Содержание
Помогите пожалуйста даю 100 б 1. Укажите неверное утверждение.
1) Лексика — словарный
1) Лексика — словарный запас языка.
2) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
3) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
4) Антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи.
5) Старославянизмы — группа исконно русских слов.
6) Жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) справа
2) судьба
3) играла
4) у брата
5) ворота
6) красота
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
1) золотой медальон
2) пустая голова
3) говор ручья
4) хвост кометы
5) быстрый бег
6) цветущий сад
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) металлургический завод – часовой завод
2) тихий час – тихая погода
3) идут торги – идут часы
4) счастливый брак – заводской брак
5) корень слова – корень растения
6) мягкий знак – мягкий климат
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке.
Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
сп_шите к нам, сп_шите задание, зап_вать песню, зап_вать молоком
1) е, е, е, е
2) и, и, и, и
3) е, и, е, и
4) и, е, и, е
5) и, е, е, и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
(А. С. Пушкин)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) бедная растительность
а. маленькая
б. скромная
в. пышная
2) богатый опыт
а. ничтожный
б. убогий
в. скудный
3) волшебный голос
а. божественный
б. раздражающий
в. безропотный
4) полный ответ
а. пустой
б. частичный
в. жирный
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим.
1) Множество людей пропало без вести во время войны.
2) Многие слова утратили свое первоначальное значение.
3) С появлением первых лучей солнца туман развеялся.
4) Куда запропастилась эта книга?
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
1) Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).
2) Где стол бы яств, там гроб стоит (Г. Державин).
3) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).
4) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).
5) О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).
11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
1) одеть
а. пальто
б. ребёнка
в. на голову
2) объёмная
а. книга
б. сумка
в. информация
3) дипломатичная
а. нота
б. женщина
в. служба
4) дефективные
а. люди
б. деньги
в. книги
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.
1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
2) ватрушка, жнец, мичман, галстук
3) медальон, мольберт, либретто, гитара
4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) город, одежда, брег, един
2) град, одёжа, берег, один
3) город, одёжа, берег, один
4) град, одежда, брег, един
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).
2) Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А. К. Толстой).
3) Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).
4) Видит око, да зуб неймёт (И. Крылов).
5) Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).
15. Укажите, каким является каждое слово.
1) космонавт
2) ультразвук
3) интернет
4) паровоз
5) ликбез
6) инвестиция
а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.
1) Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).
2) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы (М. Шолохов).
3) В Москву переведён через моё содейство (А. Грибоедов).
4) Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).
17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.
1) паронимы
2) хорей
3) баллада
4) сарказм
5) полисемия
6) фабула
18. Укажите, как называются выделенные слова.
Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо сматываться.
Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
Тесты по теме «Лексика»
Тесты по теме «Лексикология»
Вариант 1
1. Укажите неверное утверждение.
1) Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.
2) Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.
3) Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
4) Могут быть контекстуальные антонимы.
5) Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
6) Историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) умница
2) города
3) отличница
4) папаша
5) листва
6) осина
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.
1) защита диссертации
2) класс работает
3) чувство локтя
4) переход через горы
5) играли Шекспира
6) простые люди
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) коренной житель – коренной вопрос
2) человек худой – характер худой
3) больной заснул – больной ребёнок
4) спутник Марса – спутник в дороге
5) пачка папирос – пачка балерины
6) звезда эстрады – звезда на небе
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.
Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
дружеская к_мпания, нефтяная к_мпания, прятный комлп_мент, компл_мент в сыворотке
1) а, а, и, и
2) о, о, е, и
3) а, о, е, е
4) о, а, и, е
5) а, о, и, и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед…»
(А. С. Пушкин)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) тонкая работа
а. толстая
б. топорная
в. заметная
2) простой фасон
а. сложный
б. бедный
в. ювелирный
3) сильный художник
а. неубедительный
б. заурядный
в. поверхностный
4) суровый тон
а. лёгкий
б. мягкий
в. тихий
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЧУВСТВОВАТЬ является стилистическим.
1) Сегодня ей нездоровится.
2) Он ощутил прилив небывалой силы.
3) Почуяв опасность, зверь притаился.
4) Мы пережили то же, что и они.
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.
1) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).
2) Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов).
3) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский).
4) Мы сёла – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги (В. Жуковский).
5) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти (Г. Поженян).
11. Выберите подходящие по смыслу слова.
1) сделать … стрижку
а. фасонистую
б. фасонную
2) сохранить … великой страны
а. статус
б. статут
3) у него … друзья
а. скрытые
б. скрытные
4) ни на чём не … претензии
а. обоснованные
б. основанные
5) учащийся … школу
а. окончил
б. закончил
12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими.
1) свеча, солнце, утюг, тулуп
2) браслет, ласточка, сестра, овраг
3) кружево, корзина, невод, зодчий
4) ребёнок, сказка, шуба, зонтик
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) здравый, мощь, добродетель, чуждый
2) здоровый, мощь, зима, чужой
3) здравый, мочь, добродетель, чужой
4) здоровый, мочь, зима, чуждый
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) По прошествии немногих лет он был избран губернатором… (Ю. Нагибин).
2) В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).
3) Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
4) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов).
5) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с (А. Чехов).
15. Определите, каким является каждое слово.
1) фломастер
2) компьютер
3) свингер
4) нарком
5) маркетинг
6) видеомагнитофон
а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм
16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.
1) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький (И. Тургенев).
2) Там ведь есть бучило, знаешь, оно ещё всё камышом заросло (И. Тургенев).
3) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Распутин).
4) Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства (И. Ильф, Е. Петров).
17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.
1) плеоназм
2) аорист
3) триолет
4) парадигма
5) амфибрахий
6) сонорный
18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!
Я в полном ОТПАДЕ!
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
Вариант 2
1. Укажите неверное утверждение.
1) Лексика — словарный запас языка.
2) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
3) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
4) Антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи.
5) Старославянизмы — группа исконно русских слов.
6) Жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) справа
2) судьба
3) играла
4) у брата
5) ворота
6) красота
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
1) золотой медальон
2) пустая голова
3) говор ручья
4) хвост кометы
5) быстрый бег
6) цветущий сад
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) металлургический завод – часовой завод
2) тихий час – тихая погода
3) идут торги – идут часы
4) счастливый брак – заводской брак
5) корень слова – корень растения
6) мягкий знак – мягкий климат
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке.
Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
сп_шите к нам, сп_шите задание, зап_вать песню, зап_вать молоком
1) е, е, е, е
2) и, и, и, и
3) е, и, е, и
4) и, е, и, е
5) и, е, е, и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
(А. С. Пушкин)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) бедная растительность
а. маленькая
б. скромная
в. пышная
2) богатый опыт
а. ничтожный
б. убогий
в. скудный
3) волшебный голос
а. божественный
б. раздражающий
в. безропотный
4) полный ответ
а. пустой
б. частичный
в. жирный
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим.
1) Множество людей пропало без вести во время войны.
2) Многие слова утратили свое первоначальное значение.
3) С появлением первых лучей солнца туман развеялся.
4) Куда запропастилась эта книга?
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
1) Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).
2) Где стол бы яств, там гроб стоит (Г. Державин).
3) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).
4) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).
5) О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).
11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
1) одеть
а. пальто
б. ребёнка
в. на голову
2) объёмная
а. книга
б. сумка
в. информация
3) дипломатичная
а. нота
б. женщина
в. служба
4) дефективные
а. люди
б. деньги
в. книги
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.
1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
2) ватрушка, жнец, мичман, галстук
3) медальон, мольберт, либретто, гитара
4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) город, одежда, брег, един
2) град, одёжа, берег, один
3) город, одёжа, берег, один
4) град, одежда, брег, един
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) Майор Ковалёв приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).
2) Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А. К. Толстой).
3) Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).
4) Видит око, да зуб неймёт (И. Крылов).
5) Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).
15. Укажите, каким является каждое слово.
1) космонавт
2) ультразвук
3) интернет
4) паровоз
5) ликбез
6) инвестиция
а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.
1) Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).
2) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы (М. Шолохов).
3) В Москву переведён через моё содейство (А. Грибоедов).
4) Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).
17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.
1) паронимы
2) хорей
3) баллада
4) сарказм
5) полисемия
6) фабула
18. Укажите, как называются выделенные слова.
Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо сматываться.
Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
Тест -4
1. Найдите верные утверждения.
1) Лексика — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
2) Лексика — совокупность слов того или иного языка.
3) Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, устанавливается значения слов и их употребление в речи.
4) Лексикология — совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности.
2. Найдите неверное утверждение.
1) Слова имеют лексическое и грамматическое значение.
2) Лексические значения слов изучаются лексикологией.
3) Грамматические значения слов изучаются лексикологией.
4) Лексическое значение слова индивидуально: оно присуще данному слову и отличает его от других.
5) Грамматическое значение слова характеризует не одно слово, а целые разряды или классы слов.
3. С чем можно согласиться?
Лексическое значение слова можно узнать
1) в орфографическом словаре
2) в толковом словаре
3) в орфоэпическом словаре
4. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ДИПЛОМАНТ?
1) должностное лицо ведомства иностранных дел
2) человек, награжденный дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.
3) кожаный портфель для деловых бумаг
4) человек, действующий тонко и умело
5. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ПРЕЦЕДЕНТ?
1) лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания и т.д.
2) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода
6. Какое суждение неверно?
1) Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.
2) Лексические значения слов бывают прямыми и переносными.
3) Лексические значения, возникающие в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие, называются переносными.
4) Отличительный признак переносного значения — его конкретность, отличительный признак прямого значения — его отвлеченность.
7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К однозначным можно отнести слова:
1) арба
2) аудиенция
3) архив
4) альпинизм
Б. К многозначным можно отнести слова:
а) арена
б) ария
в) аргумент
г) аквариум
8. Какие значения слова КРОВНЫЙ являются переносными?
1) происходящий от одних предков, родной по крови
2) очень близко касающийся, глубоко затрагивающий кого-либо
3) прочный, неразрывный благодаря общим интересам, духовной близости
4) породистый, чистокровный (о лошадях)
9. В каких словосочетаниях выделенные слова употребляются в прямом значении?
1) ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье
2) ГРОЗА мальчишек
3) ГИБКОСТЬ политики
4) неуловимая ГРАЦИЯ движений
5) ДРАГОЦЕННОЕ время
10. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1) ДУБОВЫЙ лист
2) ДУБОВЫЙ стиль
3) КАЗЕННЫЙ подход
4) КАЗЕННЫЕ деньги
11. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении?
1) ГЛАДКИЕ стихи
2) ГЛАДКАЯ поверхность
3) ГАЛЕРЕЯ персонажей
4) стеклянная ГАЛЕРЕЯ
12. В каких словосочетаниях прилагательное КИСЛЫЙ употреблено в переносном значении?
1) КИСЛОЕ яблоко
2) КИСЛАЯ картошка
3) КИСЛОЕ тесто
4) КИСЛОЕ настроение
5) КИСЛОЕ выражение лица
6) КИСЛАЯ среда
13. Найдите верное определение.
Омонимы — это
1) слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по своему значению
2) слова, одинаковые звучащие, но не имеющие ничего общего в своем значении
3) слова, противоположные по значению
14. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:
Мне снится, что я ЛЕЧУ
долбить высоту намеченную.
Мне снится, что я ЛЕЧУ
раненых и вылечиваю.
1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы
15. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:
Рыбачьей удалью БЛЕСНУ
И в речке возле ЛЕСА
Поймаю щуку на БЛЕСНУ.
Э, выдержала б ЛЕСА!
1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы
16. Как называются слова, принадлежащие одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки?
1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы
17. Найдите лишнее.
1) лингвистика
2) языкознание
3) языковедение
4) филология
18. Какое понятие обобщает слова?
Важный, существенный, значительный, значимый, весомый, первостепенный, многозначительный, исторический, эпохальный.
1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы
19. Найдите слово, не имеющее отношение к остальным.
1) серьезный
2) вдумчивый
3) основной
4) сосредоточенный
5) основательный
20. Определите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы?
1) Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
2) Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
3) От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
4) Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колотить.
21. Какие суждения не верны?
1) Антонимы — слова, имеющие противоположные значения.
2) Антонимы принадлежат к разным частям речи.
3) Антонимами могут быть слова, обозначающие конкретные предметы.
4) Антонимами могут быть слова, обозначающие степень признака.
5) Антонимические отношения в наибольшей степени свойственны качественным прилагательным и наречиям.
22. Составьте пары антонимов.
1) далекий
2) мягко
3) мертвец
4) разрушить
5) вчера
а) завтра
б) жестко
в) строить
г) близкий
д) живой
23. Какие пары являются антонимами?
1) веселье — горе
2) упрёк — похвала
3) зной — прохладный
4) помнить — забвение
5) вёдро — ненастье
24. Укажите, в каких случаях к выделенным словам неправильно подобраны антонимы?
1) ГРУБЫМ (нежным) дается РАДОСТЬ (печаль).
2) РАБОТАЕШЬ (отдыхаешь) — СЫТЫМ (голодным) будешь, БОЛТАЕШЬ (молчишь) — день ПОТЕРЯЕШЬ (найдешь).
3) В ущелье ЛЕЖА (стоя), Уж ДОЛГО (медленно) думал о СМЕРТИ (жизни) птицы.
25. Укажите соответствия.
1)
СИЯЛО солнце, вздыхала степь,
БЛЕСТЕЛА трава в бриллиантах дождя,
и золотом СВЕРКАЛА река.
2)
Полюбил БОГАТЫЙ — БЕДНУЮ,
Полюбил УЧЕНЫЙ — ГЛУПУЮ,
Полюбил РУМЯНЫЙ — БЛЕДНУЮ,
Полюбил ХОРОШИЙ — ВРЕДНУЮ;
ЗОЛОТОЙ — полушку МЕДНУЮ.
3)
Справа лес всё ЧАЩЕ.
Конь несется РЫСЬЮ,
Услыхав, что в ЧАЩЕ
Ветер фыркнул РЫСЬЮ.
а) обыгрываются омонимы
б) обыгрываются синонимы
в) обыгрываются антонимы
Вариант 3
1. Укажите неверное утверждение.
1) Центральная единица лексикологии – слово.
2) Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.
3) Могут быть лексические и контекстуальные синонимы.
4) Различаются омонимы полные и частичные.
5) Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.
6) Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) крестьяне
2) поле
3) в море
4) насекомое
5) накануне
6) нигде
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
1) чёрные мысли
2) седой старик
3) искры костра
4) рёв водопада
5) тянутся дни
6) красный закат
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) годы прошли – воины прошли
2) площадь треугольника – городская площадь
3) крутой кипяток – крутой характер
4) сборка конструкции – сборка на юбке
5) строевой лес – строевая песня
6) холодное молоко – холодный взгляд
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.
Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский).
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
ч_стота колебаний, ч_стота белья, посв_тить фонарём, посв_тить идее
1) и, и, е, е
2) а, е, и, я
3) и, а, я, и
4) а, и, е, я
5) е, е, я, е
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в приведённом отрывке.
О чём ты воешь, ветер…
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф. И. Тютчев)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) полное ведро
а. частичное
б. худое
в. пустое
2) разные вкусы
а. однотипные
б. тождественные
в. схожие
3) сильное чувство
а. вялое
б. неубедительное
в. слабое
4) громкая слава
а. незаметная
б. неслышная
в. слабая
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЛЕГКО является стилистическим.
1) Играючи он поднимал двухпудовую гирю.
2) Несложно справиться с данной задачей.
3) Он безболезненно перенёс дальний перелёт.
4) Она свободно владела несколькими языками.
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
1) Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин).
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).
3) Не знаю, жить мне долго или мало, иду я к свету иль во мрак ночной… (В. Брюсов).
4) Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора (В. Смирнов).
5) Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (А. Фет).
11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
1) воинская
а. наука
б. обязанность
в. разведка
2) годичные
а. оценки
б. кольца
в. доходы
3) проступок
а. неблаговидный
б. честный
в. невольный
4) цветовая
а. фотография
б. гамма
в. ручка
12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные.
1) флот, шайба, картофель, брат
2) кладовая, кочерга, абажур, аркан
3) вексель, деньги, карнавал, комедия
4) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) глава, хождение, ворота, ягнёнок
2) голова, хожу, врата, агнец
3) голова, хождение, ворота, ягнёнок
4) глава, хождение, врата, агнец
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) Кто-то держал развёрнутый судебник (А. К. Толстой).
2) В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал… (А. Пушкин).
3) Все море — как жемчужное зерцало (И. Бунин).
4) Шуми, шуми, послушное ветрило… (А. Пушкин).
5) Царь двумя перстами брал обритых за щёку (А. Н. Толстой).
15. Укажите, каким является каждое слово.
1) продналог
2) акваланг
3) аэроплан
4) эквалайзер
5) маклер
6) программирование
а. устаревшее
б. общеупотребительное
в. неологизм
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.
1) Восстань, пророк, и виждь, и внемли… (А. Пушкин).
2) Поговорив, казаки разошлись по куреням (Н. Гоголь).
3) Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… (А. Пушкин).
4) Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам (А. К. Толстой).
17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.
1) полногласие
2) ремарка
3) имажинизм
4) оканье
5) аффикс
6) фразеологизм
18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
А цена ему – ЛИМОН.
Полный ОБЛОМ: УПЁРСЯ РОГАМИ В ЗЕМЛЮ – и ни в какую.
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
Тест — 5
1. С чем нельзя согласиться?
1) С точки зрения активного и пассивного запаса лексики современного русского языка слова делятся на исконные и заимствованные.
2) Одной из причин заимствования слов являются тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами — носителями языков.
3) Старославянизмы — это слова, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковно-славянского) языка.
2. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. Исконно русские слова:
1) потолок
2) жаворонок
3) кемпинг
4) сорока
Б. Заимствованные слова:
а) преамбула
б) бизнес
в) предисловие
г) импорт
3. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.
1) азбука
2) мать
3) большевик
4) бульон
5) незабудка
4. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.
1) шампиньон
2) портье
3) носорог
4) оратория
5) гиппопотам
5. Какое определение какому термину соответствует?
1) Это слова, обозначающие предметы и явления, которые существуют в современной жизни. Они вышли из активного употребления, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы и явления.
2) Это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни.
3) Это слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов и явлений, новых общественных отношений, открытий в науке и технике.
а) историзмы
б) неологизмы
в) архаизмы
6. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. Архаизмами являются слова:
1) опочить
2) полон
3) кафтан
4) десница
Б. Историзмами являются слова:
а) бурса
б) урядник
в) вирши
г) нэпман
7. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления.
1) уста
2) ланиты
3) вельми
4) барщина
5) всуе
6) чрево
8. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.
1) редут, холоп, династия, пищаль
2) боярин, фимиам, вратарь, пансион
3) армяк, шуйца, рыбарь, выя
4) стрелец, сибирка, целовальник, спутник
9. Укажите верный ответ.
Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности, составляют
1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику
10. Укажите верный вариант.
Слова, употребление которых свойственно всем говорящим и не ограничено какой-либо территорией, профессиональной или социальной средой, составляют:
1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику
11. Составьте определения.
1) Это слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий.
2) Это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы.
а) жаргонная лексика
б) профессиональная лексика
12. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К общеупотребительным словам относятся:
1) работать
2) вода
3) намедни
4) говорить
Б. К диалектной лексике относятся слова:
а) кочет
б) гутарить
в) деятельность
г) вечерять
13. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными.
1) назём, целовек, клёвый, инда
2) очеп, телик, ишо, шпора
3) на-скорях, пущай, зоревать, рыбалить
4) покель, посля, хохма, надысь
14. Укажите строку, в которой все слова являются жаргонными.
1) предки, бытовка (помещение), запаска (запасной механизм)
2) телик, бабки (деньги), гирла (девушка), липа (фальшивка)
3) френд (друг), одиночник (фигурист), недопоставка, потрясно
4) тачка (автомобиль), шкурка (наждачная бумага), степуха
15. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К лингвистическим можно отнести термины:
1) морфология
2) дифтонг
3) жанр
4) омонимия
Б. К литературоведческим можно отнести термины:
а) артикуляция
б) трилогий
в) ямб
г) персонификация
16. Чем является выделенное слово?
— …навалены
КОСУЛИ *, грабли, бороны,
багры, станки, тележные
ободья, топоры.
*Косуля — соха.
1) диалектизм
2) профессионализм
3) жаргонизм
17. Сопоставьте определения с терминами.
1) Это раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
2) Это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
3) Это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу.
а) лексикология
б) лексикография
в) фразеология
18. С чем нельзя согласиться?
Устойчивые сочетания слов, обозначающие нечто единое целое по смыслу, называются:
1) идиомами
2) фразеологизмами
3) профессионализмами
4) фразеологическими оборотами
19. Определите, какие сочетания слов являются фразеологическими оборотами.
1) голубая кровь
2) с гулькин нос
3) выносить мебель из комнаты
4) выносить сор из избы
20. Найдите свободные словосочетания.
1) за словом в карман не лезет
2) лезть на крышу дома
3) ни в какие ворота не лезет
4) из кожи вон лезть
5) лезть по канату
6) лезть в бутылку
7) лезть на рожон
8) лезть в душу
21. Найдите фразеологические обороты.
1) бросать взгляд
2) бросать курить
3) бросать камешки в огород
4) бросать на ветер
5) бросать копьё
6) бросать перчатку
7) бросать комья земли
8) бросать свет
22. Сопоставьте фразеологические обороты и их значения.
1) как свои пять пальцев
2) точно из-за угла мешком
3) кровь с молоком
4) стреляный воробей
а) цветущий
б) придурковатый, со странностями, прибитый
в) бывалый, очень опытный человек
г) досконально, основательно
23. Определите, в каких случаях правильно даны значения фразеологических оборотов.
1) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. — Он ей понравился.
2) И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы. — Король стал сам не свой.
3) Бить баклуши. — Бить лентяев.
4) Кот был в восторге от того, что всё идет как по маслу. — Все идет очень хорошо.
5) Ушел волк несолоно хлебавши. — Ушел, невкусно поев.
24. Составьте фразеологические обороты.
1) разводить турусы
2) толочь воду
3) наводить тень
4) обобрать
а) на плетень
б) на колёсах
в) до нитки
г) в ступе
25. Составьте пары синонимичных фразеологизмов.
1) ни за какие блага
2) висеть на плечах
3) поминай как звали
4) держать пари
а) и след простыл
б) ни за какие коврижки
в) биться об заклад
г) наступать на пятки
26. Укажите правильный вариант.
1) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════ ————————
2) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═══════════ —————-
3) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════════════════════
4) Он для порядка всем ставит фонари под глазами.
── ·─·─·─·─·─·─· —— ═════ ——— ·─·─·─·─·─·─·
Конституция республики казахстан — русский язык, тесты
Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий
Тема: Повторение по теме «Лексика. Фразеология».
Шалова Светлана Алтаевна, преподаватель русского языка и литературы
Цель урока:
- 1. Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика. Фразеология»;
- 2. Продолжить освоение употребления лексики (синонимов, антонимов, омонимов и т.д.) в речи;
- 3. Продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с одарёнными;
- 4. Воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Этапы урока
Презентация
Лексика
Однозначные
и
многозначные
слова
Омонимы
Синонимы
Прямое и
переносное
значение
слов
Антонимы
- Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
- Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет , пароход идет , письма идут , часы идут ; «В море суши полоса называется « коса », а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса . У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»
- Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чём-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название.
- Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной.
По форме:
кольцо на пальце –
кольцо дыма
По функции:
крыло птицы –
крыло самолёта
По цвету:
золотой браслет –
золотой берег
Пути
переноса
значения
По расположению
к чему-либо:
нос животного –
нос лодки
По оценке:
ясный день –
ясная речь
По впечатлению:
злой человек –
злой ветер
- Омонимы не имеют ничего общего в значении. У омонимов слова пишутся одинаково, звучат одинаково, но, тем не менее, каждое слово означает совершенно различные предметы или понятия.
- Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток.
- Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
- Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!
- Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
- Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
- Буря – ураган – тайфун – шторм – шквал – циклон.
- Красный – алый – пурпурный – рубиновый – багровый – пламенный.
- Идти – шагать – ступать – шествовать –плестись –семенить.
- Невероятно – невообразимо – немыслимо – неимоверно.
- Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль и избежать повторений одних и тех же слов.
- Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.
- Имена существительные: добро – зло, сила – слабость, лето – зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость.
- Имена прилагательные: хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький.
- Глаголы: работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить.
- Наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда.
- Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.
Закрепление.
Занимательная лингвистика.
1) записать данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово вместе с фразеологизмами. Составить предложение с одним из них. Объяснить пропущенные орфограммы.
Кровь с м…л…ком; бить баклуши; выв…сти на чистую воду;
делат(?) из мухи слона;
мастер на все руки;
бр…сать слова на ветер.
2) составить пары-синонимы из данных фразеологических оборотов и записать полученные пары. Объяснить пропущенные орфограммы.
1) хоть пруд пруди
1) куда глаза гляд…т
2) кто во что горазд
2) в двух шагах
3) как снег на г..лову
3) куры не клюют
4) ни рыба, ни мясо
4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подат(?)
5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут
6) ни то ни сё
3) подобрать к данным фразеологизмам антонимы и записать получившиеся пары. Объяснить пропущенные орфограммы:
1) рукой подать
1) мастер на все руки
2) на вес з…лота
2) молоко на губах не обсохло
3) семи пядей во лбу
3) у черта на куличках
4) песок сыплется
4) на всех парах
5) в ч..,с по чайной ло…ке
5) грош(?) цена 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове чеши
Тестирование.
1. Укажите неверное утверждение:
а) лексика — словарный запас языка;
б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;
в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;
г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;
д) старославянизмы — группа исконно русских слов;
е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) золотой медальон; г) хвост кометы;
б) пустая голова; д) быстрый бег;
в) говор ручья; е) цветущий сад.
3. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) металлургический завод — завод часов;
б) тихий голос — тихая погода;
в) идут торги — идут часы;
г) счастливый брак — заводской брак;
д) корень слова — корень растения;
е) мягкий знак — мягкий климат.
Домашнее задание.
1) Составить и записать небольшой текст с использованием синонимов:
Синий,васильковый,индиговый, ультрамариновый, сапфировый.
2) Найти вторую часть фразеологизма и дописать его.
1. Невзирая на____________
2.Два сапога______________.
3.Буря в _________________.
4.Топтаться на______________.
5.Кусать_____________.
6.Не мудрствуя_____________.
7.Зарубить себе __________.
8.Волчий__________________
9.Как две капли воды_______.
10.Сулить золотые__________.
11.Еле-еле душа___________________.
12.На сон________________________.
13.Голод не ________________________.
14. Нельзя ли для прогулок __________.
15.Рожденный ползать_______________.
16.Краем уха______________________.
17.Калиф на_________________.
18.Овчинка_____________________.
19.Проще пареной__________________.
20.Кисейная____________ _________.
Литература:
1. http://krasdo.ucoz.ru/ee383358c499.png
2. http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg
3. http://www.goodclipart.ru/data/ramki_i_fon/BORDERS06/bb/BD06107.png
4.Материалы олимпиады по русскому языку
5. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.Русский язык:Грамматика. Текст.Стили речи:Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-5-е изд.-М.:2000.-367 с.
6. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений,/ В.Ф.Греков,С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. = 2-е изд.-М.:Просвещение, 2009,-368 с.- ISBN 978-5-09-021114-7.
7. http://sch3016.edusite.ru/images/01.gif
8. http://www.goodclipart.ru/data/obuchenie/EDCATION3/2d/ED2463.png
СПАСИБО!
|
ЛЕКСИКА ВАРИАНТ I а) лексика — словарный запас языка; а) город, одежда, брег, един;
Односоставные предложения. Неполные предложения . Тест № 1
Односоставные предложения. Неполные предложения Тест № 2
Тест по рассказу Астафьева «Фотография на которой меня нет». 1.С кем жил мальчик этого рассказа? |
|
%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d1%8b — со всех языков на все языки
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАканАлтайскийАрагонскийАрабскийАстурийскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБагобоБелорусскийБолгарскийТибетскийБурятскийКаталанскийЧеченскийШорскийЧерокиШайенскогоКриЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийВаллийскийДатскийНемецкийДолганскийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГэльскийГуараниКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийВерхнелужицкийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнупиакИнгушскийИсландскийИтальянскийЯпонскийГрузинскийКарачаевскийЧеркесскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийКомиКиргизскийЛатинскийЛюксембургскийСефардскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМаньчжурскийМикенскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийКомиМонгольскийМалайскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийНауатльОрокскийНогайскийОсетинскийОсманскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийАрумынскийРусскийСанскритСеверносаамскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиШумерскийСилезскийТофаларскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийТувинскийТвиУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВьетнамскийВепсскийВарайскийЮпийскийИдишЙорубаКитайский
Все языкиАбхазскийАдыгейскийАфрикаансАйнский языкАлтайскийАрабскийАварскийАймараАзербайджанскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийКаталанскийЧеченскийЧаморроШорскийЧерокиЧешскийКрымскотатарскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧувашскийДатскийНемецкийГреческийАнглийскийЭсперантоИспанскийЭстонскийБаскскийЭвенкийскийПерсидскийФинскийФарерскийФранцузскийИрландскийГалисийскийКлингонскийЭльзасскийИвритХиндиХорватскийГаитянскийВенгерскийАрмянскийИндонезийскийИнгушскийИсландскийИтальянскийИжорскийЯпонскийЛожбанГрузинскийКарачаевскийКазахскийКхмерскийКорейскийКумыкскийКурдскийЛатинскийЛингалаЛитовскийЛатышскийМокшанскийМаориМарийскийМакедонскийМонгольскийМалайскийМальтийскийМайяЭрзянскийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПенджабскийПалиПольскийПапьяментоДревнерусский языкПуштуПортугальскийКечуаКвеньяРумынский, МолдавскийРусскийЯкутскийСловацкийСловенскийАлбанскийСербскийШведскийСуахилиТамильскийТаджикскийТайскийТуркменскийТагальскийТурецкийТатарскийУдмурдскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийУзбекскийВодскийВьетнамскийВепсскийИдишЙорубаКитайский
Конспект открытого урока по русскому языку / 6 класс/ тема «лексика»
МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока
по Русскому языку
/ 6 класс/
Тема: «Лексика»
Учитель Русского языка и Литературы Н.М. Балашова
2010-2011 учебный год
Тема урока: Повторение по теме «Лексика»
Цель урока: Закрепление знаний, умений, навыков по теме «Лексика»
Оборудование урока: Учебники, словари, ТСО (компьютер)
Ход урока.
1. Фронтальный опрос по вопросам (с.50 учебника)
2. Записать примеры с данной иноязычной частью: аква-, био-, гео-, библио-
3. Контрольная словарная диктовка:
долина, акваланг, декорация, манера, маринист, узнавать, террариум, этимология, абонемент, иллюстрация, экземпляр, библиотека, благоговеть, изменяться, ровесник, преподаватель, прояснить, добавлять, терраса.
4. Упражнение «Кто быстрее?»
Заменить устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
Очи, чело, ланиты, уста, Щёки, глаза, губы, лоб, говорит,
перст, баталия, глаголет, палец, битва, парикмахер.
брадобрей.
5. Найти устаревшее слово:
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба. Кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
6. Определить слово по лексическому значению и записать его:
Цвет сирени и фиалки – (лиловый)
Заранее намеченный путь следования – (маршрут)
Очень большой, огромный – (огромный, гигантский)
Знаки для обозначения звуков – (буквы)
Часть слова без окончания – (основа слова)
Жёлтый с красноватым оттенком – (оранжевый).
7. Заменить фразеологизмы синонимами:
Задрать нос, спустя рукава, водить за нос,
засучив рукава, кот наплакал.
8. Переписать текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.
9. Укажите неверное утверждение:
а) лексика — словарный запас языка;
б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;
в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;
г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;
д) старославянизмы — группа исконно русских слов;
е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
10. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) золотой медальон; г) хвост кометы;
б) пустая голова; д) быстрый бег;
в) говор ручья; е) цветущий сад.
11. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) металлургический завод — завод часов;
б) тихий голос — тихая погода;
в) идут торги — идут часы;
г) счастливый брак — заводской брак;
д) корень слова — корень растения.
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:
а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;
б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;
в) медальон, мольберт, либретто, гитара;
г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:
а) город, одежда, брег, един;
б) град, одёжа, берег, один;
в) город, одёжа, берег, один;
г) град, одежда, брег, един.
14. Тестирование:
1. Укажите заимствованное слово.
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее слово.
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово.
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
4. Укажите диалектное слово.
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
5. Укажите неологизм.
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.
7. Укажите раздел, изучающий лексику.
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
15. Подведение итогов урока; выставление оценок за урок.
07. Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи
07. Слово и его
значение, типы лексических значений.
Явление полисемии. Омонимы. Синонимы.
Антонимы. Функции в речи.
Центральной
единицей лексического уровня языка
является слово. Точного определения
слова современная наука не дает, это
связано со сложностью данной единицы
в которой отражены явления окружающей
действительности, отношение человека
к этим явлениям и его виденье мира.
Существует пять основных признаков
слова:
Фонетическая
оформленность.
Слово представляет собой звуковой
комплекс, искажение его ведет к разрушению
смысла.Номинативная
функция.
Слово служит для названия объектов и
явлений окружающей действительности.
Эта функция слова лежит в основе его
коммуникативной функции.Цельнооформленность.
Слово определяется комплексом морфем.Воспроизводимость.
Слово не конструируется говорящим, а
используется в готовом виде.Семантическая
валентность.
Слово может сочетаться по смыслу ч
определенным кругом слов, широким или
узким.
Обязательным
признаком
слова является
лексико-грамматическая
отнесенность,
это значит, что в русском языке слово
обязательно принадлежит к какой-либо
части речи.
Функции слова.
Слово выполняет
две основные
функции:
номинативную
и обобщающую.
Его главная функция- номинативная—
называть объекты и явления окружающего
мира.
Вторая функция-
обобщающая.
Она не только называет конкретные
предметы, но и обобщение, которое
позволяет применить данное слово по
отношению к ряду однородных предметов.
Лексическое
значение слова
— это «предметно-вещественное содержание,
оформленное по законам грамматики
данного языка и являющееся элементом
общей семантической системы словаря
этого языка» (по В.В,Виноградову)
Ядро лекс. Значения-
понятие —
мысль о предмете действительности,
выделяющую его существенные, основные
признаки. В лингвистике эта главная
составляющая называется сигнификат
или сигнификативный
компонент.
Денотат
или денотативный
компонент
лексического значения отражает
представление о конкретном предмете.
В значении слова
может присутствовать и третий компонент
— коннотативный
компонент., выражающий отношение
говорящего к предмету речи.
Виды системных
отношений между единицами лексики.
Слова языка и их
лексические значения организуются в
целостную упорядоченную систему и
вступают между собой в отношения
синтагматические и парадигматические.
Синтагматические
отношения
в лексике выражаются в возможности или
невозможности сочетаемости слов.
В основе
парадигматических
отношений
лексических единиц лежит то, что значения
разных слов содержат некоторые одинаковые
элементы. Например, так образуются
синонимические ряды.
Если на ряду с
общими элементами значение слова
содержит элементы противоположные, то
слова образуют антонимическую пару.
Еще один пример
парадигматических отношений- сходство
внешнего облика и различное содержание.
(омонимия)
Омонимы—
это разные слова, имеющие одинаковый
звуковой состав. В пределах омонимии
следует разделять:
Омофоны
– слова звучащие одинаково в именительном
и винительном падежах, но имеющие разный
фонемный состав.Омоформы
–те случаи, когда у двух слов совпадает
и произношение и состав фонем, но лишь,
в определенной форме ( например 3 и три!)Собственно
омонимы,
которые распадаются на существенно
различные группы:
—
подлинные омонимы, т.е. слова, звучащие
одинаково, имеющие одинаковый фонемный
состав и морфемный состав, но разное
происхождение из двух, ранее не совпадавших
по звучанию слов.
-те
случаи, когда от тех же корней или основ,
независимо друг от друга, образованы
такие же слова, т. е., в той же части речи.
-могут
быть случаи, когда одно и тоже слово
заимствуется в разное время, с разным
значением, и, очевидно не из вполне
тождественного источника.
-конверсия-
данное слово переходит в другую часть
речи без изменения своего морфологического
и фонетического состава.
Полисеми́я
(от греч. πολυσημεία — «многозначность»)
— многозначность, многовариантность,
то есть наличие у слова (единицы языка,
термина) двух и более значений, исторически
обусловленных или взаимосвязанных по
смыслу и происхождению.
В
современном языкознании выделяют
грамматическую
и лексическую полисемии.
Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов
может быть употреблена не только в
собственно-личном, но и в обобщённо-личном
значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!»
и «Тебя не перекричишь». В подобном
случае следует говорить о грамматической
полисемии.
Часто,
когда говорят о полисемии, имеют в виду
прежде всего многозначность слов как
единиц лексики. Лексическая
полисемия
— это способность одного слова служить
для обозначения разных предметов и
явлений действительности, ассоциативно
связанных между собой и образующих
сложное семантическое единство. Именно
наличие общего семантического признака
отличает полисемию от омонимии и
омофонии: так, например, числительное
«три» и «три» — одна из форм повелительного
наклонения глагола «тереть», семантически
не связаны и являются омоформами
(грамматическими омонимами).
Антонимы—
это слова противоположного значения.
Для появления антонимики необходимо
наличие качественного признака, который
может градировать и доходить до
противоположного значения. ). В
антонимические отношения вступают
слова, которые соотносительны между
собой по логической связи, общности
семантики и грамматическим значениям
(относятся к одной и той же части речи).
Антонимы могут быть как разнокорневыми
(хорошо — плохо, любовь — ненависть), так
и однокорневыми
(честный — бесчестный, вливать — выливать).
В однокорневых антонимах противоположность
значения зависит от значения присоединяемых
приставок, которые, как и слова, могут
вступать между собой в антонимические
отношения (ср. противоположность значений
приставок за- и от-, за- и вы-, например:
закрыть — открыть, зарыть — вырыть).
необходимых синонимов, необходимых антонимов | Тезаурус Мерриам-Вебстера
Тезаурус
Синонимы и антонимы слова
необходимо
(запись 1 из 2)
1
принуждение к соблюдению или участию по закону или как если бы он был
- испытание на выбросы необходимо , прежде чем вы сможете продлить регистрацию для вашего автомобиля
слов, относящихся к необходимо
Рядом с антонимами для необходимо
2
невозможно избежать или уклониться
- налоги всегда будут обязательно зло
слов, относящихся к необходимо
фраз синонимов необходимо
Рядом с антонимами для необходимо
3
невозможно обойтись без
- пища и вода необходимы для выживания
- первостепенное значение,
- критический,
- существенный,
- императив,
- незаменимый,
- интегральный,
- must-have,
- необходимая,
- необходимо,
- нужная,
- требуется,
- реквизит,
- витальный
слов, относящихся к необходимо
фраз синонимов необходимо
Рядом с антонимами для необходимо
Синонимы и антонимы слова необходимо
(Запись 2 из 2)
что-то необходимое, незаменимое или неизбежное
- скромный доход, который давал семье только предметов первой необходимости жизни
- состояние,
- спрос,
- существенный,
- должен,
- must-have,
- необходимость,
- нужно,
- нужная,
- требование,
- реквизит,
- sine qua non
слов, относящихся к необходимо
Рядом с антонимами для необходимо
См. Определение словаря
Синонимов и антонимов | Словарь
Синоним
Синоним — это слово, которое означает в точности то же самое, или почти то же самое, что и , другое слово на том же языке.Например, «закрыть» — это синоним слова «закрыть».
Обратите внимание, что синоним может иметь то же значение, что и другое слово, но эти два слова не обязательно взаимозаменяемы. Например, слова «взорваться» и «взорваться» имеют одно и то же значение, но «взорвать» неформально (используется больше в речи), а «взорваться» — более формально (используется больше в письменной и осторожной речи).
Вот еще несколько примеров синонимов:
синонимов | часть речи | ||
---|---|---|---|
закрыть | закрыто | глагол | |
взорвать | взорвать | глагол | |
взорвать | надуть | глагол | |
мелкий | поверхностное | прилагательное | |
нетерпеливый | залог | увлеченный | прилагательное |
самопроизвольно | импровизированный | внеплановые | прилагательное |
Синонимы можно найти в словаре синонимов или тезаурусе.
Антоним
Антоним — это слово, которое означает напротив другого слова. Например, «плохой» антоним «хорошего». Вот еще несколько примеров:
префикс | антонимов | часть речи | |
---|---|---|---|
хорошо | плохо | прилагательное | |
малый | большой | прилагательное | |
легкий | жесткий сложный | прилагательное | |
мягкий | жесткий | прилагательное | |
мужской | женский | прилагательное существительное | |
вверх | вниз | предлог наречие | |
идти | прийти | глагол | |
сделано путем добавления префикса un- | в состоянии | не может | прилагательное |
эгоист | бескорыстный | прилагательное | |
до | отменить | глагол | |
сделано путем добавления префикса в- | приличное | неприличное | прилагательное |
толерантный | нетерпимость | прилагательное | |
человек | бесчеловечный | прилагательное | |
сделано путем добавления префикса не | конформист | нонконформист | прилагательное существительное |
основной | несущественное | прилагательное существительное | |
смысл | чушь | существительное |
Вы можете найти антонимы в словаре антонимов.
Удивительно: поразительно, удивительно, потрясающе | Плодородно , плодотворно, обильно, продуктивно | Вежливо, любезно | ||
Аннигиляция: разрушение, резня, вымирание | Гаргантюан: колоссальный, мамонт, огромный | Доля: 90fit, часть, сегмент прибыль, доход, доход | Голодный: пустой, голодный, голодный | Рискованный: опасный, опасный, коварный |
Смелый: отважный, отважный Раненые: поврежденные, раненые, раненые | Sle эпы: сонный, вялый, вялый | |||
Сплоченный: единый, связанный, сплоченный | Умный: блестящий, умный, умный | бессмысленный, иллогичный Разумный необоснованно | ||
Хитрость: острый, острый, ловкий | Разжигать: воспламенять, воспламенять, гореть | Буйно: | Верных: верных, пылких, преданных | Вакантных: пустых, безлюдных, нежилых |
, загрязнение, загрязнение | Старый: пожилые, пожилые, пожилые | Верность: 9013 6 подлинность, достоверность, правдивость | ||
Огромный: огромный, гигантский, массивный | Организация: ассоциация, учреждение, менеджмент | Мокрый: влажный, влажный 9509 | ||
Feisty: возбужденный, пылкий, живой | Партнер: партнер, коллега, компаньон | Молодой: подающий надежды, молодой, нежный 3 |