Таблица простое и сложное предложение: Виды сложных предложений – основные с примерами в таблице (11 класс, русский язык)

Содержание

Таблица 16 — Предложения простые и сложные

Таблица дает понятие о сложном предложении (сложносочиненном) без союзов и с союзами и, но; знакомит учащихся со способами образования сложных предложений и со знаками препинания в них. Таблица состоит из двух частей. В левой части даны два простых предложения; в правой части —три сложных предложения, которые образованы двумя способами из указанных простых предложений без союзов и при помощи союзов и, но.

Таблица используется при знакомстве учащихся со сложными предложениями.

Учитель предлагает учащимся прочитать на таблице два простых предложения: Подул сильный ветер. Пошел теплый дождь. Учащиеся устанавливают, что эти предложения простые. Затем читают в правой части таблицы предложение (в рамочке). Под руководством учителя учащиеся разбирают это предложение, находят подлежащее, сказуемое. Учитель обращает внимание учащихся на то, что это предложение сложное, оно распадается на два простых предложения; каждое простое предложение имеет подлежащее и сказуемое: ветер подул, дождь пошел. Одна часть сложного предложения соединяется с другой союзом и. «А чем отделены друг от друга эти две части сложного предложения?» — спрашивает учитель и показывает на таблице запятую. Учащиеся устанавливают, что одна часть сложного предложения от другой отделяется запятой; запятая ставится и перед союзом и.

Подобным же образом читаются и разбираются два других сложных предложения, данных в этой части таблицы: Подул сильный ветер, но дождь пошел теплый. Подул сильный ветер, пошел теплый дождь. Анализируя эти предложения, учащиеся приходят к выводу, что простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться союзами и, но или только интонацией, без союзов: Подул сильный ветер, пошел теплый дождь.

В любом случае простые предложения, входящие в состав сложного, друг от друга отделяются на письме запятой, при чтении — голосом.

В результате анализа таблицы учащиеся должны ответить на вопросы:

  • 1) каким способом соединяются простые предложения в сложном? (При помощи союзов или без союзов — интонацией. )
  • 2) каким знаком препинания отделяются друг от друга простые предложения в сложном? (Запятой.)

После разбора таблицы можно продолжить упражнения. Учащиеся составляют и записывают сложные предложения. Затем учитель дает учащимся примеры сложных предложений, которые дети анализируют, записывают под диктовку. Например: «Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит» и т. п. Подобные примеры можно выбрать из произведений русских и советских поэтов и писателей. Есть они и в учебнике русского языка для III класса в § 30.

← Таблица 15 — Однородные члены предложения

  Таблица 17 — Обращение →

Еще по данной теме::

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Простое и сложное предложение»



Цели: познакомить со сложными предложениями
и знаками препинания в них; развивать умение
распознавать однородные члены предложения.



Оборудование: учебник «Русский язык» для 4-го
класса, ч. 1, Москва «Просвещение» 2003г., авт.
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь
«Русский язык» для 4-го класса, Москва
«Просвещение» 2004г., авт. В.П.Канакина, карточки с
предложениями.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Минутка чистописания: Ппп.



2. Актуализация знаний.

-Какую большую тему мы изучаем на уроках
русского языка? (Предложение).

-Что нового узнали о предложении в этом учебном
году? (Предложение может быть осложнено
однородными членами)

-Что такое однородные члены предложения?
(Однородные члены- это слова, которые отвечают на
один и тот же вопрос и относятся к одному и тому
же члену предложения)

-Какие трудности вызывает наличие однородных
членов предложения в письменной речи? (Между
однородными членами обычно ставится запятая,
кроме случая, когда они соединены одиночным
союзом И)

-У вас на столах лежат карточки с предложениями.
Вставьте недостающие знаки препинания.
Приготовьтесь объяснять их постановку.



3. Открытие нового знания. (Работа в группах).



Вставьте недостающие знаки
препинания.

1. Ночью месяц сверкает и всё
освещает.

2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.

3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и
оранжевых листьев.

4. Белка наелась оглянулась и исчезла.

5. Раздался удар грома и полил дождь.

 

— В каких предложениях вы поставили запятые? (Во
втором перед союзом НО, в третьем перед
повторяющимся союзом И, в четвёртом между
первым и вторым однородными сказуемыми)

-Где запятые не ставили? (В первом предложении
между однородными сказуемыми соединенными
одиночным союзом И, в третьем предложении
перед первым союзом, в четвёртом предложении
перед союзом И, в пятом предложении)

-Докажите, что в предложениях встретились
однородные члены. (Слова связаны с одним словом и
отвечают на один и тот же вопрос)

-Какие однородные члены встретились в
последнем предложении? (Полил, раздался)

-Докажите. (Дети пытаются объяснить и
понимают, что это не однородные члены)

-Почему они не являются однородными? (Они
отвечают на один вопрос, но зависят от разных
слов)

-Чем отличается это предложение от других? (2
грамматические основы)

-Две грамматические основы – два предложения в
составе одного. Предложения в письменной речи
отделяются знаками препинания. Какой знак
препинания нужен здесь? (Запятая). Как может
называться такое предложение, в котором две, а
может и более грамматических основ? (Дети
высказывают предположения. Говорят, что такие
предложения называются сложными)



4. Первичное закрепление

Дети ещё раз проговаривают, что такое простое и
сложное предложение, на доске появляется опорная
таблица:





Предложение

Простое

Сложное

Одна

грамматическая

основа
Несколько

грамматических

основ

Работа с учебником.

С.37. прочитать правило.

Упр№58 (письм.+устно)



№58. Прочитайте.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

Н.Некрасов.


Какие слова использовал автор в переносном
значении? Какую роль они играют в тексте?

Как различить простое и сложное предложения?
Докажите, что первое предложение — простое, а
второе — сложное.

Спишите. Подчеркните основу предложений.
Выпишите из первого предложения словосочетания.

Физминутка.



5. Самостоятельная работа.

Работа в тетради на печатной основе.

С. 16.упр.30.



№30 Прочитайте. Продолжите
предложение, чтобы получилось сложное.

1.На
рассвете поднялся ветер, __________________

2.Лисица хотела съесть горсть винограда, но
_______________

3.На опушке леса стоял огромный дуб, в его
ветвях_______________

4. Люди косили на лугу траву, а в траве
________________________



6. Итог урока.

О чём говорили на уроке? Какое предложение
называют сложным? Простым? Какие знаки
препинания ставятся в сложном предложении?



7. Рефлексия.

Кто понял, какие предложения называются
сложными? У кого были затруднения?



8. Дом.задание: Учебник.с.37-38правила.,упр.№59.,
найти другие 2-3 предложения из стихотворений
русских поэтов со сложными предложениями.

Ссп и спп таблица — Юридическая консультация

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы сочинительные и подчинительные и союзные слова относительные местоимения и местоимённые наречия. В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения ССП — это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению. Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу Песков.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Сложносочиненные предложения (5 класс, видеоурок-презентация)

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

Сложноподчинённые предложения СПП — это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух Панова. Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу Гончаров. И вечерком, когда все кошки серы , князь отправился подышать чистым воздухом Лесков.

Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению. Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В. Русский язык: Теория. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:. Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание! Разграничение союзов и союзных слов.

Когда является союзом в придаточном времени Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков и в придаточном условия Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Когда является союзным словом в придаточном дополнительном Я знаю, когда он вернётся и в придаточном определительном Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.

Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени ср. Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.

В придаточном дополнительном союз как можно заменить союзом что , ср. Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;. Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться Крылов. Проверить знания пунктуации поможет практикум по русскому языку:.

Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель. При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова.

Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является. Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное. Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

Я знаю что? Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов — быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:.

Он вернулся в тот город, где провёл юность тот — определение; придаточное определительное ; Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность с тем — обстоятельство цели; придаточное цели ; Прочтите так , чтобы никто не видел записки так — обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени.

Общая характеристика сложноподчинённых предложений. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу союзное слово что — подлежащее.

Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными. Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.

Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину что — союз, не является членом предложения. Часто но не всегда! После союза нельзя поставить частицы же , именно. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср. Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет Паустовский. Прочтите так , чтобы никто не видел Лесков. Нет величия там , где нет простоты, добра и правды Л. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам Федосеев. Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения Солоухин.

Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа Лесков. По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно Лесков. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями. При условии что, если, когда , в то время когда, как , в том случае когда, если , по той причине что , с той целью чтобы , до такой степени что.

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно Маршак. Я решил обедать один по той причине , что обед приходился на вахтенные часы Бутлера Грин.

2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений

Регистрация Вход. Ответы Mail. Вопросы — лидеры Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С. Смирнова: слова Смирнова будут ниже 1 ставка.

Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Сложноподчинённые предложения СПП — это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух Панова. Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу Гончаров. И вечерком, когда все кошки серы , князь отправился подышать чистым воздухом Лесков.

1.1. Союзы и значения сложносочинённых предложений

Сложное предложение — предложение, в котором есть 2 или больше грамматические основы. Сложные предложения делятся на три типа:. Легче всего распознать бессоюзные сложные предложения БСП : два простых предложения соединены между собой без каких-либо союзов, между ними ставится запятая. Мы поднялись на гору, с горы открывался красивый вид. Простые предложения, из которых состоит сложное, не зависят друг от друга, они равноправны, нельзя задать вопрос от одного простого предложения к другому. Например: Мы пошли в кино, а Маша отправилась в магазин. Одно простое предложение придаточное зависит от другого главного ; к придаточному, то есть к зависимому предложению, можно задать вопрос от главного: Мы вышли из дома когда? Ваня зашел в комнату какую? Попробуем поставить точку вместо запятой в предыдущем примере:. Мы пошли в кино.

Ссп и спп таблица

Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое. В СПП одно простое предложение придаточное зависит от другого главного. Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы. Примечание : Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Регистрация Вход.

.

Отличия ССП от СПП

.

.

.

В ССП простые предложения равноправны. Наступила ночь, и в домах зажглись огни. Сложноподчиненное предложение (СПП). простые предложения.

.

.

.

.

.

.

Таблицы «Части речи» и «Члены предложения» | Материал (3 класс) на тему:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения».»

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки…

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: «Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?»

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?»…

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: «Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»; сформировать представление о простых и сложных предложениях….

Открытый урок «Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи».

Открытый урок….

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России&quot…

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений….

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе…

Сложное предложение в английском языке

Мы продолжаем наш разговор о синтаксисе английского языка. Вы, вероятно, заметили, что новичкам в английском языке гораздо проще составить простое предложение, в котором одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) и пару второстепенных членов предложения.

Сегодня мы с вами поговорим про сложное предложение в английском языке (com­plex sen­tence), а также научимся его составлять и употреблять в нашей английской речи как можно больше сложных предложений.

Из чего состоит английское предложение?

Прежде, чем  перейти непосредственно к типам предложений в английском языке, нам нужно вспомнить, что представляет собой предложение (sen­tence). Нам хорошо известно, что предложение представляет собой единицу речи, которая выражает законченную мысль, обладающую определенной грамматической формой и интонацией.

В английском языке каждое предложение отличается модальностью (modal­i­ty), это категория, которая характеризует отношение говорящего к действительности. Каждое предложение английского языка можно разделить по структуре (struc­ture) самого предложения и по цели высказывания (pur­pose of the utterance).

Типы предложений в английском языке

В зависимости от цели высказывания предложения в английском языке делятся на следующие типы:

  • повествовательные (declar­a­tive sen­tences) – констатируют факты в утвердительной или отрицательной форме;
  • вопросительные (inter­rog­a­tive sen­tences) – выражают вопросы;
  • повелительные (imper­a­tive sen­tences) – выражают приказания, просьбы и приглашения.

Следует отметить, что вопросительные предложения могут быть четырех видов: общие (gen­er­al), специальные (spe­cial), альтернативные (alter­na­tive) и разделительные (dis­junc­tive) (вспомните 4 типа вопросов в английском языке!). Кроме того, любое из представленных предложений можно переделать в восклицательное (exclam­a­to­ry sen­tence). Итак, приведем примеры каждого типа предложений.

Повествовательное (declar­a­tive sentence):

  • I like sum­mer, because it is hot and sun­ny. – Я люблю лето, потому что оно жаркое и солнечное.
  • Michael doesn’t appre­ci­ate your atti­tude. – Майкл не ценит твоего отношения.
  • Read­ing enrich­es your mind and intel­lect. – Чтение обогащает твой ум и интеллект.
  • We do not drink tea with sug­ar. – Мы не пьем чай с сахаром.
  • Our father is so tired that we are afraid to both­er him. – Наш отец так устал, что мы боимся его беспокоить.

Вопросительное (inter­rog­a­tive sentence):

  • Do you know the rea­son of their leav­ing? – Ты знаешь причину их отъезда?
  • What city are you going to vis­it? – Какой город ты собираешься посетить?
  • Did he work or relax yes­ter­day? – Он работал или отдыхал вчера?
  • How much sug­ar do you pre­fer in your tea? – Сколько сахара ты предпочитаешь в чай?
  • Does Mike vis­it his grand­par­ents every week? – Майк навещает своих дедушку с бабушкой каждую неделю?

Повелительное (imper­a­tive sentence):

  • Please, close the door! – Пожалуйста, закрой дверь!
  • Let her help you! – Позволь ей помочь тебе (Пусть она поможет тебе)!
  • Don’t be so cheeky! – Не будь наглым (Не наглей!)
  • Do not ask me so many ques­tions! – Не задавай мне так много вопросов!
  • Help me, please. – Помоги мне, пожалуйста.

Восклицательное (exclam­a­to­ry sentence):

  • What won­der­ful weath­er! – Какая чудесная погода!
  • I am so hap­py to see you! – Я так счастлив тебя видеть!
  • What a remark­able day! – Какой замечательный день!
  • Mike couldn’t do that! – Майк не мог этого сделать!
  • It is delight­ful! – Это восхитительно!

Что представляет собой сложное предложение?

Мы с вами рассмотрели простые предложения в английском языке, теперь перейдем к сложным. Сложное  — это такое предложение, в состав которого входят несколько простых, соответственно, сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ.

Сложные предложения бывают всех вышеперечисленных видов, то есть повествовательные, вопросительные, повелительные и восклицательные. Но, кроме этого, сложные предложения в английском языке делятся на следующие типы:

  • Сложносочиненное (the com­pound sentence)
  • Сложноподчиненное (the com­plex sentence)
  • Придаточное подлежащее (sub­ject clause)
  • Придаточное предикативное (pred­i­cate clause)
  • Придаточное дополнительное (object clause)
  • Придаточное определительное (attribu­tive clause)
  • Придаточное обстоятельственное (adver­bial clause)

Если вы серьезно хотите освоить английский язык, для этого необходимо изучить принцип строения сложных предложений и научиться составлять такие предложения, включить их в свою английскую речь, которая сразу станет богаче. Поэтому мы с вами рассмотрим подробно каждый тип сложного предложения английского языка.

Сложносочиненное предложение (the com­pound sen­tence):

Этот тип сложного предложения соединяет в себе простые предложения с помощью сочинительных союзов (перед которыми ставится запятая):

  • and — и, a
  • as well as — так же как и
  • nei­ther . . .nor — ни … ни
  • but – но
  • not only … but also — не только … но также

Обратите внимание на то, что простые предложения в составе сложносочиненных предложений произносятся с понижающейся интонацией. Например:

  • A stormy wind was blow­ing, and it was extreme­ly cold out­side. — Дул штормовой ветер, и на улице было ужасно холодно.
    We do not like The Smiths, as well as they do not respect our fam­i­ly. – Мы
    не любим Смитов, также, как и они не уважают нашу семью.
  • I want­ed to help Mike not to be alone, but he said that he likes his lone­li­ness. – Я хотел помочь Майку не быть одному, но он сказал, что ему нравится его одиночество.
  • Anders was not only a good teacher, but also a very good per­son. – Мистер Андерс был не только хорошим учителем, но и очень хорошим человеком.

Сложносочиненное предложение может состоять из двух или более простых предложений, не соединенных союзами. При бессоюзном соединении предложения отделяются друг от друга точкой с запятой или запятой, произносим такие предложения с понижением голоса в конце:

  • A stormy wind was blow­ing, it was extreme­ly cold out­side. – Дул штормовой ветер, было ужасно холодно на улице.
  • The most impor­tant ele­ments for our body are water, air and nutri­tion; we need to drink water, to breathe and to eat every day. – Наиболее важные элементы для нашего организма – это вода, воздух и питание; мы нуждаемся в том, чтобы пить воду, дышать и питаться каждый день.

Сложноподчиненное предложение (the com­plex sen­tence):

Этот тип сложного предложения состоит в том, что придаточное предложение присоединяется к главному предложению с помощью подчинительных союзов или союзных слов:

  • that – что
  • if – если
  • after — после того как
  • because — потому что
  • who – кто
  • whose – чей
  • when – когда
  • where — где, куда

Например:

  • I sup­posed that Nick could come to us. – Я предположила, что Ник мог прийти к нам.
  • I can come to your par­ty if you invite me. – Я могу прийти на вашу вечеринку, если вы пригласите меня.
  • Lily called her moth­er after she fin­ished her break­fast. – Лили позвонила своей маме после того, как закончила завтрак.
  • We do not want to see Alex, because he offend­ed our sis­ter. – Мы не хотим видеть Алекса, потому что он обидел нашу сестру.
  • He asked me where I had spent my hol­i­days. – Он спросил меня, где я провела свои каникулы.

Придаточное предложение может присоединяться к главному и без союза:

  • Mike nev­er thought he should see his sis­ter – Майк никогда не думал, что мог бы снова увидеть свою сестру.

Придаточное подлежащее предложение (sub­ject clause)

Данный тип отвечает на вопросы who? — кто или what? — что? Присоединение зависимого предложения к главному происходит с помощью союзов и союзных слов:

  • that – что
  • whether
  • if – ли
  • who (whom) — кто (кого), чей
  • what — что, какой
  • which который
  • when – когда
  • where — где, куда
  • how – как
  • why – почему

Примеры таких предложений:

  • What we want and need is rest — Все, что мы хотим и нам нужно — это отдых.
  • It has been known that light­ning is noth­ing else but an elec­tric spark. — Всем известно, что молния есть не что иное, как электрическая искра.
  • Who saved her life remained unknown. — Кто спас ей жизнь, осталось неизвестным.
  • It is strange that they had met here. — Странно, что они встретились здесь.

Придаточное предикативное предложение (pred­ica­tive clause)

Связующие слова в этих предложениях те же самые, что и в предыдущем типе. Но предикативные члены обычно присоединяются к подлежащему посредством глаголов-связок to be, to get, to become, to grow и других:

  • This is what they were talk­ing about. — Это то, о чем они говорили.
  • All he knows is what he has seen in the press. — Все, что он знает — это то, что он читал в прессе.
  • The truth was that she was a woman before she was a sci­en­tist. — Дело было в том, что она была прежде всего женщиной, а потом ученым.

Придаточное дополнительное (object clause)

Этот тип имеет те же союзы и союзные слова, что и придаточные предложения подлежащие. В английском языке они не отделяются запятой от главного предложения:

  • Не said that he can­not live with­out his fam­i­ly. — Он сказал, он не может жить без своей семьи.
  • You don’t know what you are talk­ing about. — Вы не знаете, о чем вы говорите.
  • We are hap­py that you for­got your anger. – Мы счастливы, что вы позабыли свой гнев.

Придаточные определительные предложения (Attribu­tive Clauses)

Такие предложения отвечают на вопросы which? what? — какой? и присоединяются к главному предложению бессоюзным способом или с помощью союзных слов — относительных местоимений и наречий:

  • who – который
  • whom – которого
  • whose — чей, которого
  • which, that – который
  • when – когда
  • where — где, куда
  • why — почему

Например:

  • Mendeieyev’s Peri­od­ic Table of chem­i­cal ele­ments, which was cre­at­ed in the 19th cen­tu­ry, has opened a new era in chem­istry and in oth­er branch­es of sci­ence. — Периодическая таблица химических элементов Менделеева, которая была создана в XIX веке, открыла новую эру в химии и в других областях науки.

Обстоятельственные предложения (adver­bial clauses)

Обстоятельственные предложения делятся на несколько видов:

образа действия и сравнения (of man­ner and comparison)

  • John sat down in the near­est arm­chair as if he were col­laps­ing from fatigue. — Джон опустился на ближайшее кресло, как будто усталость сломила его.

причины (of cause)

  • As it is rainy, we will stay at home. — Так как на улице дождливо, мы останемся дома.

цели (of purpose)

  • Write down all the new words from the arti­cle lest you should for­get them. — Выпиши все новые слова из статьи, чтобы ты не забыл их.

следствия (of result)

  • The night was so dark that Mike could hard­ly see the road. — Ночь была такой темной, что Майк едва мог разглядеть дорогу.

уступительные (of concession)

  • What­ev­er weath­er it is the plane will start ear­ly in the morn­ing. — Какая бы ни была погода, самолет вылетит рано утром.

условные (of condition)

  • If you leave the meat on the table, our cat will eat it. — Если ты оставишь мясо на столе, наш кот съест его.

Вот и все, друзья. Обогатите вашу английскую речь сложными предложениями!