Точка вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения: Страница не найдена :(

Содержание

Знаки препинания в конце предложения

 

В конце предложения в русском языке в зависимости от типа предложения по цели высказывания или тональности и эмоциональной окраски предложения могут стоять разные знаки препинания.

 

Точка

Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Наступила осень. Сегодня у моего друга день рождения. Однако дополнительная точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова. Кроме того, точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Не расстраивайся, Танюша. 

Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и другие, если они имеют присоединительное значение и начинают собой новое предложение.

Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

В этом году совету директоров предстоит решить ряд очень серьезных и неотложных проблем:

1. Проблему низкой квалификации новых кадров компании.

2. Проблему выхода из сложившегося отраслевого кризиса.

Однако при наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже запятой), например:

1. Проблему выхода из сложившегося отраслевого кризиса:

а) путем вовлечения дополнительных инвестиционных средств;

б) путем вовлечения средств из специальных, резервных, запасов сырья.

 

Вопросительный знак

 

Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос: Как дела? Как же так могло случиться? Впрочем, вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после отдельных членов (обычно однородных) с целью расчленения вопроса: Зачем же здесь? и в этот час?
Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все образующие его части или только последняя из них заключают в себе вопрос: Я ничего не отвечал, да и зачем мне было отвечать?
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главном, и в придаточном предложениях или только в главном: Разве я могу допустить, чтоб он был голоден или не одет?
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если придаточное предложение содержит в себе прямой вопрос: Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? При этом если придаточное предложение образует косвенный вопрос, то в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак обычно не ставится: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении. Я спросил, как же он стал отшельником?
Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части (на письме разделяемые запятыми) или только последняя часть (перед которой стоит двоеточие или тире) содержат прямой вопрос: Хвалы приманчивы — как их не пожелать?

 

  Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения): Скорее шинель и шапку! Верно! Верно! В зависимости от оттенка значения и от интонации некоторые предложения допускают постановку в конце их вопросительного или восклицательного знака либо того и другого вместе.

В восклицательных предложениях встречается также постановка восклицательного знака после каждого из однородных членов для обозначения эмоциональной, прерывистой речи, например: Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Восклицательный и вопросительный знаки ставятся в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста, например: Уже веселые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола (см.  бюро переводов).

 

Многоточие

 

Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, неожиданный переход от одной мысли к другой:

  В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте…

Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря…
Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.

Многоточие ставится и при перечислении с нераскрытым содержанием: Фестивали… Конкурсы… Концерты…

 

 

Конспект занятия «Знаки препинания в конце предложения» | План-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему:

Тема  «Знаки препинания в конце предложения. »

Цели :

Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;

Задачи:

1. Формировать умение отличать предложение среди группы предложений; правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи; употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в конце  предложения.

2. Развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание.

3. Воспитывать усидчивость, старание.

Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, картинок, наглядного пособия, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов.

Оборудование:   карточки-схемы предложения,  карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.

II. Основная часть

1.Сообщение темы занятия:

Л:  Из чего состоит наша речь?

Д: Наша речь состоит из предложений.

Л: Что называется предложением

Д. Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу.

Л: Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова между собой в предложении? Что ставим мы в конце предложения?

Д: Предложение пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, а в конце предложений ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.

Л: Как называется  предложение, если в конце стоит точка, вопросительный знак, восклицательный знак?

Д: Повествовательное, вопросительное, восклицательное.

Л: Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на занятии?

Д: Ответы детей.

     Л: Тема нашего занятия «Знаки препинания в конце предложения».

2. Работа над определением предложений.

Л:  Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)

Наступила зима.

На птица сидела ветке.

   Подул холодный ветер.

   На верхушке ели …….

Л: Какие предложения вы выписали?

Д: 1 и 3.

Л:А 2 и 4, почему их нельзя назвать предложениями?

Д: Здесь слова между собой не связаны и они  не выражают законченную мысль.

Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.

Л: Какие это предложения?

Д: Повествовательные.

Л: Почему эти предложения повествовательные?

Д: В предложениях о чём-либо сообщается и в конце предложения стоит точка.

Л: Начертите схемы этих предложений.

3.    Деформированные предложения.

— Что записано на доске?

воробей, обедал, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

— Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)

— Прочитайте  предложение, в котором  о чём-то спокойно  сообщается, т. е  повествуется  (В саду  щебечут  птицы).

— Какой  знак  поставили  в конце  предложения, если  в  нем о  чём-либо  сообщается

— Найдите  предложение, которое  надо  произнести  с чувством восхищения и радости. (Как  хорошо  весной  в лесу!)

— Какой  знак  поставили  в конце этого  предложения.

— Прочитайте  предложение,  в котором  содержится  вопрос. (Где  обедал  воробей).

— Какой  знак   поставили  в конце  такого предложения

4.Работа над пунктуацией в предложении.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы

Кто? Кого? Откуда? Как?

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит

Ура! Долой! Привет! Домой!

                    ( С. Маршак)

— О каких знаках препинания говорится в стихотворении?

Д: О вопросительном и восклицательном знаках.

Л: Произнесите предложение « Прозвенел  звонок.» с разной интонацией.

5. Работа с карточками.

Л: А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

Прочитайте предложение,

поставьте в конце предложения нужный знак препинания.

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

Л: Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.

Д: Что ты, ёж, такой колючий?

      Знаешь, кто мои соседи?

6. Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат осенние кусты

Шуршит камыш

И дождь шуршит

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

7. Игра с сигнальными карточками.

Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя).

8.Тест на тему « Предложение

1. Первое слово в предложении пишется

а) с маленькой буквы;                              б) с большой буквы;

2.Предложение состоит из

а) букв;             б) звуков;          в) слогов;            г) слов;  

3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

Ответы  записываются индивидуально каждым учеником

7. Итог урока.

1.Наша речь состоит из …..

2.Предложение состоит из ….

3.Предложение выражает …. .

4.Слова в предложении связаны…..

5.Первое слово в предложении……

6.В конце предложения ставится…

Конспект занятия по обучению грамоте «Знаки препинания в конце предложения»


Тема: «Знаки препинания в конце предложений»


Цель: познакомить детей со знаками препинания в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками.


Задачи:


Образовательные: дать детям представление о знаках  препинания в конце предложения: точкой, вопросительным и восклицательным знаками; учить составлять предложения из рассыпанных слов в соответствии со схемой предложения; научить определять знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации; составлять слова из слогов; читать предложения с разной интонацией.


Развивающие: развивать навык чтения, фонематический слух, внимание, мышление, речь; расширять кругозор детей.


Воспитывающие: воспитывать аккуратность, умение слушать, желание и умение работать в коллективе; повышать интерес к изучению родного языка.


Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.


Форма занятия: занятие – путешествие.


Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для детей, рисунки кораблей со схемами предложений, разноцветные рыбки со словами, карточки со слогами слова пред-ло-же-ни-е, поощрительные призы – закладки со знаками препинания.


План занятия:


  1. Орг. Момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация знаний.

  4. Применения знаний в знакомой ситуации.

  5. Применения знаний в новой ситуации.

  6. Закрепление.

  7. Рефлексия.


Ход занятия.


  1. Орг. Момент.


Ребята, сегодняшнее занятие я бы хотела начать с притчи:


Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул камень и прочел надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?» (слайд №1)


— Что, по-вашему, это значит? (знакомясь с чем-то новым, не забывай старое)


— У нас сегодня необычное занятие, сегодня на занятии мы с вами постараемся открыть новые знания и вспомнить то, что уже знаем.


  1. Целеполагание и мотивация.


— Давайте выясним, о чем мы сегодня узнаем, и что предстоит нам вспомнить.


А помогут нам в этом вот эти слоги.


ПРЕД  —  ЛО  —  ЖЕ  —  НИ  —  Е


— Составьте из них слово (дети составляют слово – ПРЕДЛОЖЕНИЕ).


— Вы догадались, какая тема нашего занятия? Совершенно верно, мы сегодня будем говорить о предложении.


— Королева из страны Речи прислала нам письмо:


«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Королева страны Речи. Мою страну омывает море Предложений. Наверное, вы о таком и не слышали. Я приглашаю вас совершить необычную  прогулку по морю предложений. Вы сможете узнать много нового и интересного о предложениях. До встречи!»


— Ну что, ребята, примем приглашение? Во время прогулки нас ждут новые открытия о предложении, будьте внимательными и  ничего не пропустите.


  1. Актуализация знаний.


— Наша прогулка по морю, значит она какая? (морская) Нам нужно средство передвижения. На чем мы поплывем? (на корабле) (Слайд № 2)


Устраиваемся поудобней, корабль знаний ждет нас. Это Море, ребята, не просто море, оно всё состоит из предложений, а что вы знаете о предложении?


(Предложение состоит из слов, слова в предложении связаны по смыслу, предложение выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка)


  1. Применение знаний в знакомой ситуации.


— Королева страны Речи хочет нас испытать, она приготовила для нас интересное задание.


1. Из маленького предложения сделайте большое: (слайд № 3)


 


Наступила зима.                (Наступила холодная и снежная зима)


Снежинки кружатся.        (Белые пушистые снежинки кружатся в воздухе.)


Ребята катаются.               (Ребята весело катаются на коньках.)


2. Рассыпалось предложение.


Дельфины живут в море.


  1. Применение знаний в новой ситуации.


1. Знакомство с новой темой.


— Сейчас я произнесу это предложение, а вы послушайте и скажите, что вы заметили необычного?  (педагог произносит предложение с вопросительной и восклицательной интонациями) — заметили,  что  менялся голос. 


— Правильно, точнее сказать я меняла интонацию голоса. А помогали мне в этом знаки препинания. Сейчас я вас с ними познакомлю.


У последней


Точки,


На последней


Строчке,


Собралась компания


Знаков препинания. – (Выставляю на доску точку)


Прибежал Чудак —


Восклицательный знак.


Никогда он не молчит,


Оглушительно кричит:


— Ура! Долой! Караул! Разбой! – (Выставляю на доску восклицательный знак)


Притащился кривоносый


Вопросительный знак.


Задаёт он всем вопросы:


— Кто? Кого? Откуда? Как? – (Выставляю на доску вопросительный знак)


2. Первичное закрепление.


— Как называется знак, который никогда не молчит? Когда в предложении ставится восклицательный знак?


— Как называется знак, который любит задавать вопросы? Когда в предложении ставится вопросительный знак?


— Когда ставится точка?


-Давайте потренируемся: придумайте предложение, в котором ставится вопросительный знак, восклицательный знак, точка.


3.  Упражнение в произнесении предложений с разной интонацией.


— Ребята, давайте с вами поиграем в словесную игру с предложением «Морская  мозаика».


В море Предложений водится много разных обитателей, чтобы узнать, кто они, вам придётся собрать их из частей, на каждой из которых, написано слово, и если работа выполнена правильно, у вас получится предложение.


Работа в парах: дети собирают из частей первого обитателя моря и читают предложение. Предложения повторяются, но знак препинания в конце предложения разный. Каждая пара читает свое предложение с нужной интонацией – остальные говорят, какой знак стоит в конце предложения и почему.


(слайд № 4)


Я – морская черепаха.


Я – морская звезда.


 Я – морской конек?


Я – морская черепаха?


Я – морская звезда!


Я – морской конек.


4. Физминутка. (Игра «Морская фигура)


— У вас неплохо получается. А теперь пора отдохнуть. Я предлагаю вам поиграть со знаками препинания.  Я читаю стихотворение, а вы показываете, какой знак нужно поставить в конце  предложения. (точка – кулачок, восклицательный знак – поднятая вверх рука, вопросительный знак – рука обнимает голову)


А теперь мы поиграем.


Вы готовы? Начинаем!


Иль сомнения у вас?


Начинаем, в добрый час!


У меня зазвонил телефон.


-Кто говорит?


-Слон.


-Откуда?


-От верблюда.


-Что вам надо?


-Шоколада.


-Для кого?


-Для сына моего.


               К.Чуковский.


Что ты, ёж, такой колючий?


Это я на всякий случай.


Знаешь, кто мои соседи?


Лисы, волки да медведи.


 


Что случилось?


Что за крик?


– Это тонет ученик!


Он упал с обрыва в реку –


Помогите человеку!..


Дядя Степа в этот раз


Утопающего спас. (С.Михалков)


5. Работа с деформированными предложениями.


Продолжим наше увлекательное путешествие. Давайте-ка посмотрим в подзорную трубу. Что вы видите на горизонте? (На доске появляются корабли со схемами предложений)


— Мы видим корабли.


-Ребята, это не просто корабли, на каждом корабле написана схема предложения. Корабли-схемы ловят Рыбу — слова, из которых состоят предложения, а из предложений можно составить рассказ. Посмотрите и скажите, корабли-схемы одинаковые? (Нет. Они разного цвета)


— Сколько слов в первом предложении? (Три слова)


— Сколько слов во втором? (Четыре слова)


— Сколько слов в третьем предложении? (Тоже четыре слова)


— И наконец, в последнем предложении? (Пять слов)


— Нам предстоит объединиться в команды. У вас на столах лежат рыбки, возьмите свою рыбку и посмотрите, у кого рыбка такого же цвета – это ваша команда. Подойдите друг к друг, прочитайте слова и составьте из них предложение.  (Дети составляют предложения и прикрепляют их к соответствующему кораблю)


— Давайте прочитаем, что у нас получилось.


 


1. Кораллы — необычные животные!


2. Растут они очень медленно.


3. Живут в тёплой воде.


4. Бывают разных цветов и форм.


(Дети читают по очереди предложения, чётко произнося каждое слово, соблюдая интонацию)


 


  1. Закрепление.


— Нам пора возвращаться назад. А поможет нам найти  дорогу домой еще один обитатель моря. Кто это, мы сейчас узнаем.


(Ребята соединяют точки с буквами в алфавитном порядке – у них получается осьминог)


— Мальчику – осьминогу нужна ваша помощь. Он очень любит сказки, но в его любимой сказке пропали знаки препинания. Давайте поможем ему вернуть все знаки на свои места. (На листочках)


Весной избушка у лисы растаяла.


О чем зайка плачешь(?)


Петух прогнал рыжую плутовку(.)


Какой он смелый(!)


— Вы догадались, что это за сказка.


— Мальчик – осьминог приготовил для вас подарки, но получит их тот, кто отгадает его загадки.  (Слайд № 5-7)


 1.


Если мысль закончил ты,


Записал на строчку,


Не забудь, в конце поставь


Кругленькую … (точку).


2.


Какая погода!


И снег замечательный!


Поставлю в конце


Знак такой —… (восклицательный)


3.


Разные вопросы 
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?


(Дети отгадывают загадки и получают приз от осьминожки – закладку для книг со знаками препинания)


  1. Рефлексия.


— Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Возьмите листочек с осьминожкой и переверните его. Прочитайте, что написано. Что не хватает? (знака в конце)


Мне было интересно


— Если вам понравилось сегодняшнее занятие, вам было действительно интересно, то поставьте восклицательный знак. Если вам было трудно и не все понятно, у вас остались вопросы – поставьте вопросительный знак. Если вам было скучно и не интересно – поставьте точку.


 


 

Урок третий | Редакторское бюро Эсмиры Травиной

Точка, точка…


Что может быть проще знаков в конце предложения!

Еще в ­­ 1-м классе детки учат: ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Всё!
Однако…
Трудности возникают, когда знаки приходится сочетать. Давайте посмотрим.

 

Точка, ? и !  

Запоминаем главное правило:

знаков подряд НЕ бывает больше трех…  !..   ?..  ?!. 

Однако правило действует только при сочетании разных знаков.

Если же речь об одном — привилегия только у точки, да и то их должно быть ровно ТРИ (не две и не больше трех), и называется этот знак МНОГОТОЧИЕМ… 

Многоточие не отделяется пробелом:

  • в начале предложения — от первого слова 
  • в конце предложения — от последнего слова 
  • внутри предложения  — от слова, после которого стоит 

 ? и ! бывают только одиночными.

То есть, по правилам, даже два !! или три ??? подряд — ОШИБКА!

При сочетании ? и ! ставятся только в такой последовательности:   ?!   И никогда не наоборот.

Важно! Часто внутри предложения можно увидеть такое   …,   или  ..,

Запоминаем: многоточие и запятая НЕ СОЧЕТАЮТСЯ.

В таких случаях просто ставим   и продолжаем предложение со строчной (как после запятой).

При столкновении точки в сокращениях  (и др.) с точкой в конце предложения происходит поглощение: ставится только одна точка:  и т. д.  и т. п.

При этом: если такое сокращение в конце предложения стоит  в скобках, точка ставится и после скобки (вот так: и т. п.).

 

Точка, многоточие, ? и !  с «кавычками» и (скобками)

Как быть, когда «сталкиваются» вышеупомянутые знаки с кавычками   »  или скобкой  )  ?

Правила совершенно разные.

КАВЫЧКИ

Если в кавычки заключено отдельное слово или несколько слов — тут все просто. Рассмотрим только случай, когда заключается предложение целиком.

В этом случае   …   !    ?    ставятся ВНУТРИ, а вот  .  всегда  ПОСЛЕ кавычек. ВСЕГДА!      ».

Примечание: конфигурация кавычек при этом НЕ имеет значения.

 

СКОБКИ

Со скобками на первый взгляд все проще. Но и тут есть очень важный нюанс.

Рассмотрим только конец предложения.

Если в скобки заключено предложение полностью — все знаки (и точка тоже!) ставятся внутри:

Девочка сосредоточенно расставляла знаки препинания. (Мальчик следил за выражением ее лица.)

Однако  если в скобки заключается только часть предложения — всё меняется кардинально:

знаки ставятся после скобки.

Мальчик следил за выражением лица подруги (она расставляла знаки препинания).

Конечно, нельзя забывать о случаях, когда, например,   ?  или  !  относится к тому, что заключено в скобки, — понятно, что в этом случае они будут внутри скобок. Однако конечный знак, относящийся  ко всему предложению, все равно должен быть. ЗА скобкой.

Ты следишь за ходом моей мысли (я ведь про знаки рассказываю!)?

Про заголовки

То, что в заголовках точка не ставится, знают почти все. Но когда заголовок состоит из двух (и более) предложений — почему-то возникают вопросы 🙂 
Так вот: в заголовках, состоящих из нескольких предложений, точка после последнего НЕ СТАВИТСЯ! Не верите? Спросите у Мильчина с Чельцовой…

_________________

Литература:

Школьный учебник.
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова.

_______________________________
_______________________________


ЗАДАНИЕ

Составьте  9 предложений:

  1. Три — с различным сочетанием знаков в конце предложения.
  2. Четыре — с различным сочетанием знаков  .  …  ?   !   с кавычками.
  3. Одно со скобками внутри предложения (заключенное в скобки должно быть в финале предложения).
  4. Одно предложение, заключенное в скобки.

Знаки препинания в конце предложения



Целеполагание для учащихся:
проявление определенного уровня интереса к
урокам русского языка, применение знаний на
практике.



Целеполагание для учителя: разработка
методического инструментария по теме “Знаки
препинания в конце предложения”; формирование у
учащихся знаний по теме.



Триединые дидактические цели урока:

Образовательные:

– развитие умения правильно оформлять
предложение в письменной речи;

– употреблять заглавную букву в начале
предложения, точку, вопросительный и
восклицательный знаки – в конце предложения.



Социализирующие (воспитательные):

– воспитывать аккуратность;

– воспитывать усидчивость.



Развивающие:

– развивать аналитико-синтетическое мышление;

– развитие целостного, предметного восприятия;

– развитие диалогической речи;

– развитие содержательности, понятности речи;

– развитие образной памяти, мышления.



Основные принципы организации
образовательного процесса на уроке:

– наглядность;

– доступность;

– систематичность;

– систематизация знаний, умений и навыков.



Дидактическое обоснование урока.

Технология организации и проведения урока.

Алгоритм проведения урока.

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение темы и цели урока;
  3. Проверка ДЗ;
  4. Чистописание;
  5. Работа на фразеологическим оборотом;
  6. Физминутка;
  7. Наблюдение над видами предложения по интонации;
  8. Работа с учебником;
  9. Словарно-орфографическая работа.
  10. Итог урока;
  11. Домашнее задание.



Обоснование методов и форм:

  1. Создание на уроке благоприятного,
    эмоционального настроя.
  2. Учёт возрастных особенностей учащихся.
  3. Выбор методов беседы, устного контроля работы
    учащихся.
  4. Сотрудничество между учителем и учащимися.



Дидактическое оснащение (методический
инструментарий):

  1. Наглядные пособия: (иллюстрации с изображением
    животных).
  2. Графические наглядные пособия (словарные
    слова).
  3. ТСО не использовались.



Межпредметные связи:

С предметом Окружающий мир.



Опорные понятия:

  • звук;
  • буква;
  • слог;
  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • словарные слова;
  • поговорка;
  • загадка.



Новые понятия, термины:

Знаки препинания: точка,
вопросительный знак, восклицательный знак.



Деятельность учащихся. Рефлексия:

Научились определять постановку знаков
препинания в предложениях, самостоятельно
использовать данные знания на практике.



Домашнее задание:

Упр. 126, выучить правило.


Ход урока

Организационный момент.


Сообщение темы и цели урока.

Ребята, послушайте стихотворение Г. Сапгира.

Рано-рано

Выпал снег.

Удивился человек:

– Это снег?

Не может быть!

На дворе?

Не может быть!

На траве?

Не может быть!

В октябре?

Не может быть!

Неужели это снег? –

Не поверил человек.

Скажите, все ли предложения по интонации
произнесены одинаково? (Нет).

Следовательно, оформляются на письме
они по-разному. Тема сегодняшнего урока “Знаки
препинания в конце предложения”. На данном уроке
мы научимся расставлять правильно знаки
препинания в конце повествовательных,
вопросительных и побудительных предложений.


Проверка домашнего задания.

Вам дома нужно было подготовить
выразительное чтение стихотворения из
упражнения 123.

Дети читают стихотворение.



СПЯЩИЙ КОТЁНОК.

– Если котёнок улёгся у лавки,

Мордочку спрятал и хвостик, и лапки,

Что из него получилось, дружок?

– Маленький, рыжий, пушистый клубок.

После прочтения стихотворения педагог
задает детям вопросы:

– Сколько в этом тексте предложений?
(Два предложения).

– О ком идет речь в этом предложении? (О
котёнке).

– Почему из котёнка получился клубок?

– Какие знаки препинания стоят в конце
каждого предложения? (В конце первого
предложения стоит вопросительный знак, а в конце
второго точка).

Как вы думаете, почему после первого
предложения стоит вопросительный знак, а после
второго точка? (В первом предложении содержится
вопрос, а второе повествовательное).

Можно ли назвать эти два предложения
текстом? (Да. Слова связаны по смыслу).

Молодцы.


Чистописание.

1. Отгадайте загадки:

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова).

2. Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (Кролик).

3. В капусту он забрался

Осеннею порой:

Рогатый и лохматый

И с длинной бородой. (Козёл).

4. По реке плывёт бревно –

Ох, и злющее оно! (Крокодил).

5. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик).

6. Зелёные глаза –

Всем мышам гроза. (Кошка).

– Скажите, а как можно назвать все эти
слова: корова, кролик, козёл, крокодил, кузнечик,
кошка – одним словом. (Животные).

– С какого звука начинаются
слова-отгадки? (Слова-отгадки начинаются с
твердого звука [к]).

– Какой буквой обозначается этот звук
на письме? (Буквой Ка).

– Молодцы!

– Сегодня на уроке мы будем работать
над заглавной и строчной буквами К, к.

– Спишите с доски:

Кк

Ко Ки Ке Ку

Ко кр кн ок


Работа над фразеологическим оборотом.

– На доске записано предложение,
прочитайте его:

Комар носа не подточит.

– Это русская народная поговорка.

– Скажите, когда так говорят в народе?
(О чём-либо, сделанном с таким мастерством, что
трудно найти какой-нибудь изъян, недоработку.
Например, сшить платье так, что самая придирчивая
модница останется довольной).

– Спишите это предложение к себе в
тетрадь с новой строки. Пишите аккуратно и
красиво. Старайтесь!


Физминутка.

Педагог проговаривает физминутку,
дети эмитируют движения.

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскачу,

Не поеду – полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.


Работа по теме урока.




1. Наблюдение над видами предложений по
интонации.

На доске записан текст.



Хомяк – это радость и забота его надо
кормить в клетке нужно чаще убирать он любит
внимание а ещё он очень любит молоко.

– Разделите текст на предложения при
помощи интонации. Как это сделать? (В начале
предложения интонация повышается, в конце
понижается)

– Все ли предложения одинаковы по
интонации? (Да. Все предложения произносятся
спокойно).

– Закончите этот текст вопросительным
предложением? (У тебя есть хомяк? Ты любишь
хомяков?).

-С какой интонацией были произнесены
эти предложения? (С вопросительной).

Закончи этот текст предложением, в
котором вы выразили бы свое сильное чувство к
этим животным. (Как хорошо иметь хомяка! Я очень
люблю хомяка!).

Предложения, которые мы с вами
составили, отличаются по интонации от тех,
которые мы прочитали? (Да).

Как же на письме показать, что
предложения разные по интонации? (С помощью
знаков: точки, вопросительного знака и
восклицательного).



2. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 69,
прочитайте правило.

– Приведи пример повествовательного
предложения?

– Приведите пример восклицательного
предложения?

– Приведите пример вопросительного
предложения?

– Молодцы!



– А теперь поработаем над упражнением
124.

– Вам необходимо ответить на вопросы,
которые нам задаёт автор учебника, и он же даёт
вам подсказку, начало предложения, вы должны
будете его дописать.

– Чему вы учитесь в школе? (В школе мы
учимся считать, писать и читать).

– Какой знак мы поставим в конце
данного предложения? Почему? Объясните свой
ответ! (Точку. Потому что предложение
произносится спокойно).

– Какие уроки ты особенно любишь? (Я
люблю уроки русского языка, литературного
чтения, изобразительного искусства, трудового
обучения, математики, физической культуры).

– Какой знак мы поставим в конце
данного предложения? Почему? Объясните свой
ответ! (Точку. Потому что предложение
произносится спокойно).

– Что еще вы хотели бы рассказать о
школе и о своих друзьях? (Ответы детей).

– Молодцы! Давайте продолжим наш урок!



– Работаем над упражнением 125.

– Прочитайте это упражнение про себя.

– Скажите, можно ли назвать все эти
предложения текстом? Почему? (Да, потому что эти
предложения связаны между собой по смыслу).

– Какие предложения по цели
высказывания встречаются в этом тексте?
(Повествовательные, вопросительные и
восклицательные).

– Скажите сколько предложений в этом
тексте? (В этом тексте 7 предложений).

– Давайте прочитаем текст вслух.
(Чтение текста).

– Подумайте, почему так сказала мама о
сыне. (Ответы детей).

– А еще я хочу открыть вам небольшой
секрет, в предложении есть смысловой центр, то
есть наиболее важное в сообщении слово, на
которое падает логическое ударение. Предложения
с прямой речью можно прочитать по-разному.

– Прочитайте два последних
предложения, сделав ударение на выделенные
слова.

– Спишите первое и пятое предложение в
тетрадь.


Словарно-орфографическая работа.




1. Работа над словарным словом.

– Запишите словарные слова, которые
обозначают животных. (Лисица, воробей, сорока,
петух).

– Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы
должны будете отгадать еще одно животное. Готовы!

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака).

– Правильно, собака. (Выставляется
карточка со словом).

– Собака – это домашнее животное,
используемое человеком для охраны, на охоте, в
упряжке. Название своё она получила от древнего
корня –соб-, родственного слову собственный –
“существо, имеющее хозяина, принадлежащее
хозяину”.

– А какую ещё информацию о собаке вы
знаете. (Ответы детей).



Люди вывели свыше трехсот пород собак.
Трудно даже поверить, что все они произошли от
одного предка – волка.

Многие породы собак состоят на службе
у человека: несут службу на границе, в уголовном
розыске, охраняют стада, спасают утопающих,
отыскивают людей под завалами после
землетрясений. Перевозят людей и грузы на
Крайнем Севере.

Многие породы собак сопровождают
человека на охоте, охраняют его жилище.

Существует еще и
комнатно-декоративные собаки. Они, и маленькие и
красивые, тоже очень преданы человеку. Их можно
научить танцевать и прыгать через обручи.

– Запишите слово собака, обозначьте
ударную и безударную гласные.

– На какие две группы можно разделить
всех этих животных? (Домашние и дикие).

– Какие из них будут относиться к
домашним? (Петух, собака).

– А к диким? (Воробей, сорока, лисица).

– А можно домашних и диких животных, о
которых сейчас шла речь разделить еще на две
группы? (Да).

– На какие? (Птицы – петух, воробей,
сорока; звери – собака, лисица).


Итог урока.

– Из чего состоят предложения? (Из
слов).

– Что выражает предложение? (Мысль.)

– Как оформляется предложение в
письменной речи? (Начало предложения пишется с
заглавной буквы, а в конце предложения ставится
точка, восклицательный или вопросительный
знаки).

– Какие предложения бывают по цели
высказывания? (Повествовательными,
побудительные, вопросительные).


Домашнее задание.

Сегодня на дом я вам задаю упражнение
126, выучить правило на с. 69.

Дома вы должны будете прочитать это
упражнение. В нём два стихотворения. Одно из них
на выбор вам нужно будет списать в тетрадь, после
чего составить и написать три предложения на
тему “Сегодняшний день”.

Запишите в дневники на среду (дата), на
русский язык: упр. 126. Сокращайте правильно,
пишите в дневнике аккуратно, старайтесь.

Спасибо за урок!

Урок окончен.

Подготовка к следующему уроку.

Русский язык. Тема «Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)»

Русский язык. Тема «Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)»

Цели: Развитие умения правильно писать на письме знаки препинания

Задачи: Учить использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (. ! ?): вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки;

Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям, умение видеть границы предложения в тексте, употребление большой буквы в начале предложения ; точки, вопросительного и восклицательного знаков- в конце.

Продолжать формировать навык написания слов в предложении, развивать умение выделять отдельные слова.

Корректировать память, воображение посредством раздаточного материала.

Воспитывать аккуратность при письме, любовь к природе.

Предметные:

-Выбирать знак препинания в конце предложения;

-Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

-Списывать с печатного текста;

-Делить текст на предложения

Личностные:

-Проявлять интерес к процессу письма

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль, самоконтроль (Регулятивные УУД).

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Оборудование: картинки, полоски — символы предложения, плакат «Страна букв и звук», «Предложение», презентация.

Учебник А.К.Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» учебник  4 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «Просвещение», 2009г.

Ход урока

1. Оргмомент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

Запишем число.

2. Минутка чистописания

Про какую букву  говорится в стихотворении?

       Палочка,

        Рядом две ровные дужки-

        Вот и готовы

        Очки …для лягушки.

— Посмотри, как правильно пишется эта буква, заглавная и маленькая.

Ввв  Ввв Ввв

Весна, цветы, разлив, скворец.

3. Сообщение темы занятия

Словарная работа: весна, цветы- словарные слова. Написание этого слова мы должны запомнить (запись слова в тетради; задания: ударение, разделить на слоги, выделить гласные и согласные буквы.)

Составь предложение, используя слова  весна, цветы.

(например, Весной распустились первые цветы.)

—  Докажите, что мы составили предложения.

— Запишем это предложение.

— Что поставила в конце этого предложения? Почему?

— Какие ещё знаки препинания  могут стоять в конце предложения?

— Посмотрите, что изменилось в нашем предложении?

— Прочти это предложение с нужной интонацией.

— Запиши это предложение.

— А если я закончу предложение вопросительным знаком, попробуешь его прочитать?

— Запишем и это предложение.

— Тема нашего урока: «Знаки препинания в конце предложения».

4. Работа по теме

Страница 159 послушайте сказку «Знаки препинания в конце предложения»

Какие знаки препинания стоят в конце предложения?

Проговорим по схеме предложения с правильной интонацией!

1) Работа по образцу   

Упр. 1 стр. 159 прочитаем разговор по телефону.

Какие знаки стоят в конце вопросов и ответов?

Упр. 2 стр. 159 Прочитаем вопросы. Произноси с ударением выделенные слова. Загадки отгадай!

Запиши ответы. Какой знак на конце ты поставил в ответах?

Составим схемы предложения!

2)Деформированные предложения.

— Что записано на доске?

Цветы, растут, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

— Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащегося.)

— Прочитайте  предложение, в котором  о чём-то спокойно  сообщается, т. е  повествуется  (В саду  поют птицы).

— Какой  знак  поставили  в конце  предложения, если  в  нем о  чём-либо  сообщается?

— Найдите  предложение, которое  надо  произнести  с чувством восхищения и радости. (Как  хорошо  весной  в лесу!)

— Какой  знак  поставили  в конце этого  предложения.

— Прочитайте  предложение,  в котором  содержится  вопрос. (Где  растут цветы?).

— Какой  знак   поставили  в конце  такого предложения?

Итог работы. Оценивание работы.

5.Физминутка.

Руки кверху поднимаем,   

А потом их опускаем,

          А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

          А потом быстрей, быстрей,   

Хлопай, хлопай веселей.

6. Работа по теме

3) Деформированный текст.

Упр. 7 стр. 161 прочитай. Сколько здесь предложений?

Возьмем карандаш в руки и расставим знаки препинания. Читаем.

Составь к предложениям схему

4) Самостоятельная работа.

Поставьте карандашом  нужный знак препинания в конце предложений.

Ты любишь слушать шум дождя

На лугу много цветов

Как красиво весной

Проверь выполнение работы с помощью слайда.

Итог работы. Оценивание работы.

5)Гимнастика для глаз. (Смотрим  вправо, смотрим влево, смотрим прямо, смотрим вверх, смотрим вниз)         

6) Игра на внимание.

Руки вверх, если в конце предложения ставим восклицательный знак.

Руки в стороны, если в конце предложения ставим вопросительный знак.

Присядем, если в конце предложения ставим точку.

(Как хорошо весной! На улице идет сильный дождь? На речке начался ледоход. Весь снег растаял? В лесу распустились цветы. На улице прекрасная погода! Я люблю весну. Ах, как чудесно на лугу! Ласточка  перелётная  птица?)

3.Раз, два – выше голова

   Три, четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть.

7. Итог занятия

У нас на доске распускается подснежник. Нам нужно ему помочь. Давайте его ещё раз вспомним все о предложении. Дополните ответы…

(На доске лепестки на них есть все, что относится к предложению)

1.Наша речь состоит из …..

2.Предложение состоит из ….

3.Предложение выражает …..

4.Слова в предложении связаны…..

5.Первое слово в предложении……

6.В конце предложения ставится…

Предлагаю оценить работу на уроке. Для этого на доске написано предложения «Я работал на уроке хорошо», в конце которых нет знака препинания. Прочитайте его. Оцените свою работу, поставив в конце соответствующий знак.

— (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.)

— Выставление оценки за урок.

-Всего вам доброго! Урок окончен.

 

Знаки завершения — точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие

  1. Синтаксис
  2. Знаки препинания
  3. Завершения

Знаки завершения заканчивают фразу и ставятся в конце предложений. К знакам завершения относятся следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Название Обозначение Тип предложения
точка . повествовательное
вопросительный знак ? вопросительное
восклицательный знак ! восклицательное
многоточие повествовательное

Возможны случаи: а) знаки завершения могут использоваться в середине предложения, б) в предложении могут одновременно использоваться разные знаки завершения. Примеры для этих случаев приведены в статье ниже.

Точка

Точка — родоначальница пунктуации. Этот знак препинания используется для разделения предложений на письме. Читающему нужно как-то указать, что оно закончено. Поэтому она ставится в конце повествовательного предложения как полного, так и неполного. Точку не ставят в заголовках и тех предложений, которые заканчиваются многоточием, вопросительным или восклицательным знаком. Кроме этого, она используется для сокращения слов.

Примеры

Николай, мы с тобой очень редко видимся.

К счастью, я вышла раньше, поэтому не опоздала.

На деревьях, на крышах домов, на дороге лежал первый снег.

Ночь. Тихо.

Прописан на ул. Никольской в г. Москва. Во втором веке до н.э. случилось важное историческое событие.

Вопросительный знак

Вопросительный знак — это знак препинания, используемый в конце предложения, в котором заключается вопрос о чем-либо. Реже его ставят при перечислении однородных членов. Раньше он назывался «вопросительная точка», которая берет свое начало из латинского языка, а точнее, из слова «quaestio», что означает «поиск ответа». В одно время в конце предложения ставились две буквы этого слова одна под другой: q и o. Постепенно это обозначение переросло в завиток с точкой внизу, то есть в вопросительный знак.

Примеры

Виктор, разве ты не мог сходить в библиотеку и взять книгу?

Кстати, отчего у тебя такой радостный вид?

Что это за люди, что за хулиганы?

Что случилось сегодня ночью?

Ну, какое тебе до этого дело?

Восклицательный знак

Восклицательный знак — это самый «радостный» знак препинания, чаще всего он обозначает восхищение, восторженное восклицание. Ставится в конце предложения. Раньше он имел другое название — «знак удивления». Считается, что он пришел к нам из латинского языка: слово «lo» обозначает большую радость, а позднее букву «l» стали писать над «o». Так и появился новый удивительно радостный знак.

Примеры

Какое счастье, Маша!

Вот, по-видимому, такие чудеса бывают на свете!

О, какой прекрасный, тихий, теплый вечер!

Вперед! За мной!

Многоточие

Многоточие — знак препинания, который обозначает паузу или используется в том случае, если какая-то часть предложения опущена, потому что неважная, или читатель сам должен догадаться, о чем дальше идет речь. Часто многоточие содержит скрытый смысл текста: вздох, паузу, задумчивость, чтобы читатель услышал, например, весеннюю капель, тишину или щебет птиц. Раньше многоточие называли «пресекательным» знаком.

Примеры

Людмила, посмотри, ты же без конца всё пишешь-пишешь… Бабочки, цветочки какие-то. .. Ничего не понятно… Взять бы все и порвать на части.

Вера молчала… Внезапно, к удивлению всех, подпрыгнула, расхохоталась и бросилась в пляс.

Кажется, что-то припоминаю… Охотничий домик в лесу, огромная, пышная белая черемуха у речки…

Особые случаи

Восклицательный знак в середине предложения

— Граждане! не задерживаемся, проходим!

— Ты всех ненавидел: папу! маму! сестер! брата!

А нынче, ох! все растащили, ничего хорошего людям не оставили.

Три восклицательных знака

Уходи отсюда и никогда больше не приходи!!!

Восклицательный знак в скобках как собственное выражение отношения к цитируемому фрагменту

Я полностью согласен с нашим докладчиком: «Не случайно наши русские классики рекомендовали (!) читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, поговорки, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи.»

Вопросительный знак в середине предложения

«Что тебе испечь — пирожки? булочки? ватрушки?

Вопросительный знак как выражение сомнения

В кабинет зашли какие-то люди, рабочие или проверяющие (?) и начали громко разговаривать.

Одновременное использование вопросительного и восклицательного знаков

А оно надо?!

Неужели можно равнодушно смотреть на это безобразие?!

Одновременное использование восклицания и многоточия

И вот она вошла!… Счастье светилось на ее лице!… Никто не мог подозревать, что она недавно пережила горе.

Светает!… Лучи солнца скользят по старому пыльному комоду. Дом начинает просыпаться.

Одновременное использование вопроса и многоточия

Ну, что ты за человек?… Когда ты будешь думать своей головой?…

Многоточие в середине предложения

Когда я жил в деревне… нет, лучше не вспоминать… тяжелые тогда были времена… послевоенные…

Ве… Ве… Верочка, милая, прости меня, глупую!

Многоточие в начале предложения

…Так прошло несколько лет с того времени. Все изменилось, и мы стали другие.

Многоточие в цитате на месте пропуска

Я полностью согласен с нашим докладчиком: «Неслучайно наши русские классики рекомендовали читать . .. писателей, которые обладают всем богатством русской речи».

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

sentences.ru — синтаксис, пунктуация, составление предложений и словосочетаний со словами

Восклицательный знак | Руководство по пунктуации

Самый вопиющий способ, которым писатель демонстрирует презрение к своим читателям, — это полное игнорирование знаков препинания. На втором месте — обильное использование восклицательного знака. Некоторые авторы даже используют три или более восклицательных знака, чтобы читатель не полностью осознал значение того, что говорится.

Чтобы быть эффективным, восклицательный знак следует использовать умеренно.

В конце предложения

Восклицательный знак — это знак конечной пунктуации.Таким образом, за ним не следует ставить точку или вопросительный знак. Некоторые авторы будут использовать как вопросительный, так и восклицательный знаки для восклицательного вопроса, но действительно необходим только восклицательный знак.

Верный

Что, черт возьми, ты там делаешь!

Неверно

Что, черт возьми, ты там делаешь ?!

Имеется знак препинания, сочетающий в себе вопросительный и восклицательный знаки.Это называется интерробанг, и выглядит это так:‽ Тем не менее, по уже объясненным причинам, в этом нет необходимости.

Наибольшая путаница возникает, когда восклицательные знаки и другие знаки препинания появляются в конце предложения. Примеры большинства таких пар см. На диаграмме пунктуации терминала.

В середине предложения

Когда цитата заканчивается восклицательным знаком, запятая, которая обычно помещается внутри закрывающей кавычки, опускается.

Пример

«Убирайся», — сказал Маркус.

Верный

«Выходи!» — крикнул Маркус.

Неверно

«Убирайся!» — крикнул Маркус.

В составе названия работы

Если восклицательный знак является частью названия работы или имени собственного, запятую следует сохранить.

Примеры

Его последний рассказ «Не издавай звука!» — самый волнующий из его рассказов.

Ее первый роман, Excite! , был критическим ударом.

Проработав пять лет в отделе продаж Yahoo !, он устроился на работу по маркетингу в Google.

В качестве редакционного комментария

Писатели иногда помещают восклицательный знак в скобки, чтобы указать на свое удивление или веселье по поводу того, что цитируют. Избегайте этого в письменной форме.

Конец строки

Точка, вопросительный знак, восклицательный знак: конец строки

Точка, вопросительный знак и восклицательный знак — это три мушкетера пунктуации: все за одного и один за всех.Вот почему:

  • Все они концевые; то есть они используются в конце предложения.
  • Все три знака препинания имеют одинаковую функцию: указывать точку.
  • Все они показывают конец законченной мысли.
  • Все они могут предотвратить отсрочку приговора.

Хорошо, может, они и не Три мушкетера, но, по крайней мере, они не Три марионетки, Три амиго или Три медведя. Давайте посмотрим на эти три концевых метки более внимательно.

Точка: не пройти, не забрать $ 200

Точка — это рабочая лошадка пунктуации. Как отличный десерт, он всегда приветствуется в конце. Вот как использовать точки:

  • Используйте точку после полного предложения.
  • Пример : Похмелье — это гнев винограда.
  • Используйте точку после команды.
  • Пример : закройте за собой дверь.
  • Используйте точку после большинства сокращений.
  • Не используйте точку после отдельных букв в аббревиатуре. Например, напишите НАТО, а не N.A.T.O.
  • Используйте точку после инициала.
  • Используйте точку после каждой римской цифры, буквы или числа в схеме.
  • Всегда помещайте точку в кавычки, завершающие предложение.
  • Пример : Знак гласил: «Вредитель — друг в беде».
Опасно, Уилл Робинсон

Если в конце предложения стоит аббревиатура, не добавляйте еще одну точку.

Знак вопроса: вопрошающие умы хотят знать

Вы знаете правила жизни: никогда не носите белую обувь после Дня труда, чистите зубы после каждого приема пищи и избегайте грубых звуков на публике. Итак, вот правила использования вопросительных знаков.

  • Ставьте вопросительный знак после вопроса.
  • Пример : Разве не линия Мейсона-Диксона отделяет вас всех от вас, ребята?
  • Поместите вопросительный знак внутри закрывающих кавычек, если является частью цитаты .
  • Пример : Во сне я услышал, как кто-то спросил: «Разве атеизм не является организацией, не являющейся пророком?»
  • Поместите вопросительный знак за пределами закрывающих кавычек, если это , а не часть цитаты.
  • Пример : Это твоя мать сказала: «Господь предпочитает простых людей; вот почему он сделал их так много ?? (В таких обстоятельствах можно исключить точку из цитаты.)
Опасно, Уилл Робинсон

Не объединяйте восклицательный знак с точкой, запятой или вопросительным знаком.

Восклицательные знаки: Господи!

В речи восклицания используются свободно, особенно в моменты большой страсти, например, когда посудомоечная машина переполняется в 23 часа. в субботу вечером. Однако в письменной форме гораздо убедительнее создать акцент с помощью слов, а не знаков препинания. Но будут случаи, когда нужно использовать восклицательные знаки, поэтому вот несколько рекомендаций, которым нужно следовать.

  • Используйте восклицательный знак после восклицательного предложения.
  • Пример 😕 Очевидно? это большой, старый властный человек, который мучает молодежь!

Выдержка из The Complete Idiot’s Guide to Grammar and Style 2003 Лори Э. Розакис, доктор философии. Все права защищены, включая право на полное или частичное воспроизведение в любой форме. Используется по договоренности с Alpha Books , членом Penguin Group (USA) Inc.

Чтобы заказать эту книгу непосредственно у издателя, посетите веб-сайт Penguin USA или позвоните по телефону 1-800-253-6476.Вы также можете приобрести эту книгу на Amazon.com и Barnes & Noble.

Пунктуация в конце предложения | Grammarly

У вас есть три варианта расстановки знаков препинания в конце предложения: точка, восклицательный или вопросительный знак. Каждый из них задает свой тон всему предложению: утверждение, протест или вопрос, соответственно.

Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.

Точка отмечает конец повествовательного предложения: констатация факта.

Точка также может использоваться для завершения повелительного предложения, т. Е. Предложения, которое дает команду.

Вопросительный знак указывает на вопрос или иногда на заявление удивления или недоверия:

Восклицательный знак используется, чтобы показать волнение или акцент.

Может также следовать междометиям.

В обоих случаях его следует использовать экономно.При чрезмерном использовании восклицательные знаки теряют свой эффект; они могут показаться глупыми и непрофессиональными.

Когда мы читаем вслух, наш тон естественным образом подстраивается под то, что намекает на знаки препинания: точка относительно спокойная и степенная, восклицательный знак звучит громко и возбужденно, а вопросительный знак переворачивает конец предложения в удивлении.

Фактически, вы можете использовать одни и те же слова и одинаковые знаки препинания в предложении и изменить все значение, используя разные знаки препинания в конце. Я пошел по магазинам. (Хо, гм. Это было без происшествий.)

Поехал по магазинам! (отлично провел время и купил замечательные вещи!)

Я ходил по магазинам? (Должно быть, у меня отключили электричество или что-то в этом роде. Не помню, чтобы ходил по магазинам.)

Знаки препинания маленькие, и их легко пропустить, поэтому мы всегда ставим их через пробел. Некоторые люди используют одно пространство, а другие — два. Если вы используете определенный стиль или формат, проверьте, есть ли в нем какие-либо предпочтения для одного или двух пробелов.Правило двух пробелов — это возврат к дням машинописи; два пробела обычно больше не нужны. Современный текстовый редактор настраивает шрифты так, чтобы их можно было легко читать, не вставляя двойные пробелы. Однако некоторые академические и научные учреждения предпочитают видеть два пробела после точки, вопросительного или восклицательного знака, чтобы работу было легче рецензировать.
Хотя пунктуация в середине предложения чрезвычайно важна, именно пунктуация в конце предложения делает или нарушает написание: если пунктуация в конце предложения неправильная, все предложение может быть непонятным. Дополнительные советы о том, как закончить предложение, см. В разделах «Точка», «Вопросительный знак» и «Восклицательный знак».

Знаки препинания | Английская композиция I

В конце предложения стоят три знака препинания: точка (.), Вопросительный знак (?) И восклицательный знак (!). После предложения всегда стоит один пробел, независимо от того, какова заключительная пунктуация.

Периоды

Точки указывают на нейтральное предложение и, как таковые, являются наиболее распространенным конечным знаком препинания.Они пока стоят в конце каждого предложения на этой странице. Они появляются в конце утверждений.

Вопросительные знаки

Вопросительный знак ставится в конце вопроса (Как прошел урок сегодня?). Чтобы подчеркнуть суть, задают риторический вопрос, и ответа не ждут (Почему в первый день занятий всегда должен идти дождь?). Некоторые вопросы используются в основном как вежливые просьбы (не могли бы вы передать соль?).

Все эти вопросы можно отнести к категории прямых вопросов, и все эти вопросы требуют наличия вопросительного знака на концах.

Косвенные вопросы

Косвенные вопросы не имеют вопросительных знаков на концах. Их можно использовать во многом так же, как декларативные, но они часто подчеркивают неопределенность или недостаток знаний:

  • Не могу угадать как Тамика справилась .
  • Интересно, , так ли плохо выгляжу .
  • Сесил спросил , где были отчеты .

Обратите внимание, что в прямых и косвенных вопросах используется разный порядок слов: в прямых вопросах глагол обычно стоит перед подлежащим, в то время как в косвенных вопросах глагол появляется вторым.

восклицательных знаков

Восклицательный знак — это знак препинания, который обычно используется после междометия или восклицания, чтобы указать на сильные чувства или громкость, и часто отмечает конец предложения. Вы наверняка видели, как им злоупотребляют в Интернете.

Хотя такого рода утверждения чрезмерны, есть подходящие способы использования восклицательных знаков. Предложение, оканчивающееся восклицательным знаком, может быть восклицательным знаком (например, «Ух ты!» Или «Бу!») Или повелением («Стой!»), Или оно может указывать на удивление: «Это были следы гигантской утки ! »

Восклицательный знак иногда используется вместе с вопросительным знаком, чтобы выразить протест или удивление («Из всех кофеен, вы хотите встретиться у Крысолова ?!»).

Восклицательные знаки могут повторяться для дополнительного акцента («Отлично !!!»), но такая практика обычно уместна только при случайном или неформальном письме, например при обмене текстовыми сообщениями или онлайн-общении с друзьями и семьей.

Практика

Правильно ли используются конечные знаки препинания в этих предложениях? Объясните, почему да или почему нет. Предложения пронумерованы, чтобы помочь вам в ваших комментариях:

(1) Одна известная чистокровная скаковая лошадь восемнадцатого века была названа Потоооооооо, или Pot-8-Os! (2) Это был каштановый жеребенок, выведенный Уиллоби Берти, 4-м графом Абингдоном, в 1773 году, и он был известен своим поражением над некоторыми из величайших скаковых лошадей того времени. (3) С таким обеспеченным прошлым, как вы думаете, откуда взялось его странное имя.

(4) У лошади когда-то был конюх, который шутливо ошибся в написании Картофель . (5) Судя по всему, владелец посчитал орфографическую ошибку достаточно забавной, чтобы принять ее за настоящее имя лошади!

Покажи ответ

Восклицательный знак в конце предложения 1 не нужен. Хотя название странное, мы еще недостаточно узнали о лошади, чтобы заслужить восклицательный знак.

Предложение 3 должно заканчиваться вопросительным знаком: это прямой вопрос.

Предложение 5 может нуждаться в восклицательном знаке, а может и не нуждаться в нем. Это зависит от двух разных вещей: контекста письма и степени акцента, который вы хотите придать предложению. Насколько много акцента вы хотите, зависит от вас: как вы думаете, достаточно ли забавен этот факт, чтобы заслужить восклицательный знак? Контекст, в котором вы пишете, будет более объективным критерием, который поможет вам принять решение. В формальной академической обстановке, такой как работа на английском языке, восклицательный знак, скорее всего, будет неуместным.Однако, если бы вы писали в своем личном полупрофессиональном блоге, восклицательный знак, вероятно, подошел бы идеально.

Знаки пунктуации

Иногда вы сталкиваетесь с случаями, когда вам кажется, что нужно поставить несколько знаков препинания рядом друг с другом. Иногда вам нужно сохранить все отметки, но в других случаях вы должны оставить некоторые из них.

Как правило, не следует использовать более одного конечного знака препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) подряд.Если вы цитируете вопрос, он должен заканчиваться вопросительным знаком, а не вопросительным знаком и точкой. Если аббревиатура, например или ., Завершает предложение, вы должны использовать только одну точку.

  • Карлос наклонился вперед и спросил: «Вы получили ответ на шестой?»
  • Думаю, еды хватит. Маша скупила весь магазин: чипсы, газировку, конфеты, хлопья и т. Д.

Однако вы можете поставить запятую сразу после точки, как вы можете видеть выше с и т. Д. Это правило также применяется к сокращениям , например, и , т.е.

Примечание: Для любопытных: , например, . является аббревиатурой от латинского словосочетания example gratia , что означает «например», и , то есть означает id est , что на латыни означает «то есть».

Точки и круглые скобки также могут отображаться рядом друг с другом. Иногда точка стоит после закрывающей круглой скобки, но иногда она появляется внутри скобок.(Это пример предложения, в котором точка находится в круглых скобках.) Подробнее об этом мы узнаем в скобках, круглых скобках и многоточиях.

Практика

Найдите ошибки пунктуации в следующих предложениях. Введите исправленные предложения в текстовый фрейм ниже:

  1. Дана умела читать, писать, делать заметки, слушать и т. Д.
  2. Моя сестра посмотрела на меня и спросила: «Почему у вас так много винограда в тележке?».
  3. Люсинда была правящей Королевой Весны (т.е. она выиграла студенческий голос на последнем весеннем танце).

Покажи ответ

  1. Дана обладала множеством навыков: чтения, письма, ведения заметок, аудирования и т. Д.
    • В конце предложения должна быть только одна точка.
  2. Моя сестра посмотрела на меня и спросила: «Почему у вас так много винограда в корзине?»
    • Так как вопросительный знак может обозначать конец предложения, точка здесь не нужна.
    • Если вы хотите изменить это предложение на косвенный вопрос, вы можете переписать его так: Моя сестра посмотрела и спросила, почему у меня так много винограда в корзине.
  3. Люсинда была правящей Королевой Весны (то есть она выиграла студенческий голос на последнем весеннем танце).
    • После второй точки аббревиатуры должна быть запятая, т. е.

Конечная пунктуация | Руководство по написанию

В конце предложения используются три распространенных знака препинания: точка (.), Вопросительный знак (?) И восклицательный знак (!).После предложения всегда стоит один пробел, независимо от того, какова заключительная пунктуация.

Периоды

Точки указывают на нейтральное предложение и, как таковые, являются наиболее распространенным конечным знаком препинания. До сих пор они стояли в конце каждого предложения на этой странице.

Вопросительные знаки

Вопросительный знак ставится в конце вопроса. Вопрос — это запрос информации. Запрошенная информация должна быть предоставлена ​​в виде ответа.

Риторический вопрос задается, чтобы подчеркнуть суть, и не требует ответа (часто ответ подразумевается или очевиден).Некоторые вопросы используются в основном как вежливые просьбы (например, «Не могли бы вы передать соль?»).

Все эти вопросы можно отнести к категории прямых вопросов, и все эти вопросы требуют наличия вопросительного знака на концах.

Косвенные вопросы

Косвенные вопросы могут использоваться во многом так же, как и прямые, но они часто подчеркивают знание или недостаток знаний:

  • Не могу угадать как Тамика справилась .
  • Интересно, , так ли плохо выгляжу .
  • Сесил спросил , где были отчеты .

Такие пункты соответствуют прямым вопросам , которые представляют собой фактически задаваемые вопросы. Прямые вопросы, соответствующие приведенным выше примерам: Как Тамике это удалось? Я так плохо выглядела? Где отчеты? Обратите внимание, как разный порядок слов используется в прямых и косвенных вопросах: в прямых вопросах глагол обычно стоит перед подлежащим, в то время как в косвенных вопросах глагол появляется вторым.Кроме того, не следует ставить вопросительные знаки в конце косвенных вопросов.

Практика

Являются ли следующие предложения декларативными или косвенными предложениями? Кому нужен вопросительный знак в конце?

  1. Джеки интересно, где ее ключи
  2. Можете передать масло
  3. Есть здесь кто-нибудь
  4. Она спросила, как у вас дела
  5. Почему бы тебе не признать, что я прав

Показать ответ

  1. Косвенный; без вопросительного знака
  2. Декларативный; Вы можете передать масло?
  3. Декларативный; Здесь есть кто-нибудь?
  4. Косвенный; без вопросительного знака
  5. Декларативный; Почему ты не хочешь признать, что я прав?

восклицательных знаков

Восклицательный знак — это знак препинания, который обычно используется после междометия или восклицания, чтобы указать на сильные чувства или громкость, и часто отмечает конец предложения. Вы, наверное, видели в Интернете злоупотребление этим:

!!!!!! Я ПРОСТО ТАК !!!!!!

Хотя такого рода утверждения чрезмерны, есть подходящие способы использования восклицательных знаков. Предложение, оканчивающееся восклицательным знаком, может быть восклицательным знаком (например, «Ух ты!» Или «Бу!») Или повелением («Стой!») Или может означать изумление: «Это были следы гигантской утки! ” Восклицательные знаки иногда помещают в середине предложения с функцией, подобной запятой, для драматического эффекта, хотя такое использование встречается редко: «На прогулке, о! раздался ужасный шум.”

Неофициально восклицательные знаки могут повторяться для дополнительного выделения («Отлично !!!»), но такая практика обычно считается приемлемой только при случайном или неформальном письме, таком как текстовые сообщения или онлайн-общение с друзьями и семьей.

Восклицательный знак иногда используется вместе с вопросительным знаком. Это может быть в знак протеста или удивления («Из всех мест, прорубь ?!»).

Чрезмерно частое использование восклицательного знака обычно считается плохим письмом, поскольку оно отвлекает читателя и обесценивает значение знака.

Вырежьте все эти восклицательные знаки. . . . Восклицательный знак — это как смеяться над собственной шуткой.
— Ф. Скотт Фицджеральд

Однако некоторые авторы, в первую очередь Том Вулф и Мэдисон Акампора, известны откровенно либеральным использованием восклицательного знака. В комиксах очень часто используется восклицательный знак.

Практика

Правильно ли используются восклицательные знаки в этих предложениях? Объясните, почему да или почему нет.

  1. Вау! Симона дала каждому из своих друзей по пятьдесят долларов!
  2. Не слишком ли много, если я отправлю текст, в котором говорится: «Эй !!! Мне очень понравился спектакль прошлой ночью !!!!! »?
  3. Хуанита упала с лестницы!

Покажи ответ

  1. Восклицательный знак после слова «Вау» уместен, но восклицательный знак в конце, скорее всего, не нужен или излишен, если вы не пишете в неформальной обстановке.
  2. Хотя здесь много знаков препинания, предложение верное с технической точки зрения. Однако, если кто-то спрашивал вас, не слишком ли много знаков препинания, вы можете посоветовать ему отказаться от такого количества восклицательных знаков.
  3. Хотя восклицательный знак может быть уместным в некоторых контекстах — если Хуанита обычно изящна или если Хуанита уже несколько раз падала в тот день, — в большинстве случаев это предложение должно просто заканчиваться точкой.

Точки, восклицательные и вопросительные знаки — Graduate Writing Center

Точки, восклицательные и вопросительные знаки


Ой!

Используйте период от до

  • сигнализируют об окончании идеи; просто убедитесь, что это полная идея
  • предложения с пунктуацией и маркированные / нумерованные списки; просто убедитесь, что это полные предложения и маркированные / нумерованные списки
  • конечные сокращенные слова ( Dr. для врача, ул. для улицы)
  • отдельные сокращенные буквы нижнего регистра (например, стр., Стр. И др.)
  • убедитесь, что вы правильно применяете формат стиля цитирования.

Точки относительно кавычек:

  • Точки появляются в кавычках : Он слышал, как она пела «Где-то над радугой».

Вопросительные знаки относительно других знаков препинания:

  • Вопросительные знаки внутри кавычек, круглых скобок или скобок появляются только в том случае, если часть цитируемого или заключенного в скобки материала:
    • Он спросил: «Вы верите в призраков?»
    • Эта собака (или это волк?) Будет огромной!
  • Вопросительные знаки появляются за пределами кавычек, когда вопрос не является частью предложения: действительно ли он спрашивал меня, « я верил в призраков»?
    • Почему он не попросил выходной до сегодняшнего дня (вторника)?
    • «Как вы думаете, что он имел в виду, — спросил Ньюман, — когда сказал:« Вы все более глупые, чем я думал »?»

Используйте восклицательный знак

  • экономно. Не используйте восклицательный знак в академическом письме, если он уже не присутствует в цитате.

Восклицательный знак относительно других знаков препинания

  • Восклицательный знак появляется внутри кавычек, скобок или скобок, когда часть цитируемого материала:
    • Он спел «Help!» Группы Битлз. больше, чем любая другая песня.
    • Статья «На полпути!» поставил несколько продуманных моментов.

Ссылки на точки, восклицательные и вопросительные знаки

Когда использовать восклицательные знаки

Восклицательный знак — это тип знака препинания, который ставится в конце предложения.Это похоже на точку с вертикальной чертой над ней: ! Другие примеры связанных знаков препинания включают точки и вопросительные знаки, которые также идут в конце предложений. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, когда использовать восклицательные знаки в письме.

Восклицательный знак!

Восклицательные знаки, также известные как восклицательные знаки, изначально назывались «нотами восхищения». Они привыкли что-то восклицать. Они обычно используются после междометий (слов или фраз, которые используются для восклицания, командования или протеста, например «вау» или «ох»).Восклицательные знаки могут письменно выражать следующие эмоции:

  • азарт — «Мне не терпится поехать в Диснейленд!»
  • сюрприз — «О! Вы уже купили новую машину! »
  • изумление — «Вау! Эль-Капитан даже больше, чем я думал! »
  • подчеркивая точку — «Нет! Мы не хотим идти на вечеринку! »
  • еще одна сильная эмоция — «Эта новость меня так разозлила!»

Любое восклицательное предложение может сопровождаться восклицательным знаком для добавления акцента.В конце концов, не «Я взволнован!» передать больше эмоций, чем «Я взволнован»? Если вы экономно используете восклицательные знаки во всех абзацах, они могут привнести в ваш текст нотку волнения или эмоций.

Примеры восклицательных знаков

Восклицательный знак может влиять на тон предложения так, как точка не может. Вот еще несколько примеров предложений с восклицательными знаками.

  • Да, я выйду за тебя замуж!
  • Ой! Это шикарное платье!
  • Вау! Не могу поверить, что наткнулся на тебя здесь.
  • Джессика сказала мне, что у вас будет ребенок!
  • «У вас много неприятностей!» — крикнул отец Уилла.
  • Помогите! Я заперся из дома!
  • Нет! Я снова забыл домашнее задание.
  • Играет мой любимый фильм. Пошли!
  • Вы должны использовать два слоя краски, а не один!
  • Стой! Не бросай меня в бассейн!
  • Как вы смеете копировать мои ответы!
  • «Уйди с дороги!» — огрызнулась старушка.

Обратите внимание, что некоторые предложения имеют восклицательные знаки после междометия, но через точку после следующего предложения.Это заставляет вставлять междометия в вашем письме. При использовании в кавычках восклицательные знаки должны быть внутри кавычек, как и все знаки препинания.

Безумие с множественными восклицательными знаками!

В официальном письме вы ставите один восклицательный знак в конце предложения. Но в неформальном письме, таком как электронная почта или текстовые сообщения, люди часто используют более одного письма, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Например: «Нет !!! Я же говорил, что металл нельзя помещать в микроволновую печь!» безусловно, понимает суть и оказывает гораздо большее влияние, когда вы бежите за огнетушителем.

Неформально восклицательные знаки могут также использоваться с вопросительными знаками, чтобы выразить шок, протест или тревогу. Например: «Что значит ты забыл билеты на самолет?!?!?!?» Однако не добавляйте эти знаки препинания в официальное эссе, поскольку они определенно не соответствуют правилам написания. Несколько восклицательных знаков также можно принять за крик, поэтому используйте их с умом.

Принадлежат ли восклицательные знаки в официальном письме?

Есть некоторый спор относительно того, принадлежат ли восклицательные знаки официальной письменной форме вообще.Большинство общепринятых правил грамматики говорят, что они не принадлежат им или, как минимум, их следует использовать с осторожностью. Против восклицательного знака выдвигались всевозможные аргументы — от того, что письмо должно создавать собственный акцент, до веры в то, что восклицательный знак отвлечет читателя.

Однако некоторые плодовитые писатели действительно свободно используют восклицательные знаки в своих работах. В комиксах часто используются восклицательные знаки для акцента и оживления своих страниц. Хотя несколько восклицательных знаков могут быть приемлемыми в творческом письме, вероятно, лучше не использовать их в очень формальном или академическом письме.

История восклицательного знака

Хотя восклицательные знаки были введены в английский язык в 15 веке, они даже не существовали в качестве отдельного ключа на стандартных пишущих машинках до 1970-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.