Однородные сказуемые схема: Задания на составление схемы предложения. Как составить схему сложного предложения. Пример синтаксического разбора простого предложения

Содержание

Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

Русский язык

ПРЕДЛОЖЕНИЯС ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

Цель: совершенствование умений в составлении графических схем предложений

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развитие умений находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы.

  • Развитие умений обосновывать постановку запятой или её отсутствие между однородными членами.

  • Учиться применять полученные знания и умения на практике;

  • Развивать устную и письменную речь;

Воспитательные:

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Дополните предложения словарными словами. Запишите, обозначьте орфограммы.

В полях расцвели ______, _____ ,_____. (Ромашки, васильки, колокольчики.)

В корзине лежали спелые ____, ____и ____. (Яблоки, абрикосы и мандарины.)

– Составим схемы этих предложений.

– Прочитайте грамматическую основу первого предложения.

– Какие члены здесь однородные? Как они обозначаются графически?

– Какая схема получилась? ( – , – , – . )

Схема второго предложения: ( – , – – . )

– Сравните схемы предложений.

2. Прочитайте предложения из домашней работы.

– Составьте схему одного из прослушанных предложений (это может быть последнее предложение).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

– На основе выполненных заданий сформулируйте цель урока. (Научиться составлять схемы предложений с однородными членами.)

III. Развитие умений.

1. Актуализация изученного.

Беседа-опрос.

– Что такое главные члены предложения?

– Что такое однородные члены предложения?

– Как называется предложение, если в нём только главные члены?

– Если в предложении есть только одно сказуемое и при нём три подлежащих, то какое это предложение: распространённое или нераспространённое? (Нераспространённое.)

– Как ещё называется такое предложение? (С однородными членами.)

– Какие члены предложения могут быть однородными?

2. Работа в учебнике.

Упр. 427 – развивается умение находить однородные подлежащие и сказуемые, составлять графические схемы.

После самостоятельного выполнения на доске три ученика выполняют графические схемы предложений.

3. Наблюдение над постановкой запятой между однородными членами.

а) Упр. 428 – совершенствуются умения находить однородные сказуемые, составлять графические схемы предложений с однородными

сказуемыми и выявлять закономерности в постановке знаков препинания между однородными членами.

Выполняется самостоятельно в группах (один человек из группы – капитан – выполняет на листочке, который затем передаётся в другую группу).

Взаимопроверка.

– Когда между однородными сказуемыми ставится запятая? Прочитайте такие предложения.

– Когда между однородными членами не ставится запятая? Есть ли такое предложение в тексте? (Да. Второе предложение.)

б) – Проверьте свои наблюдения по тексту правила в рамке на с. 163.

Чтение правила про себя.

– Что разделяет однородные члены в письменной речи? (Запятая.)

– А что соединяет? (Союз и.)

– Какой основной знак между однородными членами? (Запятая.)

– Что «мешает» его постановке? (Союз и.)

4. Выборочное письмо.

– Прочитайте предложения, представленные на слайде (доске).

– Выпишите предложения:

I вариант: с однородными сказуемыми;

II вариант: с однородными подлежащими.

– Покажите графически, какие члены предложения однородные.

Дым быстро поднимается кверху столбами.

Проснулись рыбаки в шалаше и сняли с шестов сети.

Мелькают в тумане леса и луга.

Личностные результаты

1.  Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии

с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Итог урока.

– Проверьте понимание темы, выполнив задание № 1, тема 12 в рабочей тетради.

– Что помогло вам в нахождении предложения с однородными членами? (Союз и.)

– Какие однородные члены он соединяет? (Однородные сказуемые. )

V. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 170–171.

2. Подготовить рассказ о знаках препинания между однородными членами.

Синтаксический разбор простого предложения

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

 

 

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

 





В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках  и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и  [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

 
 
План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

 

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи:  грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя. .. ветром.

 

Образцы разбора простых предложений

 

Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ

Урок 9 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

Урок 9 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1. Ребята поставили в классе
аквариум.

2. Там плавают маленькие рыбки.

3. Ребята ухаживают за аквариумом.

1.

2.

3.

1-е предложение

2-е
предложение