Содержание
Как подчеркиваются союзные слова и обычные союзы в синтаксическом разборе предложения?
Подпишитесь на мой тик ток Ken._.zhetai и пишите сюда в комы ваш ник в тик токе подписываюсь взаимно и пишите там в тт коментах что вы от брэйнли. И к
…
то играет в форт добавляйте в др поиграем ник Kenzhetai_.
Срочно Б даю 50 баловвСоставьте текст на основе данных ниже предложений. Определите способ связипредложений.А1. Мы говорим об экологии среды и природы
…
.2. Среда, созданная самим человеком, — это его культура.3. Язык важнейший компонент культуры.4. Родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозитему уничтожением.Б 1. Лесные пожары причиняют ущерб окружающей среде.2. Пожар под Киевом.3. Последствия пожара.4. Перспективы на будущее.
335A. Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недоста-
ющие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Назовите предик
…
ативные части в их составе, подчеркните грамматические
основы. Подберите синонимичные союзные предложения, определите типы
данных предложений. Прoкoммeнтируйте знаки препинания в них.
1. (Масс) медиа выполняют ко…уникативную
транслятор
функц…ю благодаря газетам, журналам, тел…-
видению, радио, интернету между людьми проис-
ходит о…щение. 2. Сре…ства ма…овой инф…рмац…и обл…дают
большими возможностями вл…яния на чу…ства, образ мыслей
людей, их пов…дение без них даже хорошо образова…ому чело-
веку бывает сложно ор…нтироваться в соц…альных проце…ах.
3. Сре…ства ма…овой инф…рмац…и позволяют ч…л…веку выйти
за рамки инд…в…дуального опыта они делают об…зримым весь
мир. 4. Сми являются транслятором це…остей общества они зач…-
стую управляют соц…альными и (меж) культурными (взаим…) от-
ношениями. 5. (Масс) медиа называют «четвертой властью” они
распр…страняя информац…ю оказывают значительное вл…яние
на ч…л…века. 6. Сфера интересов СМИ все пр…странство куль-
туры они выступают проводником культуры зач. ..стую являю…ся
создателем це…остей о…щества. 7. Ученые утверждают вл…яние
СМИ на пов…дение людей осуществля…ся путем создания опреде-
ле…ого обществе…ого мнения.
Человек маяк своего народа
50баллов.Помогите у меня кр щас!!! Составить любое предложение по схеме(см.фото)
3. РАССТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ1) К тому же там виднелись острые колья.2) Земляк Кайсенова, поступивший в эту школу вместе с ним, отказался прыгать
…
.3) Там ему предстояло освоить диверсионную работу во вражеском тылу.А) 1 2 3Б) 3 1 21) 2 3 1
(Земля и Спутник Луна) Выбери Вариант высказывание, соответствующиц иллюстративному ряду
в каком году призвали в армию касыма кайсенова
— Я думаю, что она была очень доброй, любила свою семью, свою Родину. Сделать синтаксический разбор
10 профессиональных слов дайте им толкование выключите их в высказывания о своей специальности.и составить предложение (линейка,плюс, и т. д такие слов
…
а не надо)
🎓 Союзные слова — правило, примеры
- Главная
- Союзные слова
Союзные слова — слова, которые выполняют функцию подчинительных союзов, но при этом являются самостоятельными частями речи(местоимениями или наречиями)
Союзным словам можно задать вопрос, они будут являться членами предложения.
Примеры:
- Это человек, которого я люблю.(люблю кого? — которого)
- И вспомнить счастье, что когда-то было(союзное слово «что» — подлежащее)
Союзные слова — местоимения | Союзные слова — наречия | Подчинительные союзы |
---|---|---|
Все относительные местоимения (кто, что, каков, который) | Все вопросы наречий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как) | Все остальные слова, связывающие простые предложения в составе сложноподчиненного предложения (хотя, пока, чтобы, если, ли, потому что, так как, для того чтобы. ..), а также (что, как,когда). |
Слова «что, как, когда»могут являться и подчинительными союзами, и союзными словами.
Рассмотрим случаи, когда названные слова являются союзами. В остальных случаях являются союзными словами.
Как определить, слова «что, как, когда» являются союзными словами или союзами?
1) «Что» — является союзом, когда его можно заменить двоеточием. Смотри правило — когда ставится двоеточие
Пример:
- Мне показалось, что улыбка промелькнула по её губам(«что» можно заменить на двоеточие -> «что» является союзом. )
2) «Как» — является союзом, когда его можно заменить другим союзом. (словно, будто, точно и т.д)
Примеры:
- Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло(«как» можно заменить на слово «словно» -> «как» является союзом и не является членом предложения)
- Я просто поражен тем, как она тебя любит(«как» = «на сколько сильно» — обстоятельство, союзом заменить нельзя -> «как» является союзным словом)
3) «Когда» — является союзом только в придаточном времени и условии. (то есть от главной части задаем вопрос — «Когда?» или «При каком условии?»)
Примеры:
- Сердце сое защемило тоской, когда разглядел эти впалые щеки. (Можно задать вопрос «Когда?» -> слово «когда» является союзом)
- Ах лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной да пыль, да комары, да мухи. (Условие — > «когда» — союз)
Ознакомься с правилом — СПП, типы придаточных.
Также — Сложноподчиненное предложение
Союзные слова
Пользователи также искали:
предложения с союзными словами,
союзные слова и союзы,
союзные слова примеры,
союзные слова таблица,
словами,
Союзные,
союзные,
слова,
Союзные слова,
союзы,
все союзные слова,
союзные слова и союзы,
союзные слова список,
союзные слова таблица,
предложения с союзными словами,
предложения,
таблица,
как подчеркиваются союзные слова,
примеры,
подчеркиваются,
упражнения,
список,
союзными,
союзные слова примеры,
союзы и союзные слова упражнения,
союзные слова,
синтаксис. союзные слова,
употребление в сложноподчиненных и сложносочиненных конструкциях, примеры
Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, связанных между собой по смыслу и интонационно. Союз в русском языке — это служебная часть речи, необходимая для того чтобы связать части конструкции в составе сложной конструкции и однородные члены. Союзные слова отвечают за синтаксические связи в словоформах и предложениях.
…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Союзы и союзные слова в сложных конструкциях
Особенность этой части речи состоит в том, что она никак не связана с грамматической формой соединяемых ею слов. То есть один и тот же союз может связывать как существительные, так и другие части речи (глаголы, прилагательные, наречия и т. д.). Важно, чтобы смысл при этом не утратился.
Это интересно: составное именное сказуемое и его примеры.
Сложные конструкции бывают:
1.Союзные:
- сложносочиненные — это простые предложения, связанные сочинительным союзом и интонацией. Простые в составе сложного независимы друг от друга. (Например, наступила зима и дети начали лепить снеговиков.)
- сложноподчиненные — это простые предложения, связанные подчинительным союзом или союзными словами. В такой синтаксической конструкции одно простое является придаточным, то есть зависимым от главного. Пример: когда встало солнце, мы пошли на улицу.
2. Бессоюзные — это простые конструкции, которые связываются между собой по смыслу только интонацией. Пример: Луна светит ночью, солнце греет днем.
Это интересно: слова с суффиксом -изн-, значение и происхождение.
Употребление в сложноподчиненном предложении
Важной особенностью сложноподчиненной конструкции является наличие основной и вспомогательной грамматических основ. Между собой они соединяются подчинительными союзами и союзными словами. Придаточных частей может быть несколько, они подчиняются главному и отвечают на вопросы главных членов (кто, что, что делает и т. д.). Между собой эти грамматические основы разделяются запятыми.
Что касается строения сложноподчиненной синтаксической конструкции, то оно имеет три возможных варианта:
- Придаточное предложение перед главным. (Пока продолжается урок, все должны быть в кабинете).
- Придаточное в середине главного. (Ученики сидели в кабинете, когда вошел учитель, и читали книги).
- Придаточное в конце главного. (Все должны быть в кабинете, пока продолжается урок).
Подчинительные союзы делятся на простые и составные.
Это интересно: Что такое деепричастный оборот? Примеры употребления.
К простым можно отнести: что, чтобы, когда, пока, если и т. д.
Составные состоят из нескольких частей. Например, как будто, потому что, так как, с тех пор как и т.д.
К союзным словам относятся: который, какой, кто, куда, когда, как и т. д. Они, в отличие от союзов, являются членами предложения, но задачу те и другие выполняют одну — присоединяют придаточное предложение к главному либо к другому придаточному.
Сложноподчиненные предложения бывают с несколькими придаточными. Различают три типа:
- с однородным подчинением;
- с неоднородным, т.е. параллельным подчинением;
- с последовательным подчинением
Конструкции с однородным подчинением относятся к одному и тому же главному предложению, отвечают на одни и те же вопросы и связаны сочинительными союзами или бессоюзно. Пример: Учительница огорчилась, что урок был сорван, что ученики не сдали контрольную, что все пошло не так. Все эти придаточные связаны с главным, отвечают на один и тот же вопрос и связаны одним и тем же союзом что. И являются вспомогательными одного вида.
Конструкции с параллельным подчинением, так же как и предыдущие относятся к главному предложению, но отвечают на совершенно разные вопросы. Это придаточные разного типа. Пример: Если прочитать произведение целиком, то можно понять, почему герой так поступил. Оба придаточных относятся к главному — можно понять, но первое отвечает на вопрос (при каком условии?), а второе на вопрос что. Соответственно отвечают на разного рода вопросы. Это придаточные разного вида, относящиеся к одному и тому же главному предложению.
Это интересно: перифраза — примеры из литературы и разговорной речи.
Конструкции с последовательным подчинением отличаются от предыдущих тем, что в них лишь одно придаточное зависит от главного. Из этого следует, что первое придаточное будет главным для следующего. Пример: Мама стояла на крыльце и смотрела, как Маша прыгала через лужу, которая все больше увеличивалась.
Что касается знаков препинания, то придаточное предложение от главного отделяют запятой. Если оно находится в середине предложения, то с двух сторон выделяется запятыми. Также данные конструкции между собой разделяются запятыми.
Примеры подчинительных союзов: в связи с тем что, так как, поскольку, потому что, оттого что, чтобы, когда, как только, как если, как будто, словно, точно, несмотря на то что и т. д.
Это интересно: «зарубить на носу» — значение фразеологизма.
Особенности сложносочиненной связи
Сложносочиненные конструкции делятся на три группы, приведенные ниже в таблице 1.
Таблица 1
Соединительные | Противительные | Разделительные |
и, да (=и), ни…ни, и…и, не только…но и, как… так и, тоже,также. | а, но, да (=но), зато, однако. | или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то. |
К характеристике союзов и союзных слов в русском и табасаранском языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Общественные и гуманитарные науки
• ••
65
УДК 811. 512.6
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОЮЗОВ И СОЮЗНЫХ СЛОВ В РУССКОМ И ТАБАСАРАНСКОМ ЯЗЫКАХ
© 2013 Курбанова Р.Г. Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена характеристике союзов и союзных слов в русском и табасаранском языках. В ней рассматриваются функциональные особенности союзов, с помощью которых они отличаются от предлогов, знаменательных слов и союзных слов.
The article deals with the conjunction and conjunctional words characterizing in Russian and Tabasaran languages. The author examines the conjunction functional features, which differ them from the prepositions, categorematic words and conjunctional words.
Stat’ja posvjashhena harakteristike sojuzov i sojuznyh slov v russkom i tabasaranskom jazykah. V nej rassmatrivajutsja funkcional’nye osobennosti sojuzov, s pomoshh’ju kotoryh oni otlichajutsja otpredlogov, znamenatel’nyh slov i sojuznyh slov.
Ключевые слова: союзы, союзные слова, функции, особенности, относительные местоимения, соотносительные слова.
Key words: conjunctions, conjunctional words, functions, features, relative pronouns, correlative words.
Kljuchevye slova: sojuzy, sojuznye slova, funkcii, osobennosti, otnositel’nye mestoimenija, sootnositel’nye slova.
В системе служебных слов русского и табасаранского языков, как и всех других языков, особое место занимают союзы. Являясь одним из грамматических средств, определяющих синтаксическую и фу нкци он ал ьн о — смы сл овую характери -стику предложения, союзы выполняют связующую роль между членами словосочетания, частями сложного предложения и целыми предложениями.
Союзы, как и интонация и порядок слов, принимают участие в образовании новых структурных типов простых предложений, внося логико-грамматический акцент в сочинительную и подчинительную связь сложного предложения. Поэтому особенностям в «Русской грамматике» А.Х. Востокова дается следующее определение: «Союз есть
разряд слов, показывающий связь между словами, составляющими речь» [6. C. 98].
Учитывая функциональные особенности союзов, Ф.И. Буслаев дает следующую характеристику союзам: «Союз показывает связь между предложениями, соединяемыми по способу сочинения и подчинения» [3. C. 95-98]. В «Синтаксисе русского языка» А.А. Шахматова союз определяется как служебная часть речи, «которая включает в себя слова, соединяющие или разъединяющие слова, словосочетания или предложения со
стороны тех или иных отношений» [17. C. 505].
Некоторые лингвисты при характеристике союзов обращали внимание на выражение союзами смысловых отношений, а другие — на предикативных. По мнению И.И. Мещанинова, «Равным образом синтаксическая, а не лексическая роль союзов характеризуется отсутствием их в ряде языков, а именно в тех, в которых строй предложения в них не нуждается» [12. C. 52]. В.А. Богородицкий на примере данных латинского и древнегреческого языков считал союзами местоименные словечки, служившие для указания ассоциаций связи между понятиями во фразах» [2. C. 303].
Разными являются существующие определения союзов в современных вузовских и школьных грамматиках. В одном из первых учебников по современному русскому языку для вузов так определяются синтаксические функции союзов: «Союзы — служебные слова, выражающие смысловые отношения между однородными членами простого предложения и между частями сложного предложения — сложносочиненного и сложноподчиненного» [4. C. 268]. В книге Л.А. Чешко союзами названы «служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения и для связи предложений» [15. C. 79]. В
66
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
учебнике Белошапковой и др. дается следующее определение союзов: «Союзы — слова, служащие для связи словоформ в простом предложении и для связи частей сложного предложения, либо только для связи частей сложного предложения» [1. C. 357]. Более подробное и удачное определение союзов встречаем в учебнике Н.М. Шанского «Союзы — это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями» [16. C. 248].
Недостаточно полным и последовательным представляется определение союзов табасаранского языка, данное в монографии К. К. Курбанова «Грамматические классы слов в табасаранском языке»: «Союзы в табасаранском языке -это служебные слова, выражающие различные связи между предложениями, с одной стороны, и членами предложения — с другой» [8. C. 214]. Более подходящим и удачным в дагестанском языкознании представляется определение союзов близкородственного лезгинского языка, данное в монографии Р.И. Гайдарова: «Союз — это типичная служебная часть речи, функция которой заключается в оформлении связи между словоформами в предложении, между частями сложного предложения, а также между предложениями в связном тексте» [7. C. 143].
Общим и приемлемым для всех языков может служить следующее определение союзов: «Союз — это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения» [14. C. 713].
Хотя определения союзов как морфолого-синтаксической категории в различных научных трудах, вузовских учебниках, учебных пособиях по русскому языку дается по-разному, оно выражает одно и то же понятие. Во всех определениях подчеркивается их функция соединения, что союзы употребляются для связи отдельных слов, компонентов словосочетания и предложения, а также частей сложного предложения и целых предложений друг с другом.
Определяя функции союзов, М.В. Ломоносов достаточно выразительно отметил, что союзы это средство, «коими идеи соединяются» и «подобны гвоздям и клею, коими части такой махины склочены или склеены бывают» [11. C. 376]. Выражение союзами синтаксических связей между элементами, определенных значений и отношений позволили А.М. Пешковскому остроумно назвать союз «коромыслом весов», который «одновременно и объединяет два члена и относит их к одному и тому же третьему» [13. C. 443].
От знаменательных слов союзы отличаются следующими особенностями:
1) союзы не имеют самостоятельного значения;
2) союзы не могут самостоятельно употребляться в предложении;
3) при всех употреблениях союзы сохраняют свою морфологическую структуру и не обладают грамматическими формами;
4) союзы, как служебные слова, не употребляются в функции членов предложения;
5) союзы не связаны с грамматическими особенностями и формальными показателями тех единиц, связь между которыми оформляют;
6) союзы не отвечают на вопросы при грамматическом разборе, морфологически не членимы;
7) ударение, являющееся характерным признаком знаменательного слова, у союзов обычно отсутствует.
Союзы так же, как и послелоги в дагестанских (табасаранском) и предлоги в русском языках, служат для выражения временных, причинных, целевых, условных, следственных и др. отношений между членами предложения. Отношения, выражаемые предлогами и союзами, могут быть и одинаковыми. Например, причинные отношения: из-за радости — так как радовался; совместимость: мать и дочь — мать с дочерью. Как видно из примеров, предлоги выражают свое значение через отношения к предмету. Но в отличие от релятивных слов (предлогов и послелогов), которые служат средством формального соединения имен с другими словами в сочетании слов и предложений, союзы соединяют синтаксические единицы -члены предложения и части простых и сложных предложений. Предлоги же, как и послелоги, устанавливают связь
Общественные и гуманитарные науки
• ••
67
только между словами, конкретизируя значения, выражаемые падежами:
1) Как мирно светит и сияет в далеком небе Млечный путь (Леонтьева). Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые реки с пресной водой (Паустовский). Союзы и, но в данных предложениях соединяют однородные члены предложения.
2) Ночь была полна глубокой тишиной, и темнота ее казалась бархатной и теплой (Куприн). Союз и (в первом случае) соединяет части сложного предложения.
Союзы по многим признакам противопоставляются предлогам, «как слова «запредельные морфологии» (Виноградов), не участвующие в оформлении словоформ и только по интонационному признаку относимые к тем членам предложения и синтаксическим формам слов, с которыми они соседствуют» [10. C. 10].
Общей особенностью союзов как функциональных элементов можно считать их главное назначение — быть средством связи между частями сложного предложения, в то время как предлоги по самой своей сути всегда выражают синтаксическое неравноправие между членами предложения.
Отличие союзов от предлогов состоит также в том, что предлоги как служебные слова употребляются с падежными формами существительного, а союзы не связаны с грамматическими формами соединяемых слов и безграничны по их принадлежности к той или иной части речи.
Важным синтаксическим различием предлогов и союзов является то, что предлоги соединяют только существительные и некоторые числительные, а союзы соединяют слова всех знаменательных частей речи, предлоги выражают подчинение существительных и местоимений другим словам, союзы — сочинение слов, сочинение и подчинение предложений.
Из неполнозначных (служебных) слов только, пожалуй, союзы могут быть семантически объединены способностью выражать некоторую связь (соединение, объединение), тогда как предлоги и частицы не обладают такой общей для них семантической особенностью. Анализируя различительные функции предлогов и союзов, Ю.И. Леденев делает следующий вывод: «Предлоги и союзы различаются как показатели принципиально различных видов
синтаксических отношений и связей, хотя эти разряды и обнаруживают определенные синтаксические параллели, относящиеся к отдельным их лексемам или группам лексем. И в то же время союзы «запредельны морфологии», тогда как предлоги могут выступать в качестве аналитических формантов и своего рода маркеров падежных форм, т.е. имеют непосредственное отношение как к синтаксису, так и к морфологии» [11. C. 6].
Из множества вопросов, которые нуждаются в описании отличительных особенностей союзов от неполнозначных (служебных) слов и от других средств связи, следует выделить самый трудный в теоретическом и практическом отношении, а именно вопрос о разграничении союзов и союзных слов предикативных частей сложного предложения. В числе этих союзноместоименных слов отчетливо выделяются две подгруппы: а) союзные (относительные) слова и б) соотносительноуказательные слова (слова-корреляты). Первые, выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, входят в структуру придаточной части предложения и показывают характер его связи с главным. Это относительные местоимения и наречия, которые входят в структуру придаточной части, семантически соотнесены с членами главной части или обобщенно соответствуют семантике главной части в целом. В «Русской грамматике» обращается внимание на приоритет их соединительно-связочной функции, что и обусловило включение этого разряда союзно-местоименных слов в категорию союзов [9. C. 12].
Вторую группу союзно-
местоименных слов составляют соотносительные слова (слова-корреляты), которые входят в структуру главного предложения, сигнализируют о его незаконченности, о наличии в нем придаточного предложения и предсказывают во многом функцию последнего, являются «предвестниками и посредниками придаточного предложения в главном».
Третий разряд слов с союзной функцией составляют всевозможные слова гибридного характера (значит, следовательно, итак, во-первых, во-вторых, тоже, также, притом, ведь, даже и др. ). Главная особенность этого разряда слов состоит в том, что на уровне установления связей между предложениями они приобретают функции союзов или совмещают их функции. В составе этой
68
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
группы могут быть выделены как слова, уже перешедшие в союзы, так и слова, окказионально используемые в роли союзов.
Многими исследователями русского языка, в том числе А.А. Шахматовым, А.М. Пешковским, а позднее В.В. Виноградовым и некоторыми другими, был подмечен факт увеличения союзных средств, союзных слов не только за счет расширения функций имеющихся союзов, но и за счет появления новых союзных образований от наречий, модальных слов или присоединительных частиц [5. C. 721].
1. В русском языке в сложноподчи-
ненном предложении с придаточным места соотносительные указательные слова и относительные местоимения (там… где, туда… куда, отту-
да.. .откуда; там .. .оттуда, оттуда …где, оттуда …куда и т.д.) в придаточной части раскрывают место действия главной части при помощи указания соответственно на место. Сюда входят определительные местоименные наречия — везде, всюду, повсюду для обозначения направления. В сложноподчиненных предложениях с придаточным места соотносительными местоимениями являются тогда …когда.
В табасаранском языке союзными словами, которые входят в состав придаточного предложения как полнозначные его члены и выражают отношения придаточной части с главной в сложноподчиненных предложениях места, являются наан «где», наънан «откуда», на-ана «куда».
2. В русском языке с придаточными дополнительными употребляются относительные местоимения кто, что, который, какой и местоименные наречия где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем.
В табасаранском языке представлены два союзных слова — дупну (пну), к1ури со значением русских союзов «чтобы, «для того чтобы», с помощью которых соединяется придаточная часть с главной в изъяснительных сложноподчиненных предложениях.
3. В русском языке в сложноподчиненных предложениях с придаточным цели употребляются союзные слова для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы (несформировавшиеся союзы).
В табасаранском языке в сложноподчиненных предложениях причины придаточная часть соединяется с главной с помощью союзных слов гьаз, гьапиш,
фицики, которые соответствуют русским союзам «потому что», «так как».
4. В сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными употребляются союзные слова: какой, который, чей; где, куда, откуда.
В табасаранском языке в сравнительных в сложноподчиненных предложениях придаточная часть соединяется с главной с помощью союзных слов хиял ап1ин, к1арва со значением «словно», «скажешь». Как полноправные члены придаточного предложения, с помощью которых придаточная часть соединяется с главной в сложноподчиненных предложениях следствия, выступают союзные слова гьаддиз, гьаддиз лигну, гьаци вуйиган со значением русских союзов «потому что», «поэтому».
Союзы и союзные слова различаются по своей роли в придаточной предикативной конструкции, союз — служебное слово, поэтому членом предложения в предикативной конструкции не является. Союзные слова — это местоимения что, кто, который, чей и др. и местоименные наречия где, куда и др. Например, основное отличие союза что от союзного слова что в предложениях (Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье (Фет). Вспомни песни, что пел соловей. (Бунин). Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху лежит. (Некрасов) заключается в их лексико-грамматических свойствах: союз только формальное
средство связи, а союзное слово совмещает функцию средств связи с выражением какого-то содержания. В первом предложении союзное слово что является членом предложения, а союз не выполняет синтаксической функции. Во втором и третьем предложениях союзное слово является дополнением.
Как видно из примеров, союзные слова входят в состав придаточного предложения как его полноправные члены, выражая, как и союзы, отношения придаточного предложения к главному. Для союзного слова обязательно сочетание служебной функции с функцией самостоятельной части речи и соответственно самостоятельного члена предложения. Союзы же, как служебные слова, не могут употребляться в функции членов предложения и изменяться.
Союз и союзное слово можно различать также следующим образом. Если придаточная часть с союзным словом сделать самостоятельным предложением, то союзное слово (местоимение)
Общественные и гуманитарные науки
• ••
69
может быть заменено соответствующим знаменательным словом. Мы вошли в аудиторию, которая была развешена плакатами. — Улица была развешена плакатами. Если придаточную часть с союзом сделать самостоятельным предложением, то союз должен быть просто опущен: Такая густая трава росла
только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги (М. -Сиб.).
Соотносительные слова в сложноподчиненных предложениях по своей морфологической природе являются
местоименным словами: то, такой,
столько, так и др. Эти слова употребляются в главной предикативной конструкции при том слове, с которым связана предикативная часть: То событие, которое произошло вчера, взбудоражило весь город; Весь город взбудоражило то, что произошло вчера.
Таковы некоторые наблюдения над особенностями союзов, отличающими их от предлогов, знаменательных слов и союзных слов.
Примечания
I. Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В. Современный русский язык. М., 1984. 2. Богородицкий В.А. Очерки по языкознанию. Казань, 1909. 3. Буслаев Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка. Синтаксис. СПб., 1858. 4. Вальгина Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М. : Изд-во «Высшая школа», 1966. 5. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947. 6. Востоков А.Х. Русская
грамматика. СПб., 1847. № 8. 7. Гайдаров Р.И. Морфология лезгинского языка. Учебное пособие. Махачкала, 1987. 8. Курбанов К.К. Грамматические классы слов табасаранского языка.
Махачкала, 1995. 9. Леденев Ю.И. Классификация неполнозначных слов по функционально-
синтаксическому основанию // Неполнозначные слова. Вып. 3. Ставрополь, 1978. 10. Леденев Ю.И. Неполнозначные слова как средства оформления синтаксических конструкций, связей и отношений // Неполнозначные слова как средства оформления в синтаксисе. Ставрополь, 1988.
II. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. VII. М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1952. 12. Мещанинов И.И. Общее языкознание. Л. : Учпедгиз, 1940. 13. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд., М., 1956. 14. Русская грамматика. М., 1982. 15. Чешко Л.А. Русский язык. Учебное пособие для подготовительных отделений высших учебных заведений. М.: Высшая школа, 1981. 16. Шанский Н.М. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. II. 1981. 17. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.
Notes
1. Beloshapkova V.A., Zemskaya E.A., Miloslavsky I.G., Panov M.V. The Modern Russian language. M., 1984. 2. Bogoroditsky V.A. Essays on linguistics. Kazan, 1909. 3. Buslaev F.I. The historical experience of Russian grammar. The syntax. SPb., 1858. 4. Valgina N.S.; Rosenthal D.E.; Fomina M.I. Modern Russian language. M : “Higher school” Publishing House, 1966. 5. Vinogradov V.V.
Russian. Grammatical teaching about the word. M., 1947. 6. Vostokov, A.Kh. Russian grammar.
SPb., 1847. # 8. 7. Gaydarov R.I. The Lezghin morphology. Text-book. Makhachkala, 1987. 8. Kur-banov K.K. Grammatical classes of Tabasaran words. Makhachkala, 1995. 9. Ledenev Yu.I. Classification of non-notional words according to functional and syntactic base. // Non-notional words. Vol.
3. Stavropol, 1978. 10. Ledenev Yu.I. Non-notional words as a decorative means of syntax, links
and relations. // Non-notional words as a decorative means in syntax. Stavropol, 1988. 11. Lo-
monosov M.V. Complete works. Vol. VII. M.-L., Academy of Sciences of the USSR Publishing, 1952.
12. Meshchaninov I.I. General linguistics. L.: Uchpedgiz, 1940. 13. Peshkovsky A.M. Russian syntax in the scientific light. 7 Issue, 1956. 14. Russian grammar M., 1982. 15. Cheshko L.A. Russian language. The textbook for the preparatory departments of higher educational institutions. M: Higher school, 1981. 16. Shansky N.M., The modern Russian language. In 3 parts. Part II. 1981.
17. Shakhmatov A.A. Russian Syntax. L, 1941.
Primechanija
1. Beloshapkova V.A., Zemskaja E.A., Miloslavskij I.G., Panov M.V. Sovremennyj russkij jazyk. M., 1984. 2. Bogorodickij V.A. Ocherki po jazykoznaniju. Kazan’, 1909. 3. Buslaev F.I. Opyt is-
toricheskoj grammatiki russkogo jazyka. Sintaksis. SPb., 1858. 4. Val’gina N.S.; Rozental’ D.Je.;
Fomina M.I. Sovremennyj russkij jazyk. M. : Izd-vo «Vysshaja shkola», 1966. 5. Vinogradov V.V.
Russkij jazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. M., 1947. 6. Vostokov A.H. Russkaja grammatika. SPb., 1847. № 8. 7. Gajdarov R.I. Morfologija lezginskogo jazyka. Uchebnoe posobie. Mahachkala, 1987. 8. Kurbanov K.K. Grammaticheskie klassy slov tabasaranskogo jazyka. Mahachkala, 1995.
9. Ledenev Ju.I. Klassifikacija nepolnoznachnyh slov po funkcional’no-sintaksicheskomu osnovaniju. // Nepolnoznachnye slova. Vyp. 3. Stavropol’, 1978. 10. Ledenev Ju.I. Nepolnoznachnye slova kak sredstva oformlenija sintaksicheskih konstrukcij, svjazej i otnoshenij // Nepolnoznachnye slova kak
70
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
sredstva oformlenija v sintaksise. Stavropol’, 1988. 11. Lomonosov M.V. Polnoe sobranie sochi-
nenij. T. U11. M.-L., Izd-vo AN SSSR, 1952. 12. Meshhaninov I.I. Obshhee jazykoznanie. L.: Uch-
pedgiz, 1940. 13. Peshkovskij A.M. Russkij sintaksis v nauchnom osveshhenii. 7-e izd., 1956.
14. Russkaja grammatika M., 1982. 15. Cheshko L.A. Russkij jazyk. Uchebnoe posobie dlja podgo-tovitel’nyh otdelenij vysshih uchebnyh zavedenij. M.: Vysshaja shkola, 1981. 16. Shanskij N. M.,
Sovremennyj russkij jazyk. V 3-h chastjah. Ch.II. 1981. 17. Shahmatov A.A. Sintaksis russkogo
jazyka. L., 1941.
Статья поступила в редакцию 14.08.2013 г.
УДК 82 (470.67)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИХА И ПРОЗЫ В МАЛЫХ ФОРМАХ К. МАЗАЕВА
© 2013 Магомедова М.А. Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена взаимодействию стиха и прозы в малых формах К. Мазаева. Важным и показательным фактом, свидетельствующим о внутреннем проникновении лирики в прозу, является то, что один и тот же автор обращается к созданию произведений как прозаических:, так и лирических:. В статье описываются лирические миниатюры К. Мазаева, которые выросли не только из чисто художественной жажды запечатления жизни, но и из глубокого раздумья над ней.
The article deals with the verse and prose interaction in K. Mazaev’s small forms. The important and indicative fact testifying to the internal penetration of lyrics into the prose is the fact that the same author addresses to creation of works both prosaic, and lyrical. The author of the article describes Mazayev’s lyrical miniatures which grew not only from purely art thirst of imprinting of life, but also from deep thought over it.
Stat’ja posvjashhena vzaimodejstviju stiha i prozy v malyh formah K. Mazaeva. Vazhnym i pokazatel’nym faktom, svidetel’stvujushhim o vnutrennem proniknovenii liriki v prozu, javljaetsja to, chto odin i tot zhe avtor obrashhaetsja k sozdaniju proizvedenij kak prozaicheskih, tak i liricheskih. V stat’e opisyvajutsja liricheskie miniatjury K. Mazaeva, kotorye vyrosli ne tol’ko iz chisto hudozhestvennoj zhazhdy zapechatlenija zhizni, no i iz glubokogo razdumja nad nej.
Ключевые слова: ахронность, жанр, лирика, литературоведение, миниатюра, проза, ритм, темп, тембр, фабула.
Key words: achronysm, genre, lyrics, literary criticism, miniature, prose, rhythm, tempo, tone, plot.
Kljuchevye slova: ahronnost’, zhanr, lirika, literaturovedenie, miniatjura, proza, ritm, temp, tembr, fabula.
Основным типологическим разграничением, устоявшимся в литературоведении, является разделение литературы на поэзию и прозу, понимаемое с точки зрения структурной организации художественной речи. Однако уже с начала XX века в дагестанской литературе наметилась тенденция к размыванию границ между стихом и прозой — про-заизации поэзии и поэтизации прозы, активному поиску новых жанров, языковых, стилистических форм. Еще В. Белинский заметил наметившуюся тенденцию к сближению литературных родов: «Хотя все эти три рода поэзии су-
ществуют отдельно один от другого, как самостоятельные элементы, однако ж, проявляясь в особенных произведениях поэзии, они не всегда отличаются один от другого резко определенными границами» [2. С. 179].
История дагестанской прозы подтверждает мнение о том, что формируется она не изолированно от поэзии, а в тесном с ней взаимодействии и вбирает лучшие ее достижения, что лиризм, как стихия, входит в смежные жанры и меняет их облик. В рамках этого поиска в лакской литературе заметно стремление к взаимодействию и взаимопроникно-
Готовимся к ЕГЭ. Занятие 17. Союз. Морфология и правописание — Российская газета
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». В этом занятии речь пойдет о морфологии и правописании союзов. Тема большая, но впереди каникулы, можно считать это заданием на отдых!
Занятие 17. Союз. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Сочинительная, подчинительная и присоединительная синтаксическая связь. Правописание раздельно сочинительных союзов то есть, то бишь и слитно союзов тоже, также, зато, насколько… настолько, присоединительных союзов причём, притом, отчего. Правописание подчинительных союзов чтобы, чтоб, оттого что, потому что и вводного слова итак, выступающего в роли союза. Учимся создавать высказывания
I. Союз — служебная часть речи, которая используется для связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений, например: На большой ёлке, что росла напротив моего дома, расположились вороны и сороки.
Морфологический разбор союза.
- Синтаксическая функция союзов — роль скрепляющих элементов как членов предложения, так и предложений. По своей синтаксической функции союзы делятся на сочинительные, подчинительные, присоединительные.
- Грамматические значения.
- Структурное строение.
Комментарии к морфологическому разбору
1. Сочинительные, подчинительные и присоединительные союзы получили своё название от типа синтаксической (грамматической) связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений — сочинительной (сочинения), подчинительной (подчинения) и присоединительной (присоединения).
Сочинительная синтаксическая связь устанавливает равноправные отношения между самостоятельными частями речи, которые в предложении становятся членами предложения, и самими предложениями. Это выражается в том, что при сочинительной связи от одного члена предложения или предложения нельзя поставить вопрос к другому члену предложения или предложению, например:
1) Маша и Петя пошли сегодня в школу. — Существительные Маша и Петя в этом простом предложении выступают в синтаксической роли подлежащих, и эти подлежащие соединены между собой сочинительной связью как однородные члены предложения.
2) Маша сегодня пошла в школу, и Петя отправился вслед за ней. — В этом сложном предложении при помощи сочинительной связи соединяются два равноправных простых предложения, отчего всё предложение получило название сложносочинённого.
Скрепляющим элементом членов предложения и предложений-частей в сложносочинённом предложении выступает сочинительный союз и.
Подчинительная синтаксическая связь устанавливает отношения подчинения, зависимости между самостоятельными частями речи — членами предложения и самими предложениями. Это выражается в том, что при подчинительной связи от одного члена предложения или предложения можно поставить вопрос к другому члену предложения (составить словосочетание) или предложению, например:
1) Маленькая Маша играла в куклы. — В этом простом предложении подчинительной связью соединены существительное Маша (подлежащее) и прилагательное маленькая (определение), глагол играла (сказуемое) и существительное с предлогом в куклы (дополнение).
Задание. Соедините вопросами все указанные части речи — члены предложения.
2) [Петя видел], как (маленькая Маша играла в куклы). — В этом сложном предложении от одного простого предложения (главного, заключённого в квадратные скобки) можно поставить вопрос к другому простому предложению (придаточному, заключённому в круглые скобки): Петя видел (что?), как маленькая Маша играла в куклы. От подчинительной связи, с помощью которой соединены главное и придаточное предложения, всё сложное предложение получило название сложноподчинённого.
Подчинительные союзы соединяют только простые предложения в составе сложноподчинённого (в данном случае союз как), члены предложения подчинительными союзами не соединяются.
Присоединительная синтаксическая связь употребляется в высказывании, разделённом на две части. Присоединяемая вторая часть выступает уточнением, пояснением, добавочным суждением, развитием мысли первой части. При этом на вторую, присоединяемую, часть падает логическое ударение. Присоединяться могут и члены предложения, и предложения, например:
1) В свободное время Иван пел, и замечательно. — Присоединяется в простом предложении обстоятельство, выраженное наречием, при помощи союза и.
2) В свободное время Иван пел, притом он делал это замечательно. — Присоединяется в сложном предложении второе простое предложение к первому с помощью союза притом.
2. Сочинительные союзы по передаваемым ими грамматическим значениям делятся на:
- соединительные — и, да (в значении и), тоже, также, а также, ни… ни и т. д. Маша и Петя пошли сегодня в школу.
- разделительные — или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли и т. д. Не пойму, дождь или снег на улице.
- противительные — а, но, да (в значении но), зато, однако, хотя, как и т. д. Это не дождь, а снег.
- сопоставительные — так… как, если не… то, настолько… насколько, не только… но и и т. д. Я так знаю математику, как хватает способностей.
- пояснительные — или, то есть, то бишь и т. д. Саша необыкновенный, то есть просто замечательный, человек.
Задание. Посмотрите ещё раз примеры и определите, какие слова — части речи в каждом предложении соединены союзами. Проследите, как с помощью союзов соединяются, разделяются, противопоставляются, сопоставляются и поясняются понятия, заключённые в этих словах.
Подчинительные союзы по передаваемым ими грамматическим значениям делятся на:
- определительные — какой, который, чей, где, куда, откуда… [В дверь вошёл человек] (какой?), которого я видел из окна.
- изъяснительные — что, чтобы, будто, как, как бы не, ли… [Посмотри] (что?), не пришел ли кто.
- временные — когда, пока, покамест, в то время как… В то время как занималась заря (когда?, в какое время?), [корабли уже вышли из гавани].
- причинные — потому что, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, так как… [Я пишу стихи] (почему?, по какой причине?), потому что не могу иначе.
- следствия — так что (придаточные предложения следствия, соединяемые этим союзом, обозначают следствие причины, заключённой в главном предложении). [Он оделся тепло], так что мороз ему не страшен. (Мороз ему не страшен, вследствие того что он тепло оделся).
- целевые — чтоб, чтобы, дабы, для того чтобы, лишь бы, с тем чтобы… [Марина старалась вести себя хорошо] (для чего?, с какой челью?), для того чтобы её не наказали.
- сравнительные — как, словно, будто, как будто… [Снег сыпал так тихо] (как?), словно природа замерла на время.
- условные — если, как, коли, ли… ли, раз… то, если… то и т. д. Если выйти в мороз без шапки (при каком условии?), [ можно заболеть].
- уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть (пускай)… Несмотря на то что идёт дождь (хотя что?, несмотря на что?), [всё равно пойду гулять].
Задание. Определите, где в простом предложении употреблён производный предлог и где в сложноподчинённом — союз.
1) Вследствие того что автор не закончил повесть, её не взяли в издательство.
2) Вследствие прошедших обильных дождей урожай картофеля оказался под угрозой.
Присоединительные союзы — и, да и, причём, притом, затем, отчего… Он учился хорошо, причём по всем предметам.
3. Как видно из примеров, союзы по структуре подразделяются на:
1) одиночные (и, да, тоже, чтобы и т. д.)
2) повторяющиеся (и… и, то… то, ли… ли и т. д.
3) двойные (так… как, не только… но и, настолько… насколько и т. д.).
ВАЖНО! Союзы, так же как и предлоги, могут быть сложными и состоять из нескольких частей (то есть, не только… но и, несмотря на то что и т. д.), но представляют собой одно слово.
Дополнительные сведения
1. Кроме союзов, в сложноподчинённом предложении в качестве связки главной и придаточной частей употребляются союзные слова: местоимения что, который, какой, наречия как, когда, куда, где. От союзов они отличаются синтаксической функцией: союзные слова самостоятельные части речи и выступают членами придаточного предложения, их можно заменить самостоятельными частями речи; союзы служат только для связи главной и придаточной частей и членами предложения не являются. Сравните:
1) [Я знаю], (что скоро будет). — Союзное слово, местоимение, подлежащее, можно заменить существительным в именительном падеже: Я знаю, зима скоро будет. Обратите внимание, что на союзное слово падает логическое ударение.
2) [Я знаю], что (скоро будет зима). — Подчинительный союз. В придаточной части к нему нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Находится в предложении в безударной позиции.
2. Обычно границу между сочинительным и подчинительным союзом провести легко, но есть и омонимия сочинительных и подчинительных союзов, например союз как. Сравните:
1) [Ученик не знает] (чего?), как (решить эту задачу). — Союз как находится в придаточном предложении и относится к подчинительным.
2) Брат работает на заводе как инженер. — Союз как связывает сказуемое работает и обстоятельство инженер в простом предложении и относится к сочинительным.
3. Один и тот же союз может употребляться с разным значением, от чего зависит и постановка знаков препинания в предложении. Например, сочинительный союз или может иметь как разделительное значение, например: Маша хочет научиться писать или читать, так и пояснительное, например: Перед вами бегемот, или гиппопотам (бегемот он же и гиппопотам).
II. Некоторые сочинительные и присоединительные союзы на слух неразличимы с сочетаниями наречий и местоимений с предлогами и частицами. Главное при выяснении части речи в предложении помнить, что: а) к союзу как служебной части речи нельзя поставить вопрос, б) заменить самостоятельную часть речи можно только синонимичной или аналогичной самостоятельной, а служебную — служебной.
1. Пишутся раздельно синонимичные сочинительные пояснительные союзы то есть, то бишь, например: Пили по-обыкновенному, то есть очень много. (А. Пушкин)
Задание. Союз то бишь относится к устаревшим. Произнеся сегодня фразу Третьего дня, то бишь позавчера, мы были с подругой на выставке картин, какой нюанс мы ей придадим?
2. Пишутся слитно 1) соединительные союзы тоже, также 2) противительный зато 3) сопоставительный настолько… насколько 4) присоединительные причём, притом, отчего.
Соединительные союзы тоже и также синонимичны друг другу, и оба синонимичны союзу и, например: Я тоже (я также, и я) хочу учиться в этой школе.
Союзы тоже, также нужно отличать от местоимения то и наречия так с частицей же.
Сочетания указательного местоимения то с частицей же и наречия так с частицей же содержат в себе сравнение-соотношение: местоимения с предметом (то же самое лицо, явление), наречия — с признаком действия. Сравниваемые аналогичные предмет и признак действия содержатся в контексте или логически выводятся из него. Частицу же при этом вообще можно опустить. Например:
1) Я получил по математике двойку. То же повторилось и по русскому (то же самое событие повторилось).
2) В прошлом году всё лето стояла хорошая погода. Так же было и в этом году (так и в этом году; так, как в прошлом).
Часто при указательном местоимении то с частицей же находится местоимение что, а при наречии так с частицей же — наречие как. Например:
1) Я читал то же, что и мой друг (читал то же самое, что и мой друг; читал книгу, что и мой друг).
2) Нынешнее лето дети проведут так же, как и предыдущее (так, как предыдущее; хорошо, как предыдущее).
Задание. Попытайтесь объяснить, почему выражение в то же время пишется только так и не иначе. Приведите пример предложения с этим выражением.
Противительный союз зато синонимичен по значению противительному союзу но и устанавливает между членами предложения и предложениями отношения противопоставления, например: Становилось прохладно, зато (но) не так сыро.
Данный союз нужно отличать от предлога за с указательным местоимением то. При употреблении предлога с местоимением следует помнить, что указательное местоимение то в этом случае определяет следующее за ним существительное, например: Девочка спряталась за то дерево (за соседнее, за большое дерево).
Задание. Противительные союзы но и зато не всегда синонимичны. Исходя из оттенков значения выберите, какой из союзов вы поставите вместо многоточия в предложении Мы пришли в гости, … никого не оказалось дома. Какие ещё противительные союзы подходят в этом случае?
Двойной сопоставительный союз насколько… настолько синонимичен повторяющемуся союзу как… так и, например: Насколько Саша правдив, настолько и приветлив (как правдив, так и приветлив).
Этот союз нужно отличать от местоимений с предлогом на сколько, на столько, выступающих в значении счёта, например: На сколько Алёша поправился в лагере, на столько похудел дома от болезни (поправился на пять килограммов, похудел на пять килограммов).
Присоединительные союзы причём, притом, отчего, употребляются в присоединительных конструкциях в простом и сложном предложении, например (обратите внимание на приведённые в скобках синонимы):
1) Выступление оратора было интересным, причём (притом, в том числе) всем присутствующим.
2) Солнце стояло высоко, притом (причём, но) жара немного спала.
3) Саша в мороз ходил без шапки, отчего (почему) и заболел.
От союзов необходимо отличать сочетания предлогов с местоимениями при чём, при том, за тем, от чего, которые никогда не употребляются в присоединительных конструкциях.
Сочетание при чём употребляется в вопросительных предложениях: При чём тут вы?, а также в ответе на этот вопрос: Я здесь ни при чём.
Задание. Объясните написание частицы ни в этом выражении.
Сочетания с указательными местоимениями при том, за тем определяют следующие далее существительные:
1) При том заводе имеется медпункт. (а не при этом; при большом заводе)
2) За тем зданием начинается пустырь. (а не за другим; за новым зданием) (Ср. наречие: Я поем, затем (потом) посплю.)
Сочетание от чего в вопросительных предложениях всегда указывает на существительное с предлогом от, например: От чего эта деталь? От радиоприёмника. Это сочетание нужно отличать от причинного союза отчего, синонимичного союзу почему, например: Отчего (почему, по какой причине) пасмурно? Солнце скрылось (потому что солнце скрылось).
III. Слитно пишутся синонимичные подчинительные союзы чтобы, чтоб, присоединяющие придаточное предложение к главному в сложноподчинённом предложении, например: Я пришёл в библиотеку, чтобы (чтоб) взять интересную книгу.
Эти союзы следует отличать от местоимения что с частицами бы или б. Местоимение что можно заменить существительным с вопросительным местоимением какой, частицу бы переставить в другое место предложения (частицу б вовсе опустить), например:
1) Что бы почитать по истории края? (Какую книгу почитать бы по истории края?)
2) Что бы вы ни слышали о красоте Селигера, лучше посетить эти места самим. (Какие бы слова вы ни слышали…)
Задание. Объясните, исходя из значимых частей, входящих в наречное выражение во что бы то ни стало, употребляемое в простом предложении, почему оно пишется только так и не иначе. Исследуйте предложение Приезжай ко мне во что бы то ни стало. Какому наречию синонимично это наречное выражение?
Есть достаточно много сложных подчинительных союзов, которые, представляя собой одно слово, состоят из нескольких частей: потому что, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, так что, лишь бы, с тем чтобы, как будто, несмотря на то что и т. д. Все части в таких союзах пишутся раздельно. Например:
1) Для того чтобы наладить отношения, необходимо сначала помириться.
2) Мила так похорошела, как будто роза расцвела.
3) Несмотря на то что погода испортилась, экскурсия всё же состоится.
(О знаках препинания в предложениях со сложными подчинительными союзами в темах, посвященных сложным предложениям.)
Задание. В приведённых выше примерах свяжите логическими вопросами главное и придаточное предложения.
Союзы оттого что, потому что, которые употребляются в придаточном предложении, нужно отличать от местоимений с предлогами от того, по тому в главном предложении и союзных слов что или как в придаточном. Союзы оттого что, потому что:
а) причинные, они устанавливают между главным и придаточным предложениями отношения причины и следствия;
б) взаимозаменяемы;
в) можно разбить на части, оставив одну часть в главном предложении, другую в придаточном, — на оставленную в главном предложении часть будет падать логическое ударение. Например:
1) Пётр не пришёл в школу (почему?, по какой причине?), оттого что (потому что) заболел.
2) Пётр не пришёл в школу оттого (потому), что заболел.
Местоимения с предлогами от того, по тому с союзными словами что и как употребляются в разных частях сложноподчинённого предложения — местоимения с предлогами в главной части, а союзные слова в придаточной. От местоимения с предлогом к придаточному предложению ставится вопрос от чего?, от каких обстоятельств?, по чему?, по каким признакам?. Логическое ударение при этом падает и на местоимение в главной части, и на союзное слово в придаточной. Например:
1) Успех предвыборной кампании зависит от того (от чего?, от каких обстоятельств?), что удастся предпринять на встречах с избирателями.
2) О конечном результате можно сказать по тому (по каким признакам?), как ты сдашь экзамены.
Задание. Прочитайте предложение. Приведите рассуждения, подтверждающие, что первые выделенные слова — местоимение с предлогом и союзным словом, а вторые — сложный подчинительный союз. По голосу его, по тому, как он вдыхал запах лесной воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться не только потому, что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах. (К. Паустовский)
В роли союза выступает вводное слово итак, означающее «следовательно». Оно всегда стоит в начале предложения и по праву вводного слова выделяется запятой, например: Итак (следовательно), представление начинается. Это вводное слово необходимо отличать от сочетания союза и с наречием так в простом предложении, где наречие так можно заменить наречием. Например: Мальчик упал и так (очень) больно ушибся!
Иногда в сложноподчинённом предложении наречие так выступает указательным словом в главном предложении, на которое падает логическое ударение, а придаточное присоединяется союзами что или как, например: Мальчик упал и так больно ушибся (как больно?), что пришлось обратиться к врачу.
Задание. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Нужно быть человеком большой души, что(бы) так любить эти неприметные, тихие речки, перелески…
1) чтобы — всегда пишется слитно
2) что бы — всегда пишется раздельно
3) чтобы — здесь это подчинительный союз
4) что бы — здесь это местоимение с частицей бы
Урок 24. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Цели урока: 1) уяснить, что связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов, что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами; 2) познакомить учащихся с приёмами различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, научить определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений, составлять схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.
I. Повторение.
На доске проецируется текст.
Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось… Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами.
(A. C. Пушкин)
Задания:
1. Замените, где возможно, деепричастные обороты придаточными предложениями.
2. Установите, какие смысловые и стилистические оттенки передаются при помощи параллельных синтаксических конструкций.
II. Объяснение нового материала.
На доске проецируются предложения.
1) Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы.
2) Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле.
3) Каждую ночь мы ночевали на новом месте, потому что проходили за день по двадцать километров.
Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы.
— В каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких — союзные слова?
— В каких предложениях союз и союзное слово являются омонимами?
— Как отличить союзное слово что от союза что?
Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицу «Как отличить союз от союзного слова».
Таблица 13
Союз
|
Союзное слово
|
1. Не может быть выделен логическим ударением.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Иногда союз можно опустить.
4. Не является членом придаточного предложения
|
1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением.
2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть.
3. Союзное слово нельзя опустить.
4. Является членом придаточного предложения
|
Девятиклассники делают вывод, что подчинительные союзы не являются членами предложения, их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения. Союзные слова — это самостоятельные части речи (относительные местоимения, наречия).
Союзные слова являются членами придаточного предложения. Союзы и союзные слова могут быть омонимами. В предложении Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы что — союз. В предложении Я ещё не устал удивляться вещам, что есть на земле что — союзное слово.
Девятиклассники отвечают, что связь между главным и придаточным предложениями осуществляется с помощью простого союза что (1-е предложение) и составного союза потому что (3-е предложение).
Учащиеся читают теоретический материал на с. 62, 64 — 66.
III. Закрепление материала.
1. Из упр. 93 ученики выписывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 62. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют словосочетания, предложения.
В слове прообраз графически выделяют части слова.
2. Выборочный диктант по упр. 94.
Учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, союзные слова подчёркивают как члены предложения, союзы заключают в овал.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов этимология, этимологический. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.
3. В упр. 97 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами по образцу.
Рекомендации учителю: обратите внимание на произношение слов, данных в рамке на с. 64. Учащиеся записывают слова в словарь, составляют с ними словосочетания, предложения.
Тестовые задания
1. Укажите предложение, в котором придаточное с главным связано союзным словом.
а) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого, что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды.
б) Он столько тренировался, что победа его была закономерной.
в) Пока я была в школе, кошка разбила чашку с молоком и натворила всяких бед.
г) Никогда я не видел, чтобы артиллерия располагалась так близко от вражеских позиций.
Ответ: а.
2. Укажите СПП, в котором союз связывает придаточное предложение с главным.
а) Пустыня покоряется тем, кто не боится её суровых будней.
б) Там в июле лужица, где в апреле река.
в) Сестра решила, что поедет в деревню завтра.
г) Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.
Ответ: в.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Союзы и союзные слова могут быть омонимами.
б) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
в) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.
г) Союзные слова, как и любой член предложения, произносятся с ударением.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 20, упр. 95 или упр. 96 (по выбору учащихся).
ПредыдущаяСодержаниеСледующая
Форматирование документов MLA | Увлекательные тексты: введение в чтение и письмо в колледже
Общая структура документа о ГНД
Одна из целей использования формата MLA — упростить процесс написания и установить последовательный и единообразный способ представления материала. По этой причине существуют определенные правила, которым вы должны следовать при форматировании бумаги.
Общие правила форматирования MLA
- Шрифт : Ваша статья должна быть написана текстом из 12 пунктов.Какой бы шрифт вы ни выбрали, MLA требует, чтобы обычный текст и текст, выделенный курсивом, можно было легко отличить друг от друга. Часто рекомендуются Times и Times New Roman.
- Межстрочный интервал : Весь текст в вашей статье должен быть разделен двойным интервалом.
- Поля : Все поля страницы (верхнее, нижнее, левое и правое) должны составлять 1 дюйм. Весь текст должен быть выровнен по левому краю.
- Отступ : первая строка каждого абзаца должна иметь отступ 0,5 дюйма.
- Номера страниц : создание заголовка с выравниванием по правому краю 0.5 дюймов от верхнего края каждой страницы. Этот заголовок должен включать вашу фамилию, пробел и номер страницы. Ваши страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами (1, 2, 3…) и должны начинаться с цифры 1 на титульном листе. Большинство текстовых редакторов имеют возможность автоматически добавлять правильный номер страницы на каждую страницу, поэтому вам не придется делать это вручную.
- Использование курсива: В стиле MLA вы должны выделять курсивом (а не подчеркивать) названия книг, пьес или других отдельных произведений.Вам также следует выделять курсивом (а не подчеркивать) слова или фразы, на которых вы хотите сделать особый акцент, хотя делать это следует редко.
- Интервал между предложениями : Включите только один пробел после точки перед следующим предложением: «Мэри пошла в магазин. Она купила молока. Потом она ушла домой ».
- Первая страница: Как и остальная часть вашей статьи, все на вашей первой странице, даже заголовки, должно быть через два интервала. Следующая информация должна быть выровнена по левому краю обычным шрифтом вверху первой страницы (в основной части страницы, а не в заголовке):
- в первой строке, ваши имя и фамилия
- во второй строке имя преподавателя
- на третьей строке, наименование класса
- в четвертой строке, дата
- Заголовок: В следующей строке с двойным интервалом после заголовка должно быть указано название вашей статьи.Он должен располагаться по центру и в заглавном регистре, и он не должен выделяться жирным шрифтом, подчеркиваться или выделяться курсивом (если он не включает название книги, и в этом случае только название книги должно быть выделено курсивом).
- Оксфордская запятая: Оксфордская запятая (также называемая порядковой запятой) — это запятая, которая стоит после предпоследнего элемента в серии или списке. Например: Великобритания включает страны Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В предыдущем предложении запятая сразу после «Уэльса» — это оксфордская запятая.В общих письменных соглашениях вопрос о том, следует ли использовать оксфордскую запятую, на самом деле является предметом горячих споров среди увлеченных грамматиками. Однако это требование в стиле MLA, поэтому перепроверьте все свои списки и серии, чтобы убедиться, что вы их включили!
В этом образце бумаги показано, как форматируется первая страница статьи, написанной в MLA. Обратите внимание на информацию заголовка в верхнем левом углу, фамилию и номера страниц в верхнем правом углу, текст с двойным интервалом и отступы в начале каждого абзаца.
Образец бумаги
Посетите веб-сайт Ассоциации современного языка, чтобы увидеть образец студенческой работы, соответствующей руководящим принципам MLA. Вы также можете узнать больше о правильном форматировании вашего документа на веб-сайте MLA.
Определение подчеркивания по Merriam-Webster
под линией
| \ N-dər-līn
, ˌƏn-dər-līn
\
подчеркнутый; подчеркивание; подчеркивает
под линией
| \ N-dər-līn
\
1
: контур днища четвероногого животного.
также
: брюшная поверхность тела четвероногого животного.
Если курсивные символы недоступны, как мне оформить заголовок или слово, используемое в качестве слова?
Если курсивные символы недоступны, как мне оформить заголовок или слово, используемое в качестве слова?
Примечание. Этот пост относится к восьмому изданию Руководства MLA Handbook .Актуальные инструкции см. В девятом издании Руководства MLA Handbook .
В рукописных и машинописных материалах, где невозможно выделить курсивом, названия произведений обычно выделяются курсивом, слова, используемые как слова, и буквы, используемые как буквы, подчеркиваются:
В цифровой среде, если курсив и подчеркивание недоступны и вам нужно сослаться на название работы, обычно выделенное курсивом, вставьте подчеркивание с обеих сторон заголовка:
Для слов, используемых в качестве слов, и букв, используемых в качестве букв, используйте кавычки:
Но если кавычки вызовут беспорядок, как перед апострофом —
, затем исправьте, чтобы избежать проблемы:
форматирование статьи, курсив, советы по написанию
Опубликовано 24 апреля 2018 г.
Можно ли выделить слово курсивом в моей статье?
Можно ли выделить слово курсивом для выделения в моей статье?
Примечание. Этот пост относится к восьмому изданию Руководства MLA Handbook .Актуальные инструкции см. В девятом издании Руководства MLA Handbook .
Стиль MLA не рекомендует использовать курсив в академической прозе, чтобы подчеркнуть или указать, потому что в них нет необходимости — чаще всего слова без прикрас справляются со своей задачей без помощи типографа. А если нет, то изменение формулировки часто оказывается лучшим решением.Эта политика — вопрос стилистической условности, а не грамматики.
Зарезервируйте курсив для выделения для тех немногих случаев, когда неправильное прочтение может привести без них или когда вы просто чувствуете, что выделение является наиболее эффективным средством донесения вашей идеи.
Совет: вы всегда должны уделять особое внимание тому, как читается предложение без курсива, который вы собирались добавить, как компьютерная подсказка, которая спрашивает, прежде чем вы нажмете Enter: «Вы уверены?» Если вы уверены — и только если уверены, что нет лучшего решения, — выделите слово курсивом.
форматирование статьи, курсив, советы по написанию
Опубликовано 23 января 2018 г.
Как сделать слова подчеркнутыми и увеличить ширину листа в Microsoft Word | Small Business
Microsoft Word предлагает множество вариантов форматирования ваших документов.Например, функция подчеркивания Word позволяет вам выбрать один из нескольких эффектов подчеркивания, таких как прямые, пунктирные, двойные или пунктирные линии, для выделения дополнительного фокуса тексту. Выравнивание этого текста по ширине увеличивает текст абзаца до выравнивания с каждой стороны страницы. Ширина страницы может быть увеличена на всю ширину листа; однако для некоторых принтеров требуется какой-то запас. В этих случаях Word предлагает исправить ваши настройки для достижения максимальной ширины печати.
Подчеркивание
Откройте документ в Microsoft Word.
Щелкните и перетащите указатель мыши по тексту, чтобы выделить его. Двойной щелчок выделяет слово целиком; тройной щелчок выделяет весь абзац.
Удерживая клавишу «Ctrl», нажмите «U», чтобы подчеркнуть выделение, используя прямую линию по умолчанию. Чтобы просмотреть дополнительные параметры, щелкните крошечную стрелку в правом нижнем углу группы «Шрифт».
Щелкните раскрывающееся меню «Стиль подчеркивания» и выберите нужный стиль.
Щелкните раскрывающееся меню «Цвет подчеркивания» и выберите нужный цвет.
Нажмите «ОК», чтобы применить эффект подчеркивания.
Обоснование
Откройте документ в Microsoft Word.
Выберите абзац, который нужно расширить до ширины страницы.
Удерживая клавишу «Ctrl», нажмите «J», чтобы выровнять выделенный абзац.
Максимальная ширина
Откройте документ в Microsoft Word.
Щелкните вкладку «Макет страницы». Щелкните «Поля» в группе «Параметры страницы» и выберите «Пользовательские поля».«
Введите« 0 »в поля« Левый »и« Правый ». Нажмите« ОК ».
Нажмите« Исправить », если вы видите окно с предупреждением, в котором указано, что поля находятся за пределами области печати. При этом автоматически выбираются самые маленькие поля для печати. Или нажмите «Игнорировать», чтобы не использовать поля; однако выбор этого параметра может привести к обрезанию текста при печати.
Как выделить ключевые слова в тексте | Том Уотертон
Не подчеркивать
Раньше, когда люди преимущественно писали от руки или использовали механические пишущие машинки, подчеркивание ключевого слова или фразы было самым простым способом указать на акцент:
Однако с появлением текстовых процессоров, а затем персональных компьютеров, другое форматирование стали доступны варианты, и вскоре стало нормой использование курсива и полужирного шрифта.Затем, когда появился Интернет, быстро возникла традиция выделять гиперссылки в тексте путем их подчеркивания. Хотя сегодня не все сайты подчеркивают ссылки, между ними все еще существует тесная связь, поэтому, как правило, вручную подчеркивать текст, который не является ссылкой, — плохая идея.
Не используйте все заглавные буквы
Оказывается, подливать бензин в костер - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО плохая идея.
Да, читатель улавливает акцент, но все это кажется крикливым, не так ли?
Возможно, это неудивительно, поскольку одним из стандартных способов представления частей текста в верхнем регистре является точное указание (при написании прямой речи, например, в романе или сценарии), что кто-то кричит:
Когда он шел к двери она крикнула: «ДЖОН, НЕТ!»
Другое распространенное использование текста в верхнем регистре, с которым вы столкнетесь, — это юридические документы, такие как лицензионные соглашения на программное обеспечение, где определенные термины и фразы отображаются в верхнем регистре.На самом деле я не знаю, что за этим стоит, но он действует как полезный визуальный сигнал для всех нас, чтобы немедленно пропустить текст и быстро щелкнуть любую кнопку, которая заставит ужасные юридические разговоры исчезнуть. Вероятно, это не та ассоциация, которая вам нужна, когда вы стремитесь привлечь внимание читателя к ключевому слову.
Кто-нибудь, кроме юристов, читал что-нибудь из этого?
Не используйте слова с заглавной буквы
Оказалось, что подливать бензин в костер - действительно плохая идея.
Опять же, я понял намерение.Люди хотят имитировать в тексте ударение и интонацию, которые используются при выделении чего-либо в речи.
Но вот в чем дело: именно для этого используется курсивное форматирование.
Оказывается, подливать бензин в костер - это действительно плохая идея.
Или, если хотите:
Оказывается, подливать бензин в костер - это очень плохая идея .
Кроме того, используя начальную заглавную букву в середине предложения, мы обозначаем имена собственные, то есть имена людей, мест, продуктов или организаций:
Книга принадлежала Фифи.Она купила его в книжном магазине Folix во Фримптоне.
Это различение «зарезервированные-начальные-заглавные-буквы-за-именами собственные» бесполезно. Это означает, что даже если мы никогда не слышали о «Fifi», «Folix» или «Frimpton», мы сразу понимаем, что эти слова являются именами собственными и, следовательно, в данном контексте, скорее всего, относятся к человеку, магазину, и место.
Будет намного понятнее для всех, если мы воспользуемся курсивом (или полужирным шрифтом), чтобы выделить ударение, и зарезервировать заглавные буквы для их предполагаемых ролей, таких как указание начала предложения или выделение имени собственное.Это только сбивает с толку, когда люди пытаются взять один типографский эффект и использовать его для другой цели.
Не используйте много восклицательных знаков
В любом официальном письме избегайте засорения текста восклицательными знаками.
Это просто заставляет вещи выглядеть немного гипер! Действительно! И чрезмерно взволнован! Как съезд подростков из группы поддержки! Наверное, не тот эффект, на который вы рассчитываете!
Не используйте другие случайные методы
(Другой цвет шрифта, размер шрифта, межбуквенный интервал и т. Д.)
В других визуальных средах, таких как реклама, плакаты, обложки книг и т. Д., Использование различных стилей шрифтов, размеров, цветов и интервалов может быть использовано с большим эффектом. Но когда дело доходит до текстовых документов, избегайте использования таких нестандартных визуальных сигналов, чтобы выделить определенные слова или фразы. Опять же, в этом действительно нет необходимости.
РУКОВОДСТВО ПО СТИЛЯМ | ПРИМЕР |
---|---|
Основные работы выделены курсивом.К ним относятся название книги, пьесы, стихотворения (изданного в виде книги), брошюры, газеты, журнала, журнала, веб-сайта, онлайн-базы данных, фильма, телепередачи, радиопередачи, альбома, танцевального представления, оперы, длинного музыкального произведения, живопись, скульптура, корабль, самолет, космический корабль и судебные дела. Раньше подчеркивались основные работы. В настоящее время подчеркивание зарезервировано для гипертекстовых ссылок в веб-средах и средах обработки текстов. Подчеркивание по-прежнему используется в рукописных бумагах. | Руководства по стилям могут отличаться курсивом или кавычками.Хорошая идея — выяснить, какое руководство по стилю выбрано для вашего бизнеса или учебного заведения. Обратите внимание, что в книге стилей AP (Associated Press) вместо курсива используются кавычки, поскольку начертание курсивом не может быть отправлено через компьютеры AP. |
1. НАЗВАНИЯ КНИГИ | ПРИМЕРЫ НАЗВАНИЯ |
Выделите название книги курсивом. (Заключите названия глав в кавычки.) (MLA 25-30) (CMOS 8.2, 8.161) Но не библейские писания: Библия, Евангелия, Талмуд, Коран, Упанишады (MLA 3.6.5) | Мы должны прочитать «Гроздья гнева». Посмотрите в Кембриджской грамматике английского языка диаграмму. Хаддлстон, Родни Д. и Джеффри К. Пуллум. Кембриджская грамматика английского языка.Кембриджский университет, 2002. |
2. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ | ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ |
Выделите курсивом название журнала, газеты или журнала. Также выделите курсивом все публикации, заархивированные на микрофильмах. (Заключите названия статей в кавычки.) (CMOS 8.166) | Мы читаем интересную статью в «Хрониках Сан-Франциско». Фридман, Томас Л. «Земля полна». От редакции. New York Times, 7 июня 2011 г. The Wall Street Journal доступен в печатном виде или в Интернете. Мы видели Вторую перепись Соединенных Штатов, 1800 год в библиотеке. |
3. ФИЛЬМЫ И ВИДЕО НАЗВАНИЯ | ПРИМЕРЫ ФИЛЬМ |
Выделите курсивом название фильма, видео, телешоу или аудиозаписи, альбома. (заключите название музыкального клипа, сцены или эпизода в кавычки.) (MLA 25-30) (CMOS 8.185) | В 2010 году «Речь короля» и «Черный лебедь» были удостоены множества наград «Оскар». Мы сняли документальный фильм «В ожидании Супермена». Эштон Катчер заменит Чарли Шина в телешоу «Два с половиной человека». «Born This Way» Леди Гаги включает песню «Edge of Glory». |
4. НАЗВАНИЯ МУЗЫКИ, ТАНЦЕВ И ИГР | ПРИМЕРЫ РАБОТЫ |
Выделите курсивом названия основных произведений, таких как опера, симфония, танцевальное представление, альбом. (заключите название песни, сцены или танца в кавычки.) (ГНД 25-30) Музыкальные произведения (CMOS 8.201-5 | В балете добавятся два дополнительных спектакля «Щелкунчик». Опера «Риголетто» написана Джузеппе Верди. Симфония № 9 Бетхована ре минор также известна как Ода радости. Они посмотрели мюзикл Билли Эллиот на Бродвее. |
5. ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАЗВАНИЯ | ПРИМЕРЫ ЖИВОПИСИ / ФОТОГРАФИИ |
Выделите курсивом название картины, скульптуры или фотографии. (CMOS 8.193) (MLA 25-30) | Самыми известными произведениями протокубизма Пабло Пикассо являются Les Demoiselles d’Avignon (1907) и Guernica (1937) Мыслитель — бронзово-мраморная скульптура Огюста Родена. Монолит Анселя Адамса, Лицо Хаф-Доума, Национальный парк Йосемити, Калифорния, 1927 год. Комикс «Дик Трейси» был опубликован на нескольких языках в газетах по всему миру. |
6. НАЗВАНИЯ ВЕБ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ | ПРИМЕРЫ ВЕБ-СТРАНИЦЫ |
Выделите курсивом название веб-сайта, комикса, компьютера или видеоигры. |