К какому спряжению относятся глаголы на ять: Определение спряжения глаголов, правила и примеры

Содержание

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. Узнаем, как пра­виль­но напи­сать лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, опре­де­лив их спря­же­ние. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи в рус­ском язы­ке. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и числам.

Спряжение глаголов

Определение

Изменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спряжением.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окончаниями.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, например

петь:

  • 1 лицо  я пою́ — мы поём
  • 2 лицо  ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо  девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спряжения.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет глагол

лете́ть

  • 1 лицо  я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо  ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спряжению.

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию относятся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примеры

косить, хва­лить, кле­ить, мучить

Исключение

гла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др. )

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примеры

видеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смотреть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примеры

слы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо  я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо  ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо  он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся так­же ко вто­ро­му спря­же­нию (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спряжения:

  • 1 лицо  я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо  ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо  он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спряжения:

  • 1 лицо  я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо  ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо  он купа́ет — они купа́ют

Вывод

В боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Видеоурок для учащихся 5 класса

Скачать ста­тью: PDF

Личные окончания глаголов — 5 клас, Русский язык —

На этом уроке мы вспомним, что такое спряжение глагола, как его определять и как правильно написать безударное личное окончание глагола. Повторим глаголы-исключения.

Введение

Как пишутся личные безударные окончания глаголов? Личное окончание глагола зависит от типа спряжения. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

Глаголы I спряжения

Глаголы I спряжения имеют окончания (рис. 1):

Рис. 1. Окончания глаголов I спряжения

Пример спряжения (рис. 2):

Рис. 2. I cпряжение

Глаголы II спряжения

Глаголы II спряжения имеют окончания (рис. 3):

Рис. 3. Окончания глаголов II спряжения

Пример спряжения (рис. 4):

Рис. 4. II спряжение

Определение спряжения глагола

Существует два способа определения спряжения глагола:

– по личному окончанию, если оно ударное (рис. 5):

Рис. 5. Примеры глаголов

– если личное окончание безударное, то спряжение глагола можно определить по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Ко II спряжению относятся:

– глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на -ить (рис. 6):

Рис. 6. Примеры глаголов II спряжения

– семь глаголов на -еть (рис. 7)

Рис. 7. Глаголы-исключения

– четыре глагола на -ать (рис. 8):

Рис. 8. Глаголы-исключения

и все приставочные глаголы, образованные от них.

Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть,ыть, относятся к I спряжению (рис. 9):

Рис. 9. Примеры глаголов I спряжения

К I спряжению относятся три глагола на -ить (рис. 10):

Рис. 10. Глаголы-исключения

Тренировочные упражнения

В приведенных предложениях определите спряжение глаголов и вставьте пропущенные буквы.

Предложение 1 (рис. 11):

Рис. 11. Предложение 1

Глагол поверишь,его неопределенная форма – поверить,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.

Глагол загонишь, его неопределенная форма – загнать, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.

Предложение 2 (рис. 12):

Рис. 12. Предложение 2

Глагол подходит,его неопределенная форма – подходить,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.

Глагол слышит, его неопределенная форма – слышать, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.

Глагол смотрит, его неопределенная форма – смотреть, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.

Глагол видит, его неопределенная форма – видеть, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем –и.

Глагол носится,его неопределенная форма – носиться,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.

Предложение 3 (рис. 13):

Рис. 13. Предложение 3

Глагол гуляет,его неопределенная форма – гулять,это глаголI спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – е.

Глагол подгоняет,его неопределенная форма – подгонять,это глаголI спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – е.

Заключение

Обобщим полученные знания. Глагол относится ко II спряжению, если в неопределенной форме оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться),тогда в окончаниях -ишь, -ит, -им, -ите пишем букву и. Следует помнить о глаголах-исключениях терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать, они относятся ко II спряжению.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, и в окончаниях пишем е.

 

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок»(Источник)

2. Интернет-сайт Единой коллекции ЦОР (Источник)

3. Интернет-сайт jozhik2012.blogspot.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Что такое спряжение глаголов?

2. К какому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить? Есть ли исключения?

3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах:

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

 
Оставьте отзыв о качестве урока Личные окончания глаголов в комментариях !!

Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени — Правило

Упражнения к правилу

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа:
I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет,
-ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит,
-им, -ите, -ат (-ят)

Пример 1. Проспрягаем глагол I спряжения «гулять».

1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример 2. Проспрягаем глагол II спряжения «возить».

1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят

Определение спряжения глаголов

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить
(пилить, носить, дежурить)
и глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

К I спряжению относятся все остальные глаголы:
на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь
(писать, сеять, прыгнуть)
и глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.

Примечание.
Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями:
пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.

Применение правила

Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:

Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму.
он кол..т → колоть
ты леч..шь → лечить

Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.

Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано.
колоть → -оть → I спр → колет
лечить → -ить → II спр → лечишь

Примечание.
Под ударением пишется то, что слышится:
гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.

Примеры

Он тащ..т → н.ф. – тащить → на -ить → II спряжение → он тащит

Ты скач..шь → н.ф. – скакать → на -ать → I спр → ты скачешь

Мы догон..м → н.ф. – догнать → на -ать → II спр, исключение → мы догоним

Как определить спряжение глагола в русском языке. Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Общие сведения об уроке

Тема урока:
«Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения:
2 академических часа.

Цели:

Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование
: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске — стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски — задания самостоятельной работы), лист с темой урока — для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т —

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее — о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание:
(Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл — ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого — второе задание.

2 задание
: (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла — ставим напротив задания).

3 задание:
(Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III
. Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV
. Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок)
:

Топит
— топИ
ть поможет
— помО
чь

светит
— светИ
ть греет
— грЕ
ть

любит
— любИ
ть забудет
— забЫ
ть

подарит
— подарИ
ть напишет
— написА
ть


Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение — ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение — ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание — в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

V
. Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI
. Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

лень валИт (валить — 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто расскажЕт (рассказать — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов — поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13)
В первом столбике существительные, а во втором — глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание:
(Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов — «5», 10-13 баллов — «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII
. Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16)
При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина — на «5», Андрей — на «4», Миша — на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII
. Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX
. Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное — сразу вставляем окончание, если безударное — н. ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт
.

Кто что делает
расскажет
,

Чертит
, пишет
иль поёт
.

Вышивает
или пашет
,

Или забивает
гол.

Моет
, чистит
, жарит
, варит

Все расскажет
нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 — 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. — Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. — М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. — СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. — М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. — М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. — М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. — М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

спряжение — Не могу понять смысл спряжений, расскажите об этом подробнее

Хотя эта тема многим кажется ясной и понятной, у меня всё-таки сложилось впечатление, что понимается она как-то механически, на уровне подсознания. Отчасти это связано с тем, что в школе не изучается информация о том, что спряжение глагола в общем случае зависит от основы, что словоизменительная система глагола в русском языке сложная и включает различные классы и группы глаголов, каждый из которых относится к 1-му или 2-му спряжению. Мы же не задаем глаголу спряжение, а определяем его ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ПРАВИЛУ, если личные окончания являются безударными. Поэтому заданный вопрос очень полезен и говорит о том, что есть люди, стремящиеся уяснить для себя эту тему до конца.

Краткая инструкция

1) Начальная форма глагола называется инфинитивом или неопределенной формой глагола. Глаголы бывают НЕПРОИЗВОДНЫЕ (видеть, говорить, идти) и ПРОИЗВОДНЫЕ (обед – обедать).

2) Правильное написание инфинитива в общем случае проверяется по СЛОВАРЮ, но также существуют ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА определения безударных суффиксов . Например, суффикс Я пишется, если в основе глагола присутствуют звуки ЭЙ, АЙ, УЙ: таять, отчаяться, веять, сеять, надеяться, чуять.

3) Правильный выбор безударного глагольного суффикса имеет принципиальное значение, так как он определяет правописание всех остальных глагольных форм – выбор личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий и деепричастий

4) Изменение глагола по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, например: я знаю, ты знаешь, он знает, я узнаю, ты узнаешь.

5) Личные формы глаголов настоящего и будущего времени образуются с помощью личных окончаний, выражающих грамматическое значение лица и числа, соответственно получается НАБОР ИЗ ШЕСТИ ОКОНЧАНИЙ (3 лица и 2 числа). Глаголы в русском языке ИМЕЮТ ДВА СПРЯЖЕНИЯ (ДВА НАБОРА ОКОНЧАНИЙ).

6) Набор личных окончаний глаголов двух спряжений определяем по спряжению глаголов с ударным окончанием.
несу – несёшь – несёт – несём – несёте – несут, пою – поёшь – поёт – поём – поёте – поют — набор окончаний 1-ого спряжения У/Ю, ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ.
молчу – молчишь – молчит – молчим – молчите – молчат; говорю – говоришь – говорит – говорим – говорите – говорят – набор окончаний глаголов 2-ого спряжения У/Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ.

7) Глаголы с УДАРНЫМ окончанием выбирают себе спряжение сами (шить – шьёшь, окончание ЁШЬ, 1 спр). Если личные окончания являются безударными, то приходится определять спряжение глагола по условному правилу.

8) Спряжение глагола определяется ПО ГЛАГОЛЬНОМУ СУФФИКСУ в том случае, если его личные окончания являются безударными. Безударный глагольный суффикс также надо предварительно ПРОВЕРИТЬ.

9) ПРАВИЛО
Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2-ому спряжению: бросить, строить, клеить.
Все остальные глаголы (на АТЬ/ЯТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЕТЬ) относятся к 1-ому спряжению: бегать, шептать, стонать, резать, таять, веять, реять, колоть, полоть, тронуть, кинуть.
Глаголы-исключения 1-ого спряжения: брить, стелить, а также два редко встречающихся глагола зыбиться, зиждиться. Глаголы-исключения 2-ого спряжения (11 глаголов): гнать, держать, слышать, дышать – 4 глагола на АТЬ; видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть – 7 глаголов на ЕТЬ.

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания

Спряжение изучают при прохождении школьного курса русского языка. Тема не является сложной для понимания, однако есть несколько положений, которые необходимо запомнить. Например, слова-исключения и общее правило правописания личных окончаний глагола. В этом случае процесс определения не составит большого труда.

Понятие о спряжении глаголов

Термин «спряжение» характеризует изменение личных окончаний глагола в зависимости от того, какое лицо и число имеет данная часть речи. Классификация содержит всего два типа – первое и второе. Определению поможет соответствующая таблица, где наглядно представлены те признаки, которые присущи каждомутипу.

Окончания глаголов первого спряжения

К этой группе относят глаголы, в неопределенной форме имеющие следующую концовку: -еть, -ать, -уть, -ыть, -ять, -оть, -ть. Склоняя инфинитив того или иного глагола и получая производные его личных форм, можно легко определить, к какому типу его следует отнести. Для закрепления ниже приведены два примера:

Тонуть

  • 1 лицо: Я тону – Мы тонем
  • 2 лицо: Ты тонешь – Вы тонете
  • 3 лицо: Он тонет – Они тонут

Плыть

  • 1 лицо: Я плыву – Мы плывем
  • 2 лицо: Ты плывешь – Вы плывете
  • 3 лицо: Она плывет – Они плывут

Примечание: Изучая окончания глаголов первого и второго спряжения, необходимо понимать, что подобные слова имеют свои исключения, которые, как в случае со многими другими исключениями, нужно просто выучить, чтобы при необходимости использовать на практике.

Например: стелить, лить, бить, брить. Эти слова имеют окончание -ить, но, тем не менее, их относят к словам 1 спряжения.

Окончания глаголов второго спряжения

В форме инфинитива глаголы этого спряжения имеют оконцовку -ить.

Такая закономерность имеет свои исключения, к которым относятся:

– Слова, оканчивающиеся на -еть и -ать. Например: гундеть, зависеть, гореть, держать и т.д.

Более подробный перечень слов-исключений будет приведен в последнем разделе.

Для закрепления ниже приведены два примера:

Сверлить

  • 1 лицо: Я сверлю – Мы сверлим
  • 2 лицо: Ты сверлишь – Вы сверлите
  • 3 лицо: Он сверлит – Они сверлят

Пилить

  • 1 лицо: Я пилю – Мы пилим
  • 2 лицо: Ты пилишь – Вы пилите
  • 3 лицо: Она пилит – Они пилят

Это интересно! Существуют глаголы, относящиеся сразу к обеим формам. Их называют разноспрягаемыми (хотеть, чтить).

Одновременно с этим, в русском языке встречаются глаголы, которые не относят к какому либо спряжению. Например, дать. Это слово в различных формах принимает особые окончания, отличные от стандартных, поэтому является исключением.

Таблица спряжения глаголов

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения представлены в таблице:

Лицо1-е спряжение2-е спряжение
Единств. числоМнож. числоОкончанияЕдинств. числоМнож. числоОкончания
1-е лицоЛетаю
Отдыхаю
Сочиняю
Летаем
Отдыхаем
Сочиняем
-у (-ю), -емКопчу
Плачу
Хожу
Коптим
Платим
Ходим
-у (-ю), -им
2-е лицоЛетаешь
Отдыхаешь
Сочиняешь
Летаете
Отдыхаете
Сочиняете
-ешь, -етеКоптишь
Платишь
Ходишь
Коптите
Платите
Ходите
-ишь, -ите
3-е лицоЛетает
Отдыхает
Сочиняет
Летают
Отдыхают
Сочиняют
-ет, -ут(-ют)Коптит
Платит
Ходит
Коптят
Платят
Ходят
-ит, -ят (-ат)

Как определяется гласная безударных личных окончаний глагола

Определить спряжение глаголов с ударнымиличными окончаниями не составляет труда: для этого нужно всего лишь выделить часть слова, на которое оно оканчивается (ударение позволяет сделать это даже устно), и по таблице посмотреть, какой из двух разновидностей оно соответствует.

Таблица выше содержит окончания и примеры для каждого типа спряжения.

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием является более сложным случаем, так как на слух всегда тяжело определить правописание безударной гласной (например – «стелет» – слышится как , так и ). Алгоритм в этой ситуации следующий:

  1. Необходимо поставить искомое слово в неопределенную форму. Для упрощения постановки глагола в инфинитив, необходимо задать к нему вопрос что делать?
  2. Далее выделяем окончание. После чего следует выучить, какие окончания свойственны каждому из спряжений, и запомнить слова-исключения, которые не поддаются общему правилу.

Первое спряжение. В форме инфинитива имеет такие окончания, как: -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть.

Исключения: брить, зиждиться, стелить. Эти глаголы обладают частью слова -ить, но классификация относит их к 1-му спряжению.

Второе спряжение. В форме инфинитива имеет окончание -ить.

Исключениями, также относящимися к 2-му спряжению, являются несколько слов на -ать, -еть.

В школьное время для более легкого восприятия и запоминания исключений учителя предлагали перечень данных слов, которые находились в таком порядке, что рифмовались между собой и образовывали подобие детского стишка:

Гнать, держать, дышать, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Но зависеть и терпеть

И в конце концов вертеть

Выделив окончание и сравнив инфинитив со списком слов-исключений, нетрудно определить, к какой из двух разновидностей относится искомое слово.

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 192, с.

94

192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.

Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.

Глагол зеленеть оканчивается на -еть, значит, это глагол I спряжения.

Глагол просить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения.

Глагол веять оканчивается на -ять, значит, это глагол I спряжения.

Глагол дружить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения.

Глагол видеть оканчивается на -еть (глаголы на -еть относятся к I спряжению), но видеть является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.

Глагол думать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения.

Глагол слышать оканчивается на -ать(глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.

Обратите внимание на то, что по неопределённой форме определяется спряжение и написание глаголов только с безударными личными окончаниями. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 192, с. 94

4.1 (81.71%) от 35 голосующих

Il y a — Французское беззаконие — Essential French

Основное французское выражение

Значение есть, есть; назад
Буквально у него там
Регистр нормальный
Произношение [ее лях]
ИПА [и ля]

Замечания по использованию: Есть несколько более полезных выражений, чем il y a , французский эквивалент «есть / есть» и «назад».«

Или у = есть, есть

Или чаще всего используется в одной из трех конструкций:

1. Il y a + неопределенный артикль + существительное

Il y a une coccinelle dans le jardin . В саду есть божья коровка.
Есть проблемы с размещением. Есть некоторые проблемы с этим устройством.

Не ил

Неважно, что будет дальше, в единственном или множественном числе; в настоящем времени это выражение всегда il y a . Или же не существует.

2. Или + число + существительное

Il y a trois étudiants qui ont réussi à l’examen. Три студента сдали экзамен.
Il y a deux choses à faire demain. Завтра нужно сделать две вещи.

3. Или + неопределенное прилагательное или местоимение

Возможны различные варианты решений. Есть несколько возможных решений.
Je pense qu’il y a quelqu’un dans la cave. Кажется, в подвале кто-то есть.

Или в другом времени

Или состоит из трех * слов:

  1. il — предмет «оно»
  2. y — наречное местоимение «там»
  3. a — настоящее время единственного числа в третьем лице эвыр — «иметь»

* Не я

Il и y никогда не меняются.Однако, поскольку a — это настоящее время единственного числа от третьего лица аворира , вы можете сказать, что было, будет и т. Д., Спрягая для этого времени:

Il y avait une coccinelle dans le jardin. В саду была божья коровка.
Il y aura une coccinelle dans le jardin. В саду будет божья коровка.

Помните: , хотя глагол является формой «быть» в английском языке (был, был, будет и т. Д.), Французский глагол в этом выражении всегда имеет форму Avoir , а не être .

Или в вопросах

Есть два разных способа задать вопросы или :

с

est-ce que

Поместите est-ce que прямо перед или и запомните необходимое сокращение.

Est-ce qu’il y a un problème? Есть проблема?
Est-ce qu’il y a des solutions? Есть какие-нибудь решения?
Combien de coccinelles est-ce qu’il y a dans le jardin? Сколько божьих коровок в саду?
Qu’est-ce qu’il y a? Что случилось?
С инверсией

Инвертируйте il y a , поместив сначала местоимение y , затем инвертируйте il и a и соедините их с -t-

Есть проблема? Есть проблема?
Y a-t-il des solutions? Есть какие-нибудь решения?
Pourquoi y a-t-il un coccinelle dans le jardin? Почему в саду живет божья коровка?
Qu’y a-t-il? Что случилось?

Существует только одно правильное инверсионное написание, состоящее из одного пустого места, двух дефисов и без апострофов: y a-t-il . Все следующие варианты — и любые другие, с которыми вы можете столкнуться — неверны:

  • y-a-t-il
  • год назад
  • года назад
  • год
  • года
  • y’a-t-il
  • год назад
  • я-т-ил
  • я-т ил
  • я-т’ил
  • лет

Неформально первое слово опускается, и или произносится просто ya .

Или с отрицанием

Чтобы сказать «нет» или «нет», поместите n ’ перед y и pas после a . Предлог de должен предшествовать следующему существительному.

Il n’y a pas de problème. Проблем нет.
Это уже прошлое решение. Нет решения.
Il n’y a pas de coccinelle dans le jardin. В саду нет божьих коровок.

Или да = назад

Если за ним следует период времени или временное наречие, il y a является французским эквивалентом слова «назад»:

.

Je lui ai parlé il y a deux semaines. Я разговаривал с ним две недели назад.
Или 5 ans que j’ai vendu ma voiture. Я продал свою машину 5 лет назад.
Это самая длинная партия. Он ушел давным-давно.

Выражения и пословицы с

il y a

Il n’y a pas de fumée sans feu. Не бывает дыма без костра.
Il n’y a pas de roses sans épines. Нет розы без шипа.
Il n’y a pas de sot métier (il n’y a que de sottes gens). Каждая сделка имеет свою ценность.
Il n’y que les montagnes qui ne se rencontrent pas. Нет никого настолько далекого, что судьба не свела бы их вместе
Il y a loin de la coupe aux lèvres. Есть много скользких чашек и губ.
Il y a quelque выбрал qui cloche Что-то не так.
Il y un temps pour tout. Для всего свое время.
Où il y a de la gêne, il n’y a pas de plaisir. Комфорт на первом месте, нет смысла испытывать дискомфорт.
Tant qu’il y a de la vie, il y a de l’espoir. Где жизнь, там и надежда.

См. Также выражения с y .

Связанные уроки

En español

Поделиться / Твитнуть / Прикрепить меня!

английский — Какое прошедшее время у «да»?

Мне нужно сообщить о полевом наблюдении в форме «йотен».

В январе я участвовал в организации большой демонстрации сторонников Второй поправки в Ричмонде, штат Вирджиния. Одной из главных забот организаторов, учитывая крайнюю враждебность СМИ к правам на огнестрельное оружие, было строгое ненасильственное проведение демонстрации.

Среди множества мемов и изображений, размещенных в социальных сетях, чтобы выразить согласие с этой целью, был что-то вроде карикатуры на отважных повстанцев с мушкетами в костюмах времен войны за независимость. Подпись под заголовком гласила:

.

«Да нет, если вас не ждут!

Вы не можете сказать людям оружейной культуры, что они пассивно ненасильственны; они просто будут смеяться над тобой. Вы можете проповедовать этику бдительного ненападения, и это то, что сделал этот меместер. Это соответствует их ценностям и работает.

Итак, мы видим, что «да» используется для стрельбы из оружия (неудивительно; я уже знал, что видеоигры использовали его таким образом до этого).У нас также есть «йотен» как прошедшее время в совершенном аспекте.

Впоследствии кто-то еще разместил диаграмму полного спряжения слова «yeet». Оно действительно включало «йотэ» как простое прошлое и в целом представляло собой дотошную и знающую пародию на германский сильный глагол.

Наблюдать за изобретением культуры — это прекрасно!

Я согласен с предыдущими ответами, что система сильных глаголов еще не совсем непродуктивна в английском языке. Мы не должны ожидать, что новое производство ablaut будет подчиняться историческим правилам для классов глаголов OE, а скорее будет шаблонным для сохранившихся сильных глаголов.

Я предлагаю в этой связи следующие модели: «говорить / говорить / говорить», «заморозить / заморозить / заморозить» и «сломать / сломать / сломать».

Я также отмечаю, что ранее я наблюдал тенденцию к процветанию таких нерегулярных интонаций там, где подразумевается юмор, и если сообщение «Да нет, если не будешь йотен!» была серьезной, форма была намеренно смешной.

В другой субкультуре, с которой я связан, название устаревшего миникомпьютера VAX во множественном числе использовалось как «vaxen», а не «vaxes», якобы потому, что машина была медлительной, как бык. Эта шутка стала продуктивной: сегодня люди в этой культуре могут использовать множественное число «ящик» (используемый в смысле компьютера, например, ящик Unix) как «ящик».

Мем был успешным. Появилось достаточно вооруженных людей, чтобы одолеть пехотную дивизию, и день был совершенно мирным.

ятмак — Викисловарь

Азербайджанский [править]

Этимология [править]

Из прототюркских * yạt- . Сопоставить с турецким ятмак , казахским жату (ятв, «лгать»), узбекским йотмак («лгать»).

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : [jɑtˈmɑχ]
  • Расстановка переносов: jat‧maq

Глагол [править]

yatmaq (непереходный)

  1. спать

    bütün gecə yatmamışam — Я не спал всю ночь

    Sakit ol, atan yatır — Тихо, отец твой спит

    Синоним: (архаичный) уюмаг
  2. быть в тюрьме, делать время

    Beş il həbsdə yatdım — I отсидел пять лет в тюрьме

    Синоним: içəridə olmaq
  3. лечь
    Синоним: uzanmaq
  4. стать плоским, умереть (электрической батареи или аккумулятора; нуждается в подзарядке или полностью)
    Maşın xodlanmır! Аккумулятор ятыб diyəsən.

    Машина не заводится! Похоже аккумулятор сдох .
Спряжение [править]

Сопряжение yatmaq

положительный
подлежащее причастие без прошедшего времени ятан
подлежащее причастие прошедшего времени ятмиш
подлежащее определенное причастие будущего ятакак
Непредметное причастие (mənim +) yatdığım (sənin +) yatdığın ( общ.агент +) yatdığı (bizim +) yatdığımız (sizin +) yatdığınız ( генеральный агент +) yatdığı or yatdıqları
ятыб
общее височное причастие ятанда
причастие усиления yatdıqca
специфическое причастие височного ритма yatarkən
модальное причастие ятарак
инфинитив ятмак
единственное число множественное число
первый секунд третий первый секунд третий
ориентировочно настоящее время простой ятырам ятырсан ятыр ятырык yatırsınız ятырлар
идеально 1 ятмишам yatmısan,
yatmışsan *
ятмишдыр ятмишик yatmısınız,
yatmışsınız *
ятмишлар
идеально 2 ятыбсан ятыб (dır) yatıbsınız yatıb (dır) лар
прошлое простой ятдым yatdın ятды ятдык yatdınız yatdılar
непрерывно ятырдым yatırdın ятырды ятырдык yatırdınız ятырдылар
идеально yatmışdım yatmışdın ятмишды ятмишдык yatmışdınız ятмишдылар
будущее определенный ятачаğам yatacaqsan ятачак yatacağıq yatacaqsınız ятакаклар
бессрочно ятарам ятарсан ятар yatarıq yatarsınız ятарлар
будущее-прошлое определенный yatacaqdım yatacaqdın yatacaqdı yatacaqdıq yatacaqdınız yatacaqdılar
бессрочно yatardım ятардин ятарды ятардык yatardınız ятардылар
условно настоящее время яцам яцан яца яцак яцаниз яцалар
прошлое ятсайдым яцайдын яцайды ятсайдик яцайдыныз яцайдылар
сослагательное наклонение ятам ятасан ята ятак ятасыныз яталар
справочная ятасыям ятасысан ятасы yatasıyıq yatasısınız ятасылар
обязательный настоящее время yatmalıyam ятмалысан ятмалы yatmalıyıq yatmalısınız ятмалылар
прошлое yatmalıydım yatmalıydın yatmalıydı yatmalıydıq yatmalıydınız ятмалыйдылар
доказательств настоящее время ятырмышам ятырмишсан ятырмыш ятырмишик yatırmışsınız ятырмишлар
прошлое yatıbmışam ятыбмишсан ятыбмиш yatıbmışıq yatıbmışsınız ятібмишлар
императивный ятым ять яцын ятак,
яталым *
ятын яцинлар
отрицательный
подлежащее причастие без прошедшего времени ятмаян
подлежащее причастие прошедшего времени ятмамыш
подлежащее определенное причастие будущего ятмаякак
Непредметное причастие (mənim +) yatmadığım (sənin +) yatmadıın ( общ.агент +) yatmadığı (bizim +) yatmadığımız (sizin +) yatmadığınız ( gen. Agent +) yatmadığı or yatmadıqları
преобразов. ятмайыб
общее височное причастие ятмаянда
причастие усиления yatmadıqca
специфическое причастие височного ритма yatmayarkən
модальное причастие ятмаярак
инфинитив ятмамак
единственное число множественное число
первый секунд третий первый секунд третий
ориентировочно настоящее время простой ятмырам Ятмирсан ятмир ятмырык yatmırsınız Ятмирлар
идеально 1 yatmamışam yatmamısan,
yatmamışsan *
ятмамыш yatmamışıq yatmamısınız,
yatmamışsınız *
yatmamışlar
идеально 2 ятмайыбсан yatmayıb (dır) yatmayıbsınız yatmayıb (dır) лар
прошлое простой yatmadım ятмадин ятмади ятмадык yatmadınız yatmadılar
непрерывно yatmırdım yatmırdın yatmırdı ятмирдык yatmırdınız yatmırdılar
идеально yatmamışdım yatmamışdın yatmamışdı yatmamışdıq yatmamışdınız yatmamışdılar
будущее определенный йатмаячаğам yatmayacaqsan yatmayacaq yatmayacağıq yatmayacaqsınız yatmayacaqlar
бессрочно ятмарам ятмарсан,
ятмазсан
ятмаз yatmarıq yatmarsınız, yatmazsınız ятмазлар
будущее-прошлое определенный yatmayacaqdım yatmayacaqdın yatmayacaqdı yatmayacaqdıq yatmayacaqdınız yatmayacaqdılar
бессрочно yatmazdım yatmazdın ятмазды ятмаздык yatmazdınız ятмаздылар
условно настоящее время ятмасам ятмасан ятмаса ятмасак yatmasanız ятмасалар
прошлое yatmasaydım ятмасайдын ятмасайды ятмасайдык yatmasaydınız ятмасайдылар
сослагательное наклонение ятмаям ятмаясан ятмая ятмаяк yatmayasınız ятмаялар
справочная yatmayasıyam ятмаясысан ятмаясы yatmayasıyıq yatmayasısınız ятмаясылар
обязательный настоящее время yatmamalıyam ятмамалысан ятмамалы yatmamalıyıq yatmamalısınız ятмамалылар
прошлое yatmamalıydım yatmamalıydın yatmamalıydı yatmamalıydıq yatmamalıydınız yatmamalıydılar
доказательств настоящее время yatmayırmışam yatmayırmışsan ятмайырмыш yatmayırmışıq yatmayırmışsınız yatmayırmışlar
прошлое yatmayıbmışam yatmayıbmışsan ятмайыбмиш yatmayıbmışıq yatmayıbmışsınız yatmayıbmışlar
императивный ятмайым ятма yatmasın ятмаяк
ятмаялы *
ятмайын yatmasınlar
отрицательный потенциал
подлежащее причастие без прошедшего времени ятаммаян
подлежащее определенное причастие будущего ятаммаякак
Непредметное причастие (mənim +) yatammadıım (sənin +) yatammadıın ( общ.агент +) yatammadığı (bizim +) yatammadığımız (sizin +) yatammadığınız ( gen. Agent +) yatammadığı or yatammadıqları
преобразов. ятаммайыб
общее височное причастие ятаммаянда
причастие усиления yatammadıqca
специфическое причастие височного ритма yatammayarkən
модальное причастие ятаммаярак
инфинитив ятаммамак
единственное число множественное число
первый секунд третий первый секунд третий
ориентировочно настоящее время простой ятаммырам ятаммырсан ятаммыр ятаммырык yatammırsınız ятаммырлар
идеально 1 yatammamışam yatammamısan,
yatammamışsan *
ятаммамышдыр ятаммамышик yatammamısınız,
yatammamışsınız *
ятаммашмилар
идеально 2 ятаммайыбсан yatammayıb (dır) yatammayıbsınız yatammayıb (dır) лар
прошлое простой ятаммадым ятаммадин ятаммади ятаммадык yatammadınız ятаммадилар
непрерывно yatammırdım yatammırdın yatammırdı ятаммирдык yatammırdınız yatammırdılır
идеально yatammamışdım yatammamışdın yatammamışdı yatammamışdıq yatammamışdınız yatammamışdılar
будущее определенный ятаммаячаğам ятаммаячаксан ятаммаякак yatammayacağıq yatammayacaqsınız yatammayacaqlar
бессрочно ятаммарам ятаммарсан,
ятаммазсан
ятаммаз ятаммарик yatammarsınız,
yatammazsınız
ятаммазлар
будущее-прошлое определенный yatammayacaqdım yatammayacaqdın yatammayacaqdı yatammayacaqdıq yatammayacaqdınız yatammayacaqdılar
бессрочно ятаммаздым ятаммаздын ятаммазды ятаммаздык yatammazdınız ятаммаздылар
условно настоящее время ятаммасам ятаммасан ятаммас ятаммасак yatammasanız ятаммасалар
прошлое ятаммасайдым ятаммасайдын ятаммасайды ятаммасайдык yatammasaydınız ятаммасайдылар
сослагательное наклонение ятаммаям ятаммаясан ятаммая ятаммаяк yatammayasınız ятаммаялар
императивный ятаммайым ятамма ятаммасин ятаммаяк ятаммайын ятаммасинлар
Примечание: Некоторые из этих форм могут быть гипотетическими.На самом деле встречаются не все возможные формы спряжения каждого глагола.
* датированный или высокий регистр
Производные термины [править]

Крымскотатарский [править]

Глагол [править]

ятмак

  1. лежать (отдыхать в горизонтальном положении на поверхности)
  2. (северный диалект) пробудить (см. Uyatmaq)
Спряжение [править]

Спряжение yatmaq (Северный)

20 самых распространенных глаголов турецкого языка (и как их использовать)

Вы начали изучать турецкий язык? Süper! Итак, вы, вероятно, уже выучили несколько фраз для «привет» и «пока», а также самые важные слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста».А как насчет турецких глаголов? Что ж, вам может быть интересно, с каких начать. Мы собрали для вас 20 самых распространенных глаголов турецкого языка с их спряжением в настоящем времени и полезными примерами. Посмотрите…

1.

япмак — «делать, делать»

  • ben yapıyorum — «Я делаю»
  • sen yapıyorsun — «вы (единственное число) делаете»
  • o yapıyor — «он / она / оно делает»
  • biz yapıyoruz — «мы делаем»
  • siz yapıyorsunuz — «вы (множественное число) делаете»
  • onlar yapıyorlar — «они делают»

Пример: Ne yapıyorsun? (Чем вы занимаетесь? »)

Внимание! Есть еще один глагол, который означает «делать» или «делать»: etmek .Например, оно используется в выражении Teşekkür ederim — «Спасибо» (букв. «Я благодарю»).

2.

гитмек — «с собой»

  • Бен гидийорум
  • сен гидийорсун
  • о гидиёр
  • бизнес гидроуз
  • размер гидиорсунуз
  • онлайн гидиёрлар

Пример: Türkiye’ye gidiyoruz. (Едем в Турцию.)

Внимание! Как и в случае с etmek , «t» в gitmek смягчается до «d», когда добавляется окончание настоящего времени -Iyor .

3.

gelmek — «впереди»

  • Бен гелиорум
  • сен гелийорсун
  • о гелийор
  • бизнес гелиоруз
  • размер geliyorsunuz
  • onlar geliyorlar

Пример: Sen de gel! (Приходите!)

Подсказка: если вы опустите окончание -mek / -mak в инфинитиве, вы получите повелительную форму единственного числа, т.е.грамм. Гель! («Приходите!») Или Git! («Вперед!»).

4.

алмак — «взять, купить, получить»

  • Бен Алиорум
  • сен alıyorsun
  • или Алийор
  • biz alıyoruz
  • размер alıyorsunuz
  • онлайн

Пример: Ekmek de al! (Хлеб покупай!)

Подсказка: если вы хотите быть вежливым и заказать что-нибудь, просто запомните форму alabilir miyim («Могу я получить?»).Вы можете добавить его в конец вашего запроса, например Bir bira alabilir miyim lütfen? («Можно мне пива, пожалуйста?»)

5.

istemek — «хотеть»

  • Бен истийорум
  • sen istiyorsun
  • или истиер
  • бизнес истийоруз
  • размер истийорсунуз
  • онлайн истийорлар

Пример: Ben döner istiyorum.Sen ne istiyorsun? (Я хочу денер. Чего ты хочешь?)

Внимание! Личные местоимения ( ben, sen и т. Д.) Используются только тогда, когда вы хотите их выделить. В противном случае оставьте их, иначе это будет звучать неестественно.

6.

çalışmak — «на работу»

  • Бен çalışıyorum
  • сен çalışıyorsun
  • или çalışıyor
  • biz çalışıyoruz
  • siz çalışıyorsunuz
  • onlar çalışıyorlar

Пример: Bugün çalışmıyorum. (сегодня не работаю.)

Вы заметили, что глагол здесь отрицательный? «M» от отрицания «me / ma» добавляется к основе глагола, а после этого следует окончание настоящего времени.

7.

bilmek — «знать, уметь»

  • Бен билийорум
  • сен билйорсун
  • или билийор
  • biz biliyoruz
  • размер билйорсунуз
  • onlar biliyorlar

Пример: Bilmiyorum. (не знаю)

8.

konuşmak — «говорить»

  • Бен Конушуйорум
  • сен конушуйорсун
  • или konuşuyor
  • biz konuşuyoruz
  • размер konuşuyorsunuz
  • onlar konuşuyorlar

Пример: Kimle konuşuyorsun? (С кем ты говоришь?)

9.

окумак — «читать, учиться, ходить в школу»

  • Бен Окуйорум
  • сен окуйорсун
  • o okuyor
  • biz okuyoruz
  • размер okuyorsunuz
  • онлайн окуйорлар

Пример: Gazete okuyor. (Читает газету.)

10.

sevmek — «любить, любить»

  • Бен Севийорум
  • сен севийорсун
  • о севийор
  • бизнес севиоруз
  • размер севийорсунуз
  • onlar seviyorlar

Пример: Seni seviyorum. (Я люблю тебя.)

11.

demek — «сказать, значить»

  • Бен Дийорум
  • сен дийорсан
  • o diyor
  • бизнес diyoruz
  • размер diyorsunuz
  • онлайн diyorlar

Пример: Bu ne demek? (Что это значит?)

12.

düşünmek — «думать, рассматривать»

  • Бен Дюшюнюйорум
  • сен düşünüyorsun
  • или düşünüyor
  • biz düşünüyoruz
  • siz düşünüyorsunuz
  • onlar düşünüyorlar

Пример: Çok düşünüyorsun. (Вы слишком много думаете.)

13.

yemek — «есть»

  • Бен Йийорум
  • сен yiyorsun
  • год
  • biz yiyoruz
  • размер yiyorsunuz
  • onlar yiyorlar

Пример: Ne yiyoruz? (Что мы едим?)

14.

içmek — «пить»

  • Бен Исийорум
  • сен içiyorsun
  • или içiyor
  • biz içiyoruz
  • размер içiyorsunuz
  • onlar içiyorlar

Пример: ay içiyoruz. (Чай пьем.)

15.

başlamak — «на начало»

  • ben başlıyorum
  • сен başlıyorsun
  • o başlıyor
  • biz başlıyoruz
  • siz başlıyorsunuz
  • onlar başlıyorlar

Пример: Film saat kaçta başlıyor? (Во сколько начинается фильм?)

16.

olmak — «быть, стать, случиться»

  • Бен Олуйорум
  • сен oluyorsun
  • o oluyor
  • biz oluyoruz
  • размер oluyorsunuz
  • onlar oluyorlar

Пример 1: Ne oluyor? (Что здесь происходит?)

Пример 2: Ne oldu? (Что случилось?)

Внимание! Во втором примере глагол olmak находится в прошедшем времени.Вам следует запомнить эту фразу, если вы любопытный человек.

17.

söylemek — «говорить, петь»

  • Бен söylüyorum
  • сен söylüyorsun
  • или söylüyor
  • biz söylüyoruz
  • размер söylüyorsunuz
  • onlar söylüyorlar

Пример: Bu şarkıyı kim söylüyor? (Кто поет эту песню?)

18.

ятмак — «лечь, лечь спать»

  • Бен Ятиёрум
  • сен ятыёрсун
  • о день
  • biz yatıyoruz
  • размер yatıyorsunuz
  • онлайн

Пример: Ben yatıyorum, iyi geceler! (иду спать, спокойной ночи!)

19.

отурмак — «сидеть, жить»

  • Бен oturuyorum
  • сен oturuyorsun
  • oturuyor
  • biz oturuyoruz
  • размер oturuyorsunuz
  • onlar oturuyorlar

Пример: Nerede oturuyorsunuz? (Где ты (пл.) жить?)

20.

сормак — «спросить»

  • Бен Соруйорум
  • сен soruyorsun
  • или соруйор
  • бизнес соруйоруз
  • размер soruyorsunuz
  • onlar soruyorlar

Пример: ok soru soruyorsun! (Вы задаете слишком много вопросов!)

Хотите еще один ресурс для сохранения их в памяти? Ознакомьтесь с нашим удобным загружаемым руководством!

Испанские формы настоящего времени | ИспанскийDict

Испанское простое настоящее время ( el presente или el presente del indicativo ) может использоваться, чтобы говорить о привычных действиях, распорядках, событиях, происходящих сейчас или в ближайшем будущем, универсальных истинах, фактах, гипотезах, промежутках времени, и для заказа в ресторанах и магазинах.

Обычные текущие индикативные формы

Ниже вы найдете инструкции по формированию правильных глаголов в настоящем времени, включая окончания, которые вам нужно знать для глаголов -ar , -er и -ir .

Глаголы, оканчивающиеся на -ar

Чтобы спрягать глагол -ar , удалите окончание инфинитива ( -ar ) и добавьте окончание, соответствующее подлежащему. Вы можете найти эти окончания в таблице ниже.

Окончания в настоящем времени для глаголов -ar

000

0009

06

45

06

17

06

17

000 9000

лет Я говорю
-ас вы (неофициально)

0

вы (формально) говорите
él, ella -a он / она говорит
nosotros
vosotros -áis вы (неофициально) говорите
ustedes -an 9000 9000 ell -an они говорят

26 élos6

лет -o
-as
usted -a
élos6, ella

-amos
vosotros -áis
ustedes -an
ellos, ellas

79

906

0 6 habl

0

0

0

  • a
  • 25

    76

    25

    76 ustedes

    6

    лет habl o
    habl as
    usted
    nosotros habl amos
    vosotros habl áis
    хаблан

    élla

    000

    лет Я говорю
    вы (неофициально) говорите
    usted вы (формально) говорите
    она говорит
    носотрос мы говорим
    восотрос вы (неофициально) говорите
    ustedes

    они говорят

    Глаголы, оканчивающиеся на -er

    Чтобы спрягать глагол -er , удалите окончание инфинитива ( -er ) и добавьте окончание, соответствующее подлежащему.Вы можете найти эти окончания в таблице ниже.

    Окончания в настоящем времени для глаголов -er

    0009

    em6

    06

    em6

    06

    000 eis

    лет -o Я ем
    -es вы (неофициально)

    0

    00

    вы (формально) ешь
    él, ella -e он / она ест
    nosotros
    vosotros -éis вы (неофициальный) ешьте
    ustedes -en 209000 eis

    -en они едят
    0006 élos9ella

    6

    29ella

    6

    лет -o
    -es
    usted -e
    -emos
    vosotros -éis
    ustedes -en
    ellos, ellas

    79

  • лет ком o
    com es
    usted é

    е
    носотрос ком emos
    восотрос ком éis
    5

    ком

    élla

    9000

    лет Я ем
    вы (неформально) ешьте
    usted вы (формально) ешь
    9000/

    она ест
    носотрос мы едим
    восотрос ты (неформальный) ешь
    ustedes

    они едят

    Глаголы, оканчивающиеся на -ir

    Чтобы спрягать глагол -ir , удалите окончание инфинитива ( -ir ) и добавьте окончание, соответствующее подлежащему.Вы можете найти эти окончания в таблице ниже.

    Окончания в настоящем времени глаголов -ir

    999
    лет -o Я живу
    -es вы (неофициально)

    0 9206

    вы (формально) живете
    él, ella -e он / она живет
    носотрос
    vosotros -s вы (неофициальный) live
    ustedes -en 9000 els 9000 9000 9000 9000 ell

    -en они живут
    0006 élos9ella

    6

    29ella 9006

    лет -o
    -es
    usted -e
    -imos
    vosotros -ís
    ustedes -en
    ellos, ellas

    79

  • 0

    6

    17

    76 entedes

    лет viv o
    viv es
    usted
    6 9000 6 9000 9000 9000

    e
    nosotros viv imos
    vosotros viv ís
    9176 9176

    вивен

    élla

    лет Я живу
    вы (неформально) живете
    usted вы (формально) живете
    она живет
    носотрос мы живем
    восотрос вы (неофициальный) живете
    ustedes

    9000

    они живут

    Копировать кошек

    Обратите внимание, что большинство окончаний в настоящем времени для глаголов -er и -ir одинаковы.Различаются только окончания nosotros и vosotros .

    Нерегулярные

    Yo Формы

    Некоторые спряжения настоящего времени лет претерпевают орфографические изменения или имеют неправильную форму.

    Глаголы с изменениями правописания в форме

    Yo

    Глаголы, оканчивающиеся на -guir , -ger или -gir , претерпевают изменение правописания в их нынешнем времени лет формы.

    • Для глаголов, оканчивающихся на -guir , форма yo заканчивается на go .
    • Для глаголов, оканчивающихся на -ger или -gir , g в форме yo изменяется на j .
    для погашения
    для прямого
    до выбора
    20

    Глаголы с неправильными формами

    лет Формы

    Следующие глаголы имеют неправильную форму лет .Другие формы настоящего времени этих глаголов следуют образцу обычных глаголов -ar , -er и -ir .

    0009

    28

    28 22

    28

    28

    , чтобы соответствовать
    , чтобы упасть
    знать
    поставить
    знать
    уйти / уйти
    , чтобы сделать
    стоимостью
    увидеть

    Вот несколько примеров действия вышеперечисленных глаголов.

    примеры

    Hago la tarea en la biblioteca.

    Я делаю уроки в библиотеке.

    Sé que hoy es martes.

    Я знаю, что сегодня вторник.

    Текущее ориентировочное использование

    Настоящее время в испанском может использоваться для обозначения привычных действий, распорядков, вещей, происходящих сейчас или в ближайшем будущем, универсальных истин, фактов, гипотез, истечения времени, а также для заказов в ресторанах и магазинах.Прочтите, чтобы узнать больше о каждом из этих вариантов использования.

    1. Привычные действия

    Привычные действия — это действия, которые человек делает каждый день (или очень часто). О повседневных делах, обязанностях, хобби и работе можно говорить в настоящем времени.

    примеры

    Me levanto a las seis y media cada mañana.

    Я встаю в шесть тридцать каждое утро.

    Doy de comer al perro tres veces cada día.

    Я кормлю собаку трижды в день.

    Trabajo para el zoológico.

    Я работаю в зоопарке.

    Estudio biología en la Universidad.

    Я изучаю биологию в университете.

    2. Что происходит сейчас

    В английском языке то, что происходит в момент разговора, обычно выражается в прогрессивном настоящем. В испанском можно использовать как простое настоящее, так и прогрессивное настоящее, чтобы говорить о событиях, происходящих и .

    примеры

    ¿Cómo estás?

    Как дела?

    Estoy bien, gracias.

    У меня все хорошо, спасибо.

    ¿Qué haces?

    Что ты делаешь?

    Limpio la cocina.

    Я убираю кухню.

    3. События ближайшего будущего

    Настоящее время в испанском также можно использовать, чтобы говорить о вещах, которые произойдут в ближайшем будущем.

    примеры

    Voy al parque. ¿Вены?

    Я иду в парк. Хочу приехать?

    Salgo para el aeropuerto en media hora.

    Уезжаю в аэропорт через полчаса.

    4. Вневременные события / универсальные истины

    Вещи, которые общеизвестны или вообще исключены, часто выражаются с помощью простого настоящего. Это могут быть факты, мнения или пословицы.

    примеры

    Uno más uno son dos.

    Один плюс один — два.

    Más sabe el diablo por viejo que por diablo.

    Мудрость приходит с возрастом. (Дословный перевод: мудрость дьявола происходит больше от возраста, чем от дьявола.)

    El hombre es mortal.

    Человечество смертно.

    5. Гипотетические ситуации

    При использовании с союзом si (, если ) настоящее время может выражать гипотетические ситуации и результаты.

    примеры

    Si llega Marcos, salgo.

    Если Маркос придет, я уйду.

    Si llueve, la fiesta termina.

    Если пойдет дождь, вечеринка окончена.

    6. Промежутки времени

    Настоящее время обычно используется для обозначения количества времени, в течение которого что-то происходило. Для этого используется следующая формула с настоящим временем.

    hace + период времени + que + глагол настоящего времени

    примеры

    Hace tres años que esperamos tu llamada.

    Мы ждали вашего звонка три года.

    Hace una semana que pinta este cuadro.

    Он писал эту картину уже неделю.

    7. Заказ

    В испанском языке также довольно часто используется настоящее время при заказе чего-либо в ресторане или магазине.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2024 © Все права защищены.