Предложение со знаками разделения и выделения вместе: придумать 3 предложения со знаками выделения и знаками разделения

Содержание

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения



Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

Ещё тройка

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

И хохоч..т, и визжит.

По дороге голосисто

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

      (П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 31 — 32, § 9, и отвечают на вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

Рекомендации учителю: в процессе исследования материала на с. 31 —32 можно предложить учащимся рассмотреть таблицу «Знаки препинания в сложных предложениях» (упр. 53).

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

3. Далее учащиеся читают теоретический материал на с. 32 — 33.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на c. 33 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях».

IV. Материал для наблюдений на с. 33, § 10.

Учащиеся сравнивают по интонации простые предложения и сложное, далее читают выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 34, наблюдают за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение (↱) и понижение тона (↲).

Девятиклассники отвечают на вопросы:

— С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

— Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

— В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких — одновременно с союзом?

Учащиеся делают вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Читается вслух теоретический материал на с. 34 — 35.

V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 56 (составляют сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Рекомендации учителю: необходимо обратить внимание на то, с какой интонацией учащиеся будут произносить каждую из частей сложного предложения. Один учащийся выразительно читает сложные предложения, другие наблюдают, с какой интонацией он произносит каждую из частей сложного предложения, следят за повышением и понижением голоса, оценивают умение в произношении сложных предложений.

2. В упр. 57 учащиеся читают сложные предложения, учитель обращает внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Далее девятиклассники составляют схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.

VI. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.

VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 32 — 33, § 9, и с. 33 — 34, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме «Сложное предложение» (§ 7 — 10), подготовиться к зачёту.


ПредыдущаяСодержаниеСледующая


Расставить знаки препинания, запятые автоматически. Проверка пунктуации

{{ info }}

!

?

Как хорошо было тут!

Кто это?

Славное дерево липа!

Что делают муравьи?

Хороша в ведре водица!

Как Вы собираете грибы?

Изоб­ра­же­ние на письмеАнглий­ское названиеРус­ское название
,CommaЗапя­тая
;SemicolonТоч­ка с запятой
:ColonДвое­то­чие
.Full stop (BrE)
Period (AmE)
Точ­ка
!Exclamation markВос­кли­ца­тель­ный знак
?Question markВопро­си­тель­ный знак
DashТире
( )ParenthesesКруг­лые скобки
[ ]Square bracketsКвад­рат­ные скобки
“ ” или ‘ ’Quotation marksКавыч­ки
ApostropheАпо­строф
HyphenДефис
/Slash (= forward slash, stroke, oblique), чаще все­го назы­ва­ет­ся slashКосая чер­та