Содержание
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения отличаются своим написанием. Узнаем, как правильно написать личные окончания глаголов, определив их спряжение. В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Глагол является изменяемой частью речи в русском языке. Эта самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние, изменяется по временам, лицам и числам.
Спряжение глаголов
Определение
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Узнаем, какое спряжение имеет глагол
лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.
Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
Примеры
косить, хвалить, клеить, мучить
Исключение
глаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др. )
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
Примеры
видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
Примеры
слышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицо он ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:
Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся также ко второму спряжению (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Окончания глаголов первого спряжения
Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, относятся к первому спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:
- 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
- 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
- 3 лицо он купа́ет — они купа́ют
Вывод
В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Видеоурок для учащихся 5 класса
1 и 2 спряжения» src=»https://www.youtube.com/embed/Of85i10RalA?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Скачать статью: PDF
Личные окончания глаголов — 5 клас, Русский язык —
На этом уроке мы вспомним, что такое спряжение глагола, как его определять и как правильно написать безударное личное окончание глагола. Повторим глаголы-исключения.
Введение
Как пишутся личные безударные окончания глаголов? Личное окончание глагола зависит от типа спряжения. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.
Глаголы I спряжения
Глаголы I спряжения имеют окончания (рис. 1):
Рис. 1. Окончания глаголов I спряжения
Пример спряжения (рис. 2):
Рис. 2. I cпряжение
Глаголы II спряжения
Глаголы II спряжения имеют окончания (рис. 3):
Рис. 3. Окончания глаголов II спряжения
Пример спряжения (рис. 4):
Рис. 4. II спряжение
Определение спряжения глагола
Существует два способа определения спряжения глагола:
– по личному окончанию, если оно ударное (рис. 5):
Рис. 5. Примеры глаголов
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола можно определить по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Ко II спряжению относятся:
– глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на -ить (рис. 6):
Рис. 6. Примеры глаголов II спряжения
– семь глаголов на -еть (рис. 7)
Рис. 7. Глаголы-исключения
– четыре глагола на -ать (рис. 8):
Рис. 8. Глаголы-исключения
и все приставочные глаголы, образованные от них.
Остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть, –ыть, относятся к I спряжению (рис. 9):
Рис. 9. Примеры глаголов I спряжения
К I спряжению относятся три глагола на -ить (рис. 10):
Рис. 10. Глаголы-исключения
Тренировочные упражнения
В приведенных предложениях определите спряжение глаголов и вставьте пропущенные буквы.
Предложение 1 (рис. 11):
Рис. 11. Предложение 1
Глагол поверишь,его неопределенная форма – поверить,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.
Глагол загонишь, его неопределенная форма – загнать, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.
Предложение 2 (рис. 12):
Рис. 12. Предложение 2
Глагол подходит,его неопределенная форма – подходить,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.
Глагол слышит, его неопределенная форма – слышать, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.
Глагол смотрит, его неопределенная форма – смотреть, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем и.
Глагол видит, его неопределенная форма – видеть, это глагол-исключение, II спряжение, в окончании пишем –и.
Глагол носится,его неопределенная форма – носиться,это глаголII спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – и.
Предложение 3 (рис. 13):
Рис. 13. Предложение 3
Глагол гуляет,его неопределенная форма – гулять,это глаголI спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – е.
Глагол подгоняет,его неопределенная форма – подгонять,это глаголI спряжения, следовательно, пропущенная буква в окончании – е.
Заключение
Обобщим полученные знания. Глагол относится ко II спряжению, если в неопределенной форме оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться),тогда в окончаниях -ишь, -ит, -им, -ите пишем букву и. Следует помнить о глаголах-исключениях терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать, они относятся ко II спряжению.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению, и в окончаниях пишем е.
Список литературы
1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок»(Источник)
2. Интернет-сайт Единой коллекции ЦОР (Источник)
3. Интернет-сайт jozhik2012.blogspot.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Что такое спряжение глаголов?
2. К какому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить? Есть ли исключения?
3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах:
Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.
Оставьте отзыв о качестве урока Личные окончания глаголов в комментариях !!
Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени — Правило
Упражнения к правилу
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).
По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа:
I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет,
-ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит,
-им, -ите, -ат (-ят)
Пример 1. Проспрягаем глагол I спряжения «гулять».
1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют
Пример 2. Проспрягаем глагол II спряжения «возить».
1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят
Определение спряжения глаголов
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить
(пилить, носить, дежурить)
и глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
К I спряжению относятся все остальные глаголы:
на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь
(писать, сеять, прыгнуть)
и глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.
Примечание.
Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями:
пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.
Применение правила
Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:
Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму.
он кол..т → колоть
ты леч..шь → лечить
Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.
Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано.
колоть → -оть → I спр → колет
лечить → -ить → II спр → лечишь
Примечание.
Под ударением пишется то, что слышится:
гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.
Примеры
Он тащ..т → н.ф. – тащить → на -ить → II спряжение → он тащит
Ты скач..шь → н.ф. – скакать → на -ать → I спр → ты скачешь
Мы догон..м → н.ф. – догнать → на -ать → II спр, исключение → мы догоним
Как определить спряжение глагола в русском языке. Спряжение глаголов: Правило в русском языке
Общие сведения об уроке
Тема урока:
«Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
Время проведения:
2 академических часа.
Цели:
Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.
Оборудование
: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске — стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски — задания самостоятельной работы), лист с темой урока — для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Контроль знаний.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте! Садитесь.
(На доске):
Интересная часть речи
В русском языке жив..т.
Кто что дела..т, расскаж..т,
Черт..т, пиш..т иль по..т,
Вышива..т, или паш..т,
Или забива..т гол,
Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т —
Все расскаж..т нам … (глагол.)
Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее — о спряжении глагола.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.
На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.
1 задание:
(Слайды 2, 3)
Продолжите предложения:
Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Глагол изменяется по лицам и числам.
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл — ставим напротив задания).
Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.
Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)
Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)
Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого — второе задание.
2 задание
: (Слайды 5, 6)
Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:
Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете | Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят |
При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла — ставим напротив задания).
3 задание:
(Слайды 7, 8)
Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:
Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.
Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)
III
. Постановка проблемы.
А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.
Ты игра….шь
человек тон….т
лень вал….т
кто расскаж….т
мы не скуча….м
Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).
Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)
А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)
Как вы думаете, почему? (Не знаем…)
В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)
И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)
Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)
Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)
(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).
IV
. Изучение нового материала.
Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 — первый щелчок)
:
Топит
— топИ
ть поможет
— помО
чь
светит
— светИ
ть греет
— грЕ
ть
любит
— любИ
ть забудет
— забЫ
ть
подарит
— подарИ
ть напишет
— написА
ть
—
Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.
Они падают на окончания? (Нет)
Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)
Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)
Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).
Составим алгоритм определения спряжения глагола:
Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)
Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение — ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение — ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).
А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:
Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание — в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.
V
. Физкультминутка.
Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.
Это легкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
VI
. Закрепление изученного.
1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):
ты играЕшь (играть — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)
человек тонЕт (тонуть — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)
лень валИт (валить — 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)
кто расскажЕт (рассказать — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)
мы не скучаЕм (скучать — 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)
2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов — поработаем в парах.
У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13)
В первом столбике существительные, а во втором — глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)
Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.
3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.
4 задание:
(Слайды 14, 15)
Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.
Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.
При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).
Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).
Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!
Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов — «5», 10-13 баллов — «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.
VII
. Контроль знаний.
А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.
Мини-тест.
1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…
A) склонением В) спряжением C) чередованием
2. Сколько в русском языке спряжений?
3. Глаголы II спряжения имеют окончания…
А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.
4. Укажите строку с глаголами I спряжения.
5. Укажите строку с глаголами II спряжения.
А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.
(Слайд 16)
При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл — ставим напротив задания).
Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина — на «5», Андрей — на «4», Миша — на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.
VIII
. Домашнее задание.
Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.
Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.
IX
. Рефлексия.
Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:
Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное — сразу вставляем окончание, если безударное — н. ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).
Интересная часть речи
В русском языке живёт
.
Кто что делает
расскажет
,
Чертит
, пишет
иль поёт
.
Вышивает
или пашет
,
Или забивает
гол.
Моет
, чистит
, жарит
, варит
—
Все расскажет
нам глагол.
Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.
До свидания!
Список использованной литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 — 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. — Просвещение, 2006.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. — М., Дрофа, 2004.
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2010.
Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. — СПб, 2004.
Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. — М.: ВАКО, 2007.
Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. — М.: Просвещение, 2005.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. — М.: 1972.
Махмутов М.И.. Проблемное обучение. — М.: 1975.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. — М.: ВЛАДОС, 1995.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
спряжение — Не могу понять смысл спряжений, расскажите об этом подробнее
Хотя эта тема многим кажется ясной и понятной, у меня всё-таки сложилось впечатление, что понимается она как-то механически, на уровне подсознания. Отчасти это связано с тем, что в школе не изучается информация о том, что спряжение глагола в общем случае зависит от основы, что словоизменительная система глагола в русском языке сложная и включает различные классы и группы глаголов, каждый из которых относится к 1-му или 2-му спряжению. Мы же не задаем глаголу спряжение, а определяем его ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ПРАВИЛУ, если личные окончания являются безударными. Поэтому заданный вопрос очень полезен и говорит о том, что есть люди, стремящиеся уяснить для себя эту тему до конца.
Краткая инструкция
1) Начальная форма глагола называется инфинитивом или неопределенной формой глагола. Глаголы бывают НЕПРОИЗВОДНЫЕ (видеть, говорить, идти) и ПРОИЗВОДНЫЕ (обед – обедать).
2) Правильное написание инфинитива в общем случае проверяется по СЛОВАРЮ, но также существуют ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА определения безударных суффиксов . Например, суффикс Я пишется, если в основе глагола присутствуют звуки ЭЙ, АЙ, УЙ: таять, отчаяться, веять, сеять, надеяться, чуять.
3) Правильный выбор безударного глагольного суффикса имеет принципиальное значение, так как он определяет правописание всех остальных глагольных форм – выбор личных окончаний глаголов, а также суффиксов причастий и деепричастий
4) Изменение глагола по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Спрягаются только глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, например: я знаю, ты знаешь, он знает, я узнаю, ты узнаешь.
5) Личные формы глаголов настоящего и будущего времени образуются с помощью личных окончаний, выражающих грамматическое значение лица и числа, соответственно получается НАБОР ИЗ ШЕСТИ ОКОНЧАНИЙ (3 лица и 2 числа). Глаголы в русском языке ИМЕЮТ ДВА СПРЯЖЕНИЯ (ДВА НАБОРА ОКОНЧАНИЙ).
6) Набор личных окончаний глаголов двух спряжений определяем по спряжению глаголов с ударным окончанием.
несу – несёшь – несёт – несём – несёте – несут, пою – поёшь – поёт – поём – поёте – поют — набор окончаний 1-ого спряжения У/Ю, ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ/ЮТ.
молчу – молчишь – молчит – молчим – молчите – молчат; говорю – говоришь – говорит – говорим – говорите – говорят – набор окончаний глаголов 2-ого спряжения У/Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ/ЯТ.
7) Глаголы с УДАРНЫМ окончанием выбирают себе спряжение сами (шить – шьёшь, окончание ЁШЬ, 1 спр). Если личные окончания являются безударными, то приходится определять спряжение глагола по условному правилу.
8) Спряжение глагола определяется ПО ГЛАГОЛЬНОМУ СУФФИКСУ в том случае, если его личные окончания являются безударными. Безударный глагольный суффикс также надо предварительно ПРОВЕРИТЬ.
9) ПРАВИЛО
Все глаголы на ИТЬ относятся ко 2-ому спряжению: бросить, строить, клеить.
Все остальные глаголы (на АТЬ/ЯТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЕТЬ) относятся к 1-ому спряжению: бегать, шептать, стонать, резать, таять, веять, реять, колоть, полоть, тронуть, кинуть.
Глаголы-исключения 1-ого спряжения: брить, стелить, а также два редко встречающихся глагола зыбиться, зиждиться. Глаголы-исключения 2-ого спряжения (11 глаголов): гнать, держать, слышать, дышать – 4 глагола на АТЬ; видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть – 7 глаголов на ЕТЬ.
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения: таблица правописания
Спряжение изучают при прохождении школьного курса русского языка. Тема не является сложной для понимания, однако есть несколько положений, которые необходимо запомнить. Например, слова-исключения и общее правило правописания личных окончаний глагола. В этом случае процесс определения не составит большого труда.
Понятие о спряжении глаголов
Термин «спряжение» характеризует изменение личных окончаний глагола в зависимости от того, какое лицо и число имеет данная часть речи. Классификация содержит всего два типа – первое и второе. Определению поможет соответствующая таблица, где наглядно представлены те признаки, которые присущи каждомутипу.
Окончания глаголов первого спряжения
К этой группе относят глаголы, в неопределенной форме имеющие следующую концовку: -еть, -ать, -уть, -ыть, -ять, -оть, -ть. Склоняя инфинитив того или иного глагола и получая производные его личных форм, можно легко определить, к какому типу его следует отнести. Для закрепления ниже приведены два примера:
Тонуть
- 1 лицо: Я тону – Мы тонем
- 2 лицо: Ты тонешь – Вы тонете
- 3 лицо: Он тонет – Они тонут
Плыть
- 1 лицо: Я плыву – Мы плывем
- 2 лицо: Ты плывешь – Вы плывете
- 3 лицо: Она плывет – Они плывут
Примечание: Изучая окончания глаголов первого и второго спряжения, необходимо понимать, что подобные слова имеют свои исключения, которые, как в случае со многими другими исключениями, нужно просто выучить, чтобы при необходимости использовать на практике.
Например: стелить, лить, бить, брить. Эти слова имеют окончание -ить, но, тем не менее, их относят к словам 1 спряжения.
Окончания глаголов второго спряжения
В форме инфинитива глаголы этого спряжения имеют оконцовку -ить.
Такая закономерность имеет свои исключения, к которым относятся:
– Слова, оканчивающиеся на -еть и -ать. Например: гундеть, зависеть, гореть, держать и т.д.
Более подробный перечень слов-исключений будет приведен в последнем разделе.
Для закрепления ниже приведены два примера:
Сверлить
- 1 лицо: Я сверлю – Мы сверлим
- 2 лицо: Ты сверлишь – Вы сверлите
- 3 лицо: Он сверлит – Они сверлят
Пилить
- 1 лицо: Я пилю – Мы пилим
- 2 лицо: Ты пилишь – Вы пилите
- 3 лицо: Она пилит – Они пилят
Это интересно! Существуют глаголы, относящиеся сразу к обеим формам. Их называют разноспрягаемыми (хотеть, чтить).
Одновременно с этим, в русском языке встречаются глаголы, которые не относят к какому либо спряжению. Например, дать. Это слово в различных формах принимает особые окончания, отличные от стандартных, поэтому является исключением.
Таблица спряжения глаголов
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения представлены в таблице:
Лицо | 1-е спряжение | 2-е спряжение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Единств. число | Множ. число | Окончания | Единств. число | Множ. число | Окончания | |
1-е лицо | Летаю Отдыхаю Сочиняю | Летаем Отдыхаем Сочиняем | -у (-ю), -ем | Копчу Плачу Хожу | Коптим Платим Ходим | -у (-ю), -им |
2-е лицо | Летаешь Отдыхаешь Сочиняешь | Летаете Отдыхаете Сочиняете | -ешь, -ете | Коптишь Платишь Ходишь | Коптите Платите Ходите | -ишь, -ите |
3-е лицо | Летает Отдыхает Сочиняет | Летают Отдыхают Сочиняют | -ет, -ут(-ют) | Коптит Платит Ходит | Коптят Платят Ходят | -ит, -ят (-ат) |
Как определяется гласная безударных личных окончаний глагола
Определить спряжение глаголов с ударнымиличными окончаниями не составляет труда: для этого нужно всего лишь выделить часть слова, на которое оно оканчивается (ударение позволяет сделать это даже устно), и по таблице посмотреть, какой из двух разновидностей оно соответствует.
Таблица выше содержит окончания и примеры для каждого типа спряжения.
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием является более сложным случаем, так как на слух всегда тяжело определить правописание безударной гласной (например – «стелет» – слышится как -е, так и -и). Алгоритм в этой ситуации следующий:
- Необходимо поставить искомое слово в неопределенную форму. Для упрощения постановки глагола в инфинитив, необходимо задать к нему вопрос что делать?
- Далее выделяем окончание. После чего следует выучить, какие окончания свойственны каждому из спряжений, и запомнить слова-исключения, которые не поддаются общему правилу.
Первое спряжение. В форме инфинитива имеет такие окончания, как: -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть.
Исключения: брить, зиждиться, стелить. Эти глаголы обладают частью слова -ить, но классификация относит их к 1-му спряжению.
Второе спряжение. В форме инфинитива имеет окончание -ить.
Исключениями, также относящимися к 2-му спряжению, являются несколько слов на -ать, -еть.
В школьное время для более легкого восприятия и запоминания исключений учителя предлагали перечень данных слов, которые находились в таком порядке, что рифмовались между собой и образовывали подобие детского стишка:
Гнать, держать, дышать, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Но зависеть и терпеть
И в конце концов вертеть
Выделив окончание и сравнив инфинитив со списком слов-исключений, нетрудно определить, к какой из двух разновидностей относится искомое слово.
Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 192, с.
94
192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.
Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.
Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.
Глагол зеленеть оканчивается на -еть, значит, это глагол I спряжения.
Глагол просить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения.
Глагол веять оканчивается на -ять, значит, это глагол I спряжения.
Глагол дружить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения.
Глагол видеть оканчивается на -еть (глаголы на -еть относятся к I спряжению), но видеть является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.
Глагол думать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения.
Глагол слышать оканчивается на -ать(глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.
Обратите внимание на то, что по неопределённой форме определяется спряжение и написание глаголов только с безударными личными окончаниями. Рыть на Ыть, I спряжение, роЮт.
Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 4 класс
Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 192, с. 94
4.1 (81.71%) от 35 голосующих
Il y a — Французское беззаконие — Essential French
Основное французское выражение
Значение | есть, есть; назад | |
Буквально | у него там | |
Регистр | нормальный | |
Произношение | [ее лях] | |
ИПА | [и ля] |
Замечания по использованию: Есть несколько более полезных выражений, чем il y a , французский эквивалент «есть / есть» и «назад».«
Или у = есть, есть
Или чаще всего используется в одной из трех конструкций:
1. Il y a + неопределенный артикль + существительное
Il y a une coccinelle dans le jardin . | В саду есть божья коровка. | |
Есть проблемы с размещением. | Есть некоторые проблемы с этим устройством. |
Не ил
Неважно, что будет дальше, в единственном или множественном числе; в настоящем времени это выражение всегда il y a . Или же не существует.
2. Или + число + существительное
Il y a trois étudiants qui ont réussi à l’examen. | Три студента сдали экзамен. | |
Il y a deux choses à faire demain. | Завтра нужно сделать две вещи. |
3. Или + неопределенное прилагательное или местоимение
Возможны различные варианты решений. | Есть несколько возможных решений. | |
Je pense qu’il y a quelqu’un dans la cave. | Кажется, в подвале кто-то есть. |
Или в другом времени
Или состоит из трех * слов:
- il — предмет «оно»
- y — наречное местоимение «там»
- a — настоящее время единственного числа в третьем лице эвыр — «иметь»
* Не я
Il и y никогда не меняются.Однако, поскольку a — это настоящее время единственного числа от третьего лица аворира , вы можете сказать, что было, будет и т. Д., Спрягая для этого времени:
Il y avait une coccinelle dans le jardin. | В саду была божья коровка. | |
Il y aura une coccinelle dans le jardin. | В саду будет божья коровка. |
Помните: , хотя глагол является формой «быть» в английском языке (был, был, будет и т. Д.), Французский глагол в этом выражении всегда имеет форму Avoir , а не être .
Или в вопросах
Есть два разных способа задать вопросы или :
с
est-ce que
Поместите est-ce que прямо перед или и запомните необходимое сокращение.
Est-ce qu’il y a un problème? | Есть проблема? | |
Est-ce qu’il y a des solutions? | Есть какие-нибудь решения? | |
Combien de coccinelles est-ce qu’il y a dans le jardin? | Сколько божьих коровок в саду? | |
Qu’est-ce qu’il y a? | Что случилось? |
С инверсией
Инвертируйте il y a , поместив сначала местоимение y , затем инвертируйте il и a и соедините их с -t-
Есть проблема? | Есть проблема? | |
Y a-t-il des solutions? | Есть какие-нибудь решения? | |
Pourquoi y a-t-il un coccinelle dans le jardin? | Почему в саду живет божья коровка? | |
Qu’y a-t-il? | Что случилось? |
Существует только одно правильное инверсионное написание, состоящее из одного пустого места, двух дефисов и без апострофов: y a-t-il . Все следующие варианты — и любые другие, с которыми вы можете столкнуться — неверны:
- y-a-t-il
- год назад
- года назад
- год
- года
- y’a-t-il
- год назад
- я-т-ил
- я-т ил
- я-т’ил
- лет
Неформально первое слово опускается, и или произносится просто ya .
Или с отрицанием
Чтобы сказать «нет» или «нет», поместите n ’ перед y и pas после a . Предлог de должен предшествовать следующему существительному.
Il n’y a pas de problème. | Проблем нет. | |
Это уже прошлое решение. | Нет решения. | |
Il n’y a pas de coccinelle dans le jardin. | В саду нет божьих коровок. |
Или да = назад
Если за ним следует период времени или временное наречие, il y a является французским эквивалентом слова «назад»:
.
Je lui ai parlé il y a deux semaines. | Я разговаривал с ним две недели назад. | |
Или 5 ans que j’ai vendu ma voiture. | Я продал свою машину 5 лет назад. | |
Это самая длинная партия. | Он ушел давным-давно. |
Выражения и пословицы с
il y a
Il n’y a pas de fumée sans feu. | Не бывает дыма без костра. | |
Il n’y a pas de roses sans épines. | Нет розы без шипа. | |
Il n’y a pas de sot métier (il n’y a que de sottes gens). | Каждая сделка имеет свою ценность. | |
Il n’y que les montagnes qui ne se rencontrent pas. | Нет никого настолько далекого, что судьба не свела бы их вместе | |
Il y a loin de la coupe aux lèvres. | Есть много скользких чашек и губ. | |
Il y a quelque выбрал qui cloche | Что-то не так. | |
Il y un temps pour tout. | Для всего свое время. | |
Où il y a de la gêne, il n’y a pas de plaisir. | Комфорт на первом месте, нет смысла испытывать дискомфорт. | |
Tant qu’il y a de la vie, il y a de l’espoir. | Где жизнь, там и надежда. |
См. Также выражения с y .
Связанные урокиEn español
Поделиться / Твитнуть / Прикрепить меня!английский — Какое прошедшее время у «да»?
Мне нужно сообщить о полевом наблюдении в форме «йотен».
В январе я участвовал в организации большой демонстрации сторонников Второй поправки в Ричмонде, штат Вирджиния. Одной из главных забот организаторов, учитывая крайнюю враждебность СМИ к правам на огнестрельное оружие, было строгое ненасильственное проведение демонстрации.
Среди множества мемов и изображений, размещенных в социальных сетях, чтобы выразить согласие с этой целью, был что-то вроде карикатуры на отважных повстанцев с мушкетами в костюмах времен войны за независимость. Подпись под заголовком гласила:
.
«Да нет, если вас не ждут!
Вы не можете сказать людям оружейной культуры, что они пассивно ненасильственны; они просто будут смеяться над тобой. Вы можете проповедовать этику бдительного ненападения, и это то, что сделал этот меместер. Это соответствует их ценностям и работает.
Итак, мы видим, что «да» используется для стрельбы из оружия (неудивительно; я уже знал, что видеоигры использовали его таким образом до этого).У нас также есть «йотен» как прошедшее время в совершенном аспекте.
Впоследствии кто-то еще разместил диаграмму полного спряжения слова «yeet». Оно действительно включало «йотэ» как простое прошлое и в целом представляло собой дотошную и знающую пародию на германский сильный глагол.
Наблюдать за изобретением культуры — это прекрасно!
Я согласен с предыдущими ответами, что система сильных глаголов еще не совсем непродуктивна в английском языке. Мы не должны ожидать, что новое производство ablaut будет подчиняться историческим правилам для классов глаголов OE, а скорее будет шаблонным для сохранившихся сильных глаголов.
Я предлагаю в этой связи следующие модели: «говорить / говорить / говорить», «заморозить / заморозить / заморозить» и «сломать / сломать / сломать».
Я также отмечаю, что ранее я наблюдал тенденцию к процветанию таких нерегулярных интонаций там, где подразумевается юмор, и если сообщение «Да нет, если не будешь йотен!» была серьезной, форма была намеренно смешной.
В другой субкультуре, с которой я связан, название устаревшего миникомпьютера VAX во множественном числе использовалось как «vaxen», а не «vaxes», якобы потому, что машина была медлительной, как бык. Эта шутка стала продуктивной: сегодня люди в этой культуре могут использовать множественное число «ящик» (используемый в смысле компьютера, например, ящик Unix) как «ящик».
Мем был успешным. Появилось достаточно вооруженных людей, чтобы одолеть пехотную дивизию, и день был совершенно мирным.
ятмак — Викисловарь
Азербайджанский [править]
Этимология [править]
Из прототюркских * yạt- . Сопоставить с турецким ятмак , казахским жату (ятв, «лгать»), узбекским йотмак («лгать»).
Произношение [править]
- IPA (ключ) : [jɑtˈmɑχ]
- Расстановка переносов: jat‧maq
Глагол [править]
yatmaq (непереходный)
- спать
bütün gecə yatmamışam — Я не спал всю ночь
Sakit ol, atan yatır — Тихо, отец твой спит
- Синоним: (архаичный) уюмаг
- быть в тюрьме, делать время
Beş il həbsdə yatdım — I отсидел пять лет в тюрьме
- Синоним: içəridə olmaq
- лечь
- Синоним: uzanmaq
- стать плоским, умереть (электрической батареи или аккумулятора; нуждается в подзарядке или полностью)
- Maşın xodlanmır! Аккумулятор ятыб diyəsən.
- Машина не заводится! Похоже аккумулятор сдох .
- Maşın xodlanmır! Аккумулятор ятыб diyəsən.
Спряжение [править]
Сопряжение yatmaq
положительный | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
подлежащее причастие без прошедшего времени | ятан | |||||||
подлежащее причастие прошедшего времени | ятмиш | |||||||
подлежащее определенное причастие будущего | ятакак | |||||||
Непредметное причастие | (mənim +) yatdığım | (sənin +) yatdığın | ( общ.агент +) yatdığı | (bizim +) yatdığımız | (sizin +) yatdığınız | ( генеральный агент +) yatdığı or yatdıqları | ||
ятыб | ||||||||
общее височное причастие | ятанда | |||||||
причастие усиления | yatdıqca | |||||||
специфическое причастие височного ритма | yatarkən | |||||||
модальное причастие | ятарак | |||||||
инфинитив | ятмак | |||||||
единственное число | множественное число | |||||||
первый | секунд | третий | первый | секунд | третий | |||
ориентировочно | настоящее время | простой | ятырам | ятырсан | ятыр | ятырык | yatırsınız | ятырлар |
идеально 1 | ятмишам | yatmısan, yatmışsan * | ятмишдыр | ятмишик | yatmısınız, yatmışsınız * | ятмишлар | ||
идеально 2 | — | ятыбсан | ятыб (dır) | — | yatıbsınız | yatıb (dır) лар | ||
прошлое | простой | ятдым | yatdın | ятды | ятдык | yatdınız | yatdılar | |
непрерывно | ятырдым | yatırdın | ятырды | ятырдык | yatırdınız | ятырдылар | ||
идеально | yatmışdım | yatmışdın | ятмишды | ятмишдык | yatmışdınız | ятмишдылар | ||
будущее | определенный | ятачаğам | yatacaqsan | ятачак | yatacağıq | yatacaqsınız | ятакаклар | |
бессрочно | ятарам | ятарсан | ятар | yatarıq | yatarsınız | ятарлар | ||
будущее-прошлое | определенный | yatacaqdım | yatacaqdın | yatacaqdı | yatacaqdıq | yatacaqdınız | yatacaqdılar | |
бессрочно | yatardım | ятардин | ятарды | ятардык | yatardınız | ятардылар | ||
условно | настоящее время | яцам | яцан | яца | яцак | яцаниз | яцалар | |
прошлое | ятсайдым | яцайдын | яцайды | ятсайдик | яцайдыныз | яцайдылар | ||
сослагательное наклонение | ятам | ятасан | ята | ятак | ятасыныз | яталар | ||
справочная | ятасыям | ятасысан | ятасы | yatasıyıq | yatasısınız | ятасылар | ||
обязательный | настоящее время | yatmalıyam | ятмалысан | ятмалы | yatmalıyıq | yatmalısınız | ятмалылар | |
прошлое | yatmalıydım | yatmalıydın | yatmalıydı | yatmalıydıq | yatmalıydınız | ятмалыйдылар | ||
доказательств | настоящее время | ятырмышам | ятырмишсан | ятырмыш | ятырмишик | yatırmışsınız | ятырмишлар | |
прошлое | yatıbmışam | ятыбмишсан | ятыбмиш | yatıbmışıq | yatıbmışsınız | ятібмишлар | ||
императивный | ятым | ять | яцын | ятак, яталым * | ятын | яцинлар | ||
отрицательный | ||||||||
подлежащее причастие без прошедшего времени | ятмаян | |||||||
подлежащее причастие прошедшего времени | ятмамыш | |||||||
подлежащее определенное причастие будущего | ятмаякак | |||||||
Непредметное причастие | (mənim +) yatmadığım | (sənin +) yatmadıın | ( общ.агент +) yatmadığı | (bizim +) yatmadığımız | (sizin +) yatmadığınız | ( gen. Agent +) yatmadığı or yatmadıqları | ||
преобразов. | ятмайыб | |||||||
общее височное причастие | ятмаянда | |||||||
причастие усиления | yatmadıqca | |||||||
специфическое причастие височного ритма | yatmayarkən | |||||||
модальное причастие | ятмаярак | |||||||
инфинитив | ятмамак | |||||||
единственное число | множественное число | |||||||
первый | секунд | третий | первый | секунд | третий | |||
ориентировочно | настоящее время | простой | ятмырам | Ятмирсан | ятмир | ятмырык | yatmırsınız | Ятмирлар |
идеально 1 | yatmamışam | yatmamısan, yatmamışsan * | ятмамыш | yatmamışıq | yatmamısınız, yatmamışsınız * | yatmamışlar | ||
идеально 2 | — | ятмайыбсан | yatmayıb (dır) | — | yatmayıbsınız | yatmayıb (dır) лар | ||
прошлое | простой | yatmadım | ятмадин | ятмади | ятмадык | yatmadınız | yatmadılar | |
непрерывно | yatmırdım | yatmırdın | yatmırdı | ятмирдык | yatmırdınız | yatmırdılar | ||
идеально | yatmamışdım | yatmamışdın | yatmamışdı | yatmamışdıq | yatmamışdınız | yatmamışdılar | ||
будущее | определенный | йатмаячаğам | yatmayacaqsan | yatmayacaq | yatmayacağıq | yatmayacaqsınız | yatmayacaqlar | |
бессрочно | ятмарам | ятмарсан, ятмазсан | ятмаз | yatmarıq | yatmarsınız, yatmazsınız | ятмазлар | ||
будущее-прошлое | определенный | yatmayacaqdım | yatmayacaqdın | yatmayacaqdı | yatmayacaqdıq | yatmayacaqdınız | yatmayacaqdılar | |
бессрочно | yatmazdım | yatmazdın | ятмазды | ятмаздык | yatmazdınız | ятмаздылар | ||
условно | настоящее время | ятмасам | ятмасан | ятмаса | ятмасак | yatmasanız | ятмасалар | |
прошлое | yatmasaydım | ятмасайдын | ятмасайды | ятмасайдык | yatmasaydınız | ятмасайдылар | ||
сослагательное наклонение | ятмаям | ятмаясан | ятмая | ятмаяк | yatmayasınız | ятмаялар | ||
справочная | yatmayasıyam | ятмаясысан | ятмаясы | yatmayasıyıq | yatmayasısınız | ятмаясылар | ||
обязательный | настоящее время | yatmamalıyam | ятмамалысан | ятмамалы | yatmamalıyıq | yatmamalısınız | ятмамалылар | |
прошлое | yatmamalıydım | yatmamalıydın | yatmamalıydı | yatmamalıydıq | yatmamalıydınız | yatmamalıydılar | ||
доказательств | настоящее время | yatmayırmışam | yatmayırmışsan | ятмайырмыш | yatmayırmışıq | yatmayırmışsınız | yatmayırmışlar | |
прошлое | yatmayıbmışam | yatmayıbmışsan | ятмайыбмиш | yatmayıbmışıq | yatmayıbmışsınız | yatmayıbmışlar | ||
императивный | ятмайым | ятма | yatmasın | ятмаяк ятмаялы * | ятмайын | yatmasınlar | ||
отрицательный потенциал | ||||||||
подлежащее причастие без прошедшего времени | ятаммаян | |||||||
подлежащее определенное причастие будущего | ятаммаякак | |||||||
Непредметное причастие | (mənim +) yatammadıım | (sənin +) yatammadıın | ( общ.агент +) yatammadığı | (bizim +) yatammadığımız | (sizin +) yatammadığınız | ( gen. Agent +) yatammadığı or yatammadıqları | ||
преобразов. | ятаммайыб | |||||||
общее височное причастие | ятаммаянда | |||||||
причастие усиления | yatammadıqca | |||||||
специфическое причастие височного ритма | yatammayarkən | |||||||
модальное причастие | ятаммаярак | |||||||
инфинитив | ятаммамак | |||||||
единственное число | множественное число | |||||||
первый | секунд | третий | первый | секунд | третий | |||
ориентировочно | настоящее время | простой | ятаммырам | ятаммырсан | ятаммыр | ятаммырык | yatammırsınız | ятаммырлар |
идеально 1 | yatammamışam | yatammamısan, yatammamışsan * | ятаммамышдыр | ятаммамышик | yatammamısınız, yatammamışsınız * | ятаммашмилар | ||
идеально 2 | — | ятаммайыбсан | yatammayıb (dır) | — | yatammayıbsınız | yatammayıb (dır) лар | ||
прошлое | простой | ятаммадым | ятаммадин | ятаммади | ятаммадык | yatammadınız | ятаммадилар | |
непрерывно | yatammırdım | yatammırdın | yatammırdı | ятаммирдык | yatammırdınız | yatammırdılır | ||
идеально | yatammamışdım | yatammamışdın | yatammamışdı | yatammamışdıq | yatammamışdınız | yatammamışdılar | ||
будущее | определенный | ятаммаячаğам | ятаммаячаксан | ятаммаякак | yatammayacağıq | yatammayacaqsınız | yatammayacaqlar | |
бессрочно | ятаммарам | ятаммарсан, ятаммазсан | ятаммаз | ятаммарик | yatammarsınız, yatammazsınız | ятаммазлар | ||
будущее-прошлое | определенный | yatammayacaqdım | yatammayacaqdın | yatammayacaqdı | yatammayacaqdıq | yatammayacaqdınız | yatammayacaqdılar | |
бессрочно | ятаммаздым | ятаммаздын | ятаммазды | ятаммаздык | yatammazdınız | ятаммаздылар | ||
условно | настоящее время | ятаммасам | ятаммасан | ятаммас | ятаммасак | yatammasanız | ятаммасалар | |
прошлое | ятаммасайдым | ятаммасайдын | ятаммасайды | ятаммасайдык | yatammasaydınız | ятаммасайдылар | ||
сослагательное наклонение | ятаммаям | ятаммаясан | ятаммая | ятаммаяк | yatammayasınız | ятаммаялар | ||
императивный | ятаммайым | ятамма | ятаммасин | ятаммаяк | ятаммайын | ятаммасинлар | ||
Примечание: Некоторые из этих форм могут быть гипотетическими.На самом деле встречаются не все возможные формы спряжения каждого глагола. | ||||||||
* датированный или высокий регистр |
Производные термины [править]
Крымскотатарский [править]
Глагол [править]
ятмак
- лежать (отдыхать в горизонтальном положении на поверхности)
- (северный диалект) пробудить (см. Uyatmaq)
Спряжение [править]
Спряжение yatmaq (Северный)
20 самых распространенных глаголов турецкого языка (и как их использовать)
Вы начали изучать турецкий язык? Süper! Итак, вы, вероятно, уже выучили несколько фраз для «привет» и «пока», а также самые важные слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста».А как насчет турецких глаголов? Что ж, вам может быть интересно, с каких начать. Мы собрали для вас 20 самых распространенных глаголов турецкого языка с их спряжением в настоящем времени и полезными примерами. Посмотрите…
1.
япмак — «делать, делать»
- ben yapıyorum — «Я делаю»
- sen yapıyorsun — «вы (единственное число) делаете»
- o yapıyor — «он / она / оно делает»
- biz yapıyoruz — «мы делаем»
- siz yapıyorsunuz — «вы (множественное число) делаете»
- onlar yapıyorlar — «они делают»
Пример: Ne yapıyorsun? (Чем вы занимаетесь? »)
Внимание! Есть еще один глагол, который означает «делать» или «делать»: etmek .Например, оно используется в выражении Teşekkür ederim — «Спасибо» (букв. «Я благодарю»).
2.
гитмек — «с собой»
- Бен гидийорум
- сен гидийорсун
- о гидиёр
- бизнес гидроуз
- размер гидиорсунуз
- онлайн гидиёрлар
Пример: Türkiye’ye gidiyoruz. (Едем в Турцию.)
Внимание! Как и в случае с etmek , «t» в gitmek смягчается до «d», когда добавляется окончание настоящего времени -Iyor .
3.
gelmek — «впереди»
- Бен гелиорум
- сен гелийорсун
- о гелийор
- бизнес гелиоруз
- размер geliyorsunuz
- onlar geliyorlar
Пример: Sen de gel! (Приходите!)
Подсказка: если вы опустите окончание -mek / -mak в инфинитиве, вы получите повелительную форму единственного числа, т.е.грамм. Гель! («Приходите!») Или Git! («Вперед!»).
4.
алмак — «взять, купить, получить»
- Бен Алиорум
- сен alıyorsun
- или Алийор
- biz alıyoruz
- размер alıyorsunuz
- онлайн
Пример: Ekmek de al! (Хлеб покупай!)
Подсказка: если вы хотите быть вежливым и заказать что-нибудь, просто запомните форму alabilir miyim («Могу я получить?»).Вы можете добавить его в конец вашего запроса, например Bir bira alabilir miyim lütfen? («Можно мне пива, пожалуйста?»)
5.
istemek — «хотеть»
- Бен истийорум
- sen istiyorsun
- или истиер
- бизнес истийоруз
- размер истийорсунуз
- онлайн истийорлар
Пример: Ben döner istiyorum.Sen ne istiyorsun? (Я хочу денер. Чего ты хочешь?)
Внимание! Личные местоимения ( ben, sen и т. Д.) Используются только тогда, когда вы хотите их выделить. В противном случае оставьте их, иначе это будет звучать неестественно.
6.
çalışmak — «на работу»
- Бен çalışıyorum
- сен çalışıyorsun
- или çalışıyor
- biz çalışıyoruz
- siz çalışıyorsunuz
- onlar çalışıyorlar
Пример: Bugün çalışmıyorum. (сегодня не работаю.)
Вы заметили, что глагол здесь отрицательный? «M» от отрицания «me / ma» добавляется к основе глагола, а после этого следует окончание настоящего времени.
7.
bilmek — «знать, уметь»
- Бен билийорум
- сен билйорсун
- или билийор
- biz biliyoruz
- размер билйорсунуз
- onlar biliyorlar
Пример: Bilmiyorum. (не знаю)
8.
konuşmak — «говорить»
- Бен Конушуйорум
- сен конушуйорсун
- или konuşuyor
- biz konuşuyoruz
- размер konuşuyorsunuz
- onlar konuşuyorlar
Пример: Kimle konuşuyorsun? (С кем ты говоришь?)
9.
окумак — «читать, учиться, ходить в школу»
- Бен Окуйорум
- сен окуйорсун
- o okuyor
- biz okuyoruz
- размер okuyorsunuz
- онлайн окуйорлар
Пример: Gazete okuyor. (Читает газету.)
10.
sevmek — «любить, любить»
- Бен Севийорум
- сен севийорсун
- о севийор
- бизнес севиоруз
- размер севийорсунуз
- onlar seviyorlar
Пример: Seni seviyorum. (Я люблю тебя.)
11.
demek — «сказать, значить»
- Бен Дийорум
- сен дийорсан
- o diyor
- бизнес diyoruz
- размер diyorsunuz
- онлайн diyorlar
Пример: Bu ne demek? (Что это значит?)
12.
düşünmek — «думать, рассматривать»
- Бен Дюшюнюйорум
- сен düşünüyorsun
- или düşünüyor
- biz düşünüyoruz
- siz düşünüyorsunuz
- onlar düşünüyorlar
Пример: Çok düşünüyorsun. (Вы слишком много думаете.)
13.
yemek — «есть»
- Бен Йийорум
- сен yiyorsun
- год
- biz yiyoruz
- размер yiyorsunuz
- onlar yiyorlar
Пример: Ne yiyoruz? (Что мы едим?)
14.
içmek — «пить»
- Бен Исийорум
- сен içiyorsun
- или içiyor
- biz içiyoruz
- размер içiyorsunuz
- onlar içiyorlar
Пример: ay içiyoruz. (Чай пьем.)
15.
başlamak — «на начало»
- ben başlıyorum
- сен başlıyorsun
- o başlıyor
- biz başlıyoruz
- siz başlıyorsunuz
- onlar başlıyorlar
Пример: Film saat kaçta başlıyor? (Во сколько начинается фильм?)
16.
olmak — «быть, стать, случиться»
- Бен Олуйорум
- сен oluyorsun
- o oluyor
- biz oluyoruz
- размер oluyorsunuz
- onlar oluyorlar
Пример 1: Ne oluyor? (Что здесь происходит?)
Пример 2: Ne oldu? (Что случилось?)
Внимание! Во втором примере глагол olmak находится в прошедшем времени.Вам следует запомнить эту фразу, если вы любопытный человек.
17.
söylemek — «говорить, петь»
- Бен söylüyorum
- сен söylüyorsun
- или söylüyor
- biz söylüyoruz
- размер söylüyorsunuz
- onlar söylüyorlar
Пример: Bu şarkıyı kim söylüyor? (Кто поет эту песню?)
18.
ятмак — «лечь, лечь спать»
- Бен Ятиёрум
- сен ятыёрсун
- о день
- biz yatıyoruz
- размер yatıyorsunuz
- онлайн
Пример: Ben yatıyorum, iyi geceler! (иду спать, спокойной ночи!)
19.
отурмак — «сидеть, жить»
- Бен oturuyorum
- сен oturuyorsun
- oturuyor
- biz oturuyoruz
- размер oturuyorsunuz
- onlar oturuyorlar
Пример: Nerede oturuyorsunuz? (Где ты (пл.) жить?)
20.
сормак — «спросить»
- Бен Соруйорум
- сен soruyorsun
- или соруйор
- бизнес соруйоруз
- размер soruyorsunuz
- onlar soruyorlar
Пример: ok soru soruyorsun! (Вы задаете слишком много вопросов!)
Хотите еще один ресурс для сохранения их в памяти? Ознакомьтесь с нашим удобным загружаемым руководством!
Испанские формы настоящего времени | ИспанскийDict
Испанское простое настоящее время ( el presente или el presente del indicativo ) может использоваться, чтобы говорить о привычных действиях, распорядках, событиях, происходящих сейчас или в ближайшем будущем, универсальных истинах, фактах, гипотезах, промежутках времени, и для заказа в ресторанах и магазинах.
Обычные текущие индикативные формы
Ниже вы найдете инструкции по формированию правильных глаголов в настоящем времени, включая окончания, которые вам нужно знать для глаголов -ar , -er и -ir .
Глаголы, оканчивающиеся на -ar
Чтобы спрягать глагол -ar , удалите окончание инфинитива ( -ar ) и добавьте окончание, соответствующее подлежащему. Вы можете найти эти окончания в таблице ниже.
Окончания в настоящем времени для глаголов -ar
лет | -о | Я говорю | |||||||||||||||||||
tú | -ас | вы (неофициально)0 вы (формально) говорите | él, ella | -a | он / она говорит | nosotros | 0645 17 17 vosotros | -áis | вы (неофициально) говорите | ustedes | -an | 9000 9000 ell | 000 9000 -an | они говорят | |
лет | -o | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
tú | -as | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
usted | -a | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
élos6, ella | -amos | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
vosotros | -áis | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ustedes | -an | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ellos, ellas 79 | 906
Глаголы, оканчивающиеся на -erЧтобы спрягать глагол -er , удалите окончание инфинитива ( -er ) и добавьте окончание, соответствующее подлежащему.Вы можете найти эти окончания в таблице ниже. Окончания в настоящем времени для глаголов -er
|