё остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр).


                 Следует правильно выделять ударные слоги в словах:


Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.


— В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)


 


III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков


1. Анализ текста.


Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.)


— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?


— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.


 


Ответы к упражнению под цифрой 2:


Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булочная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а.


Упр. 12 (написать диктант по памяти). Выполнить задания к упражнению.


— Что хотел сказать писатель? (Учащиеся пишут небольшое сочинение-размышление, 5-7 предложений.)


Задание:


— Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:


Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, г..фрированный, жизн..обеспечение, завс. .гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.


 


IV. Итоги урока


— Что такое ударение?


— Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?


— В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.)


— Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?


— Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?


 


Домашнее задание


Подобрать 2—3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»


 


 


 

Урок 9.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ | Поурочные планы по русскому языку 10 класс

Урок 9. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ



  • Образец OCS образец сохранился в современной России Русский узор пример на современном русском языке Украинский узор пример на современном украинском языке
    -ra- vrag «враг» -ORO- ворог «враг» -ORO- nahoróda «награда»
    -la- глава «глава» -olo- голова «голова» -olo- главный «основной»
    а- Агнец «баранина» ja- ягнёнок «баранина» ja- jagnja «баранина»
    e- единый «унифицированный» о- odin ‘one’ о- odin ‘one’
    -шт (в OCS: -шт) горящий «горящий» горячий «горячий» osvíčennja «illumination»
    -žd ограждение «забор» огораживать «отгородить» odéža «одежда»